...
x

Формирование у ребенка мотивации к учебе в школе: советы родителям

Мотивация к обучению в школе – это сложный психофизиологический процесс, побуждающий к получению знаний в условиях коллектива. Если, казалось бы, достаточно общительный ребенок не хочет ходить в школу, значит, мотивация недостаточна, и необходимо сделать все для того, чтобы её повысить, сформировать положительный стимул, заинтересовать ученика, объяснить необходимость такой деятельности.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-либо. В данном случае о побуждении к учебе. Основным побудительным мотивом в возрасте 6-7 лет является потребность в учебе. У ребенка в этот период возникает естественный познавательный интерес, его знаний о мире уже недостаточно для игр: куда можно поплыть на корабле, из чего состоит машина, как выписать рецепт больному. Ребенок стремится к большей правдоподобности в своих затеях, и имеющейся информации ему уже не хватает. Как же можно повысить школьную мотивацию, если она недостаточна?

Развитие мотивации к обучению у детей младшего школьного возраста

Ребенку интересно узнавать новое, его логические цепочки становятся более зрелыми. У читателя может возникнуть вопрос: «Если все настолько естественно и природно, то зачем вообще вести разговор о мотивации для школы, и, самое главное, не поздно ли говорить о ней, когда старт уже был пройден?»

Любая работа, даже любимая, содержит в себе некоторые неприятные аспекты в виде ворчливого начальника, скучных поездок, рутинного заполнения бланков. Учение в школе не является исключением, оно состоит не только из любопытных занятий. Естественным дополнением к букету интересных фактов являются такие непривлекательные составляющие, как сидение за партой, соответствие требованиям учителя, необходимость учить не только то, что нравится, но и пару-тройку обязательных и пресных предметов. Взрослые справляются с подобной проблемой достаточно успешно, благодаря все той же мотивации. Она может заключаться в желании заработать денег, накопить опыт, работать в хорошем коллективе. В случае нашего маленького школьника — кроме получения знаний, это привлекательность нового статуса школьника, желание получить одобрение, хорошую оценку.


Что же касается временной уместности разговоров о школьной мотивации учащихся, необходимо сообщить: дополнительными составляющими этого понятия являются поддержание положительной школьной мотивации» и «трансформация мотивации в процессе учебы». Хороший школьный старт — это очень много. Но далеко все. Успешной адаптацией ребенка считаются сохранение положительной школьной мотивации спустя полгода учебы или же ее наработка по истечении этого срока. В школу, как правило, хотят идти все, а вот причины этого желания могут быть разными, как и продолжительность периода, когда этот положительный настрой не угасает.

Сам по себе положительный познавательный настрой не даст гарантий устойчивой мотивации ребенка к учебе в школе. Тем более не следует ожидать от ребенка бодрого утреннего подъема. Необходимо напомнить, что период освоения прописей и привыкания к школьному ритму жизни приходится у ребенка на кризисный период. Даже взрослому человеку сложно в незнакомой ситуации: вспомните переезды, вхождение в новый коллектив. Что уж говорить о детях, которые так нуждаются в стабильности и определенности. Помните: они живут в этом мире только 6-7 лет, и многие, знакомые вам, явления происходят в их жизни впервые. И хотя школа является естественным решением кризисных проблем, у ребенка снижается общая устойчивость к стрессам, нарушается биологическое и психологическое равновесие. Когда ребенок начинает ходить в школу, вся семья испытывает колоссальное психологическое напряжение, ведь с первоклассником трудно ладить, а школа требует эмоциональных затрат и умственного труда. Именно поэтому дети и родители нуждаются в поддержке и понимании.

Какая же школьная мотивация учащихся начальных классов может нести гордый статус «правильной» или «положительной»?

Познавательная и социальная мотивация учиться в школе

Познавательный мотив, потребность познавать существует у ребенка с самого рождения. Конечного пункта удовлетворения этой потребности не существует. Чем чаще и обстоятельнее вы отвечаете на вопросы маленького «почемучки», тем пытливее он становится. Кроме того, познавательная мотивация ученика начальной школы не только является самой естественной причиной фразы: «Хочу учиться!», она служит также и главным показателем психологической готовности посещать учебное заведение. Именно к 6-7 годам познавательный мотив становится ведущим в развитии человека и оформляется в актуальную потребность.

Социальные мотивы включают в себя несколько составляющих (ниже мы рассмотрим наиболее значимые) и являются достаточно важными уже при поступлении в школу. Знания в школе являются для ребенка средством для достижения других целей: получения аттестата, нового статуса, положительных оценок, побед. Побудительная мотивация школьного обучения в этом случае не только стремление к овладению конкретными знаниями и умениями, а то, что будет получено в результате. Социальные мотивы основаны на принятии общественной необходимости учения, и они могут стать хорошим подспорьем в стимулировании желания идти в школу, если только не будут сохраняться как основные, без подключения познавательных интересов.

Социальный мотив, связан со стремлением занять новое положение на лестнице общественных отношений. Ребенок осознает как свое место в семье, так и в социуме. Дети впитывают информацию, услышанную от взрослых, о почетности и важности статуса первоклассника. Дети уже имеют представление о школьном распорядке: наличии звонков, уроков, домашнего задания. Стремление достойно занять новую социальную ступеньку не означает, что дети в полной мере осознают и готовы встретиться со всеми школьными ограничениями и требованиями, но такой мотив может стать добросовестным помощником в нелегком школьном труде.

Также мотивацией для учебы в школе является получение высокой оценки. Самый ярко выраженный социальный мотив на первых этапах учебы. Оценка (поощрение, порицание, словесные подкрепления) является столь же действенным орудием мотивации, сколь и опасным. Сложность состоит в том, что оценочная мотивация влияет не только на ситуативное желание или нежелание учиться, но и на многие аспекты личностного становления ребенка.

Все перечисленные выше типы мотивации к обучению в школе имеют статус положительных, причем самым надежным и многообещающим, конечно, является мотив познавательный. Именно он обеспечит вашему ребенку запас сил и воли для преодоления школьных трудностей и успешной адаптации. Остальные типы мотивации (оценочная, позиционная) скорее являются вспомогательными. Без познавательного интереса они скоро сойдут «на нет» и послужить надежной опорой в мире знаний вашему ребенку не смогут.

Рекомендации психологов по повышению школьной мотивации учащихся начальных классов

Наличие нижеперечисленных типов мотивации детей младшего школьного возраста как основных может уже вызывать беспокойство и сигнализировать о необходимости вашего непосредственного вмешательства.

Игровой мотив достаточно распространен среди первоклассников, особенно среди детей последних «шестилетних созывов». Можно сказать, что это тот же позиционный мотив, но со значительной долей мажорных фантазий по поводу веселой жизни на переменках, счастливого ношения яркого ранца и работы в тетрадях со смешными обложками. Зачастую у таких детей складывается неправильное, идеализированное представление о школе.

Отрицательная социальная мотивация к школьному обучению – это побуждение получать знания, основанное на подчинении требованиям взрослых.

Для постановки диагноза используем специальный психологический градусник — тесты. С помощью такого градусника можно исследовать уровень, качество и слабые места школьной мотивации вашего ребенка и подобрать правильное лекарство.

Большинство детей хочет идти в школу, но мотивация у них разная. Иногда ученики и вовсе не могут объяснить, почему возникает такое желание. Желание может появиться у ребенка и потому, что этого хочет мама, и потому, что там веселые переменки, и потому, что там много интересного. Казалось бы, каждый из вариантов предполагает позитивные ожидания, но только один из них может стать основой прочной положительной школьной мотивации.


Чтобы выяснить, насколько представления вашего малыша о школе соответствуют действительности, нужно расспросить его о том, что он знает о школе, хочет ли он учиться, на чем основывается его желание. На основании ответов можно будет сделать выводы об успешности вхождения в школьную жизнь. Предлагаю примерный набор вопросов, обычно используемых для тестирования школьными психологами. Я провожу подобный опрос при поступлении ребенка в школу и в конце второй четверти. Это позволяет исследовать динамику развития школьных мотивов и, при необходимости, определить направление работы.

Что же делать для создания и сохранения положительной мотивации детей в начальной школе, что предпринять для трансформации «ненадежных» школьных мотивов (игрового, отрицательного социального мотива) в более эффективные: познавательные и социальные?

Трудности учебной мотивации поддаются воздействию, трансформации и исправлению.

При поступлении в школу большинство будущих первоклассников имеют ту или иную положительную мотивацию, но неправильный старт может вызвать появление разнообразных трудностей, из-за которых ребенок будет чувствовать себя неуютно, а первосентябрьский оптимизм перерастет в школьную тревожность. Ниже я предлагаю вспомнить типичные ошибки родителей первоклассника — врага надо знать в лицо.

Одной из важнейших причин отсутствия положительной мотивации или ее быстрого исчезновения является возраст. Очень часто родители берут старт в опасной гонке за знаниями любой ценой именно тогда, когда отдают ребенка в школу как можно раньше. Эта гонка приобретает массовый характер, поэтому начинают формироваться новые стандарты и стереотипы первоклассника, которые сильно расходятся с его естественными потребностями. Как итог мы имеем резкое ухудшение статистики по физическому здоровью детей уже к концу первого класса и отсутствие интереса к учебе.

Чаще всего при необоснованно раннем походе в школу мотивация у ребенка игровая. Психофизические аспекты его личности еще не готовы выдерживать школьную нагрузку, и уже с первых дней школьного обучения он может почувствовать себя обманутым, и его желание ходить в школу может исчезнуть. Другой вариант развития событий — отношение к занятиям как к игре. Поначалу такие дети могут проявлять заинтересованность новой ролью и школьными правилами как правилами новой забавы, но довольно быстро игра перестает быть веселой и надоедает.

Важным фактором в поддержании положительного отношения к школе является личность учителя. Именно учитель становится для ребенка в начальных классах важнейшим авторитетом, поэтому симпатия к личности первого преподавателя может стать определяющей при ответе на вопрос: «Тебе нравится учиться?» Поэтому важной рекомендацией психологов по повышению школьной мотивации является правильный выбор учителя.

Нежелание идти в школу и трудная адаптация может, конечно, быть следствием сугубо субъективных причин, например низкого уровня знаний и умений. В этом случае, при всем желании, ребенку сложно получить удовольствие от новой деятельности. Постоянный неуспех способствует снижению интереса к учебе. Это может проявляться как в тревожном поведении ребенка (все делаю неправильно, поэтому страшно действовать), так и в агрессивном (добиться успешности другим способом). Таким детям сложно пройти адаптацию успешно. Только кропотливый труд каждый день, постоянная помощь ребенку, ваша любовь и терпение приведут к постепенному внедрению в школьную атмосферу и соответствию школьным требованиям.

Если вам удалось соблюсти первичные условия положительной школьной мотивации младших школьников, то дальнейшее повествование даст вам ответы на вопросы, как удержать уже имеющийся положительный настрой вашего первоклассника или откорректировать не очень удачное начало. Если условия успешного старта не имеют ничего общего с реальностью похода в школу именно вашего ребенка — тем более, изложенная ниже информация будет вам добрым помощником в формировании и коррекции школьных мотивов.

Как можно повысить школьную мотивацию младших школьников

Идти в школу за знаниями — что может быть естественнее для ребенка и желаннее для его родителей! Доминирование познавательного мотива у первоклассника — бальзам на раны родительских тревог, ибо с этой минуты важнейшей их задачей оказывается всего лишь сохранение и подпитка того, что уже есть.

Для формирования мотивации обучения к школе родителям нужно придерживаться советов психологов.

Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка — в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.

Развитие познавательного интереса идет параллельно с физическим развитием ребенка — вот почему очень важно не отмахиваться от маленьких почемучек. Причина нарастания неиссякаемого потока всевозможных вопросов очень проста: детские игры постепенно усложняются, они все больше становятся похожими на реальную жизнь. Для «подводной охоты» ребенок попросит вас рассказать, какие бывают глубоководные рыбы; для «путешествия на корабле» захочет знать названия морей и континентов; для игры в сад-огород придется, может быть, даже купить ему настоящих семян.

Окажите помощь ребенку при поиске информации. Если не можете объяснить сами, вместе полистайте энциклопедию, позвоните компетентному другу, поищите в Интернете.

Для повышения школьной мотивации помогать ребенку искать ответы на вопросы просто необходимо! Став постарше, он и сам сможет погружаться в чарующий мир энциклопедий и справочников, но это произойдет немного позже.

Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним. Тем самым вы не только сможете поддержать его природный интерес к знаниям, но и получите возможность окунуться в детское мироощущение, с его особенными представлениями, сложностями и особым словарным запасом.

Ведь зачастую ответы взрослых на вопросы маленьких почемучек просто анекдотичны. Например: «Папа, а как нужно рисовать цифру восемь?» — «Как-как, возьми знак бесконечности и поверни на пи на два».

Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы. Для формирования мотивации в младшем школьном возрасте признавайтесь детям, что сами чего-то не знаете, говорите, что в школе можно будет узнать обо всем на свете.

Постоянно создавайте в жизни ребенка дефицит информации. Рассказывайте что-нибудь увлекательное об открытиях и исследованиях, время от времени предлагайте новые познавательные игры самой широкой тематики, от путешествий по нашей планете до космических исследований.

Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком. И помните, что дети посвящают много сил и энергии подражанию взрослым — это одна из их основных детских задач и один из способов приобретения нового опыта.

При поиске недостающей информации мягко сообщайте ребенку, что, учась в школе, он сможет получить ответы на интересующие его вопросы.

Предоставьте ребенку возможность поскучать и встретиться со своими желаниями. Для формирования мотивации к обучению в начальной школе, стимулирования познавательной потребности крайне важно не только, чтобы почемучка получил ответ на свой вопрос, но и чтобы он располагал временем, когда можно сформулировать новые вопросы. А для этого малышу просто необходимо личное время и возможность немного поскучать.

Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Психологи не устают призывать старательных родителей держаться золотой середины. Заброшенный, предоставленный себе ребенок — совершенно не наша цель. Достаточно, чтобы в день у вашего малыша оставался всего лишь час-другой личного времени. В выходные, возможно, немного больше. Но многие дети из-за напряженного графика оздоровительных, обучающих и обогащающих мероприятий этого времени не имеют. Предлагаю исправить ситуацию под лозунгом: «Во всем важна умеренность».

Придерживаясь этих нехитрых рекомендаций, вы можете ожидать, что познавательный мотив станет для вашего ребенка основным в учебной деятельности, а это обеспечит успешную адаптацию и любовь к школе.

Позиционная мотивация идти в школу

Позиционный мотив является одним из социальных мотивов, а также хорошим помощником мотиву познавательному. Быть взрослым — это притягательная мечта любого ребенка. Портфель и школьные учебники являются заветной ступенькой, благодаря которой можно выглядеть выше и значительнее. Хорошо, если показатели по этой мотивации у ребенка достаточно высокие. Важно, чтобы этот мотив был не единственными и шел в паре с познавательным. Для формирования положительной позиционной мотивации обучения в начальной школе нужно не так много:

  • Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника. Главное — «рифмовать» при этом позицию взрослого, самостоятельного человека и школьника, которому обязательно откроются новые горизонты и возможности: «Сможешь уже сам покупать в столовой булочку!», «Самостоятельно ходить по этажам в актовый зал и столовую!», «Сам будешь выбирать тетради и обложки!».
  • Будьте осторожны! Вам необходимо сообщить о расширении прав, а не об увеличении обязанностей. Не напугайте ребенка тем, что он еще не готов принять: «Будешь забирать уже братика из детского сада!», «Самостоятельно ездить к бабушке на троллейбусе!»
  • Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность. Участвуя во всевозможных школьных приготовлениях, хотя бы просто в покупке принадлежностей для учебы, ребенок будет ощущать свою важность и изменение статуса.
  • Читайте ему сказки на школьную тематику.

Для повышения мотивации детей школьного возраста ответьте себе на следующие вопросы. Для чего все-таки дети ходят в школу? Зачем нужны школьные правила? Кем бы хотел стать ребенок, когда вырастет? Какие уроки и занятия помогут ребенку в освоении этой профессии? Последние вопросы имеют лишь функцию поддержания мотива, но ни в коем случае не диагностическую. Настоящий поиск своего дела будет осуществляться только в старших классах, поэтому не воспринимайте мечту ребенка как руководство к действию.

При формировании позиционной мотивации детей к обучению в школе, кроме позитивного отношения, ребенок должен получить достоверную информацию о режиме и особенностях школьной жизни.

Формируя позиционный мотив, нужно быть осторожным, ведь зачастую родители невольно ударяются в крайности, которые могут свести на нет все старания. Одна из них — это излишнее красочное и радужное описание школьного процесса, которое вполне может обернуться горьким разочарованием маленького школьника и сомнениями в искренности родителей.

Другая крайность — поселить в сознании ребенка боязнь школы. Причины ее могут быть разными: опасения оказаться несостоятельными, не оправдать родительских надежд, страх несоответствия родительским ожиданиям. Таким образом может появиться отрицательная социальная мотивация, разговор о которой еще предстоит.

Для развития школьной мотивации следуйте следующим советам психологов:

  • Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней.
  • Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете?
  • Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!

К сожалению, это, пожалуй, все, что можно сделать в этом случае с помощью печатного слова.

Формирование оценочной учебной мотивации в младшем школьном возрасте

Плохо, если показатели оценочной мотивации учиться в школе слишком высокие и не подкрепляются ни познавательной, ни позиционной мотивацией. И все же оценочная мотивация может стать хорошим подспорьем в формировании положительной школьного настроя в целом.

Для развития правильной оценочной мотивации в младшем школьном придерживайтесь следующих рекомендаций.

  • Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию.
  • Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!», «Удивительно, как ты быстро запомнил (красиво написал, хорошо рассказал…), я так рада, что у тебя хорошо получается!» А если вы решите подкорректировать ситуацию, пока ваш малыш еще дошкольник, подойдут фразы: «Как здорово, что ты пойдешь в школу!», «У тебя так хорошо получается, думаю, у тебя и в школе все получится!»

Не секрет, что самым важным «оценщиком» для маленького первоклассника является его первый учитель. Именно он — та «первая скрипка», которая способна извлечь из струн самолюбия маленького человечка и бравурные марши, и минорные мотивы. И если ко времени похода в школу ребенок запасся только оценочной мотивацией, школьные будни вряд ли будут для него спокойными. Кстати говоря, в этом случае выбор первого учителя, который либо усугубит, либо исправит ситуацию, становится еще более важным.

Если основная мотивация вашего ребенка игровая — увы, сложности с адаптацией не заставят себя ждать. Существует ряд требований, предъявляемых к психологической готовности ребенка, которому предстоит пойти в первый класс. Среди них — умение произвольно управлять своим поведением, ответственное отношение к учебной деятельности, умение устанавливать с взрослыми и сверстниками отношения, диктуемые совместной деятельностью. Этот набор требований вполне логичен и естественен — но лишь по достижении соответствующего возраста и, как следствие, психологической готовности. Именно поэтому отдавать ребенка в школу необходимо не ранее шести-семи лет.

Но возраст — совсем не гарантия! В 6 лет далеко не у всех детей имеется познавательная школьная мотивация, поэтому, если можно, стоит подождать еще. Поздний поход в школу никому еще не навредил, в отличие от раннего.

Советы психолога:

  • Особенности игровой мотивации у дошкольников и ценников начальной школы настолько сильны, что пресечь или нейтрализовать их просто невозможно. Единственный выход — постепенно развивать социальную и познавательную мотивации и надеяться на естественное взросление ребенка.

Оптимистичные упования родителей, что ребенок может повзрослеть уже в школе, могут остаться лишь надеждами. Ведь потребность в познании естественным образом созреет только в возрасте 6-7 лет. Но голос этой потребности может оказаться слишком слабым на фоне сложностей и стрессов первого года обучения, если ребенку больше хочется играть, чем сидеть за партой. Отдав ребенка в школу рано, родители рискуют так и не дождаться окончания адаптации.

Помощью ребенку в адаптации будет следование за природой и за естественным ходом событий. Надеюсь, предложенные рекомендации послужат опорой в создании благоприятной атмосферы для положительной школьной мотивации.

Коррекция отрицательной мотивации при нежелании ходить в школу

Трудно в нескольких словах охарактеризовать причины такого печального положения вещей, как отрицательная мотивация детей младшего школьного возраста. Однозначно объяснить, как случилось, что взрослые вопреки своему желанию сформировали у ребенка страх перед школой, сложно. Так же сложно однозначно определить, почему так мало между родителями и ребенком доверия, если последний готов идти в «страшную» школу, только бы не вызвать гнева мамы и папы. В этой ситуации понадобится глубокое исследование отношений. И если вы чувствуете, что в вашей семье сложилась именно такая ситуация, и хотите ее исправить, не пренебрегайте помощью специалистов.

На ребенка, поступающего в школу, ложится большой эмоциональный груз, ведь ему необходимо освоить не только новую деятельность, но и войти в новый коллектив, приспособится к требованиям учителя, к новому статусу, новой территории и новым вещам. Все это требует времени, терпения и помощи со стороны взрослых (учителей, психологов, родителей). Именно последним приходится сложнее всего. Для развития учебной мотивации в младшем школьном возрасте родителям необходимо оставаться островками стабильности и спокойствия в этом изменившимся мире для малыша, но это непросто, ведь они подвержены тем же стрессам и волнениям, Что и их дети. Дальнейшая информация будет посвящена родительским тревогам и треволнениям, которые становятся нечаянными пособниками в формировании отрицательной школьной мотивации, а также неожиданными препятствиями на пути успешной адаптации Нащих детей.

Все родители хотят, чтобы каждое утро их маленький ученик спокойно вставал, одевался, завтракал и с удовольствием шел в школу, а не подчинялся необходимости идти туда, куда идти не хочется. В общем, все родители мечтают о положительной школьной мотивации для своего ребенка. Но у всякого сильного желания может возникнуть опасный спутник — страх. Тревога, что чаяния и надежды не осуществятся. И самое грустное, что иногда родителям не удается справиться с собственной тревогой по поводу школы, и вместо поддержки интереса к знаниям дети получают от них сообщения о неких драконах, которые уничтожают тех, кто не ходит в школу. Неправильное родительское отношение к школьному процессу влечет за собой разнообразные трудности. И, как следствие, школьная адаптация может проходить плохо или затянуться на неопределенный срок.

Так давайте постараемся выявить те тайные послания, в которых мы сообщаем своим детям о «драконах», их «способе жизни» и «месте в пищевой цепочке».

Однажды, забирая дочь из детского сада, я застала окончание одного развивающего занятия. На протяжении десяти минут воспитатель сообщила пятилетним детям, что они плохо будут учиться в школе, потому что они медлительные, ничего не слышат, шумят и немеют внятно отвечать, когда их спрашивают. Для школьной мотивации это были весьма разрушительные фразы, а форму они имели примерно такую: «Боже, да говори же ты громче, в школе тебя совсем не услышат!», «Быстрее, в школе с вами никто сюсюкать не будет!», «У тебя же под носом лежит, а ты не видишь! Как же ты в школе будешь учиться!»

Воспитателя можно оправдать, например, переживаниями за дальнейшую судьбу ребятишек. Но в тот момент, когда это происходило, я видела только мокрые глаза своего ребенка. Согласитесь, такое поведение воспитателя — сомнительный взнос в копилку положительной школьной мотивации. И мы с вами — родители — иногда сообщаем ребенку о своих переживаниях за его школьное будущее такими же разрушительными способами.

Советы психолога по формированию мотивации в младшем школьном возрасте:

  • Старайтесь контролировать высказывания о школе и школьном будущем вашего ребенка. Фразы должны поддерживать интерес, подбадривать ребенка, а не пугать его.

Совет, конечно, хорош и прост. Но, с другой стороны, ему невозможно следовать, пока не устранена причина подобных высказываний — родительская тревога. А она сама по себе не стихает даже после поступления детей в школу и преодоления первых рубежей. Часто мы продолжаем сокрушаться: «Как же ты будешь дальше, когда пойдут нагрузки!», «А в третьем классе будет шесть уроков, как же ты тогда высидишь!»

Развитие положительной мотивации к учебной деятельности у детей младшего школьного возраста

Социальный мотив обязательно присутствует у первоклассников, да еще под грифом положительного, однако если он затмевает собой познавательный, ребенок может так никогда и не отправиться в свободное плавание.

Для развития положительной мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста, их познавательных потребностей важно идти за интересами ребенка, а не за родительскими амбициями. Часто, желая осчастливить ребенка знаниями (а заодно и самих себя), родители просто не оставляют ему времени для тихих минут творчества, раздумья или просто покоя, навязывают хронометрированный график жизни, плотно заполненный всевозможными, невероятно полезными для ребенка развивающими занятиями.

Сейчас много говорят о необходимости заботиться о развитии детей. Повсюду муссируется мнение о безусловной пользе раннего и всестороннего развития. Модными становятся всевозможные центры, родительские клубы, кружки раннего творчества, дайвинга, детской аэробики и т. д. После многолетнего невнимания к миру ребенка — это, конечно, невероятный прогресс. Так что же — «ура» и «браво»? Хотелось бы сказать — да. Но при такой повальной борьбе с невниманием к детству мы рискуем выплеснуть с водой и самого младенца!

Родители начинают бояться детской скуки очень рано. Когда ребенок заскучал, он начинает искать себе новое занятие и временно затихает. Многие родители панически боятся этого затишья — и в самом начале жизни малыша правильно делают. Действительно, двухлетний малыш затихает чаще всего, дотянувшись до какой-то штучки с десятком блестящих кнопочек, очень похожей на папин мобильный телефон или пульт от телевизора, или добравшись до маминой сумочки, или забравшись на подоконник, открыв косметичку старшей сестры, усевшись пересчитывать листья вашему любимому фикусу или наводить порядок в дисках брата. Именно поэтому бдительные родители стремятся занять кроху, Дабы урон от его тихого творчества был минимальный. И тем не менее скука — важный фактор всестороннего Развития ребенка, и опыт ее необходим во все периоды жизни. Естественно, в дошкольном возрасте этого времени будет меньше, но по мере взросления, к школе, ребенку необходимо 1-2 часа в день, чтобы поскучать или просто побыть наедине с собой.

Родительские страхи влияют как на формирование отрицательной школьной мотивации учащихся начальных классов, так и на поддержание положительного школьного настроя. Конечно, даже при самых благоприятных семейных и школьных условиях никто не застрахован от слез во время выполнения домашнего задания, от реплик «Не буду читать этот гадкий букварь!» или «Ненавижу эту математику!». Но это не более чем рабочие моменты. У слова «труд» и слова «трудно» — один корень. Задача родителей — не обеспечить безоблачное будущее и безупречное скольжение по школьной колее, но избавить ребенка от ненужных нагрузок и опасных установок там, где это возможно: подкрепить естественный интерес, похвалить за победы, поощрить познание, уделить ребенку время, избежать перегрузок. Именно это поможет сформировать и сохранить такой необходимый положительный настрой на учебу, когда ребенок кроме осознания своего нового статуса, удовольствия от новой формы и школьных принадлежностей еще и сможет искренне удивляться и восхищаться новыми знаниями.

Статья прочитана 6 212 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.