...
x

Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений

Впервые медицинская карта для детского сада заполняется при прохождении комиссии. В общеобразовательных учреждениях в обязательном порядке организованы медицинские кабинеты, в которых обеспечивается своевременное заполнение и хранение данных формуляров.

Повторная медицинская карта для школы не оформляется – она передается сотрудниками дошкольного образовательного учреждения по месту зачисления первоклассника. Существует стандарт, по которому заполняется медицинская карта 026 для детского сада, в дальнейшем в этот формуляр вносятся сведения о здоровье школьника.

При поступлении в средние и высшие учебные заведения из документа делается выписка. основные сведения используются при прохождении комиссии для поступления в ВУЗы и ССУЗы.

Детская медицинская карта в школу может передаваться через родителей. В этом случае документ выдается под роспись. С момента получения родители несут полную ответственность за сохранность и конфиденциальность сведений о ребёнке.

Учётная форма медицинской документации 026у

Вашему вниманию предлагается учётная форма медицинской документации 026у «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений».

Эта медицинская карта для школы форма 026у по правилам заполняется при оформлении ребёнка в дошкольное образовательное учреждение (ясли, детский сад, детский комбинат). Весь период пребывания ребёнка в детском дошкольном образовательном учреждении (далее — ДДОУ) медицинская карта 026 для школы находится у медицинской сестры данного учреждения, а затем передаётся в школу и (или) другие профессиональные образовательные организации (лицей, училище, колледж и т.п.). Приобретая данный документ, вы должны знать, что он имеет не произвольную, а чётко установленную форму, утверждённую приказом М3 РФ № 241 от 3 июля 2000 года (с изменениями на 31 декабря 2002 года) и письмом Минздравсоцразвития России от 30 ноября 2009 года № 14-6/242888.


«Медицинская карта формы 026 для детского сада» является своеобразным паспортом ребёнка, в котором документируются все проводимые с ним медицинские мероприятия в период пребывания его в образовательном учреждении.

Основные цели ведения «Медицинской карты ребенка для детского сада»:

  • обеспечение системности и непрерывности при проведении профилактических и лечебно-диагностических мероприятий в образовательном учреждении;
  • сохранение преемственности в работе детской поликлиники, ДДОУ, а при необходимости — и детской больницы.

Важнейший вопрос, который должны решить родители, — в каком возрасте лучше отдавать ребёнка в ДДОУ. Чтобы ответить на него, необходимо пояснить, как вообще классифицируются периоды детского возраста.

Периоды развития детей

В возрастной психологии и медицине принято выделять следующие периоды развития детей и школьников:

  • новорожденный ребёнок (от момента отделения от пуповины до 1 мес.);
  • грудной, или младший ясельный, возраст (от 1 месяца до 1 года);
  • преддошкольный, или старший ясельный, возраст (1-3 года);
  • дошкольный возраст (3-7 лет);
  • младший школьный возраст (7-11 лет);
  • средний школьный, или подростковый, возраст (11-15 лет);
  • старший школьный возраст, или ранняя юность (15-18 лет).

В ясли ребёнок может быть отдан до трёхлетнего возраста, но педиатры и детские психологи настоятельно не рекомендуют этого делать, так как малыш в этот период ни психологически, ни физически не готов к длительному отрыву от семьи. Такая ситуация может привести к тяжёлой дезадаптации, неврологическим и даже психическим расстройствам.

Оптимальный возраст для поступления в ДДОУ с медицинской, психологической и педагогической точки зрения — это период от трёх до семи лет. Именно в этом возрасте у малыша появляется потребность в общении со сверстниками, готовность к организации ролевых игр и к активному участию в них. В то же время нервная система ребёнка становится готовой к новым нагрузкам. Понятно, что каждый ребёнок имеет индивидуальные биоритмы своего развития, поэтому наиболее ранний срок готовности к поступлению в ДДОУ может колебаться от 2,5 до 3,5 лет. Чтобы принять окончательное решение, целесообразно посоветоваться со своим участковым педиатром и проконсультироваться с педагогом-психологом.

В основе организации профилактической работы с детьми в образовательном учреждении и в проведении их диспансеризации лежит ряд нормативных документов М3 РФ. Вот некоторые из них:

  • приказ № 1346н от 21 декабря 2012 г. «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
  • приказ № 1348н от 21 декабря 2012 г. «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях»;
  • приказ № 72н от 15 февраля 2013 г. «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
  • приказ № 216н от 11 апреля 2013 г. «Об утверждении порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью»;
  • приказ № 822н от 5 ноября 2013 г. «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».

При желании тексты указанных документов можно найти в интернете и самостоятельно изучить.

Краткая характеристика разделов

В форме медицинской карты для школы 026у предусмотрены следующие разделы:

  1. Общие сведения.
  2. Анамнестические сведения.
  3. Сведения о диспансерном наблюдении.
  4. Обязательные лечебно-профилактические мероприятия.
  5. Иммунопрофилактические мероприятия.
  6. Данные плановых профилактических медицинских осмотров.
  7. Результаты врачебной профессиональной консультации.
  8. Рекомендации по занятиям спортом, бальными или спортивными танцами (в секциях).
  9. Сведения о подготовке юношей к военной службе.
  10. Данные текущего медицинского наблюдения.
  11. Скрининг-программа.

Родителям предлагается ознакомиться с краткой характеристикой перечисленных разделов «Медицинской карты».

«Общие сведения».

Оформление медицинской карты в школу включает паспортные данные ребёнка, сведения о его участковой поликлинике и характеристику того образовательного учреждения, в которое оформляется малыш.

«Анамнестические сведения» (от греческого слова anamnesis — история).

Содержит данные о родителях, особенностях семьи и характеристику отдельных социальных условий, влияющих на формирование здоровья детей на разных этапах развития. Также в этот раздел включён перечень перенесённых ребёнком заболеваний, сведения о хронических заболеваниях, имеющихся у родственников ребёнка I-II поколений (мать, отец, бабушка и дедушка со стороны матери и отца), сведения о госпитализациях и санаторно-курортном лечении, данные о внешкольных занятиях ребёнка.

«Обязательные лечебно-профилактические мероприятия».

При заполнении медицинской карты для детского сада включаются сведения о проведении в условиях образовательного учреждения и результатах дегельминтизации и санации полости рта (с указанием даты). Частота и кратность проведения мероприятий определяются действующими нормативно-методическими документами.

Гельминты, или глисты — это несколько групп различных паразитов, которые при попадании в человеческий организм питаются за счет хозяина, выделяя токсины и даже повреждая внутренние органы человека — легкие, печень, мышцы, желудочно-кишечный тракт, мозг, глаза. По данным современных исследований, инфицированность населения планеты различными формами гельминтов составляет 25%. Самыми широко распространёнными из них являются глисты — нематоды, которые вызывают энтеробиоз (острицы) и аскаридоз (аскариды). Они чаще всего поражают детей, особенно дошкольного и младшего школьного возраста. Наличие паразитов в растущем организме негативно сказывается на состоянии здоровья ребенка. Дегельминтизация — процедура, направленная на избавление от глистных инвазий, то есть на уничтожение глистов в любой стадии жизненного цикла, а также включающая косвенные методы борьбы с паразитами. В детской практике используется как лечебная дегельминтизация (уничтожение глистов у ребёнка с диагнозом, подтверждённым не только клинически, но и лабораторно), так и профилактическая дегельминтизация (по эпидемическим показаниям).


Для уничтожения глистов у детей используется ряд современных эффективных препаратов: Мебендазол (торговое название Вермокс, Вормил), Пирантел (Гельминтокс, Немоцид), Левамизол (Декарис), Албендазол (Немозол, Вормил). В России еще используется самый малотоксичный препарат — Пиперазин, однако он слабоэффективен. Антигельминтные средства считаются безопасными, если соблюдается правильная дозировка. Дозировку лекарственного средства определяет только врач, и она может отличаться от дозы, указанной в инструкции к препарату. При мощной глистной инвазии у ребенка врач назначит комплексный противоглистный курс, когда используется комбинация 2-3 лекарств, приём которых осуществляется с перерывами. Иногда врачи рекомендуют профилактическое лечение ребёнка от глистов 1 раз в полгода, особенно дошкольников, посещающих детские сады, поскольку несовершенство диагностики (из 10 соскобов, сдаваемых ребёнком каждое утро, может быть девять отрицательных, один положительный), лёгкая передача инфекции, отсутствие навыков соблюде
ния личной гигиены в этом возрасте увеличивают риск появления гельминтов в организме малышей. Если подозрения на энтеробиоз высоки и у ребёнка наблюдаются некоторые симптомы, указывающие на наличие остриц, то даже отрицательный анализ не может быть поводом для отказа от приема таблеток от глистов для профилактики.

У противогельминтных средств есть противопоказания — их нельзя принимать детям с нарушениями нервной системы, болезнями крови, печени, онкологическими заболеваниями и пр. Поэтому назначить противогельминтные препараты может только врач с учётом состояния здоровья ребёнка и его индивидуальных особенностей.

Санацию полости рта проводит приглашённая стоматологическая бригада в подготовленном медицинском кабинете образовательного учреждения, или ребёнок направляется в стоматологическую поликлинику с перечислением необходимых медицинских вмешательств. Во втором случае родители должны принести в образовательное учреждение справку от стоматолога с указанием выполненных процедур и штампом «санирован».

«Иммунопрофилактические мероприятия».

В этой части медицинская карта ребенка для школы имеет несколько подпунктов. Прежде всего, сюда включаются сведения о результатах медицинского осмотра педиатром перед проведением профилактических прививок, определяются показания и противопоказания к их проведению. В графе «Медицинский отвод до» указывается, до какой даты ребёнку противопоказано проведение той или иной прививки.

Самый большой подпункт формы медицинской карты для детского сада должен содержать сведения о непосредственном проведении прививок и других иммунопрофилактических мероприятий: плановых прививок в соответствии с «Национальным календарём», прививок по эпидемиологическим показаниям, о введении гаммаглобулина (по показаниям), проведении противотуберкулезных мероприятий.

В таблицах в качестве отметки о проведении прививки указывается дата ее проведения, номер и серия вакцины, доза, способ введения, местная и (или) общая реакция ребёнка на её введение. Обязательна подпись лица, выполнившего вакцинацию или другие иммунопрофилактические мероприятия.

Национальный календарь профилактических прививок в РФ

Национальный календарь профилактических прививок РФ (в соответствии с Приказом М3 РФ № 125н от 21.03.2014 г. и изменениями в Приказе № 370н от 16 июня 2016 г.)

Назва­ние заболева­ния

Сроки проведения профилактических прививок

Способ введения и примечания

Сроки вакцинации

Сроки ревакцинации

Первая

Вторая

Третья

Первая

Вторая

Третья

Вирус­ный гепатит «В»

1-е сутки жизни

1 месяц

6 месяцев

 

 

 

Вакцина вводится 0,5 мл в/м, в четырёхглавую мышцу бедра (сред­няя треть бедра), взрослым — в дельтовидную мышцу (плечо).
Допустимо п/к введение.

 

 

 

Детям от 1 года до 18 лет, взрос­лым от 18 до 55 лет, не приви­тым ранее, проводят 3-кратную вакцинацию по схеме 0-1-6.

Туберку­лёз

3-7 день жизни

 

 

6-7 лет

 

 

Вакцина БЦЖ-М 0,1 мл вво­дится в/к, на границе верхней и средней трети наружной по­верхности левого плеча.

Им­портные вакцины детям до 1 года — по 0,5 мл.

При заболеваемости выше 80 на 100 тыс. населения, при наличии в окружении новорожденного больных туберкулезом вводится вакцина БЦЖ (0,1 мл).

Назва­ние заболева­ния

Сроки проведения профилактических прививок

Способ введения и примечания

Сроки вакцинации

Сроки

ревакцинации

Первая

Вторая

Третья

Первая

Вторая

Третья

Пневмо­кокковая инфекция

2 месяца

4,5 месяца

 

15 месяцев

 

 

Вакцина вводится в/м в дозе 0,5 мл, в переднебоковую поверх­ность бедра (детям до 2-х лет) и в дельтовидную мышцу плеча (де­тям старше 2-х лет).

Разработаны схемы индивиду­альной вакцинации.

Дифтерия

3 месяца

4,5 месяца

6 месяцев

18 месяцев

6-7 лет

14 лет

Вакцина вводится в/м в дозе 0,5 мл.

Взрослые от 18 лет — ревакци­нация каждые 10 лет от момента последней ревакцинации.

Коклюш

3 месяца

4,5 месяца

6 месяцев

18 месяцев

 

 

Вакцина вводится в/м в дозе 0,5 мл.

Столбняк

3 месяца

4,5 месяца

6 месяцев

18 месяцев

6-7 лет

14 лет

Взрослые от 18 лет — ревакци­нация каждые 10 лет от момен­та последней ревакцинации. Доза — 0,5 мл в/м.

Полио­миелит

3 месяца

4,5 месяца

6 месяцев

18 месяцев

20 месяцев

14 лет

ОПВ — через рот по 2-4 капли, «Имовакс полно» — в/м в четырёхглавую мышцу бедра (сред­няя треть бедра), взрослым — в дельтовидную мышцу (плечо) в дозе 0,5 мл.

1-я и 2-я вакцинация — инакти­вированной вакциной, 3-я вак­цинация и ревакцинации — жи­вой вакциной.

Корь

12 месяцев

6 лет

 

Вакцина вводится п/к в дозе 0,5 мл.

От 1 года до 18 лет (включительно) и взрослые до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори; взрослые от 36 до 55 лет (включительно), относящиеся к группам риска (ра­ботники медицинских и образовательных органи­заций, организаций торговли, транспорта, комму­нальной и социальной сферы; лица, работающие вахтовым методом, и сотрудники государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской

Назва­ние заболевания

Сроки проведения профилактических прививок

Способ введения и примечания

Сроки вакцинации

Сроки

ревакцинации

Первая Вторая Третья

Первая

Вторая Третья

 

 

 

Федерации), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори: 2-кратная вакцинация с интервалом не менее 3-х месяцев, ревакцинация.

Краснуха

12 месяцев

6 лет

Вакцина вводится п/к в дозе 0,5 мл.

От 1 года до 18 лет (включительно), женщины от 18 до 25 лет (включительно), не привитые ранее: 1-кратная вакцинация, ревакцинация.

Эпиде­мический паротит

12 месяцев

6 лет

Вакцина вводится п/к в дозе 0,5 мл.

Грипп

Доза 0,25-0,5 мл вводится в/м в дельтовидную мышцу плеча. Младенцам и детям до 3-х лет — в переднебоковую поверхность бедра.

Дети с 6 месяцев; учащиеся школ, студенты организаций СПО и ВПО; работники ме­дицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы; бере­менные женщины, лица старше 60 лет; призывники; лица с хр. заболеваниями: еже­годная вакцинация.

Иммунопрофилактические мероприятия проводятся только специально подготовленным средним медицинским работником в соответствии с действующими нормативными документами. Для того чтобы родители могли самостоятельно ознакомиться с наиболее важными из них, приведём краткий перечень основных приказов М3 РФ:

  • Федеральный закон РФ от 17.09.1998 г. № 157-ФЗ (в ред. от 2015 г.) «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»;
  • Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»;
  • Приказ от 21 марта 2003 года № 109 «О совершенствовании противотуберкулезных мероприятий в Российской Федерации»;
  • Приказ от 26 января 2009 года № 19н «О рекомендуемом образце добровольного информированного согласия на проведение профилактических прививок детям или отказа от них»;
  • Приказ от 21 марта 2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям».

В помощь родителям включили комментарии таблицу «Национальный календарь профилактических прививок в РФ»:

  • Каждая семья сама решает вопрос о проведении прививок ребёнку, но надо помнить о степени ответственности родителей за жизнь и здоровье своих детей. Кроме того, при оформлении малыша в ДДОУ необходимо предъявить сертификат прививок, позволяющих защитить организм ребёнка в условиях контакта сразу с большим количеством детей. Родители должны понимать, что прививки защищают именно их малыша от антигенов других детей, а не наоборот. При этом надо обязательно соблюдать все требования к состоянию здоровья ребёнка, позволяющие допустить его к проведению профилактических прививок.

Плановые профилактические осмотры

«Данные плановых профилактических медицинских осмотров» включает сведения и результаты проведения плановых медицинских осмотров в определённые возрастные периоды (в т. н. декретированные сроки). Эти периоды отражают наиболее существенные изменения как в морфофункциональном состоянии ребёнка, так и в его образовательном статусе.

Выделяют следующие этапные возрастные периоды:

  • перед поступлением в учреждения дошкольного образования;
  • за 1 год до поступления в образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • непосредственно перед поступлением в образовательные учреждения начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
  • в возрасте 7 лет (по окончании 1 -го класса);
  • в возрасте 10 лет (при переходе к предметному обучению);
  • в возрасте 12 лет;
  • в возрасте 14—15 лет;
  • в возрасте 16 лет и 17 лет.

В данных педиатрического осмотра при оформлении медицинской карты в детский сад, наряду с обычными сведениями, указывается частота сердечных сокращений за одну минуту и результаты трёхкратного измерения АД (с точностью до 2 мм.рт.ст.). Каждый из участвующих в медицинском осмотре специалистов заносит в соответствующую строку данные по проведенному осмотру, а также диагноз (в соответствии с Международной классификацией болезней 10 пересмотра) или заключение «здоров». На каждом профилактическом осмотре у детей берутся анализы крови, мочи, кала. Результаты анализов заносятся в «Медицинскую карту» и учитываются при установлении диагноза, назначении коррекционных, лечебных, реабилитационных мероприятий. В строку «Заключительный диагноз» врачом-педиатром вписывается полный клинический диагноз, учитывающий результаты осмотра врачей всех специальностей.

После заключительного диагноза в качестве параметров в форме медицинской карты ребенка для детского сада указываются результаты оценки показателей физического и нервно-психического развития, определяется группа здоровья и медицинская группа для занятий физкультурой. Оценка этих интегральных показателей проводится в соответствии с нормативными документами:

  • приказом М3 России № 186 и Минобразования России № 272 от 30.06.1992 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях»;
  • методическими рекомендациями «Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях детского сада, школы» (утв. М3 России, 1993 г.);
  • приказом М3 РФ № 60 от 14 марта 1995 г. «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;
  • приказом М3 РФ № 1346н от 21 декабря 2012 г. «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
  • приказом М3 РФ № 1348н от 21 декабря 2012 г. «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях».

Ориентировочная оценка физического развития

Оценка показателей физического развития проводится педиатром по специальным (т. н. центильным) таблицам. Этот метод позволяет не только определить соответствие физических показателей возрасту, но и констатировать гармоничность развития ребёнка в соответствии с учётом его пола и индивидуальных особенностей.

Родители для ориентировочной оценки физического развития могут использовать расчётный метод, т. е. эмпирические формулы:

От 1 до 5 лет:

Мд = 10 + 2n ± 3 кг, где n — число лет ребёнка, 10 — средняя масса в 1 год.
Lд = 75 + 5n ± 4 см, где n — число лет ребёнка, 75 — средняя длина в 1 год.

В 5 лет:

Мд = 20 кг ± 6 кг
Lд = 110 см ± 6 см

От 5 до 11 лет:

Мд = 20 + 3(n — 5) ± 6 кг, где n — число лет ребёнка, 10 — средняя масса в 1 год.
Lд = 110 + 6(n — 5) ± 6 см, где n — число лет ребёнка, 75 — средняя длина в 1 год.

От 11 до 16 лет:

Мд = 5n- 20 ± 10 кг, где п — число лет ребёнка.
Lд = 130 + 5(n — 8) ± 10 см, где n — число лет ребёнка.

Однако окончательный вывод о физическом развитии ребёнка может дать только педиатр после анализа всех данных в виде определения группы ФР:

  • основная группа — дети, не требующие по антропометрическим данным специального врачебного наблюдения; их физическое развитие соответствует средним, повышенным или пониженным интервалам центильных таблиц;
  • пограничная группа — дети группы риска, с высокой или низкой длиной, или массой тела (с наличием хотя бы по одному показателю 7-го или 2-го интервала) и дисгармоничным физическим развитием; тактика медицинского наблюдения у них определяется индивидуально, дети должны быть под дополнительным наблюдением педиатра;
  • диспансерная группа — дети с отклонениями в физическом развитии (с наличием хотя бы по одному показателю 1-го или 8-го интервала) и резко дисгармоничным физическим развитием; тактика медицинского наблюдения у них определяется индивидуально и требует активного дополнительного углубленного обследования у специалистов (педиатры, эндокринологи, гинекологи, невропатологи и т.д.).

Оценка нервно-психического развития

Оценка показателей нервно-психического развития проводится по определённым критериям — линиям развития — в определённые «эпикризные сроки». «Эпикризный срок» — это возраст, когда в развитии ребёнка происходят существенные изменения (от слова «эпикриз» — «заключение»). Содержание понятия «эпикризный срок» меняется в зависимости от возраста. Если на первом году жизни эпикризный срок составлял 1 месяц, то в дальнейшем темпы роста замедляются, поэтому эпикризный срок увеличивается до 3-х месяцев, а с 3-х лет — до одного года. За норму развития принимается овладение умением в пределах от табличного:

  • на втором году жизни: ± 1,5 месяца,
  • на третьем году жизни: ± 2,5 месяца,
  • с 4-х до 7 лет: ± 3 месяца,

Следовательно, только с учетом этих колебаний можно определить опережение или отставание ребёнка в нервно-психическом развитии.

Линии развития:

На первом году жизни:

  • Аз — анализатор зрительный,
  • Ас — анализатор слуховой,
  • Э — эмоции,
  • Др — движения рукой,
  • До — движения общие,
  • Ра — речь активная,
  • Рп — понимаемая речь,
  • Н — навыки.

На втором году жизни:

  • Ра — речь активная,
  • Рп — понимаемая речь,
  • С — сенсорное развитие,
  • И — игра и действия с предметами,
  • Д — движения,
  • Н — навыки.

На третьем году жизни:

  • Ра — активная речь (грамматика и вопросы),
  • С — сенсорное развитие (восприятие цвета),
  • И — сюжетная игра,
  • Д — движения,
  • Н — навыки в одевании и кормлении.

В возрасте 4-6 лет:

  • МР — мышление и речь,
  • ВП — внимание и память,
  • М — моторика,
  • С — социальные контакты,
  • ПЗ — психическое здоровье.

В возрасте 7-18 лет:

  • ЭВС — эмоционально-вегетативная сфера,
  • ППС — поведение и психомоторная сфера,
  • ИР — интеллектуальное развитие.

Половая формула ребёнка

С 10-летнего возраста при оценке развития регистрируется половая формула ребёнка.

У девочек даётся характеристика менструальной функции с указанием возраста (годы, число месяцев) наступления менархе и характеристика менструального цикла (длительность, регулярность, количество теряемой крови, болезненность и др.)- По данным половой формулы и характеристике менструальной функции проводится интегральная оценка уровня полового развития. Результаты заносятся в соответствующую строку «Медицинской карты». В помощь родителям предлагаем критерии оценки половой зрелости в зависимости от пола ребёнка.

Стадии зрелости молочных желез.

  • Ма0 — детская стадия. Молочные железы не возвышаются над поверхностью грудной клетки. Сосок — маленький, без пигментации, в виде «кнопки».
  • Ма1 — молочные железы не возвышаются над поверхностью грудной клетки. Набухание и увеличение диаметра околососкового кружка. Сосок приподнят и пигментирован.
  • Ма2 — молочные железы конической формы, поднимаются над поверхностью грудной клетки, при этом сосок не выделяется отдельно от полоски околососкового кружка.
  • Ма3 — грудь округлой формы. Сосок и околососковый кружок сохраняет форму конуса. Околососковый кружок пигментирован.
  • Ма4 — женская стадия. Зрелая грудь округлой формы. Сосок приподнят над околососковым кружком.

Стадии развития волосяного покрова на лобке.

  • Р0 — отсутствие волос.
  • Р1 — единичные прямые короткие волосы.
  • Р2 — волосы в центре лобка, густые и длинные.
  • Р3 — волосы на всём треугольнике лобка и половых губах, густые и вьющиеся.
  • Р4 — длинные густые и вьющиеся волосы покрывают лоно по женскому типу.

Стадии развития волосяного покрова в подмышечной впадине.

  • Ах0 — отсутствие волос.
  • Ах1 — единичные прямые и короткие волосы.
  • Ах2 — волосы в центре впадины хорошо выражены, густые и длинные.
  • Ах3 — большая поверхность подмышечной впадины покрыта густыми и вьющимися волосами.
  • Ах4 — вся поверхность подмышечной впадины покрыта густыми вьющимися волосами.

Становление менструальной функции.

  • Ме0 — отсутствие менструаций.
  • Me1 — менструации к моменту осмотра.
  • Ме3 — нерегулярные менструации.
  • Ме4 — регулярные менструации.

Например: Ме12- 3. Отмечается характеристика менструального цикла (длительность, регулярность, количество теряемой крови, болезненность и др.).

Стандарты полового развития девочек:

Возраст (лет)

Степень выраженности вторичных половых признаков

Ма

Р

Ах

Me

9

0

0

0

0

10

0-1

0

0

0

11

1-2

0-1

0-1

0-1

12

2-3

1-2

0-1

1-2

13

3-2

2-3

2-1

3-1

14

3-2

3-2

2-3

4

15

3-4

4-3

3-2

-II-

16

3-4

4-3

3-2

-II-

17

4

4

4

-II-

Оценка уровня полового созревания.

  1. Преждевременное половое созревание — появление вторичных половых признаков до 8 лет.
  2. Нормальное половое развитие — своевременное появление и правильная последовательность проявления вторичных половых признаков и первой менструации.
  3. Задержка полового развития — отсутствие или недоразвитие вторичных половых признаков и отсутствие менструации к 15 годам.

У мальчиков используется пять критериев, а также ряд дополнительных признаков.

Оволосение подмышечных впадин.

  • Ах0 — отсутствие волос.
  • AX1 — единичные прямые и короткие волосы.
  • Ах2 — волосы в центре впадины хорошо выражены, густые и длинные.
  • Ах3 — большая поверхность подмышечной впадины покрыта густыми и вьющимися волосами.
  • Ах4 — вся поверхность подмышечной впадины покрыта густыми вьющимися волосами.

Оволосение лобка.

  • Р0 — отсутствие волос.
  • P1 — единичные прямые и короткие волосы.
  • Р2 — редкие волосы в центре лобка.
  • Р3 — густые прямые волосы неравномерно по всей поверхности лобка.
  • Р4 — густые вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бёдер и в направлении к пупку.

Оволосение лица.

  • F0 — отсутствие оволосения.
  • F1 — начинающееся оволосение над верхней губой.
  • F2 — жесткие волосы над верхней губой, появление волос на подбородке.
  • F3 — распространённое оволосение над верхней губой и в области подбородка, начало роста бакенбардов.
  • F4 — слияние зон роста волос над губой и в области подбородка, выраженный рост бакенбардов.
  • F5 — слияние всех зон оволосения.
  • Рост щитовидного хряща.
  • L0 — отсутствие признаков роста.
  • L1 — начинающееся выпячивание щитовидного хряща гортани.
  • L2 — отчетливое выпячивание (кадык).

Изменение тембра голоса.

  • V0 — детский голос.
  • V1 — мутация (ломка) голоса.
  • V2 — мужской тембр голоса.

Стандарты полового развития мальчиков:

Возраст
(лет)

Степень выраженности вторичных половых признаков

Ах

Р

F

L

V

Pol

11

0

0

0

0

0

0

12

0

0-1

0

0

0-1

0

13

0-2

0-3

0

0-1

1-2

0

14

0-2

2-3

0-1

0-2

1-2

0

15

0-3

4—5

0-2

1-2

1-2

+

16

2-Л

4-5

1-3

1-2

2

+

17

2-Л

4-5

1-3

2

2

+

Оценка уровня полового созревания.

  1. Преждевременное половое развитие — появление вторичных половых признаков до 11 лет.
  2. Нормальное половое развитие — своевременное появление и правильная последовательность появления вторичных половых признаков и поллюций.
  3. Задержка полового развития — отсутствие или недоразвитие вторичных половых признаков к 15 годам.

Рекомендации по оздоровлению и реабилитации

В «Медицинскую карту» медико-педагогическое заключение вносится только педиатром. В строку «Рекомендации» вписываются рекомендации по оздоровлению и реабилитации ребёнка, коррекции нарушений здоровья и развития в условиях образовательного учреждения. Кроме того, в данную строку вносятся советы при переводе ребёнка в образовательные учреждения различного типа, а также рекомендации о возможности обучения в образовательных учреждениях с повышенным содержанием образования.

При медицинском осмотре в 14-15 лет и в дальнейшем проводится флюорографическое исследование, результаты которого вносятся в «Медицинскую карту». Кроме того, в 14-15, 16 и 17 лет по результатам медицинского осмотра предусмотрено внесение данных в строки «Ограничение деторождения» и «Репродуктивное поведение». В возрасте 17 лет в строку «Рекомендации» вносятся рекомендации по дальнейшему медицинскому наблюдению, в том числе при передаче медицинского обслуживания в амбулаторно-поликлиническое учреждение, обслуживающее взрослое население.

«Данные текущего медицинского наблюдения».

Регистрируются обращения ребёнка с жалобами (при острых заболеваниях и обострении хронических болезней) к медицинскому персоналу в образовательном учреждении. Документируются даты обращения, жалоб, данных объективного осмотра, установленного диагноза, данных назначений и рекомендаций. В случае направления ребёнка в территориальное амбулаторно-поликлиническое учреждение или обращения за скорой или неотложной медицинской помощью, в графе «Назначения» делается соответствующая запись. В графе «Подпись» обязательно указывается, кем оказана помощь (врач или средний медицинский работник).

«Скрининг-программа».

Родители должны представлять, что такое скрининг. Скрининг (от английского слова to screen — просеивать) — это массовое обследование определённых контингентов населения с целью активного выявления тех из них, кто нуждается в дополнительной диагностике для подтверждения или снятия диагноза, а также для разделения их на группы с высоким и низким риском заболевания.

Массовый скрининг в образовательном учреждении предусматривает обследование всех детей с помощью простых диагностических тестов. Цель скрининга — раннее выявление заболеваний или предрасположенности к ним, что необходимо для оказания своевременной лечебно-профилактической помощи.

Основными условиями проведения скрининга являются наличие подготовленного персонала и стандартный подход к выявлению изучаемого признака и к оценке полученных результатов.

Скрининг-программа позволяет оценить состояние нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной систем, лор-органов, органов зрения, опорнодвигательного аппарата, оценить особенности физического развития ребёнка.

Данная программа состоит из 10 тестов и дифференцирована для детей разного возраста. Обследование по скрининг-программе состоит из нескольких этапов:

  • 1 этап — доврачебное обследование — выполняет медицинская сестра учреждения;
  • 2 этап — осмотр детей врачом-педиатром (врач осматривает тех детей, у которых выявлены признаки заболеваний с помощью тестов);
  • 3 этап — осмотр детей узкими специалистами.

Обработка и накопление материалов может проводиться в компьютерном варианте, а также в форме таблиц, диаграмм, измерительных шкал, в текстовой форме.

Программа включает следующие исследования:

  • Анкетный тест — опрос родителей с помощью специальной анкеты.
  • Оценку физического развития детей по специальной таблице (вкладыш к форме 026 /у).
  • Оценку физического развития с помощью специальных методик.
  • Проверку остроты слуха с помощью шепотной речи.
  • Выявление предмиопии с помощью теста Малиновского.
  • Измерение АД (с учётом возрастных поправок на стандартную манжету) для выявления гипертонического и гипотонического состояния.

Доврачебное обследование детей по скрининг-программам выполняется медицинской сестрой образовательного учреждения. Перечень скрининг-тестов для каждого возраста, возможные варианты заключений по результатам проведения скрининг-тестов содержатся в соответствующих Приказах и методических пособиях. Скрининг-программа представлена в виде таблицы, где в верхней части расположены тесты базовых исследований, а в нижней части — расширенных, которые также необходимы для проведения комплексной оценки здоровья детей и являются обязательными для выполнения. Скрининг-обследования проводятся ежегодно, однако в каждом возрасте проводятся не все скрининг-тесты. Медицинская сестра подчеркивает необходимое заключение. Показатели динамометрии и физической подготовленности определяются педагогом на занятиях физкультурой, а медицинская сестра выносит заключения в лист «Скрининг-программа базовая». К проведению отдельных скрининг-тестов привлекаются педагог, психолог (тест Керна-Йирасика, оценка нервно-психического развития). Программа скрининг-тестов для детей дошкольного возраста составлена для ребёнка, готовящегося к поступлению в образовательное учреждение начального общего образования с 7 лет. Если ребёнок поступает в образовательное учреждение с 6 лет, то в 5 лет (за год до поступления) он будет обследоваться по скрининг-программе 6-летнего ребёнка, а в 6 лет (непосредственно перед поступлением) — по программе 7-летнего. Таким образом, внимательно изучив «Медицинскую карту ребёнка», родители будут чётко знать не только, когда и какие профилактические мероприятия проводятся с их ребёнком в образовательном учреждении, но и зачем это нужно, каких результатов им стоит ожидать и нужно ли что-либо делать дальше.

Статья прочитана 1 037 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.