...
x

Проблемы при воспитании детей и их решение

С проблемами при воспитании детей дошкольного возраста сталкиваются абсолютно все родители. Кто-то не может заставить ребенка надеть на себя то, что считают нужным взрослые. Другим никак не удается уложить малыша в постель. У третьих не получается отвадить дошкольника от гаджетов. Четвертые не могут увести маленького скандалиста из гостей. И таких проблем при семейном воспитании детей великое множество.

Описание ситуаций с дошкольниками несколько проще, чем с младенцами, поскольку многие великие рефлексирующие люди оставили размышления о своих детских капризах и страхах.

Если воспоминания до трех лет практически не сохраняются, то более поздние случаи остаются с нами на всю жизнь. А это позволяет понять причины поступков детей, внезапно превращающихся из домашних пупсиков и зайчиков в ревущих неуправляемых монстров.

О том, какие проблемы могут возникнуть при воспитании детей и как их решать, вы узнаете, ознакомившись с этой статьей.

Проблемы при воспитании, связанные с упрямством детей

Иногда даже в самого золотого ребенка вселяется чертенок, и он делается не просто неуправляемым, но, что важнее, сам не может справиться со своими эмоциями. Очень важно, чтобы в этом случае взрослые не теряли самообладания.

При воспитании детей для решения проблем, связанных с упрямством поступайте следующим образом:

  1. Не старайтесь переупрямить ребенка: он только сильнее будет входить в штопор.
  2. Дайте малышу возможность выполнить то, что он хочет (предварительно обеспечив для этого безопасные условия). И сделайте вид, что вы забыли о споре. Не вспоминайте о произошедшем, если ребенок сам не обратится к вам с вопросом.

Что делать, если ребенок требует взять его на руки

Ребенок устал и не может двигаться. Он падает посреди дороги и утверждает, что дальше идти не может. Он требует взять его на руки.

Что делать в этом случае? Как справиться с такой проблемой при воспитании детей? Здесь могут помочь несколько приемов. Сначала стоит оценить, насколько ваш малыш в действительности устал. Обратите внимание, как меняется походка ребенка перед тем, как он начинает «умирать»: плечи опускаются, ноги подгибаются, на лице — маска безмерной усталости. Но если вы говорите: «Надо же, что там происходит?» — и ребенок тут же приободряется, его ноги подтягиваются, а в глазах загорается любопытство, значит, силы у него еще есть.

Можно начать что-то рассказывать. Дети-дошкольники безумно любят сказки про них самих. Это незатейливые истории на тему того, как они кого-то или что-то победили. Пока идет рассказ, ребенок забывает играть роль умирающего. Он, напротив, расправляет плечи и входит в роль победителя. Когда сказка подходит к концу, можно сказать, что герой пошел домой и стал весело напевать песенку «Вместе весело шагать…».

Поскольку вы хорошо знаете своего ребенка, то лучше начать рассказывать сказку до того, как он решит, что пришла пора «умирать». Если он будет точно знать, что идти придется самому, потому что он уже большой, то отвлечь его будет легче, чем в тех случаях, когда вы регулярно берете его на руки, стоит ему впасть в роль страждущего.

Увеличивайте расстояние, которое вы проходите за одну прогулку, постепенно.

Рассказывайте, что будете делать дома, чтобы хотелось вернуться туда быстрее.

Стараясь решить эту проблему, при воспитании детей родители не должны подавать никаких намеков голосом, что готовы взять малыша на руки. В такой ситуации сочувствие никому не идет на пользу. Зато выражение уверенности, что ребенок может сам справиться с подобной проблемой, активизирует его энергию.

Когда вы идете домой с ребенком из детского сада, старайтесь говорить с ним о том, что происходит вокруг. Отвлекайте его внимание на внешние объекты, чтобы он не сосредотачивался на внутреннем ощущении усталости. Можно пинать маленький камушек вперед, стараясь перехватить его и не дать это сделать сопернику. Это очень подойдет детям 5-6 лет.

Главное, что нужно помнить, решая эту актуальную проблему, – физическое воспитание очень важно, ребенку необходимо двигаться и уметь преодолевать усталость. Понятно, что задание не должно быть чрезмерно сложным.

Если вы принесли ребенка домой, и он начал двигаться как юла, в то время как вы еле-еле восстанавливаете дыхание, очевидно, что он не устал. Однако если вы взяли его на руки, а он тут же заснул, выбранное расстояние было для него пока слишком большим.

Вообще, нужно учить ребенка ходить на большие расстояния с того момента, как он впервые встал на ноги. Когда вы выходите гулять, пусть он катает свою коляску. Если он устанет, то сядет в нее обратно, и вы сможете везти его дальше. Важно помнить, что основная причина большинства заболеваний, от которых погибают современные люди, — это гиподинамия и ожирение.

Рекомендации родителям, если ребенок требует взять его на руки:

  1. Отвлеките внимание ребенка на что-то внешнее.
  2. Начните рассказывать ему сказку про него самого.
  3. Не давайте малышу никакой надежды на то, что возьмете его на руки.
  4. Расскажите, что вас ждет дома.
  5. Начните играть: например, пинайте камешек перед собой, соревнуясь, кто сделает это чаще.

Как надеть на ребенка то, что вы считаете нужным

Ещё одна насущная проблема воспитания ребенка в семье – невозможность заставить надеть то, что считают нужным родители. В какой-то момент ваш ребенок узнает, что девчонки носят розовое, а мальчишки — голубое. И малыш, который до этого безропотно надевал все, что вы ему предлагали, вдруг превратится в чертенка, который носит только то, что в маленьком сообществе детей считается единственно верным.

В этом случае все зависит от особенностей вашего ребенка: если он не выказывает сопротивления, можете надевать на него то, что вы считаете нужным. Если у него появились собственные предпочтения, предложите ему выбор из ограниченного числа вещей, предварительно отобранных вами.

При покупке зимней и демисезонной одежды стоит советоваться с ребенком, если он достиг трехлетнего возраста, предлагая в магазине на выбор одну из нескольких вещей. Положите перед малышом то, что вы считаете подходящим и для сезона, и для бюджета, и попросите принять решение. В случае скандала у вас будет основание напомнить, что куртка была выбрана самим ребенком.

С вечера стоит вместе с ребенком подготовить одежду, предварительно прослушав или посмотрев в Интернете прогноз погоды. Можно обсудить, что нужно надевать при такой погоде, а что — нет. Не следует говорить ребенку: «Ты наденешь то-то и то-то». Лучше спросить, какие колготки из двух пар он предпочитает и какая футболка (из двух предложенных) ему завтра больше подойдет.

Для решения этой проблемы при воспитании современных детей:

  1. Приучите малыша вместе с вами узнавать в Интернете (или любым другим образом) погоду на завтра и планировать соответствующий выбор одежды.
  2. Готовьте одежду на утро с вечера. Это позволит избежать конфликтов из-за нее с невыспавшимся ребенком.
  3. Если все же конфликт возник, и ребенок сопротивляется всему, что вы предлагаете, дайте ему надеть то, что он хочет, подчеркнув, что вас это не устраивает.
  4. Если малыш отказывается ходить в верхней одежде, наденьте на него несколько свитеров, прихватите с собой куртку и повесьте ее в его шкафчик. Когда в детском саду ребенок выйдет из состояния негативизма, он обнаружит в шкафчике куртку и наденет ее, поскольку спорить больше будет не с кем.
  5. Позвольте ребенку самому почувствовать, что он оделся не по погоде или вопреки характеру мероприятия. Например, вы пошли на уборку детского сада, а девочка захотела надеть праздничное платье. Оказавшись в толпе детей, она быстро увидит несоответствие своей одежды происходящему событию. Будет здорово, если у вас окажется с собой нужный комплект одежды и она сможет переодеться. При этом не следует читать ей нотации о том, что вы всегда правы.

Как уложить ребенка в постель

Не менее насущная и такая проблема, связанная с воспитанием детей, как невозможность уложить ребенка в постель. Наверняка, каждому знакома следующая картина. Вы укладываете ребенка спать и уже прочли ему сказку и спели песенку, но он просит попить, потом сходить пописать, потом опять песенку, потом опять сказку, и так часами.

Самый надежный способ добиться того, чтобы дошкольник засыпал вовремя, — это активные занятия. Выйдите с ребенком на улицу за полтора часа до сна. Заставьте его забивать мячи в ворота, ездить на велосипеде наперегонки или просто на время. Хорошо, если дома есть шведская стенка или какой-то иной спортивный комплекс: в холодные или дождливые вечера малыш сможет упражняться столько, сколько необходимо, чтобы его энергия поутихла.


После физических занятий посадите ребенка, изрядно подуставшего, в теплую ванну и предоставьте возможность тихо играть с пустыми бутылками, из которых выходят пузырьки, корабликами и уточками. Затем дайте ему кружку теплого молока с медом или другую еду в зависимости от его возраста. Прочтите небольшую сказку в полутемном помещении. И ребенок заснет, если это будет происходить каждый день в одно и то же время.

Если же малыш проведет вечер в душной комнате и перевозбудится от телевизора или компьютера, а укладывать спать его будут в разное время, то надеяться на быстрое погружение в сон бесполезно. Ни один психолог не сможет вам помочь.

Но и в последнем случае хорошим подспорьем будут теплая ванна (за это время можно проветрить квартиру), лучше уже с минимумом игрушек, массажи, теплое питье и привычная (то есть не новая) сказка, в которой ребенок знает каждую строчку и букву. Новую сказку лучше читать не перед сном, а днем, когда она возбуждает воображение и порождает множество вопросов. Перед сном нужна читанная-перечитанная история, привычная настолько, что малыш сам ее повторит и заснет от этого повторения.

Ребенку после четырех лет можно читать новые отрывки из сложного текста. Но устраняя проблему с нежеланием засыпать, при воспитании детей раннего возраста обязательно всегда оговаривать длительность чтения: 10,15, 20 минут. Чем старше ребенок, тем дольше читается сказка. Но после нее — ничего. Ни поесть, ни попить.

Малыш всегда должен засыпать в темноте. Если он боится ее, то нужно выяснить причину страха, а не фиксировать проблему, оставляя ему включенный ночник.

При такой проблеме, как нежелание ребенка младшего дошкольного возраста засыпать, в процессе воспитания поступайте следующим образом:

  1. За полтора часа до сна ребенок должен потратить энергию любым удобным для родителей способом: бегая на улице, выгуливая собаку, упражняясь на домашнем спортивном комплексе, посещая с родителями бассейн.
  2. Отход ко сну стоит сопровождать ежедневными, абсолютно одинаковыми монотонными действиями: купанием, небольшой трапезой, короткой сказкой.
  3. Не читайте перед сном маленькому ребенку новую сказку, лучше отложите ее для дневной активности. На ночь детям до трех лет читается история, которую они знают наизусть. Малышам постарше можно читать новый текст, но по длительности он должен быть всегда одинаков (10-20 минут).
  4. Спать нужно при выключенном свете и неработающем телевизоре.

Проблемы в общественном транспорте

Весьма актуальной современной проблемой воспитания является неумение детей дошкольного возраста вести себя в общественном транспорте. Трудности могут быть связаны, с одной стороны, с переутомлением ребенка, который особенно устает в толпе, с другой — с полученным опытом, согласно которому его родитель в общественном месте стесняется людей вокруг, а потому из него можно вить веревки.

Главное, что можно посоветовать всем родителям дошкольников, особенно самых маленьких: не обращайте внимания на сердобольных старушек и их осуждающие взгляды, связанные с тем, что вы воспитываете ребенка не так, как им кажется нужным. А когда начинается скандал, по возможности закройте ребенка от их осуждающих взоров и просто не отвечайте на замечания. Если что, можете сказать, что у вас нет опции отвечать на вопросы незнакомых людей.

Представьте, что вы едете в одном лифте с мамой и ребенком и малыш пытается нажать на кнопку остановки лифта во время движения. Кто-то из взрослых делает замечание, что из-за этого все пассажиры застрянут. Ребенок упорно начинает жать кнопку, несмотря на то что мама тоже присоединяется к осуждению.

И мама, и взрослые поступают неверно. Критика в таком возрасте, заставляет ребенка настаивать на своем неразумном поведении, даже если он осознает, что неправ.

Дети дошкольного возраста часто, когда им что-то запрещают, начинают упорно делать «назло», хотя любят родителей и понимают, что поступают плохо. Нечто внутри них заставляет их повторять неверное действие. В такой ситуации лучше просто отвлечь ребенка, предварительно взяв его за обе руки и не позволяя делать того, что всем вредит. Затем нужно начать рассказывать то, что малышу будет точно интересно. Хорошо бы предварительно приготовить несколько увлекательных историй для таких случаев.

Устраняя возникшие проблемы, при воспитании ребенка важно помнить, что чем больше людей выразит свое осуждение, тем с большей вероятностью малыш будет вести себя деструктивно. Только доброжелательный тон и интересный рассказ могут спасти положение. В данном случае маме нужно прикрыть рукой кнопки лифта или поменяться с ребенком местами так, чтобы у него не было возможности дотянуться до панели управления, и обратить внимание мальчика на что-то в противоположной стороне от заветного места.

Когда ребенок успокоится, нужно объяснить ему, что он подвергал опасности и себя, и других людей.

Правилам поведения в лифте нужно научить ребенка до того, как разрешать ему нажимать на кнопки. Более того, нужно сказать малышу, что в связи с произошедшим вы несколько раз не поедете на лифте, а пойдете пешком: он должен знать, что неверные действия имеют неприятные для него последствия.

При воспитании ребенка с проблемами в поведении, воспользуйтесь следующими рекомендациями:

  1. Если ребенок начинает вести себя деструктивно, следует максимально быстро взять его руки под свой контроль и отвлечь.
  2. По возвращении домой необходимо разобрать ситуацию.
  3. По возможности следует наказать ребенка временным отказом от использования лифта или общественного транспорта. Также можно полностью отменить какую-то конкретную поездку, если ребенок ее особенно ждет.

Проблема «купи» при воспитании ребенка раннего возраста

Ребенку нравится все, что видят его глаза. Он хочет купить все, и, если родители говорят, что у них нет денег, ложится на пол и начинает орать. Или нудит все время, пока они выбирают товар, — в зависимости от того, что быстрее сводит их с ума и после чего они все-таки согласятся купить хоть что-то. Так и возникает ещё одна проблема при воспитании ребенка в современной семье – вечное «купи».

При первом же подобном симптоме, если вы чувствуете, что не справляетесь с ситуацией, оставьте все товары и покиньте магазин вообще без покупок (если вы знаете, что не сможете сходить в магазин в этот день еще раз и нервы сдают, можно купить чупа-чупс). Затем по дороге домой как можно скорее сообщите ребенку, что больше он не будет с вами посещать магазин. Вы будете ходить туда без него, а он начнет дольше оставаться в детском саду или сидеть дома, чтобы вы смогли купить продукты. Ни уговоры, ни слезы, которые начнутся тут же, не должны повлиять на ваше решение. Если в силу жизненных обстоятельств вы не можете ходить за покупками без малыша, то лишите его одного похода, предупредив, что при повторении спектакля наказание будет более жестким и вы уже никогда не возьмете его с собой.

Вообще, очень полезно, чтобы с трех или четырех лет ребенок принимал участие в планировании расходов семьи. В любом случае перед первым походом в магазин следует рассказать ему, что в наличии имеется столько-то денег и что их планируется потратить на то-то и то-то. Предупредите, что если малышу что-то понравится, то он может это попросить, тихо сказав маме на ушко, и тогда в следующий раз она, возможно, отложит деньги на эту покупку.

Поощряйте ребенка класть в корзину нужные товары, чтобы он чувствовал сопричастность событиям. Научите их выбирать и расскажите, что из них можно приготовить. Тоща малыш не будет бесцельно поглядывать по сторонам с жаждой отыскать что-то для себя, а присоединится к важному делу. Когда товары будут куплены, несколько вещей можно положить в его рюкзачок: тоща он поймет, какую тяжесть таскают его родители.

Не стоит покупать ему чупа-чупс каждый раз, когда вы заходите в магазин. Ребенок должен привыкнуть к тому, что это не место для подарков.

Конечно, в день рождения малыша или в другой праздник вы можете сказать ему, что идете в магазин, чтобы купить подарки, в том числе для него. Тогда это будет особое событие, которое запомнится навсегда.

Родители вообще не должны быть источником удовлетворения всех желаний ребенка. Нужно помнить, что сколько бы у вас ни было средств, при неограниченных требованиях малыша они быстро иссякнут. Более того, его нужно учить управлять своими желаниями, чтобы он мог в будущем планировать собственные поступки.

Воспитывать в ребенке волю лучше всего именно до шести лет. Но стоит напомнить, что формирование этого качества происходит не на основе запретов, а посредством разговоров и объяснений.

Чтобы не возникало таких проблемы, в процессе семейного воспитания детей дошкольного возраста действуйте в соответствии с предложенными ниже рекомендациями:

  1. Перед первым походом в магазин объясните ребенку, что у вас есть деньги только на запланированные товары. Поощряйте его выбирать необходимые для семьи продукты, научите сравнивать несколько сортов.
  2. Если ребенку что-то понравится, он может сказать вам на ушко, и тогда вы решите, можете вы купить это или нет. По возвращении домой необходимо разобрать ситуацию.
  3. При любом скандале или нытье лучше покинуть магазин без покупок и сообщить ребенку, что теперь вы будете ходить туда без него, пока он будет оставаться в детском саду.
  4. Вы сами в зависимости от поведения малыша должны решать, когда стоит брать его с собой в магазин.
  5. В день рождения ребенка вы можете пойти туда с ним, предварительно обговорив сумму денег, которую вы готовы потратить, и купить то, что ему нравится. Очень часто сам процесс выбора доставляет ребенку море удовольствия. Такие события можно изредка устраивать, чтобы уменьшить у малыша жажду покупок.

Проблемы семейного воспитания, связанные со скандалами детей

Как уже известно, для дошкольников времени не существует. Они могут даже знать обозначения временных интервалов, но структурировать эти интервалы с помощью занятий пока не способны, а потому они для них являются лишь словами, лишенными смысла.

Поэтому, когда родитель приходит за ребенком в детский сад, на секцию или к соседям, где он был в гостях, малыш может клянчить «еще немножко» бесконечно долго.

Если у взрослых есть время, то они могут и подождать, но если все регламентировано, то нужно быстро показать ребенку, как завершают пребывание в данном коллективе: «Пойди и скажи всем "до свидания"». Объясните, что у вас впереди еще масса полезных и очень занимательных дел. Важно показать малышу перспективу, поскольку это и будет элементом отвлечения, когда он осознает, что вместо этого интересного занятия впереди его ждет другое, не менее интересное.

Чтобы безболезненно решать актуальные проблемы воспитания детей в семье, связанные со скандалами, прислушайтесь к этим советам:

  1. Чтобы забрать ребенка из того места, где ему интересно, быстро и без слез, стоит нарисовать ему не менее увлекательную перспективу того, чем вы будете заниматься дальше.
  2. Соглашайтесь немного подождать только в том случае, если дети завершают некое совместное действие. В противном случае спокойно и уверенно настаивайте на своем.

Как успокоить ребенка в самолете

Нам много раз приходилось слышать душераздирающий плач ребенка, у которого заложило уши при взлете или приземлении самолета, особенно в тех случаях, когда самолет небольшой.

Лучше всего так подготовить малыша к полету, чтобы он уснул еще до его начала. Если это не получилось, то необходимо нарушить все правила, которые были выработаны ранее, и дать ребенку любую сосательную конфету, например, чупа-чупс. Стоит не забывать о том, что ему пока трудно самостоятельно регулировать давление во внутреннем ухе через евстахиеву трубу, а потому взрослый должен обеспечить возможность непроизвольной регуляции, не зависящей от осознанных действий ребенка. Также стоит помнить, что плач и крик сами по себе восстанавливают давление, хотя в это время малыш испытывает боль и мешает окружающим пассажирам.

Во время сна организм сам решает проблему давления во внутреннем ухе, поэтому удобнее всего, если ребенок перед взлетом будет спать. Можно запастись книжками и игрушками, которые отвлекут малыша, пока он находится в небольшом пространстве и у него мало возможностей двигаться. Если ребенок грудной, то именно во время набора высоты и посадки следует кормить его из рожка.

Рекомендации, как успокоить ребенка в самолете:

  1. Взлет и посадка в самолете — это то самое время, когда вы можете нарушить все правила, оговоренные ранее. Дайте ребенку чупа-чупс или кормите его из рожка на протяжении всего набора высоты и приземления.
  2. Лучше сделать так, чтобы к моменту взлета или посадки малыш заснул, поскольку в таком случае организм сам решит проблему изменения давления во внутреннем ухе.
  3. Если никакие ухищрения не помогли, и ребенок заплакал, стоит помнить, что плач также восстанавливает давление, хотя этот метод и наименее приятный.

Проблемы, связанные со скандалами в поликлинике

Накануне посещения врача стоит очень подробно обрисовать ребенку все, что там будет происходить. Можно даже проиграть это с куклами или с мамой, когда один доктор, другой — пациент. Пусть мама возьмет чайную ложку и покажет, как тетя будет постукивать по зубкам ребенка металлическим инструментом. Нужно рассказать и описать все, строго не касаясь вопроса боли: тогда малыш не будет ее ожидать, станет тихо сидеть и позволит врачу спокойно производить все действия. И все пройдет нормально. Предчувствие же боли приведет к тому, что ребенок будет сопротивляться, а это наверняка вызовет неприятные ощущения.

Конечно, стоит со всем вниманием отнестись к выбору врача: он должен понимать ребенка, разговаривать с ним и быть хорошим профессионалом. Если вы видите грубость и некомпетентность, лучше поменяйте специалиста.

То же самое касается сдачи крови и уколов. Никогда не скрывайте от ребенка, что его ждет укол. Он должен доверять маме и врачам. Чтобы предотвратить ожидание боли, скажите малышу, что укол будет «как укус комарика». Ребенок же переносит укусы комара, значит, перенесет и это.

Малыш начинает бояться боли, если от него скрывают грядущее событие или если бабушка, или мама за него опасаются. Лучше взять в поликлинику папу или дедушку, которые всем своим видом покажут, что все нормально и они считают, что их сын (дочь) или внук (внучка) настолько подросли, что им можно доверять и они справятся с ситуацией.

Отвлеките ребенка от приготовлений врача к уколу, указав на предметы в кабинете: лампы, аппаратуру, кресло, пробирки. Скажите заранее, на что нужно обратить внимание, а войдя в кабинет, подогрейте любопытство малыша. Когда же укол будет произведен и ребенок соберется заплакать, опередите его и вновь переключите внимание. Если он не заплачет, то не запомнит ощущения боли, а в его памяти сохранится лишь окружающая обстановка. Покидая кабинет, продолжайте поддерживать интерес ребенка, чтобы он не вспомнил неприятное ощущение от укола.

Обязательно стоит похвалить малыша, если он вел себя хорошо. Можно пообещать ему, что за мужественное поведение он получит то, что ему нравится.

Если ваш ребенок скандалит в поликлинике:

  1. Подготовьте ребенка к посещению врача, рассказав обо всех будущих действиях, но не упоминая о боли.
  2. Сообщите о необходимости выполнять инструкции медика.
  3. Обращайте внимание малыша на различные предметы в кабинете, чтобы он не смотрел на то, как иголка вонзается в палец или руку.
  4. Постарайтесь успеть привлечь внимание ребенка к чему-то до того, как он решит расплакаться. Вполне возможно, что тогда он забудет, что собирался плакать.

Важная проблема в воспитании ребенка: споры с родителями

К сожалению, с штрейкбрехерами нельзя бороться. Штрейкбрехеры — это бабушки и дедушки, которые втихаря разрешают ребенку все то, что строго запрещают родители. Конечно, не все бабушки и дедушки таковы. Часто именно они обучают детей тому, что не успевают объяснить излишне занятые родители. Говорим о тех, кто понимает под любовью к малышу необходимость разрешать ему все, что только захочется. Побывав на выходных у бабушки и дедушки, ребенок забывает все правила общежития, необходимость чистить зубы, прибирать за собой вещи и многое другое.

Решая проблемы воспитания детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста , не нужно сражаться и спорить с вашими родителями. Это никому не принесет пользы. Они не изменятся и не пойдут вам навстречу. Но нужно помнить, что в какой-то момент ребенок начнет четко различать жизнь у бабушки с дедушкой и жизнь в родительском доме. Конечно, некоторое время он будет проверять вас на бдительность, но, поняв, что вас прошибить невозможно, примет как данность, что дома нужно вести себя одним образом, а в гостях у бабушки и дедушки — иначе. Может быть, ему пойдет на пользу возможность увидеть мир, окрашенный разными красками. Главное, чтобы вы не рвались с боем отстаивать собственную позицию в воспитании детей перед бабушкой и дедушкой. Единственное требование: нужно обязательно жить отдельно. В противном случае ребенок будет ежедневно «стучать» бабушке на маму, а маме — на бабушку.

Статья прочитана 1 439 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.