...
x

Помощь детям при неотложных состояниях: алгоритм и особенности

Для врачей скорой помощи, которые оказывают экстренную помощь детям при неотложных состояниях, специалистами РОСМП разработан четкий спецалгоритм. Но нередко возникают ситуации, не укладывающиеся в общепринятые рамки, и тогда успех догоспитальной помощи зависит исключительно от слаженных, высокопрофессиональных действий прибывших по вызову реаниматоров.

Неотложными состояниями являются нарушения сознания, длительные судороги, признаки гипоксии, выраженные нарушения сердечной деятельности, геморрагический синдром, отек мозга и нарушение работы других органов. О том, как оказывать первую помощь ребенку с подобными патологиями, подробно рассказывается на этой странице.

Порядок оказания неотложной помощи детям: особенности тактики врача

Порядок оказания неотложной помощи детям врачом СМП на догоспитальном этапе начинается с осмотра пациента.

Для этого нужно:

  1. Установить контакт с родителями для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния больного при осмотре.
  2. Получить ответы на вопросы:
  • причина обращения;
  • обстоятельства заболевания или травмы;
  • длительность заболевания;
  • время ухудшения состояния ребенка;
  • использованные до прибытия врача скорой помощи средства и препараты.

Осмотр ребенка в условиях комнатной температуры при хорошем освещении.

Соблюдение правил асептики при осмотре ребенка, особенно при оказании помощи новорожденным.

Чтобы выработать особенности тактики при оказании неотложной помощи детям с учетом того, что декомпенсация состояния у маленьких пациентов наступает быстрее, чем у взрослых, нужно учесть следующие обстоятельства.


Если:

  • заболевание не угрожает жизни больного;
  • состояние стабильное;
  • материально-бытовые условия жизни ребенка удовлетворительные и ему гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу для его жизни, — можно оставить ребенка дома с обязательной передачей активного вызова в поликлинику.

Если:

  • характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного;
  • неблагоприятный прогноз заболевания;
  • неудовлетворительное социальное окружение и возраст ребенка предполагают лечение только в условиях стационара — необходима госпитализация ребенка.

При отказе родителей от госпитализации необходимо доложить об этом старшему врачу станции СМП и действовать по его указанию. Любой отказ от осмотра, медицинской помощи, госпитализации должен быть зафиксирован в карте вызова врача СМП и подписан родителем или опекуном ребенка.

В случае если пациент или родитель (или опекун) ребенка не хочет оформить отказ от госпитализации в установленной законом форме, то необходимо привлечь не менее двух свидетелей и зафиксировать отказ.

Оказание помощи детям на догоспитальном этапе: диагностика неотложных состояний

Врач, оказывающий неотложную помощь на догоспитальном этапе, по возрасту ребенка и соответствующим ему возрастным анатомо-физиологическим особенностям должен определить специфику диагностики неотложного состояния.

Анамнез является важнейшей составляющей экстренной диагностики на догоспитальном этапе. В отличие от взрослых у детей раннего возраста диагноз почти в 50% случаев ставится поданным анамнеза и только в 30% — по результатам физикального обследования.

При оказании неотложной помощи детям врач скорой медицинской помощи должен учитывать:

  1. отсутствие постоянного наблюдения за пациентом;
  2. возможность развития у детей первого года жизни критического состояния в первые минуты или часы после посещения врача на фоне ранее относительно удовлетворительного состояния при осмотре;
  3. анатомо-физиологические отличия детского организма;
  4. нередко низкую санитарно-бытовую культуру населения.

Именно этим объясняется приоритет тактической гипердиагностики («утяжеление» синдромов) при госпитализации большинства пациентов первых месяцев жизни.

Первоочередная задача такого этапа неотложной помощи ребенку, как осмотр, — это выявление синдромов, определяющих состояние больного, а не причины заболевания. При постановке диагноза врач скорой медицинской помощи, в отличие от врачей большинства других специальностей, должен идти от следствия к причине.

Согласно алгоритму неотложной медицинской помощи детям, при осмотре ребенка врачом скорой медицинской помощи:

  • первоначально оценивается степень нарушения витальных функций и необходимость проведения экстренных лечебных мероприятий по жизненным показаниям;
  • затем определяется состояние центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполняются неотложные мероприятия.

Исследование функций жизненно важных органов и систем, а также коррекция их нарушений у детей и взрослых принципиальных различий не имеют.

Если состояние центральной нервной системы, центральная гемодинамика и дыхание достаточно стабильны, то врач приступает к типичному обследованию больного.

Учитывая ограниченность во времени, врач скорой медицинской помощи для догоспитальной неотложной помощи детям собирает только необходимые для выработки требуемого тактического решения и объема неотложных мероприятий данные.

В анамнезе болезни у детей раннего возраста:

  • изменение поведения ребенка;
  • гиподинамия, вялость или гиперактивность;
  • изменение аппетита;
  • нарушение сна;
  • сонливость и вялость у обычно активного ребенка — это может быть симптомом угнетения центральной нервной системы;
  • срыгивания, рвота, одно-, двухкратный жидкий стул у маленьких детей необязательно говорят об инфекционном поражении желудочно-кишечного тракта, это может быть началом любого заболевания;
  • наличие предшествующей перинатальной патологии нервной системы и ее последствий для исключения возможности ее манифестирования;
  • как протекали беременность и роды;
  • наблюдается ли ребенок у специалистов;
  • уточнить возможность развития заболевания на фоне перенесенной внутриутробной инфекции;
  • гипотрофии, рахита, перинатальной патологии, врожденных пороков развития и т. д.;
  • сведения о прививках, поствакцинальных реакциях;
  • контактах с инфекционными больными;
  • аллергологический анамнез.

Физикальное обследование детей для оказания помощи в экстренной ситуации направлено на выявление угрожающих состояний. Сложность обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития. Так, новорожденные переживают ряд пограничных состояний (физиологическое снижение массы тела, желтуху, диспепсию и т.д.), имеют физиологические тахикардию (120—140 уд/мин) и тахипноэ (40—60 дых/мин) и т.д.

Перед оказанием неотложной медицинской помощи детям необходимо в первую очередь выявить декомпенсацию дыхания, кровообращения и степень поражения центральной нервной системы.

Нарушения дыхания могут быть в виде:

  • его отсутствия;
  • брадипное;
  • патологического типа.

Нарушения кровообращения:

  • исчезновение пульса на лучевой артерии при артериальном давлении ниже 50—60 мм рт. ст.;
  • исчезновение пульса на сонной артерии при артериальном давлении ниже 30 мм рт. ст.;
  • тахикардия;
  • брадикардия;
  • аритмия;
  • «мраморность» кожи, цианоз.

При исследовании центральной нервной системы:

  • уровень сознания при невозможности словесного контакта определяют по активности ребенка, по тому, как он следит за вами и за предметами, играет ли он с игрушкой, как он кричит или плачет (монотонный крик характерен для менингита);
  • диффузные общемозговые реакции;
  • судорожный синдром (фебрильные судороги);
  • неспецифические токсические энцефалопатии (нейротоксикоз);
  • ширина зрачков, их реакция на свет;
  • мышечный тонус и т.п.

В ходе экстренной медицинской помощь ребенку при подозрении на менингит врач должен помнить, что у детей до 3 месяцев жизни симптом Кернига является физиологическим, а симптомы Брудзинского определяются редко, однако часто имеют место ригидность затылочных мышц, гиперестезия на все раздражители, элементы позы «легавой собаки», монотонный крик и легко выявляемый симптом «подвешивания».

Важно! При осмотре перед оказанием неотложной медицинской помощи ребенок должен быть полностью раздет!

О болевом синдроме у ребенка раннего возраста свидетельствуют беспокойство, плач, нарушение сна, иногда срыгивания, снижение аппетита. Однако причиной плохого самочувствия ребенка, его крика и плача могут быть недостатки ухода и питания.


Из особенностей диагностики боли у детей первого года жизни целесообразно выделить следующие:

  • для головной боли, повышения внутричерепного давления, отека мозга характерен монотонный крик;
  • часто наблюдаются тремор подбородка и конечностей, пульсация большого родничка, положительный симптом Грефе, срыгивания, рвота. При изменении положения головы ребенка — усиление беспокойства, крика и плача;
  • при боли в конечности — ограничение объема активных движений, ребенок ее щадит;
  • при боли в животе — ребенок сучит ножками, поджимает их к животу, кричит, часто и прерывисто сосет соску, срыгивает;

Боль в животе преимущественно связана с нарушениями моторики и усилением перистальтики. У детей раннего возраста боль в животе возникает вследствие:

  • метеоризма, дисбактериоза кишечника, запоров;
  • нарушений режима питания;
  • инвагинации кишечника, язвенно-некротического энтероколита.

Боль при инвагинации появляется с возникновением крупных перистальтических волн периодичностью 10—15 мин. Ребенок внезапно начинает беспокоиться, кричать, сучить ножками, а после прекращения перистальтической волны боль стихает.

Постоянная боль в животе характерна для острого аппендицита, когда происходит резкое уменьшение перистальтики кишечника, что приводит к вздутию живота.

Перед оказанием помощи при неотложных состояниях у детей раннего возраста осмотр кожи обычно точнее всего показывает тяжесть заболевания ребенка.

Бледность кожных покровов чаще всего обусловлена:

  • анемией;
  • интоксикацией;
  • «бледным» врожденным пороком сердца;
  • вегетососудистой дистонией, спазмом периферических сосудов.

После исключения анемии выясняют причину сосудистого спазма. Чаще всего это токсикоз различного генеза или гиповолемия. Диагностировать гиповолемию с общей дегидратацией тканей помогают следующие симптомы:

  • сухость слизистых оболочек;
  • медленное расправление кожной складки;
  • западение большого родничка;
  • снижение диуреза.

Цианоз (синие губы и видимые слизистые оболочки полости рта) — ведущий симптом при врожденных пороках сердца с шунтированием крови справа налево. Разлитой цианоз чаще наблюдается при декомпенсированном врожденном пороке сердца (тетрада Фалло).

Сыпь (экзантема) имеет большое значение для постановки диагноза, оценки прогноза и тяжести состояния ребенка. Любая сыпь с геморрагическими элементами требует дифференцирования с менингококковой инфекцией.

У детей первого года жизни перед оказанием первой неотложной помощи важную роль играет исследование большого родничка:

  • при дегидратации кожа над родничком западает;
  • большой родничок пульсирует, выбухает при повышении внутричерепного давления (гидроцефалия, менингит).

Сердечно-сосудистая и дыхательная системы — для детей первого года жизни характерны физиологические тахикардия и тахипное.

Таблица «Возрастные нормы частоты пульса, величины артериального давления, числа дыхания у детей»:

Показатель

Возраст

1 месяц

1 год

5 лет

9 лет

14 лет

Частота пульса, уд/мин

140

120

100

90-100

Норма взрослого человека

АД (систолическое), мм рт. ст.

80

90

95

105

Норма взрослого человека

АД (диастоличе­ское), мм рт. ст.

40-45

45-55

55-60

65-70

Норма взрослого человека

Число дыханий в 1 мин

40

30

20-25

20

Норма взрослого человек

Пульсовое давление во всех возрастных группах составляет 40—45 мм рт. ст. Во время оказания первой помощи при неотложных состояниях детям дошкольного возраста кроме вышеперечисленного надо помнить, что все границы сердца у них увеличены.

Первая неотложная помощь детям: введение лекарственных средств

В соответствии со стандартами неотложной помощи детям и в зависимости от тяжести состояния больного определяются пути введения лекарственных препаратов. Учитываются необходимая длительность их непрерывного введения, характер заболевания, возраст пациента и возможности медицинских работников.

Внутривенный путь введения наиболее предпочтителен при необходимости экстренного введения препарата для воздействия на какие-либо функции организма. В случае необходимости неоднократного введения препаратов, проведения инфузионной терапии, при транспортировке методом выбора является катетеризация периферической вены.

Учитывая особенности оказания неотложной помощи детям, наиболее доступными венами для постановки периферического катетера являются:

  • вены локтевого сгиба,
  • вены тыльной стороны,
  • вена, расположенная спереди от внутренней лодыжки.

При необходимости до внутривенного можно прибегнуть к подъязычному пути введения (в мышцы полости рта).

При этом применяется правило «трех двоек»:

  • отступив на 2 см от края подбородка, иглой для внутримышечной инъекции входят на глубину 2 см в мышцы дна рта, в направлении к макушке;
  • общее количество введенных препаратов — не более 2 мл (1 мл — детям до 3 лет). Препараты вводятся без разведения, в возрастной дозе.

Ректальный путь введения используют, когда невозможен пероральный путь, доступа к вене не получено в течение 5 минут и внутримышечная инъекция не позволит достигнуть оптимальной пиковой концентрации препарата быстрее. Препараты вводятся в микроклизме, в разведении теплым (37—40 °С) физиологическим раствором — 3—5 мл, с добавлением 0,5—1,0 мл 70%-ного этилового спирта, если это не вызовет инактивации препарата. Возможная доза введения лекарственных средств — 1—10 мл.

Внутримышечный путь введения используется при отсутствии необходимости срочного воздействия препаратов.

При невозможности выполнить в/в доступ у заинтубированных детей можно воспользоваться интратрахеальным введением: в интубационную трубку через кольца трахеи иглой для в/м инъекции. Дозу препарата при этом удваивают и разводят в 1—2 мл физраствора. Общее количество однократно введенных препаратов не более 20-30 мл.

Интраназальный путь целесообразен при необходимости воздействия препарата на эпителий верхних дыхательных путей. Доза препарата не > 1 мл.

Скорая неотложная медицинская помощь детям: инфузионная терапия

Инфузионная терапия при скорой неотложной помощи детям на догоспитальном этапе используется для восполнения объема циркулирующей крови, срочной коррекции метаболических электролитных расстройств, внутривенного капельного введения лекарственных препаратов.

Вид инфузионной среды, дозы и скорость инфузии определяет состояние гемодинамики, характер и темпы развития заболевания.

В случае, когда систолическое артериальное давление не ниже 60—80 мм рт. ст. (сохранен пульс на лучевой артерии) и по характеру, темпам развития заболевания (травмы) можно предполагать, что состояние гемодинамики не ухудшится в пределах часа — начальная доза инфузионной терапии 20 мл/кг в час.

В случае, когда систолическое артериальное давление ниже 60 мм рт. ст. (нитевидный пульс на лучевой артерии) и можно предполагать, что состояние гемодинамики ухудшится в пределах часа (продолжающееся внутреннее кровотечение и т.д.), а также при отсутствии положительной динамики на начальную дозу 20 мл/кг в час в течение 20 минут — начальная доза инфузионной терапии 40 мл/кг в час.

В случае определения пульса только на сонной артерии, а также при отсутствии положительной динамики на начальную дозу 40 мл/кг в час в течение 20 минут — начальная доза инфузионной терапии более 40 мл/кг в час.

При отсутствии в течение 15—20 мин положительной динамики на дозу более 40 мл/кг в час требуется введение адреномиметиков.

В инфузионной терапии, как правило, применяется следующее соотношение растворов: 60% кристаллоидов, 40% коллоидов. Выбор начальной терапии тем или иным видом инфузионной среды зависит от характера заболевания, определяющего тип дегидратации.

Начальная терапия кристаллоидами показана в случае заболевания, когда имеет место не только потеря жидкости из русла, но также и внутриклеточная дегидратация (дегидратация при гипергликемической, кетоацидотиче-ской коме, кишечных инфекциях и т.п.).

Начальная терапия коллоидами показана в случае заболевания, травмы, когда имеет место острая потеря жидкости из русла.

Срочная коррекция гипогликемии проводится 5%-ным раствором глюкозы в дозе 10 мл/кг после болюсного введения 40%-ного раствора глюкозы, если это необходимо. Максимальное количество 40%-ной глюкозы — 5 мл/кг массы тела.

Срочная коррекция ацидоза проводится 4%-ным раствором натрия гидрокарбоната в дозе 1—2 мл/кг массы при сердечно-легочной реанимации, когда от момента остановки сердца до начала реанимации прошло более 10 минут, несмотря на адекватную терапию, не удается поддерживать стабильную гемодинамику с систолическим АД не ниже 60 мм рт. ст., при продолжающихся реанимационных мероприятиях без эффекта в течение 20 минут.

Срочная коррекция гипокальциемии проводится 10%-ным раствором кальция хлорида в дозе 1—2 мл/кг в случае гипокальциемии (отравления антикальциевыми препаратами и т.п.), а также в качестве антидотной терапии при гиперкалиемии.

Неотложная помощь детям на дому: введение адреномиметиков

При неотложной помощи детям на дому доза вводимого адреномиметика должна быть минимально достаточной для поддержания стабильной гемодинамики с систолическим АД не менее 60 мм рт. ст. Для экстренного восстановления гемодинамики желательно начать с большей дозы и титрованием снизить ее до минимально достаточной под постоянным контролем состояния гемодинамики. Для поддержания стабильной гемодинамики желательно начать с меньшей дозы и титрованием повысить ее до минимально достаточной под постоянным контролем состояния гемодинамики.

Согласно стандартам медицинской помощи детям при неотложных состояниях, выбор адреномиметика производится в зависимости от вида патологии, при которой оказывается помощь:

  • сердечно-легочная реанимация — адреналин;
  • травматический шок — допамин, при отсутствии — адреналин;
  • анафилактический шок — фенилэфрин (мезатон) или адреналин;
  • инфекционно-токсический шок — мезатон или адреналин;
  • кардиогенный шок — допамин.

Допамин — из расчета 2—20 мкг/кг в минуту в зависимости от требуемого эффекта. Приготовление «маточного» раствора: 0,5 мл 4%-ного допамина разводится в 200 мл физиологического раствора или 5%-ного раствора глюкозы.

Адреналин — из расчета 0,5-1 мкг/кг в минуту в зависимости от требуемого эффекта. Приготовление «маточного» раствора: 1 мл 0,1 %-ного адреналина разводится в 200 мл физиологического раствора или 5%-ного раствора глюкозы.

Мезатон — из расчета 10—40 мкг/кг в минуту. Приготовление «маточного» раствора: 1 мл 1 %-ного мезатона разводится в 100 мл физиологического раствора или 5%-ного раствора глюкозы.

Медицинская помощь при неотложных состояниях у детей: сердечно-легочная реанимация

Стандарты оказания неотложной помощи детям утверждены 23 мая 2006 года II съездом Общероссийской общественной организации «Российское общество скорой медицинской помощи» (РОСМП).

Сердечно-легочная реанимация у детей старше 14 лет.

Диагностика: без сознания, отсутствует пульс на сонных артериях, несколько позднее — прекращение дыхания. Дифференциальная диагностика: по ЭКГ — фибрилляция желудочков (более чем в 80% случаев), в остальных случаях — асистолия или электромеханическая диссоциация.

Алгоритмы оказания неотложной помощи детям старше 14 лет:

  1. При фибрилляции желудочков и невозможности немедленной дефибрилляции незамедлительно начать сердечно-легочную реанимацию (CJIP), максимально быстро обеспечить возможность выполнения дефибрилляции.
  2. При асистолии:
  • если невозможно точно оценить электрическую активность сердца (не исключить атоническую стадию фибрилляции желудочков) — действовать, как при фибрилляции желудочков;
  • если асистолия подтверждена в двух отведениях ЭКГ.

Сердечно-лёгочную реанимацию можно прекратить, если при использовании всех доступных методов нет признаков ее эффективности в течение 30 мин.

Основные опасности и осложнения сердечно-лёгочной реанимации при оказании скорой неотложной медицинской помощи детям:

  • после дефибрилляции: асистолия, продолжающаяся или рецидивирующая фибрилляция желудочков, ожог кожи;
  • при искусственной вентиляции легких: переполнение желудка воздухом, регургитация, аспирация желудочного содержимого;
  • при интубации трахеи: ларинго- и бронхоспазм, регургитация, повреждение слизистых оболочек, зубов, пищевода;
  • при закрытом массаже сердца: перелом грудины, ребер, повреждение легких, напряженный пневмоторакс;
  • при пункции подключичной вены: кровотечение, пункция подключичной артерии, лимфатического протока, воздушная эмболия, напряженный пневмоторакс;
  • дыхательный и метаболический ацидоз;
  • гипоксическая кома.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей до 14-летнего возраста.

Методика непрямого массажа сердца: детям до года достаточно надавливать на грудину одним-двумя пальцами. Для этого уложите ребенка на спину и охватите его так, чтобы большие пальцы рук располагались на передней поверхности грудной клетки и концы их сходились на точке, расположенной на 1 см ниже сосковой линии, остальные пальцы подложите под спину. Детям старше 1 года и до 7 лет массаж сердца выполняют, стоя сбоку (чаще — справа), основанием одной кисти, более старшим — обеими кистями (как взрослым).

Таблица «Взаимосвязь параметров при непрямом массаже сердца»:

Возраст

Рука

Точка нажатия

Глубина нажатия

Частота

Соот­ношение вдох/нажатие

До 1 года

2 пальца

1 поперечный палец ниже сосковой линии

1,5—2 см

Более 120

1/5

1—7 лет

1 рука

2 поперечных пальца вверх от прикрепле­ния мечевидного отростка

3—4 см

100-120

1/5

Старше 7 лет, взрос­лый

2 руки

2 поперечных пальца вверх от прикрепле­ния мечевидного отростка

4—5 см

80-100

2/15

Внимание: прекардиальные удары детям не производят ни при каких обстоятельствах!

Во время оказания неотложной помощи детям на догоспитальном этапе нельзя:

  • проводить непрямой массаж сердца при наличии пульса на сонной артерии;
  • подкладывать под плечи любые предметы;
  • располагать ладонь при давлении на грудину так, чтобы большой палец был направлен на реаниматора.

Экстренная медицинская помощь детям: методика ИВЛ

Предназначение методики искусственной вентиляции легких (ИВЛ) – обеспечить проходимость дыхательных путей. Крайне желательна интубация трахеи, но только после первых вдохов ИВЛ. Нельзя тратить на попытку интубации (в это время пациент не дышит) более 20 с! Если пострадавший — ребенок до года, обхватите ртом рот и нос ребенка. Дышите объемом щек. При ИВЛ с помощью мешка Амбу пользуйтесь специальным Амбу для детей до года; если применяется Амбу для взрослых, объем одного вдоха равен объему кисти руки врача.

Алгоритм неотложной помощи детям старше 1 года следующий:

  • зажмите нос ребенка и проводите дыхание рот в рот.
  • Сделайте два пробных вдоха.
  • Оцените состояние пациента. Во время вдоха грудная клетка и живот должны подниматься. Для определения глубины вдоха ориентируйтесь на максимальную экскурсию грудной клетки и живота пациента и появления сопротивления вдоху.
  • Выдерживайте паузц между вдохами — 2 с. Вдох обычный, не форсированный.

Внимание: при наличии повреждений рта можно использовать дыхание рот в нос! Алгоритм оказания такой неотложной медицинской помощи детям схож с описанным выше, но при этом рот ребенка закрыт, губы спасателя обжимают нос пострадавшего.

Однако эффективность данного способа намного ниже, чем таковая при дыхании рот в рот.

Внимание: при ИВЛ «рот в рот» («рот в рот и нос», «рот в нос») не дышите глубоко и часто, иначе вы не сможете проводить вентиляцию! Дышите с возможной для вас частотой, максимально близкой к рекомендованной, в зависимости от возраста пациента.

Частота ИВЛ при СЛР у детей разного возраста:

Возраст/лет

Количество вдохов в 1 мин

До 1 года

40-36

1—7 лет

36-24

Старше 7 лет, взрослые

24-20

Пути введения медикаментов: при CJIP оптимальными являются два пути: внутривенный и внутритрахеальный (через эндотрахеальную трубку или пункцией перстневидно-щитовидной мембраны).

Внимание: при внутритрахеальном введении препаратов доза удваивается, и препараты, если они не были разведены ранее, разводятся в 1—2 мл физиологического раствора! Общее количество введенных препаратов может достигать 20—30 мл.

Атропин при реанимации у детей применяется в случае асистолии и брадикардии.

Разведение: 1 мл 0,1 %-ного раствора на 10 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата). Доза: 0,01 мг/кг (или 0,1 мл/кг массы тела при указанном разведении).

При отсутствии сведений о массе тела возможно применение дозы 0,1 мл 0,1 %-ного раствора на год жизни или при указанном разведении 1 мл/год.

Можно повторять введения каждые 3—5 мин до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Адреналин применяется в случае асистолии, фибрилляции желудочков, электромеханической диссоциации.

Разведение: 1 мл 0,1 %-ного раствора на 10 мл изотонического раствора натрия хлорида (в 1 мл раствора будет 0,1 мг препарата).

Доза — 0,01 мг/кг (или 0,1 мл/кг массы тела при указанном разведении).

При отсутствии сведений о массе тела возможно применение дозы 0,1 мл 0,1 %-ного раствора на год жизни или при указанном разведении 1 мл/год. Можно повторять введения каждые 1—3 мин.

При неэффективности проводимой сердечно-лёгочной реанимации в течение 10-15 мин возможно применение увеличенных в 2 раза доз адреналина.

Лидокаин применяется в случае фибрилляции желудочков. Доза — 1 мг/кг — 10%-ный раствор.

Натрия гидрокарбонат 4%-ный используют в случае, когда сердечно-лёгочная реанимация начата позже, чем через 10-15 мин от момента остановки сердца, или в случае длительной неэффективной сердечно-лёгочной реанимации (более 20 мин без эффекта при адекватной вентиляции легких). Доза — 2 мл/кг массы тела.

Постреанимационная медикаментозная терапия должна быть направлена на поддержание стабильной гемодинамики (инфузионная терапия) и защиту центрально-нервной системы от гипоксического повреждения (антигипоксанты):

  • инфузионная терапия ;
  • антигипоксанты — солкосерил или актовегин внутривенно струйно 1 мл/год.

Дефибрилляция выполняется при фибрилляции желудочков в режиме 2 Дж/кг — первый разряд, 3 Дж/кг — второй разряд, 3,5 Дж/кг — третий и все последующие разряды.

Алгоритм введения препаратов и дефибрилляции совпадает с таковым для взрослых пациентов.

Как оказывать первую помощь ребенку при отеке мозга

Отек мозга характеризуется нарушением сознания и судорожными приступами. Он отличается этиологическим разнообразием, проявляясь при: инфекционных заболеваниях, токсико-гипоксических состояниях, острых нейроинфекциях, черепно-мозговых травмах, эпилептическом статусе, нарушениях мозгового кровообращения, опухолях головного мозга, соматических заболеваниях.

По патогенезу различают: вазогенный, цитотоксический, осмотический, гидростатический отек мозга.

Клиническая картина:

  • Общее беспокойство, «мозговой крик», рвота, мышечные подергивания, судороги.
  • Нарушения сознания (до сопора и комы), бред, галлюцинации.
  • Менингеальные симптомы, наличие патологических рефлексов, парэстезии.
  • Злокачественная гипертермия.
  • Гемодинамические расстройства (повышение, а затем снижение АД, коллапс, брадикардия), нарушения дыхания.
  • Выявляют «застойные диски зрительных нервов» при осмотре глазного дна.

При отеке мозга с судорожным синдромом со стойким нарушением сознания оказание неотложной помощи детям проводятся по следующим этапам:

  • приподнять голову под углом 30 градусов;
  • санация верхних дыхательных путей;
  • интубация и ИВЛ;
  • оксигенация;
  • дексаметазон в дозе 0,5—2 мг/кг каждые 4 часа, или преднизолон в дозе 5 мг/кг, или гидрокортизон по 20 мг/кг внутривенно или внутримышечно;
  • маннитола в дозе 0,5—1 г/кг массы в/в капельно 15%-ный раствор, в начальной дозе 50% от суточной, первые 33% струйно, медленно или в/в капельно по 100 кап/мин, затем 30—40 кап/мин;
  • 20%-ный альбумин в/в капельно 15—20 мл/кг;
  • 1 %-ный раствор лазикса в дозе 0,2 мл/кг (2 мг/кг) в/в струйно в 2—4 приема;
  • глицерол внутрь по 0,5—1,5г/кг через зонд 3 раза в день;
  • 25%-ный раствор магния сульфата в/м в дозе 0,2 мл/кг;
  • диазепама (седуксена, валиума, реланиума, сибазона) 0,5%-ный раствор — 0,1 мл/кг (0,3— 0,5 мг/кг) внутривенно на 10%-ной глюкозе или внутримышечно;
  • при неэффективности диазепама — ингаляционный или барбитуратный наркоз;
  • краниоцеребральная гипотермия (холод на голову) при гипертермии;
  • натрия оксибат 50—80 мг/кг в сутки в/в струйно, медленно;
  • для нормализации микроциркуляции — р-ры декстрана, пентоксифиллина, инстенона, амино-филлина;
  • для улучшения метаболизма — витамины группы В, аскорбиновая к-та, АТФ по 1 мл 1—2 раза в сутки, кокарбоксилаза 25—100 мг/сут в/в или в/м, 20%-ный р-р пирацетама по 50—100 мг/кг в сутки в/в капельно.

После оказания экстренной медицинской помощи ребенку необходима госпитализация в отделение реанимации.

Статья прочитана 10 297 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.