...
x

Обучение без отметок: основы безоценочной системы

Многие родители, отводя детей в школу, отправляют их именно «за оценками». Но так ли они важны при обучении ребенка? Во многих начальных учебных заведениях введена безотметочная система оценивания, впервые внедренная академиком Ш.А. Амонашвили более полувека назад и принесшая неплохие результаты при обучении младшеклассников. Каковы же основы этой методики?

С помощью отметки сложно формировать самостоятельное, независимое мнение о своих результатах. Собственные победы меркнут, не будучи подкрепленными авторитетным взрослым. Надо ли говорить, что постоянный поиск одобрения извне не способствует развитию инициативы и самостоятельности.

Еще одна отрицательная сторона акта оценивания — постоянное сопоставление своих результатов не только с мнением взрослого, но и с результатами остальных детей в классе, а значит, отсутствие индивидуальности в подходе. Можно предположить, что некоторым родителям подобная проблема может показаться надуманной, ведь конкурентная борьба — один из главных рычагов манипуляции сознанием ребенка.

На чем же основаны принципы безотметочного обучения, и каковы особенности такого учебного процесса?

Принципы системы безотметочного оценивания детей при обучении в начальной школе

Для одних детей отметка становится «доброй феей», а для других — «бабой-ягой». Так выразился Шалва Амонашвили, который впервые успешно применил метод безоценочного обучения еще в 50-е годы XX века. В силу целого ряда причин дети по-разному усваивают учебный материал. На это влияют индивидуальные способности, уровень подготовки, психологические особенности ребенка и просто его здоровье.


Оценка способствует конкуренции между детьми, снижая ценность труда, провоцируя зависть и неудовлетворенность собой. Как следствие — разный уровень успеваемости. Если бы не отметки различный уровень так бы и остался различием, индивидуальной особенностью каждого ребенка. Существование отметки во многом способствует тому, что подавляющее большинство детей, которые с удовольствием идут в школу, в таком же подавляющем большинстве приобретают школьную тревожность разной степени тяжести.

Именно поэтому, после многочисленных дебатов, большинство дипломированных взрослых пришло к выводу: традиционная отметка в первом классе приносит больше вреда, чем пользы. По закону Министерства образования России и многих других стран СНГ в первых классах начальной школы введено безотметочное обучение, так как для благополучной адаптации в школьной среде ребенку важен естественный интерес, а не погоня за редкой птицей счастья в виде положительной отметки.

К сожалению, во многом современное обучение без отметок остается лишь декларацией. Часто учитель, якобы придерживаясь основ безотметочного обучения в школе, просто заменяет пятерки звездочками, солнышками, смайликами или записью «Молодец!». Действительно, ломать стереотипы сложно, особенно если сами мы впитали в себя принципы оценочного обучения.

Безотметочное оценивание поступков и внимание к мнению окружающих глубоко кроются в самой культуре и социализации: «Как тебе не стыдно, на тебя другие смотрят», «Вон, тетя на тебя смотрит и думает…», «Ты же хорошая девочка, а так себя ведешь!». Невозможно в одночасье сменить ориентиры и радостно двигаться в противоположном направлении – в сторону безотметочной системы обучения. Любой здравомыслящий взрослый понимает, что нельзя чему-либо научить ребенка, не оценивая большую активность и интерес к занятиям, упражнениям и играм, если в конце их будет ожидать приз, например, в виде отметки.

Чаще всего мы действуем стихийно, используя богатства кладовых собственного мировоззрения. Нередко в этих хранилищах, вместе с естественной любовью и жемчужинами собственных открытий, хранятся скелеты прошлых неудач, навязанных правил и оценок. При тщательном анализе этих складов, например, в кабинете психолога, мы можем ответственно и внимательно провести инвентаризацию и отделить зерна от плевел.

Без подобной ревизии, во время очередного воспитательного маневра, мы хватаем в кладовке то, что первым подвернется под руку. Благодаря такой неразборчивости родители, ничтоже сумняшеся, делятся с малышами собственными предрассудками о плохом и хорошем поведении, а также знаниями: за что можно получить одобрение или нагоняй. Тем самым они уводят своих детей в темный лес фантазий об идеальном человеке, а там так страшно! Ведь надо всегда любить своего братика, всегда делиться, но не давать себя в обиду, не плакать, быть смелым и бойким, но послушным и тихим, никогда не сердиться на маму, быть любопытным, но тактичным, настойчивым и упорным, но скромным и прилежным, не лезть куда попало…. А если не получится, то тебя «сожрет серый волк», ведь он всегда съедает «плохих мальчиков» и «плохих девочек».

Мы с такой легкостью отправляем в этот темный лес своих детей чаще всего потому, что сами прогуливаемся в тех же зеленых насаждениях. Стараемся изо всех сил быть нежными матерями, авторитетными отцами, успевать усердно трудиться, но не поддаваться усталости и унынию, с удовольствием и активно отдыхать, быть всегда в курсе событий, интересным собеседником, не болеть, заниматься спортом, быть безотказным и добрым, уметь за себя постоять — и при этом не напрягаться.

Очередное путешествие во внутренний мир на этот раз пройдет туристическим маршрутом, под названием «Поиск представлений об оценке». Заочно, без посещения кабинета психолога, займитесь инвентаризацией ваших кладовых.

Необходимость такого путешествия в том, что в обычной жизни достаточно сложно отследить, когда и как мы сообщаем детям об оценочных полюсах: пятерка — ты хороший, четверка — плохой. Думаю, что многие, читая эти строки и мысленно вспоминая свою реакцию на школьные отметки, удовлетворенно улыбнутся: «Я за оценки не ругаю!»

Одна из особенностей безотметочного обучения – стараться избегать сравнения результатов своего ребенка (не важно, хороши они или плохи) с результатами его брата, друга, соседа, одноклассника. Пусть оценка остается ориентиром в мире его собственных достижений, а не общемировых. Ведь всегда найдется человек, который окажется умнее, сильнее, красивее, зарабатывает больше денег, родил больше детей. Постоянно равняясь на других, ваш ребенок рискует никогда не обрести счастья.

Ратуя за безоценочную систему обучения, обращаясь к естественному стремлению в самоуважении и развитии, педагоги призывают уйти из-под искусственных лучей прожектора и дождаться, пока взойдет солнце, — а оно взойдет, будьте уверены! И самое важное, что оно даст широкий обзор и оставит место множеству теней, а значит — позволит выбрать себе комфортное место из нескольких вариантов: на вершине горы, в лучах славы или в тени леса, да мало ли где еще.

Совет психолога:

  • При обучении без оценок детей в младшей школе необходимо больше хвалить и всячески поощрять любые позитивные аспекты их поведения. Именно похвала и поощрение, как маяк, указывают ребенку путь к развитию и совершенствованию.

Далее подробно описано, как можно выполнять оценивание младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Приемы оценивания школьников младших классов в условиях безотметочного обучения

Существует немало приемов безотметочного оценивания, ниже приведены самые эффективные из них.

  1. «Хорошие слова» или комплименты. Похвала бывает разной. Самая простая и понятная — словесная. Нового здесь ничего нет, но есть особенности. При безотметочном обучении старайтесь при поощрении делать акцент не на оценочной похвале: «Молодец!», «Это правильно!», «Так и надо!», а добавлять к ней что-то конкретное, что удалось ребенку: «Ты такой внимательный!», «Это слово ты сумел написать очень красиво!», «Сегодня ты так быстро все понял!» Комплименты вместо оценок в безотметочном обучении формируют у школьника уверенность в себе. Это качество помогает успешно учиться. Не забывайте хвалить ребенка не только за достижения, но и за приложенные усилия.
  2. Невербальные способы поддержки. Невербальные виды похвалы тоже чрезвычайно важны. Они без всяких слов говорят ребенку о его безусловном принятии родителями, об их любви и хорошем отношении вообще: улыбка, ободряющий жест, похлопывание по плечу, поглаживание по голове, просто ласковый взгляд.
  3. «Лист поощрений». Такой лист оценивания при безотметочном обучении можно использовать для собственного ребенка или для нескольких детей (группы или даже целого класса). По сути, это те же самые комплименты, но имеющие материальное выражение — в форме плюсиков, цветочков, солнышек на бумаге, цветных камешков в шкатулке, искусственных цветов в вазе. Подобный вид поощрения является определенной формой оценки, но с одной существенной разницей: нет дифференциации, то есть получить плохую оценку невозможно.
  4. «Копилки успехов». Поддержка ребенка с помощью таких приемов, как «папка достижений», «копилка успехов» дарит не только одобрение взрослого, но и понимание себя самого. При безотметочном обучении младших школьников это может быть папка или коробочка, где хранятся материальные свидетельства детских успехов: поделки, тетради со школьными работами, рисунки, медали, грамоты, просто записи о радостных событиях. Ребенок сам решает, что положить в копилку. С одной стороны, он лишний раз тренирует самооценку, а с другой — подскажет вам, что является для него истинной победой, чем он гордится. Подобные копилки очень помогают как дома, так и в работе с целым классом. Практикуя безотметочное обучение в начальных классах,«копилки успехов» становятся еще и важным элементом взаимодействия между учителем и учеником. При всем своем мастерстве учителю далеко не всегда удается на уроках уделить одинаковое внимание каждому ученику. Помощь в сборе материала для «копилки успехов» лишний раз подчеркивает ценность ученика и важ
    ность его индивидуальных особенностей для учителя.
  5. Самооценка. Удачный пример формирования самоконтроля обеспечивает нам развивающее обучение. Ребенку предлагается самостоятельно оценивать свою работу по горизонтальной шкале, где верх — это высший показатель, а низ — низший. С подобной отметкой учитель или соглашается, или нет. При оценивании подобного рода ученик постепенно вовлекается в роль учителя, но не в контексте «кнута и пряника», а как внимательный эксперт. Это помогает формировать нечто большее, чем стремление соответствовать ожиданиям учителя. Формируется самооценка, а значит, и самоконтроль, повышение ответственности за результат труда. Подобное безотметочное оценивание в начальной школе способствует становлению оценочной самостоятельности ребенка.

Просите ребенка самостоятельно оценивать свою работу, используя вертикальную шкалу, о которой говорилось выше.

Следующим шагом в самостоятельности будут ответы на вопросы: «Что я уже знаю и умею?», «Чего я совсем не знаю?», «Что я плохо знаю и в чем надо еще разобраться?» Ответы на эти вопросы также можно отобразить с помощью вертикальной шкалы. Анализ своего труда поможет младшим школьникам из просто старательных учеников стать учениками, умеющими учиться.

Дерево моего «я». Это ещё один прием оценивания в условиях безотметочного обучения, способ познакомить ребенка с самим собой, притом с лучшими сторонами его личности. Он успешно может применяться для всего класса, в группе, дома — с братьями и сестрами или индивидуально.

На бумаге рисуется ствол и ветви дерева — этот рисунок одинаков для всех детей, не важно, одноклассники они или родственники. Одинаковые стволы и ветки — это олицетворение нашего единства как человечества, а вот кроны деревьев будут разными. Листики на этом дереве надо раскрасить в разные цвета, и каждый цвет будет означать достижения в учебе, труде, творчестве и спорте. Система соответствия цветов при безотметочной системе оценивания достижений оговаривается заранее и зарисовывается под изображением ствола с ветками.

Например:

  • желтый листик — чтение;
  • синий листик — труд;
  • сиреневый листик — творчество;
  • зеленый листик — вежливость, доброта;
  • оранжевый листик — любознательность;
  • красный листик — индивидуальные победы и рекорды, связанные с деятельностью в кружках, секциях или просто с хобби.

По мере свершения ребенком определенных актов творчества, вежливости или любознательности вы снабжаете его листиком соответствующего цвета, который он наклеивает на дерево.

Другими вариантами такого оценивания в начальной школе, где практикуется безотметочная система, могут быть построение домика из разноцветных кирпичей, рассаживание разноцветных цветов на клумбе. Обращайте внимание ребенка на то, что все люди разные и нет единых стандартов. Каждый ребенок уникален и неповторим — именно эту мысль важно донести до сознания детей.

И помните: по отношению к дереву (домику, клумбе) недопустимы комментарии вроде: «А что это у тебя красных листиков так мало?» Запомните: каждый уникален, а высказывания такого рода превратят «дерево моего «я»» в «дерево соответствия ожиданиям родителей».

Статья прочитана 3 764 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.