Психосоматика детского возраста: почему болеют наши дети
Изучению психосоматики как причины множества заболеваний посвящено немало научных исследований. К сожалению, психосоматозы развиваются не только у взрослых, но и у детей, причем даже у тех, что воспитываются в самых благополучных семьях. Зачастую психосоматика болезней детского возраста лежит, что называется на поверхности, но нередко эти причины зарыты настолько глубоко, что без помощи специалиста просто не обойтись.
Почему появляется психосоматика заболеваний
Частые болезни детей — это серьезное испытание для их родителей. Уж, как только ни стараются они уберечь свое чадо: регулярно посещают врача, соблюдают все рекомендации, следят за питанием, не позволяют переохлаждаться, избегают посещения людных мест в период разгула ОРВИ или гриппа. Но есть такие дети, которых словно сглазили — никакие меры предосторожности не помогают, раз в 2 — 3 месяца приходится брать больничный. Родителям таких болезненных деток нужно знать, что их заболевания далеко не всегда вызваны ослабленным иммунитетом или какими-то существенными проблемами с внутренними органами. Очень часто случается так, что даже самые лучшие специалисты, к которым обращаются за помощью, не могут при обследовании ребенка обнаружить у него серьезных патологий. Тем не менее, ребенок все продолжает болеть. Вроде бы подлечится, пропьет все лекарства, состояние на какое-то время улучшится. Но пройдет немного времени — и вновь жалобы на все те же недомогания, а следом за ними очередная вспышка болезни. В таких случаях вероятнее всего имеет место именно рассматриваемый нами феномен — устойчивое психосоматическое расстройство. А это значит, что проблемы со здоровьем имеют не только соматические, но и психологические причины. И помощи одного только педиатра мало, необходима еще консультация психолога или детского психотерапевта: именно они занимаются выявлением и устранением причин психологического уровня.
Психосоматика детских заболеваний — одна из основных проблем педиатрии нынешнего века. Число детей, страдающих заболеваниями желудочно-кишечного тракта, расстройствами сердечно-сосудистой системы, заболеваниями мочевыводящих путей и желчного пузыря, бронхиальной астмой, сахарным диабетом, различными аллергиями с каждым годом возрастает. И это при том, что в целом качество детского медицинского обслуживания если не улучшается, то, по крайней мере, остается стабильным. Значит, причины психосоматики того, почему болеют дети, именно внутренние, их надо искать в самих малышах, в их организме, в окружающей их обстановке.
Психосоматозы у взрослых также развиваются все чаще. При этом исследования показывают, что корни психосоматических расстройств в подавляющем большинстве случаев уходят в дошкольное детство. Это связано с особенностями эмоциональных реакций у детей в раннем возрасте. К подростковому возрасту психосоматозы уже «цветут пышным цветом» . Неутешительная статистика свидетельствует о том, что в последнее десятилетие вегетативная дистония наблюдается у каждого третьего подростка, неустойчивое артериальное давление (начало гипертонии или гипотонии) зафиксировано у каждого пятого ребенка, каждый четвертый стоит на учете у гастроэнтеролога, пульмонолога, кардиолога или эндокринолога. А такое традиционно возрастное заболевание, как атеросклероз сосудов, в последнее время катастрофически помолодело — его можно выявить уже в 12—13 лет. Так почему же именно дети в первую очередь подвержены психосоматическим заболеваниям? Попробуем в этом разобраться.
Возникновение детской психосоматики и причины, почему болеют наши дети, – те же, что и у взрослых, и формируются они по тому же механизму. Дети не всегда в состоянии справиться с негативными переживаниями, наплывом отрицательных эмоций, чувством душевного дискомфорта. Они могут даже не до конца понимать, что с ними происходит, не знать, каким словом обозначить то, что они испытывают. Осознанность таких переживаний развивается только в подростковом возрасте. Маленькие же дети чувствуют что-то смутное, давящее на них, испытывают неудовлетворенность чем-то. Но зачастую не могут пожаловаться, не зная, как описать свое состояние. Ситуация осложняется еще и тем, что дети не умеют снимать психологическое напряжение, им недоступны те способы, к которым могут прибегнуть в подобной ситуации взрослые. Вот почему психосоматические расстройства в детском возрасте возникают с куда большей легкостью. Ведь рано или поздно подавленное психическое состояние ребенка вызывает реакцию на физическом уровне. Это может выразиться в
развитии психосоматоза, устойчивого заболевания, которое будет терзать ребенка долгие годы и перейдет в его взрослую жизнь. А могут возникать более кратковременные болезненные состояния — в тех случаях, когда ребенок неосознанно запускает механизм, приводящий к появлению болезненных симптомов всякий раз, когда он не в состоянии никакими иными способами справиться с мучающей его проблемой.
Наверняка многие мамы сталкивались с ситуацией, когда малыш не любит ходить в детский сад, капризничает, плачет. А через какое-то время, понимая, что его обычных протестов недостаточно, начинает жаловаться на разные недомогания — то у него болит живот, то голова. В некоторых случаях подобные жалобы являются чистой воды симуляцией и манипулированием, но они быстро выявляются и пресекаются бдительными родителями. Но вот если у ребенка действительно возникают различные болезненные симптомы — кашель, насморк, повышенная температура, диарея, тошнота и т.п. — можно уже говорить о развитии психосоматического расстройства.
Предрасположенность ребенка к психосоматическим заболеваниям нужно рассматривать как комплекс проблем, включающий в себя соматический, психологический и социальный аспекты.
Соматические факторы, определяющие психическое здоровье человека и риск заболеваний
Соматическими факторами психического развития являются те особенности детского организма или те воздействия на него в раннем возрасте, которые формируют предрасположенность к какому-либо конкретному заболеванию. К факторам соматического здоровья относятся:
- генетическая предрасположенность к тому или иному заболеванию (наличие подобных болезней у родителей или близких родственников);
- осложнения в первые месяцы беременности мамы или какие-либо вредные воздействия на протекание беременности (курение, алкоголь, психологические травмы, инфекционные заболевания и т.п.) в тот период, когда формируются внутренние органы будущего ребенка;
- нейродинамические сдвиги в организме ребенка, т.е. различные нарушения деятельности центральной нервной системы;
- стафилококковая инфекция в первые месяцы жизни младенца;
- гормональный дисбаланс или биохимические отклонения в организме ребенка в раннем возрасте.
В результате действия этих факторов риска соматических заболеваний у ребенка может быть ослаблена та или иная система организма. А как уже упоминалось, психосоматические расстройства развиваются по принципу «где тонко, там и рвется». Это означает, что психосоматическое заболевание возникает не произвольно, а выбирает слабое звено именно там, где сам организм дает сбой. Но сам по себе этот сбой мог бы так и не привести к заболеванию, если бы не действие психологических механизмов. Вот почему исследователи психосоматических расстройств утверждают, что, несмотря на безусловную значимость соматических факторов, ведущую роль в возникновении психосоматозов все-таки играют социально-психологические факторы. Это внешние события и внутренний отклик на них, все факторы, определяющие соматическое здоровье человека и не позволяющие ему чувствовать себя комфортно дома, не дающие ребенку нормально адаптироваться в детском саду и школе, препятствующие установлению равных отношений с другими детьми.
Ранние предпосылки к психосоматическим заболеваниям
Последние исследования в области психосоматической медицины показали, что предпосылки к психосоматическим заболеваниям могут закладываться у детей на очень ранней стадии — в младенчестве и даже в период внутриутробного развития. Казалось бы, что такое предположение беспочвенно, у эмбриона еще нет психики как таковой, следовательно, не может быть и речи об эмоциях и переживаниях. Но в действительности все не так просто. Эмоциональное состояние матери во время беременности оказывает очень сильное влияние на здоровье ребенка. Трудно с точностью сказать, действительно ли заболевания берут свое начало еще во время вынашивания плода или они возникают лишь при рождении. Но нельзя отрицать, что такая связь существует.
Эти данные были получены при обследовании так называемых «нежеланных» детей — когда беременность была незапланированной и воспринималась будущей матерью как событие безрадостное, тяготящее, нарушающее ее планы. У таких детей сразу после рождения обнаруживались различные соматические расстройства, относящиеся к классическим психосоматозам: бронхит и врожденная бронхиальная астма, нейродермит, язва желудка или двенадцатиперстной кишки, различные аллергии, дистрофия, частая подверженность респираторным заболеваниям. То, что подборка заболеваний именно такова, позволяет говорить не об ослабленном здоровье в целом, а конкретно о раннем развитии психосоматозов.
Для того чтобы плод формировался и развивался нормально, очень важно позитивное эмоциональное состояние будущей мамы во время беременности. Для этого она нуждается в поддержке мужа, родных, близких. Любые негативные переживания, любая эмоциональная неуравновешенность женщины в этот важный для нее период могут послужить толчком к тому, чтобы у ребенка заложился очаг патологии. И эта патология проявится либо сразу после рождения, либо в первые месяцы жизни младенца. Даже если сама будущая мама хочет ребенка и ждет его рождения, на ее эмоциональное состояние очень сильно влияет отношение к ней окружающих. Обида, вспышки ревности, недостаток любви и внимания, ощущение покинутости вызывают сильнейшие негативные переживания, которые, в свою очередь, отражаются на ребенке.
Все сказанное касается не только периода беременности. Психоэмоциональное состояние матери после родов влияет на ребенка с удвоенной силой. После рождения малыш становится отдельным от матери существом с собственным организмом. Но в первые месяцы жизни между ними сохраняется теснейшая связь. Мама является для ребенка всем его внешним миром, и он невероятно чутко улавливает все сигналы, поступающие из этого мира. Все страхи, волнения, переживания матери передаются ему незамедлительно. Физически его организм уже отделился, но эмоциональное поле пока еще одно на двоих. Любой негатив, возникающий в этом поле, серьезнейшим образом сказывается на самочувствии ребенка и напрямую является причиной психосоматики болезней, ведь у младенца вообще еще нет возможности осознавать эмоции, не говоря уже о том, чтобы понимать происходящее с ним.
Вот почему так важен позитивный настрой матери во время беременности и после родов. И любящие родственники, в первую очередь отец ребенка, должны приложить все усилия, чтобы женщина была спокойна и счастлива, не нервничала, не раздражалась, не переутомлялась. Это не только залог счастливых семейных отношений, но и способ уберечь ребенка от ранней психосоматики.
Психосоматика как причина детских болезней
У многих болезней имеются наследственная предрасположенность, объективные причины (воздействия вредных внешних факторов, инфекция), однако в большинстве случаев болезни развиваются как психосоматические при неблагоприятных для детей условиях в семье. Особенности формирования личности ребенка, его способность адаптироваться к детскому саду и школе, коллективу ровесников и предшествующие психотравмирующие ситуации являются основой этих болезней. Причины, почему появляется психосоматика, можно сгруппировать следующим образом:
- общие неблагоприятные условия жизни и неправильное воспитание;
- повышенная нервозность родителей из-за нестабильной и напряженной жизни в современном мире;
- сложность семейных взаимоотношений;
- большая учебная нагрузка ребенка, который вынужден много часов проводить за выполнением уроков;
- оценочные требования к детям и их разделение по способностям (успеваемость в классе, посещение школы с профильным уклоном);
- непринятие индивидуальности ребенка в семье и школе, прививание ему стандартных норм поведения;
- отношения между взрослыми переносятся в детский круг общения, где также возникают желание быть лучше, доминировать и т.п.;
- повышение ответственности детей за свои поступки без учета реальных возможностей и неспособности многое предвидеть;
- повышенная информационная нагрузка.
Психосоматические расстройства можно наблюдать у новорожденных, детей дошкольного возраста, но наиболее выраженными они становятся, начиная со школьных лет. В этот период жизнь детей значительно изменяется, появляются новые трудности, с которыми они не могут справиться и реагируют на них болезнью. В семьях с нарушенными отношениями и неправильным воспитанием дети часто остаются инфантильными. В отличие от взрослых, они не могут уйти, отказаться от посещения школы, поступить вопреки требованиям родителей и очень от этого страдают. У каждого ребенка есть самолюбие и чувство собственного достоинства, защитить которые он не может, что тоже приводит к болезни.
По мере того как малыш вырастает из пеленок, а затем начинает ходить в детский сад, школу, ему уделяют все меньше и меньше внимания, а требования увеличивают. Личные переживания ребенка при этом остаются незамеченными. Многие дети страдают от чувства вины, одиночества, отчаяния, считают себя неудачниками и подвергаются унижениям. Порой это происходит часто и совсем не замечается родителями.
Высок риск психосоматических проявлений у детей, к которым родители предъявляют завышенные требования. Они прилагают много усилий для того, чтобы оправдать ожидания родителей, и воспринимают ровесников как соперников и помеху. Выработанная под влиянием родителей завышенная самооценка формирует в их характере такие негативные черты, как зависть к чужим успехам, враждебное отношение к тем, кто оказывается лучше и получает похвалу от взрослых. На этом фоне постепенно вырабатывается «желчный» или «язвенный» характер. Органы пищеварения быстро реагируют на стрессы и отрицательные эмоции, а особенности личности вызывают соответствующие болезни (гастрит, язвенную болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенный колит). Дети при таком воспитании при слабых способностях вступают в упорную борьбу, что закрепляет психосоматические реакции и формирует болезнь. Все неудачи и промахи они воспринимают крайне болезненно, а сигналы тела они не понимают и не желают сдаваться.
Далее у ранимого ребенка появляются плаксивость и обидчивость, а общее самочувствие ухудшается, так как возникают головные боли, бессонница и другие недомогания. Ведь детский организм испытывает огромные перегрузки из-за постоянного нервного напряжения. Ребенок становится конфликтным — вспыльчивым и требовательным, а родители воспринимают его как взрослого и подчиняются ему.
При воспитании с эмоциональным неприятием у ребенка подсознательно формируется заниженная самооценка, но он не желает с ней примириться. Осознание собственной неполноценности вызывает у него протест и ожесточение. Он стремится всячески доказать, что он лучше, добивается признания и тоже затрачивает на это сил несоизмеримо больше по сравнению со своими возможностями. Такие усилия приводят к подавлению инстинкта самосохранения и непониманию своего тела. Несмотря на слабость, усталость, болезненные проявления, он упорно пытается доказать другим, что он достоин уважения. Уже в школе такие дети проявляют честолюбие и невероятное упорство, но терпят неудачи, постоянно переживают и зарабатывают проблемы со здоровьем.
Еще один вариант неизбежного появления психосоматики — внушение родителями ребенку необходимости социального успеха. Это становится наиглавнейшей ценностью для него, и он, проявляя послушание, лишается детства. Ребенку неинтересно играть с ровесниками, он предпочитает общаться с такими же серьезными детьми, как он сам, или взрослыми. Если у ребенка сильный характер, то он идет по пути взрослого и добивается социального успеха. У слабой личности появляются признаки психосоматики. При таком воспитании ребенок уже в детском саду отличается нервностью, повышенной раздражительностью, нарушениями сна. У этих детей выявляются нарушения работы пищеварительного тракта, перепады уровня артериального давления, функциональные нарушения сердечной деятельности, нейроциркуляторная дистония.
Нередко психосоматику того, почему мы болеем, провоцируют сами тревожно-мнительные родители. У детей, воспитываемых такими взрослыми, вырабатывются аналогичные качества. Он сомневается в своих силах, ожидает неудачи, не доверяет в полной мере родителям, воспитателям и ровесникам. У него отсутствуют такие черты, как зависть и честолюбие, но он обостренно воспринимает любые ситуации и всего боится. Стараясь избежать неудачи, он стремится выполнить все требования, сделать значительно больше, чем позволяют его силы и возможности. Такими детьми движет страх, и они подвержены заболеваниям сердца, легких и почек.
Ребенок с психосоматикой болеет то тем, то другим, иногда вообще непонятно, что с ним. Обеспокоенные родители постоянно заняты диагностикой, хождением с ребенком по врачам-специалистам, следят за малейшим изменением его самочувствия. Они проявляют внимание к ребенку, почти все время вместе с ним. Но, несмотря на усилия, ситуация усугубляется. У подростков и взрослых подобная привычка именуется ипохондрией и возникает, если человек постоянно прислушивается к своему телу, улавливая малейшие перемены. Он пристает к докторам с просьбами или требованиями излечить, облегчить страдания. Никаких серьезных патологий (по крайней мере, соответствующих описанной тревожной симптоматике) не обнаруживается. Иногда человек не просто выискивает болезнь, в той или иной степени увеличивая ее в своем сознании, но и действительно заболевает.
Диагностические процедуры при этом могут показать любую степень тяжести заболевания. Назвать такого человека ипохондриком уже сложно, так как болезнь действительно начала развиваться.
Если болезненные проявления повторяются у ребенка, то стоит рассмотреть их с точки зрения психосоматозов и выявить истинную причину возникновения психосоматики.