...
x

Особенности эмоций ребенка и их влияние на здоровье

Особенности развития эмоций у детей дошкольного возраста оказывают огромное влияние на психосоматику многих недугов. Под влиянием излишней эмоциональности могут проявляться тики, заикание, энурез и другие негативные явления. И если на единичные особенности проявления эмоций в раннем детском возрасте можно не обращать внимания, то при затяжных ситуациях, травмирующих психику ребенка, могут развиться психоматозы.

Особенности проявления эмоций в раннем детском возрасте

Специфика детской психосоматики обусловлена особенностями эмоций ребенка, причем развитие психосоматозов приходится в основном именно на дошкольный возраст. Это напрямую связано с их типом эмоциональности. В чем же заключаются эти особенности, и как развитие эмоций у детей раннего возраста становится катализатором психосоматических проблем со здоровьем?

Эмоции детей дошкольного возраста кратковременны по своей протяженности, в отличие от эмоций взрослых, которые могут длиться до нескольких часов. Эмоции детей раннего возраста живут по несколько минут, даже самые яркие из них быстро угасают, уступая место ровному, привычному для этого ребенка эмоциональному фону. Однако с развитием эмоций у детей дошкольного возраста они становятся намного более интенсивными. Особенно это касается именно негативных эмоций. В возрасте 2 — 5 лет эмоциональные реакции по своей интенсивности могут быть непропорциональны силе раздражителя, существенно превышать ее. Всем родителям знакома ситуация, в которой малыш может быстро разрыдаться от любого пустяка. Его горе в момент рыданий кажется всепоглощающим. Но проходит несколько минут, и слезы утихают. Эмоция бурно вспыхнула и быстро прогорела. Таким образом, природа защищает психику маленьких детей от сильных психических травм. Ведь куда более полезно выплеснуть негативные эмоции разом, бурным всплеском, чем позволять им тлеть медленным огнем, часами подтачивая психику, как это происходит у взрослых людей.


Посмотрите на фото – детские эмоции сильны, но кратковременны, и безудержный плач быстро сменяется заливистым смехом:

Однако у этой особенности, как и у всего на свете, есть оборотная сторона. Такой способ интенсивного развития эмоций в детском возрасте хорош для единичных проявлений: ушибся-похныкал-прошло, испугался-поплакал-успокоился, разозлился-покричал-отпустило. Если же сама психотравмирующая ситуация затягивается, если она продолжительное время давит на ребенка, то частые, хоть и кратковременные, вспышки отрицательных эмоций приводят к негативным последствиям. Они истощают психику ребенка, энергетические затраты на такое реагирование слишком велики. И поэтому защитный механизм в виде психосоматических проявлений срабатывает у детей намного быстрее, чем у взрослых. Фаза «спящего» состояния болезни (предпсихосоматоза) у маленьких детей очень коротка. Болезнь быстро активизируется, иногда это может проходить в рекордные сроки, буквально за несколько дней.

Развитие эмоции и здоровье детей раннего дошкольного возраста

На практике детским врачам довольно часто приходится сталкиваться с подобными ситуациями. Вот несколько характерных случаев. Первый, особенно яркий, относится к советским временам, когда в детских садах существовали дачи и практиковался вывоз детей за город в летнее время. Маленькую девочку (3 года) определили в детский сад. Так получилось, что это совпало с серединой лета и детей через несколько дней вывезли на загородную дачу детского сада. Само по себе начало посещения садика является для большинства детей значительным стрессом. А тут еще девочка оказалась оторванной от родителей. Это колоссальная психологическая травма, которая воздействовала на ребенка непрерывно. В результате у малышки в течение трех дней развился сахарный диабет. Когда на 4-й день мама приехала ее навестить, девочка уже находилась в состоянии диабетической комы.

Еще один тяжелый случай был связан с необходимостью поместить ребенка в больницу с подозрением на детское инфекционное заболевание. Палата была на карантине, и по какой-то причине никто из родителей ребенка (мальчик, 5 лет) не смог находиться с ним в больнице. Мальчика оставили на попечение медперсонала. Можно себе представить психологическое состояние ребенка, который был, во-первых, напуган возможностью тяжелого инфекционного заболевания, во-вторых, помещен в незнакомую обстановку и, в-третьих, лишен присутствия родителей. Анализы показали, что это была ложная тревога, что инфекции у ребенка нет. Но за время пребывания в больнице у него резко ухудшилось самочувствие, он начал жаловаться на резкие боли в желудке. Было проведено гастроэнтерологическое обследование, которое показало, что буквально за несколько дней у ребенка развилось несколько очагов некроза на стенках желудка. При этом никогда раньше жалоб на желудок не было, ребенок не состоял на учете у гастроэнтеролога. То есть психосоматоз развился в считанные дни и до очень тяжелой стадии.

Подобных случаев, связанных с развитием эмоций и их влиянием на здоровье детей дошкольного возраста в медицинской практике множество, есть менее тяжкие, связанные с незначительными психологическими травмами и не такими острыми реакциями на них. Но их все объединяет общая черта — стремительное развитие психосоматоза, присущее дошкольному детскому возрасту. Таким образом, можно утверждать, что специфика детской психосоматики заключается в непропорциональной психосоматической реакции, когда болезненный ответ организма значительно тяжелее полученной психологической травмы.

Надо учитывать и тот факт, что эмоции у разных детей могут быть различными. На один и тот же внешний раздражитель они могут давать чуть ли не противоположные реакции. Все зависит от личностных качеств самого ребенка. Например, один малыш при приближении незнакомого человека может пугаться и прятаться за маму, а другой улыбаться и демонстрировать готовность к контакту. Для одного ребенка посещение парикмахерской — удовольствие, а у другого начинается истерика. Один ребенок обожает собак, а другой панически их боится. На различие реакций есть свои причины, это уже вопрос психотерапии. Важно учитывать, что влияние эмоций на здоровье ребенка огромно, а поводы к психосоматическим заболеваниям индивидуальны у каждого малыша, несмотря на то, что есть общие тенденции. Перечисленные ранее факторы влияния детской эмоциональности на формирование психосоматозов необходимо преломлять и через личность самого ребенка. Они дают только общее представление о механизмах детской психосоматики.

Статья прочитана 2 407 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.