Ангина у детей с точки зрения психологии
Оказывается, психологические причины могут провоцировать не только возникновение кожных реакций, но и приводить к заболеваниям органов дыхания. В частности, достаточно хорошо изучена психосоматика ангины у детей, возникающей на фоне неправильного воспитания или обострения отношений между родителями. Вследствие психосоматических причин ангина может перерасти в хронический тонзиллит.
Психосоматические причины ангины у детей
Ангина — острое воспаление нёбных миндалин. Это заболевание всегда считалось инфекционным, и только недавно в нем начали рассматривать психосоматический компонент. Психосоматика заболевания ангина объясняется влиянием определенных эмоций и жизненных ситуаций, когда возникает мышечное напряжение в области шеи и глотки, что вызывает ухудшение кровоснабжения расположенных там органов. Это является предпосылкой для размножения болезнетворных микроорганизмов и воспалительного процесса. Часто повторяющиеся ангины приводят к хроническому тонзиллиту с периодическими обострениями в определенных ситуациях.
Психологические причины ангины у детей связаны с неправильным воспитанием и проблемами в отношениях между родителями. Как правило, родители не занимаются своими проблемами, а направляют усилия на опеку ребенка. Они многое решают за него и не предоставляют ему право голоса там, где это возможно и необходимо. Ребенок постоянно подавляет свое желание высказаться, не учится мыслить и выражать свое мнение. Также он сталкивается с многочисленными запретами и назиданиями — не трогай, нельзя так говорить, так не делают и т.п. Родители полагают, что они любят ребенка, ведь так должно быть, и таким образом проявляют заботу о нем. Подобное воспитание вызывает протест даже у маленьких детей, которые воспринимают себя уже самостоятельной личностью. Если взрослые упорно не замечают внутреннего протеста ребенка, то у него появляется комплекс неполноценности и развивается ангина.
С точки зрения психологии спровоцировать ангину могут тяжелые сцены и громкая ругань между родителями, свидетелем которых становится ребенок. В этом случае у него возникают психическая травма и стресс, а реакция организма подобна немому крику. Ребенок не может встать на сторону отца или матери, так как они для него едины, и появляется желание остановить конфликт, однако он не в силах преодолеть взрослых, поэтому подавляет протест. Ему приходится часто «глотать обиду», причем не только в такой ситуации, но и в других с учетом особенностей воспитания.
Причины ангины у детей с точки зрения психологии
Родители, не учитывая причины ангины с точки зрения психологии, при подобных психосоматических реакциях невнимательно относятся к эмоциональному состоянию ребенка, не слышат его, так как все время погружены в собственные переживания, от которых пытаются отвлечься только заботой о ребенке. Ребенок при этом чувствует себя ненужным и тяготится опекой. Подавление обиды возможно и при грубом обращении с ребенком, когда он не может защититься или выразить возникающие по этому поводу негативные эмоции. А сдерживание себя приводит к формированию мышечных зажимов и воспалению в горле. Ребенок растет с комплексом неполноценности и все время подвергает свои действия и высказывания внутренней цензуре: «можно ли так говорить? », «а вдруг меня не поймут? », «вдруг я обижу других своими словами?». Он все время сдерживается, избегает эмоциональных и грубых фраз, контролирует себя. В итоге ребенок при таком воспитании перестает отстаивать свои позиции, копит обиды и не развивается как личность, зато приобретает еще и другие хронические болезни. В дальнейшем в его характере появляются обостренная чувствительность к несправедливости и склонность ругать всех и себя в том числе, однако не вслух, а чаще только мысленно.
Психологической причиной ангины у детей может стать низкая адаптация ребенка к коллективу в детском саду или школе. Если малыш тоскует без мамы, которая дома все время рядом с ним, то велика вероятность, что ему захочется заболеть и в следующий раз остаться с ней. Также причиной заболевания ангиной у детей является неспособность разрешать конфликты с другими детьми и воспитателями, так как ребенок просто не умеет общаться и высказываться.