...
x

Основные потребности развития детей и способы их удовлетворения

Изучению главных потребностей ребенка посвятили немало научных исследований многие известные психологи, в том числе Абрахам Маслоу, Александр Лоуэн и Даниил Эльконин, труды которых до сих пор являются основополагающими во многих профильных учебных заведениях. Все эти ученые не только исследовали основные потребности ребенка, но и предлагали способы их удовлетворения, и эти методики актуальны до сих пор.

Самое главное — помнить, что все дети, какими бы они ни были: активными, медлительными, истеричными, агрессивными, тревожными, умными или не особенно одаренными, — все без исключения нуждаются в первую очередь в нашей любви и понимании. И только во-вторых, а может быть, и в-третьих — в хорошем образовании.

Но чтобы дети всегда чувствовали нашу любовь и поддержку, нужно установить с ними контакт, а это не просто. Все наши девочки и мальчики — жители другой планеты, планеты под названием детство. Дети — это иная цивилизация, которая когда-то была и нашей колыбелью, но от которой мы давно отгородились и постепенно утратили знания о ней, потому что большую часть своей сознательной жизни стремимся под солнце другого мира — мира взрослости, рассудительности, ответственности.

Для взаимодействия с иной цивилизацией нам необходимо разобраться в чувствах и основных потребностях детей и поделиться с ними собственными чувствами и потребностями. Без этого контакта не произойдет.

Главные жизненные потребности ребенка по А. Маслоу

Часто поведение детей нас не удовлетворяет, вызывает раздражение, негодование, а иногда и недоумение: «Ну для чего он это делает?» Ответить на родительское непонимание поможет классификация потребностей, разработанная американским психологом Абрахамом Маслоу. Все очень просто: первопричиной любых человеческих поступков и эмоций является удовлетворение или неудовлетворение базовых потребностей детей или взрослых.


Потребности могут удовлетворяться либо конструктивно, то есть приемлемо для окружающих, либо нет. К неконструктивным способам можно отнести летящую в лоб папе игрушку, или разбитую в гневе мамину шкатулку, или регулярные драки в школе.

Абрахам Маслоу делит человеческие потребности на следующие 7 категорий.

  1. Физиологические, или органические, потребности: голод, жажда, половое влечение и другие.
  2. Потребность в безопасности: необходимость чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач.
  3. Потребности в принадлежности и любви: желание принадлежать к какой-либо общности, быть принятым, любить и быть любимым.
  4. Потребность в уважении (почитании): ощущение собственной компетентности и успешности, одобрения и признания.
  5. Познавательные потребности: знать, уметь, понимать, исследовать.
  6. Эстетические потребности: ощущение гармонии, упорядоченности, красоты.
  7. Потребности в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности — это высшая потребность.

Два первых пункта — это физиологические потребности ребенка, или базовые, так как их удовлетворение первично для любого живого организма (мы не можем игнорировать желание есть, пить или дышать). Кроме того, удовлетворение одной потребности не избавляет нас от необходимости удовлетворить другую (мы не можем напиться воздухом или надышаться едой). Эту особенность базовых потребностей ребенка хорошо отображает поговорка: «Одним духом сыт не будешь». Потребность в безопасности также является важнейшей, ведь постоянный страх не дает полноценно развиваться ни одному живому существу.

В отличие от этого удовлетворение одной из психологических потребностей ребенка может компенсировать неудовлетворенность в другой. Однако такая взаимозаменяемость на деле оказывается вовсе не полезной. Например, ребенок, не получивший возможности реализовать свою потребность в любви, будет компенсировать это удовлетворением потребности в уважении. Вновь может показаться, что здесь нет ничего страшного, но по законам психологических процессов ребенок, не получивший любви, не доверяет миру, людям, а значит, и уважения он будет искать скорее давлением и кулаками, чем добрыми поступками. Еще один вариант замещения потребности в любви — это патологическое желание лидировать, побеждать, получать премии, награды — только для того, чтобы папа или мама сказали: «Я тобой горжусь!» Само по себе такое упорство похвально, но поскольку оно работает не на потребность в самоактуализации (что было бы естественным), а пытается заполнить пустоты иной потребности, — истинного удовлетворения ребенок, а впоследствии и взрослый, от
своей бурной деятельности не получит.

Обеспечение потребности развития ребенка путем замещения таит в себе великое множество подводных камней и омутов. И поэтому, когда ваше недоумение: «Ну для чего он это делает?» переходит в негодование: «Как будто специально и мне назло!», нужно успокоиться и разобраться. Действительно, определенный умысел, хотя часто неосознанный, в действиях ребенка вполне может быть. Но не стоит спешить с обвинениями и наказаниями. Понять, в чем причина, помочь ребенку осознать свои потребности и найти допустимые способы их удовлетворения — вот первоочередная задача родителей. Причем это касается не только школы, но и воспитания вообще.

А какие потребности детей являются главными? По теории Александра Лоуэна, выдающегося психолога, работавшего в телесной терапии и много написавшего о понятии радости и любви, основной потребностью человека является именно потребность в любви — это тот скрытый умысел, который побуждает детей к действиям.

Возникает логичное возражение: «Так что же, огрызающийся и брыкающийся ребенок сообщает таким образом о своей потребности в любви?» Да, сообщает, как ни парадоксально это звучит!

Но здесь есть одна маленькая деталь: основная потребность развития ребенка любить и быть любимым в случае её необеспечения может замещаться потребностью властвовать и подчинять себе. Маслоу эту потребность не дает в явной форме, но она содержится в потребности получать уважение и почитание; а народная мудрость объясняет это замещение фразой: «Боятся — значит, уважают». Именно такое замещение одной потребности другой заставляет ребенка, не чувствующего, что его любят, огрызаться и брыкаться, в надежде перебороть сопротивление родителей и заставить их плясать под свою дудку. Осмысление при чины такой метаморфозы (этого замещения) должно стать предметом нашего повышенного внимания и интереса.

Изменить иерархию жизненных потребностей ребенка и взрослого невозможно: голодный и запуганный человек вряд ли сможет наслаждаться красотами архитектуры и головокружительной витиеватостью математической головоломки. Избавить ребенка (да и взрослого) от какой-либо из потребностей также невозможно, хотя можно на какое-то время подавить ее или заместить.

Единственное, что нам подвластно, — это повлиять на способы проявления и обеспечения потребностей ребенка, именно в этой сфере лежит главная ответственность родителей.

Удовлетворение потребностей происходит в течение всей жизни, но в детстве существуют определенные периоды, когда та или иная потребность становится ведущей, основной, когда с ней легко взаимодействовать и на нее опираться.

Основные потребности детей разного возраста по Д. Эльконину

В отечественной психологии периодизацию основных потребностей детей разного возраста ввел Даниил Эльконин.

Младенчество (от рождения до 18 месяцев).

Главный вопрос развития — «Надежен ли мир?» Нетрудно догадаться, какие в это время царят потребности: физиологические и потребность в безопасности мира.

Раннее детство (от 18 месяцев до 3 лет).

Главный вопрос развития — «Я — хороший?» Вступают в силу потребность в любви и принятии.

Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет).

Главный вопрос развития — «Как много я могу сделать?» В этот период актуальна потребность в уважении и признании.

Школьный возраст (от 6 до 12 лет).

Главный вопрос развития — «Способен ли я?» Расцвет познавательных потребностей — самый благоприятный период для знакомства со школой.

Подростковый возраст (от 12 до 18 лет).

Главный вопрос развития — «Кто я есть?» Потребность в самоактуализации.

Без определенного возрастного адреса осталась только потребность в прекрасном. Это потребность не только детей разного возраста, но и взрослых, ею пронизана вся жизнь человека. Даже младенцы имеют, например, музыкальные предпочтения. Можно, конечно, объяснять это предпочтение привычкой к определенному звуковому ряду, но даже в этом случае нет причин сомневаться, что младенец действительно получает эстетическое удовольствие.


В понятии прекрасного часто присутствует момент привычности, узнаваемости, уместности в рамках культурно-временного пространства. Рубенсовские женщины сегодня не в моде, а полные гармонии и красоты танцы диких племен не столько услаждают взор, сколько пробуждают любопытство.

Услада или наслаждение — единственный критерий удовлетворения эстетической потребности. И развивается она вместе с человеком. Поначалу — это тихое замирание от знакомых звуков, от полета бабочки, позднее — от красоты природы, животных, произведений искусства.

Знание основных периодов развития ребенка и соответствующих им доминирующих потребностей по возрастам очень важно, так как невероятно трудно, а порой просто невозможно компенсировать, например, базовую потребность в безопасности мира, если ребенок уже перешагнул период младенчества. Если базовая потребность не удовлетворена вовремя, она может стать причиной детской травмы, которая будет сказываться всю жизнь. Как говорится: «Дорога ложка к обеду». С другой стороны, часто мамы и папы стремятся обогнать природу и отдают пятилетнего ребенка в школу, хотя познавательная потребность в нем еще не проснулась, или стараются контролировать каждый шаг подростка, который уже давно вырос из потребности в базовой защите.

Актуализация (то есть доминирование) одной потребности не ведет к исчезновению других и не отменяет действия тех, что были актуализированы прежде. Человек всегда нуждается в защите, любви, уважении — и младенец, и подросток, и взрослый. Но в одну реку нельзя войти дважды, а потому с течением времени родители должны менять количество и выразительность своего внимания, контроля, защиты и проявлений любви. Пятнадцатилетнему подростку вряд ли будет приятно, что свои чувства вы будете выражать веселыми чмоканьями в живот и в попку, а шестилетнему малышу, безусловно, не пойдет на пользу ответственность за уборку в доме, за младшего братика и за обязательное наличие молока и масла в холодильнике. У каждой потребности — свой период расцвета. О секретах родительского мастерства в нелегком деле обеспечения потребностей развития детей или помощи ребенку в их удовлетворении и идет речь в этом материале.

Многие взрослые, к сожалению, основной своей задачей видят воспитание «смелого мальчика», «хорошей девочки», «скромной девочки» или «мальчика-лидера». Любые установки и рассуждения о том, каким должен быть ребенок, могут увести родителей от его «индивидуальной карты потребностей». Понять и принять ее в качестве опоры в формировании личности — единственно верное направление для родительских воспитательных усилий.

Пища как основная физическая потребность ребенка

Как ни удивительно, но и вокруг основных физических потребностей между детьми и родителями завязываются войны. Первый бой — это борьба за пухлые щечки малыша. Бой тяжелый, вредный для всех участников процесса, неприятный для случайных наблюдателей, а самое главное — бессмысленный, ведь ребенок со слезами, с криками, с упрямым молчанием, а иногда и с рвотой, но выйдет победителем.

Если вы обеспокоены плохим аппетитом ребенка, удостоверьтесь, что это не симптом заболевания: только в этом случае ваши старания и тревоги будут оправданы. Если же ребенок здоров, прекратите сражаться с ним из-за еды и помните: вы кормите человека. А у каждого человека свои вкусы, свой ритм приема пищи и своя норма съеденного, достаточного для здорового функционирования организма. Эту норму, кстати, он рискует и не узнать, если вы будете пичкать его насильно.

Естественно, наши дети отличаются от нас, но в этой истории налицо просто нечеловеческое отношение! Разве вам будет комфортно, если некто сильный и большой будет запихивать вам кашу в рот, когда вам этого не хочется? Принудительное кормление — физическое насилие над организмом маленького человека.

Задумайтесь вот о чем: удовольствие от приема пищи — это основное чувственное удовольствие человека вплоть до полового созревания. Кормя ребенка насильно (уговоры, прибаутки, кормление под телевизор), вы вторгаетесь в очень тонкую сферу чувственных наслаждений и вполне можете спровоцировать, помимо проблем с пищеварительной системой, ожирение и ранний онанизм. Одним словом, насильственное кормление — прямая дорога к тому, что ребенок в самом нежном возрасте запутается в своих базовых потребностях и не сможет их конструктивно и адресно удовлетворять.

Еда для ребенка должна быть удовольствием. Не комплексом вины перед мамой («Я так старалась, а ты не доел!»), не развлечением, связанным с просмотром телевизора, не стремлением соответствовать чьим-то желаниям, а просто чувственным удовольствием!

Ко времени кормления ребенок должен быть голодным. Если утром у малыша не слишком хороший аппетит, замените завтрак стаканом йогурта или чашкой чая с бутербродом, чтобы к обеду организм соскучился по еде.

Согласовывайте меню со вкусом ребенка. Не пичкайте его «полезным», если ребенка от него тошнит.

Исключите перекусы, особенно из ассортимента ларьков (сухарики, чипсы, жвачки). Проводите просветительскую работу о вреде подобной продукции.

Руководствуйтесь здравым смыслом: если ребенок в перерывах между едой съел очень полезное яблочко и выпил очень полезную ряженку, то очень полезный супчик в него уже не полезет. Место останется только для неполезной конфетки — а почему бы и нет?

Предложите ребенку самостоятельно положить себе порцию. Пусть он учится соизмерять возможности желудка со своим аппетитом.

Еда должна попадать в организм ребенка только с его добровольного и радостного согласия, потому что только в этом случае она не будет отягощена никакими дополнительными эмоциональными и физиологическими нагрузками, кроме утоления голода и получения удовольствия.

Физиологическая потребность ребенка в отдыхе

Другой физиологической потребностью ребенка, с которой борются некоторые родители, является потребность в отдыхе.

Стандарты деловой жизни мегаполисов, реклама, телевизионные передачи предлагают ребенку в качестве примеров для подражания активных, неусыпных, любознательных, энергичных людей с прекрасным чувством юмора, которые якобы составляют подавляющее большинство населения нашей планеты. В действительности, такие люди есть, их немало, но доля их в составе человеческой расы явно преувеличена. Заметьте, главные герои фильмов очень часто пренебрегают отдыхом ради увлекательных приключений и при этом выглядят на следующий день бодрыми и цветущими. Нормой нашего времени становится активная социальная жизнь вне дома. Школьники сплошь и рядом остаются на продленке до пяти, шести часов вечера, а в восемь могут еще посетить бассейн, и родители при этом чувствуют удовлетворение от выполненного родительского долга.

А оборотной стороной этой медали оказываются астения (хроническая усталость), апатия, отсутствие опыта жизни в кругу семьи.

Дорогие родители, все хорошо в меру! Многие дети уже после школьных уроков чувствуют усталость — и физическую, и психологическую. Это не признак лени, а проявление нормальной физиологической потребности н отдыхе, о которой в фильмах и в рекламе ничего не говорится или говорится крайне мало. Берегите своих детей!

Физические потребности ребенка не компенсируются и не замещаются. Ребенок не будет здоровее, если вместо отдыха ему предложить что-то узнать или чему-то научиться. Самым естественным признаком того, что ребенок справляется с нагрузками, будет его собственное желание посещать дополнительные занятия.

Удовлетворение базовой потребности ребенка в безопасности

Потребность в безопасности — это стремление к стабильности мира, постоянству, четким правилам. Это своеобразный аванс доверия миру.

Данная потребность формируется на первом году жизни ребенка. Малыш еще беспомощен и беззащитен, но постоянное присутствие мамы, повторение одних и тех же режимных моментов, окружение из одних и тех же предметов как будто обещают ему, что мир вполне предсказуем (так же, как предсказуемо все то, что его окружает в данный момент) — а значит, безопасен.

Кому-то такой запас безопасности необходим в большей, кому-то в меньшей мере, но именно он определяет степень доверия к миру и уровень тревоги ребенка.

Высокий уровень недоверия к миру могут спровоцировать ранняя разлука с матерью, стрессовое состояние мамы, ее неспособность обеспечить младенцу стабильную эмоциональную атмосферу. При этих неблагоприятных факторах у малыша повышается уровень внутренней тревожности, который может проявляться либо в виде страхов, либо в агрессивном поведении, в зависимости от темперамента ребенка. В школьном возрасте стабильность мира определяется уже не непосредственным присутствием мамы и папы, а скорее, стабильностью семейных устоев, традиций, правил, эмоционального фона. Это может в определенной степени компенсировать неудачный опыт раннего детства, если таковой имелся.

Психологические потребности ребенка в безусловной любви и заботе

Потребность ребенка в любви многие психологи считают основной.

Говорить о любви — казалось бы, что может быть проще? Но, как показывает практика, родители в большей степени склонны говорить ребенку не о своей любви — а о своей удовлетворенности его поведением. Другими словами, ребенка оценивают как хорошего или даже хвалят, восхищаются им, но не говорят о любви.

Безусловная любовь формирует внутреннюю уверенность в том, что «со мной все в порядке» и «я хороший».

Сравните две фразы: «Ты правильно делаешь, ты хороший мальчик» и «Как здорово, что ты у меня есть, ты моя радость!»

В первом случае мы ведем себя как требовательные покупатели на рынке хорошего поведения и оцениваем — высоко или низко — товар, предлагаемый нашим чадом. А во втором случае мы на товар, имеющийся у ребенка, даже не смотрим. Мы рады и счастливы самому ребенку, и не важно, что у него на прилавке.

Разница весьма ощутима! И эту разницу ребенок очень ясно ощущает, хотя, конечно, пройдет немало времени, пока он сможет сформулировать и объяснить свои ощущения.

Безусловная любовь на то и безусловная, что дается просто так, авансом, задаром, бескорыстно и безвозмездно, безо всяких далеко идущих планов. Здесь важно только само чувство в момент его выражения. Именно этот сиюминутный акт передачи нашей эмоции взращивает в ребенке ощущение уверенности в себе и знания «Я — хороший».

Удовлетворить психологическую потребность ребенка в любви и заботе подойдут фразы:

  • «Как хорошо, что ты есть!»
  • «Как здорово, что ты у меня появился!»
  • «Я так соскучилась!»
  • «Так хорошо с тобой рядом сидеть на диване (смотреть телевизор, гулять)».
  • «Ура! Ты уже пришел!»
  • «Я так тебя люблю!»
  • «Так здорово, что у меня появился именно мальчик (девочка или мальчик и девочка)».
  • «Ты моя радость!»
  • «Ты мое счастье!»

На удовлетворение потребности детей в любви и заботе, формирования положительного отношения к себе влияет еще один фактор — принятие. Это нечто отличное от безусловной любви и, на мой взгляд, более сложное. Сложное не только по форме проявления, но и по самому содержанию.

Принятие — это доброжелательное отношение к любым проявлениям поведения ребенка, к его потребностям, чувствам и эмоциям. Безусловно, полное принятие — это утопия, идеал. Невозможно, чтобы нас полностью принимали с нашими криками, бурными гневными выбросами или невероятной словоохотливостью. Вокруг люди, у них другие интересы, психофизические возможности и устремления, но ребенку в начале его жизни невероятно важно, что родители его принимают. А потому мы должны стремиться к идеалу — как можно более полному принятию ребенка.

Личностная потребность ребенка в уважении

Реализацию личностной потребности ребенка в уважении можно охарактеризовать одной немецкой пословицей: «Молодость не ошибка, старость не заслуга». Часто взрослые лишают ребенка права голоса или права на свое мнение лишь по причине его малолетства. Согласитесь, это смахивает на дедовщину в легкой форме.

Уважительное отношение к бедам и радостям ребенка помогает ему ощутить собственную важность и значимость. Это ни в коем случае не означает, что ребенок приобретает равный с родителями семейный статус. Нет, решать действительно взрослые вопросы ему не под силу: рожать второго ребенка или делать аборт, разводиться ли родителям, оформлять ли в банке кредит — не в его компетенции. Втягивание детей в обсуждение подобных проблем и наделение их тягостными регалиями взрослой жизни — такая же вредная крайность, как и пренебрежение их мнением и неуважение, лишающее их законного места в семейной системе. И то и другое может привести к неврозам.

Для демонстрации уважения ребенку достаточно будет придерживаться следующих рекомендаций психологов:

  • Уважайте чувства и желания ребенка. Кроме принятия это означает отсутствие насмешек над детской влюбленностью, или желанием выглядеть красивой, или стремлением проявлять мужественность.
  • Ошибочное родительское поведение дети сами успешно обнаруживают. Они дуются, замыкаются, обижаются, если видят насмешку над их внутренней жизнью или стремлениями быть взрослыми.
  • Если вы не удержались и расстроили ребенка своей нечаянной насмешкой, серьезно извинитесь.
  • Постарайтесь снизить количество понуканий, уточнений, поправок, коррекций поведения вашего ребенка. Постоянные просьбы и дополнительные требования к подросшему ребенку часто становятся неотъемлемой частью семейного общения. Как говорится, период невинности кончается с первым походом в школу, а там — уроки, кружки, дополнительные занятия, а еще надо помочь маме с братиком или хотя бы убрать в своей комнате. И очень скоро общение родителей с ребенком может превратиться в отношения наладчик — конвейер: вовремя подкрутить, подогнать, предупредить, подкорректировать. Как бы там ни было, такой ритм жизни во многом неизбежен, поэтому обязательно:
  • К любым просьбам добавляйте слова «пожалуйста», «спасибо» и свои чувства и пожелания: «С ног валюсь, помоги, пожалуйста», «Боюсь, не успеем, будут ругать», «Пожалуйста, скорее».

Еще одно, возможно, самое главное:

  • Говорите с ребенком честно.

Именно честность является залогом вашей дружбы и знаком доверия и уважения к ребенку. Вместо того чтобы говорить: «Тебе это нужно», честнее будет сказать в некоторых ситуациях, что это нужно вам. Естественно, ребенок может и не согласиться разговаривать с бабушкой только потому, что вы его об этом просите, но он оценит вашу честность, если вы признаете, что это нужно в первую очередь вам, а не ему. И эта честность поможет вам сохранить доверительные отношения с ним, а также дать ему понять, что вы уважаете его желания и чувства. Манипуляция всегда унизительна. Так что вместо того чтобы выгонять из комнаты ребенка с криками: «У тебя куча игрушек, иди и займись чем-нибудь», лучше честно попросить: «Нам с папой надо серьезно поговорить, пойди пока к себе».

Обеспечение познавательных потребностей детей

Развитию познавательных потребностей детей посвящены книги о мотивации и о том, в каком возрасте отдавать ребенка в школу. Успешное ее формирование и дальнейшая поддержка служат залогом хорошей адаптации в первом классе и дальнейшего благополучия в школьном будущем.

Познавательная потребность вступает в свои права в возрасте 6-7 лет — это возраст наших с вами первоклашек. А период смены потребностей — это всегда кризис: получение новых возможностей и новых прав на этом этапе приводит к тому, что поведение ребенка становится сложным.

Познавательная потребность актуализируется в возрасте 6-7 лет и знаменует начало кризиса этого возраста.

Смена потребностей ребенка требует смены воспитательных моделей, к чему готовы далеко не все родители. Если трехлетнего человечка вы могли заставить пойти Следом, демонстративно уходя от него, то с шестилетним ребенком этот номер вполне может не пройти. Если раньше малыш мог складывать игрушки потому, что их складывают с ним мишка и кошка, то теперь ему понадобятся более весомые аргументы.

Ребенок пробует на зуб и на вес новые возможности и атрибуты взрослой жизни маленького школьника. Ему важно продемонстрировать собственное мнение и выработать собственную позицию. Сдерживая и осаживая его попытки в этом направлении, родители провоцируют противостояние и рост напряженности в семейных отношениях. Вместо этого займитесь удовлетворением потребностей развития детей, научите малыша правильно обращаться с новыми возможностями, опираясь на них же.

Потребность ребенка в самоактуализации

О потребности в самоактуализации достаточно будет сказать буквально несколько фраз. Удовлетворение этой потребности развития детей состоит из обретения целостности, осознания своей уникальности, встречи с самим собой, осуществления пути к самому себе. Эти составляющие — сложные, многогранные и объемные понятия. Но для первоклашки эта потребность еще не так актуальна, ее время придет в подростковом возрасте. И к этому времени ребенок должен подойти не с пустыми руками. С вашей помощью у него будут хорошие помощники: безусловная родительская любовь и умение принимать свои чувства и желания, которые помогут ему понять себя и самореализоваться.

Все рекомендации и правила обеспечения потребностей развития ребенка — это не кнопки, нажав на которые получишь известный результат, а только благоприятный путь развития, а в пути, как вы знаете, случается всякое. Ваша жизнь никогда не сможет стать идеальной и безоблачной — это означало бы остановку в дороге, а она может быть лишь недолгой. Ребенок продолжает расти, меняются его потребности, меняетесь вы — а это значит, что встряски, ухабы, плохая погода на вашем пути неизбежны. Вы, как и ваш ребенок, никогда не станете совершенными, вы сможете быть только достаточно хорошими. Старайтесь относиться к трудностям только как к рабочим моментам или как к дождю во время путешествия: неприятно, но не так уж важно, ведь будет и солнце, и тепло, и удивительные приключения, особенно если у вас на руках заветная карта другого мира.

Статья прочитана 25 336 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.