Дыхательная гимнастика для носа: упражнения для детей
Дыхательная гимнастика для носа позволяет улучшить кровоснабжение всех внутренних органов и обогатить кровь кислородом. Выполнять упражнения для детей нужно регулярно, делать это необходимо в форме игры или конкурсов. Не стоит заставлять ребенка выполнять те или иные действия, поскольку под влиянием стрессовых факторов увеличивается риск снижения функции иммунной системы. Далее на странице можно ознакомиться с рядом упражнений, которые помогут справиться с заложенностью носа, а также научат малышей правильно дышаться и управлять этим процессом.
Дыхательная гимнастика для дыхания носом для детей
Дыхательная гимнастика для дыхания носом должна начинаться с восстановления спокойствия и равновесия. Дыхательная гимнастика для носа для детей может проводится в утренние или послеобеденные часы.
1. Исходное положение — стоя. Рот закрыт. Одну ноздрю плотно закрыть пальцем, дышать поочередно по 4 — 5 раз через каждую ноздрю.
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно по 5 раз.
3. Стоя, вдыхать через одну ноздрю, а выдыхать через другую, по 5 — 6 раз через каждую.
4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос, 5 — 6 раз.
5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить: «М-м-м» медленно, до 8 раз.
6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на счет 1 — 2 — вдох, на 3 — 4 — 5 — 6 — выдох, на счет 1—2 — вдох, на 3 — 4 — 5 — 6 — 7 — выдох (2 — 3 минуты).
Дыхательные упражнения носом для дыхания через нос
Дыхательные упражнения носом позволяют контролировать процесс насыщения крови кислородом. Большинство движений сопровождается удлиненным выдохом — это рефлекторно вызывает углубленный вдох. Звуки произносятся только при удлиненном выдохе. Дыхательные упражнения через нос для правильного дыхания стоит выполнять вместе с малышами.
Комплекс № 1
1. «Поиграй на трубе». Исходное положение ребенка — стоя, ноги вместе, руки согнуть перед собой, как бы держа трубу. Делать мелкие движения пальцами, подражая нажиманию на клавиши, и приговаривать: «Ту! Ту! Ту!» Выполнять в течение 15 — 20 секунд.
2. «Косарь». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, слегка согнутые руки поднять вперед, пальцы сжать в кулаки. Поворачиваться направо и налево, подражая движениям косаря, делать широкие, размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! Ж-у-х! Ж-у-х!» Повторить в среднем темпе 5 — 8 раз.
3. «Часики». Исходное положение ребенка — стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить: «Тик-так! Тик-так! Тик-так!» Повторить в среднем темпе 10— 12 раз.
4. «Дровосек». Исходное положение ребенка — стоя, широко расставив ноги, руки поднять вверх и сцепить пальцы над головой. Быстро наклоняться вперед, опуская руки между ногами, изображая колку дров, с выдохом произнося: «Б-а-а-х-х! Б-а-а-х-х!» Повторить 5 — 8 раз.
5. «Лови комара». Исходное положение ребенка — стоя. Ноги врозь, руки опустить. Делать хлопки в ладоши перед собой на уровне груди, лица, над головой, произнося: «Ж-ж-ж-ж! Ж-ж-ж-ж!» Повторить 4 — 5 раз.
6. «Помаши крыльями, как петух». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, руки опустить. Поднимать руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам, выдыхая: «Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!» Повторить 5 — 6 раз.
7. «Паровоз». Ходить по комнате, делая попеременные движения согнутыми руками и приговаривая: «Ч-у-х! Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 20 — 30 секунд.
8. «Погреемся». Исходное положение ребенка — стоя, поставить ноги врозь на ширину плеч, руки опустить. Обхватить правой рукой левое плечо, затем левой рукой — правое плечо, развести руки в стороны, снова обхватить руками плечи, затем руки опустить; обхватывая плечи, произносить: «Б-р! Б-р! Б-р!» Повторить в среднем темпе 4 — 6 раз.
9. «Вертушка». Исходное положение ребенка — стоя, расставив ноги шире плеч, руки опустить. Поворачиваться направо и налево, свободно размахивая руками, приговаривая: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 5 — 7 раз.
10. «Маятник». Исходное положение ребенка — сидя на полу, скрестив ноги, руки поставить на пояс. Раскачивать туловище вправо и влево, повторяя: «Т-а-к! Т-а-к!» Повторить в среднем темпе 8 — 10раз.
Комплекс N° 2
1. «Качалка». Исходное положение ребенка — сидя на полу, скрестив ноги, руки положить на колени. Раскачивать туловище вперед и назад, произнося на выдохе: «Ф-р-о-о-х-х! Ф-р-о-о-х-х!» Повторить в среднем темпе 6 — 8 раз.
2. «Елочка растет». Исходное положение ребенка — стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть и выпрямиться, поднимая руки вверх — шире плеч. Приседая, произносить: «Страх-х-х! Страх-х-х!» Повторить в среднем темпе 2 — 3 раза.
3. «Зайчик». Исходное положение ребенка — стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Приседать, сгибая руки к плечам, ладонями вперед, как зайчик, становящийся на задние лапки. Произносить на выдохе: «ф-ф-р! ф-ф-р! Ф-ф-р!» Повторить медленно 5—7 раз.
4. Наклоны к мячу. Исходное положение ребенка — сидя на полу, ноги врозь, в руках держать мяч. Наклониться вперед, положить мяч между ступнями, выпрямиться. Наклониться, взять мяч, произнося: «У-х-х-х! У-х-х-х!» Повторить в медленном темпе 4 —6 раз.
5. «Как гуси шипят». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, ступни параллельно, держа палку на сгибе рук. Наклониться вперед, смотря перед собой и вытягивая шею, произнести: «Ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш!» Повторить 3 — 4 раза в среднем темпе.
6. «Прижми колени». Исходное положение ребенка — сидя, ноги вытянуть, палку опустить. Притянуть ноги к себе, прижать колени палкой к груди, произнося: «У-у-р-р! У-у-р-р!» Выпрямить ноги, руки опустить. Повторить медленно 5 — 7 раз.
7. «Гребцы». Исходное положение ребенка — сидя, ноги врозь, палку держать у груди. Наклониться вперед, коснуться палкой носков ног, произнести: «Г-у-у-у! Г-у-у-у!», выпрямиться, палку притянуть к груди. Повторить медленно 3 — 5 раз.
8. Скрещивание флажков внизу. Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, руки с флажками отвести в стороны. Опускать прямые руки вниз, скрещивая их перед собой со звуком: «Т-а-а-к! Т-а-а-к!», и поднимать их в стороны. Повторить в среднем темпе 4 —6 раз.
9. «Достань пол». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, руки с флажками поднять вперед. Наклониться вперед и достать флажками пол со звуком: «Б-а-а-к! Б-а-а-к!» Повторить медленно 2 — 4 раза.
10. «Постучи флажками». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, руки с флажками опустить. Низко присесть и несколько раз постучать палочками флажков о пол, приговаривая: «Т-у-у-к! Т-у-у-к!» Повторить в среднем темпе 2 — 3 раза.
Дыхательная гимнастика при заложенности носа
Предлагаемая далее дыхательная гимнастика при заложенности носа позволит эффективно сузить мелкие капилляры и освободить носовые ходы для прохождения воздушных масс.
1. «Погрейся». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, в стороны. Быстро скрещивать руки перед грудью, хлопать ладонями по плечам, произнося: «У-х-х-х-х! У-х-х-х-х!» Разводить руки в стороны назад. Повторить 8 — 10 раз.
2. «Мельница». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, руки поднять вверх кистями наружу. Делать круговые движения прямыми руками, скрещивая их перед собой и произнося: «Ж-р-р-р! Ж-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 4 —6
3. «Конькобежец». Исходное положение ребенка — стоя, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, и угоняя туловище с полуоборотом в стороны и подражая движениям конькобежца, произнося: «К-р-р-р! К-р-р-р!» Повторить в среднем темпе 5 — 8 раз.
4. «Присядь комочком». Исходное положение ребенка — стоя, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить, произнося: «Х-р-р-р! Х-р-р-р!» Повторить медленно 3 — 5 раз.
5. «Лягушки прыгают». Исходное положение ребенка — стоя, ноги вместе, руки на талии. Вдохнуть, после чего сделать прыжок двумя ногами вперед с одновременным выдохом, произнося: «К-в-а-а-к! К-в-а-а-к!» Повторить 6 — 8 раз.
6. «Заблудился». Исходное положение ребенка — стоя, ноги вместе, сложить рупором. Вдохнуть и на выдохе громко произнести: «А-у-у-у! А-у-у-у!» Повторить 8—10 раз.
7. «Гуси летят». Медленно ходить по комнате. На вдох руки поднять в стороны, на выдох — опустить вниз с произношением длительного: «Г-у-у-у-у-у-у! Г-у-у-у-у-у-у!» Покорить 8 — 10 раз.
8. «Насос». Исходное положение ребенка — стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем наклонить туловище в сторожу выдох, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины, при этом громко произносить: «С-с-с-с-с! С-с-с-с-с!» Выпрямиться — вдох; наклониться в другую сторону — выдох, тоже произнося: «С-с-с! С-с-с!» Повторить 6 — 8 раз.
9. «Аист». Исходное положение ребенка — стоя, ноги вместе. Развести руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть — выдох, протяжно произнося: «Ш-ш-ш-ш! Ш-ш-ш-ш!»; медленно опустить руки и ногу — вдох. Повторить 4 — 5 раз.
10. «Вырасти большим». Исходное положение ребенка — стоя, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки — вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох, произнося: «У-х-х-х! У-х-х-х!» Повторить 4 — 5 раз.