...
x

Капризы ребенка: причины и рекомендации по воспитанию

Рано или поздно в большинстве семей наступает время, когда ребенок становится капризным, непослушным, упрямым, хочет, чтобы все непременно было так, как он желает, при этом совершенно не учитывая ситуации, когда удовлетворить его требование попросту невозможно. Совсем немногие родители четко представляют, как справиться с капризами детей, поэтому действуют по наитию, или вовсе опускают руки, позволяя собой манипулировать.

Каприз маленького ребенка есть выражение его недовольства. Великий педагог Януш Корчак писал: «Каприз — всегда жалоба на плохое обращение». Счастливый и слишком капризный ребенок — понятия несовместимые.

Так что же делать, если капризы ребенка создают проблемы и ему самому, и окружающим? Как воспитывать капризных детей, чтобы наносить урона их психике?

Что понимается под капризным и упрямым поведением ребенка?

Капризным поведением ребенка обычно называют такие действия, которые создают проблемы окружающим малыша людям. Является ли такое поведение плохим в настоящем смысле этого слово, то есть плохим абсолютно, безотносительно своего контекста, окружения?

Обычно родители высказывают очень похожие жалобы на поведение детей. Здесь для удобства мы их обобщим в некоторые группы. И зададимся вопросом — в каком контексте это действительно плохое поведение, а в каком смысле его можно считать нормальным?

Под капризным и упрямым поведением ребенка понимается отказ выполнять требования родителей, связанные с ежедневными делами, режимом: не хочет вовремя одеваться, уходить с прогулки, идти мыть руки, укладываться спать.


Ребенок живет в собственном ритме, у него нет чувства времени и не может быть понимания того, что действительно надо в это момент делать. Он не способен этого понимать; это просто мама за него придумала. И он в данном случае просто должен слушаться маму. Ее желания идут практически вразрез с его интересами. Он хочет продолжать игру, какие-то свои занятия, а мама требует от него оторваться от них и делать что-то неинтересное с точки зрения ребенка. Если ребенок стал капризным, он не хочет с вами сотрудничать, не видит в этом интереса. И, естественно, протестует, отстаивая свои интересы, как любое живое существо. Ничего ненормального или неправильного в этом нет.

Однако для взрослых такое поведение, безусловно, проблема, они нуждаются в каких-то инструментах, чтобы ее решать.

Ещё одно проявление капризов и упрямства детей – драки с окружающими. Малыш бьет родителей и других взрослых, детей, животных. Такое поведение является нежелательным, даже опасным, но насколько оно нормально? Агрессия — это примитивный, природный, самый естественный способ выражения гнева для ребенка. Такой реакцией наделила его сама природа, это необходимый механизм защиты своих интересов, которым снабжены все живые существа. То есть ребенок делает именно то, на что его запрограммировала сама природа. И это очень сильный механизм. Ребенок еще пока не знает норм поведения с людьми, но здесь нет его вины.

Если ребенок стал очень капризным, такое поведение может глубоко возмущать окружающих. Ваша задача — отнестись к нему как к нормальному возрастному явлению и научить ребенка приемлемому поведению.

Постоянные капризы ребенка всегда направлены на кого-то, они имеют адресата, того, кто, по мнению малыша, должен исправить ситуацию. Невозможно представить себе ребенка, который сидел бы ныл или капризничал, будучи уверенным, что его вообще никто не слышит. Недовольство же, выражением которого является каприз, — это признак неудовлетворенной потребности ребенка. Капризы — очень неприятное явление, они сильно истощают родительское терпение. Но есть л и у ребенка до трех лет другие способы донести до вас свое недовольство? Практически нет, или они еще хуже.

Хронические капризы детей дошкольного возраста — признак того, что потребности ребенка не удовлетворены, капризный ребенок — это всегда несчастный ребенок.

Проблемы воспитания капризных, непослушных детей

Не все требования ребенка нужно бежать выполнять, но капризы — это сигнал для родителей, чтобы подумать, что можно сделать лучше, какие психологические нужды ребенка подавляются, не находят своего воплощения.

Ребенок часто впадает в сильные истерики по различным поводам, его невозможно успокоить.

Сильные истерики в возрасте до трех лет — это довольно типичное явление. У ребенка много чувств и много затруднений в жизни. И при этом мало возможностей свои эмоции переработать, отыграть. Один из этих немногочисленных способов — резкий выброс энергии недовольства вовне, то есть истерика. Вы не можете насильно втянуть малыша на другой уровень развития, где он по-другому бы умел справляться со страданием и гневом — говорить об этом, обдумывать, намеренно переключать свое внимание на позитив. Пока у него таких способностей просто физически нет. И с этим нужно считаться. Поведение — это, конечно, крайне неприятно, но оно, по сути, очень естественно и вредит, скорее, окружающим, чем ребенку. Это не намеренный акт протеста (хотя начинаться может именно так), а сброс накопленного напряжения — точно такой же природный механизм, как и агрессия в период сильного гнева.

Надо понимать, что плохое поведение детей не является плохим вообще, абсолютно. Оно нежелательно только в предложенных обстоятельствах. И это всегда результат взаимодействия с ближайшим окружением. То есть ребенок делает именно то, чему он научен путем практики взаимодействия с вами. С другой же стороны, его реакции близки к природным, они очень естественны, поэтому, по определению, не могут быть неправильными. Но они могут быть неудобными. И, соответственно, к такому поведению ребенка надо относиться положительно. Эти убеждения помогут вам подходить к трудностям с ребенком без возмущения, предубеждения и идей о том, что ребенок что-то должен или не должен делать.

Перед тем как начать отучать ребенка от капризов, хотелось бы подчеркнуть одно ключевое условие. Выполнять рекомендации, связанные с управлением, общением с детьми, могут только взрослые, находящиеся в эмоциональном равновесии. Именно своим эмоциональным состоянием и нужно заниматься в первую очередь. Родители действительно могут знать какие-то правильные тактики обращения с детьми, читать психологическую литературу на этот счет и теоретически знать, как выходить из проблемных ситуаций. Это ментальное умственное знание. Чего не хватает родителям, так это навыков управления собой, владения собственными эмоциями. Если ребенок очень капризный, и вы не знаете, что делать, нужно учиться управлению отношениями.

Однажды в психологическую консультацию обратилась мама девочки чуть старше года с жалобами на застенчивость и пугливость малышки, ее чрезмерно острую болезненную реакцию на чужих людей. В процессе консультации выяснилось, что во время сна дочки мама постоянно использует датчик дыхания (то есть устройство, позволяющее контролировать дыхание ребенка на большом расстоянии). Тревога мамы о жизни малышки была так сильна, что она постоянно использовала это устройство, чтобы быть уверенной, что ребенок внезапно не перестал во сне дышать. К слову сказать, малышка была абсолютно здорова и никогда проблем с дыханием у нее не наблюдалось. Проблем с собственным постоянным страхом мама не испытывала, не считала, что с этим нужно разбираться, проблемы она видела только у ребенка.

Таких случаев отражения проблем взрослых при воспитании капризных детей множество:

  • Может ли истеричная мать справиться с капризным ребенком? Как она может научить ребенка тому, чего не знает и не умеет сама?
  • Если мать полна беспокойства, тревоги, как сможет она помочь ребенку избавиться от навязчивых страхов?
  • Могут ли агрессивные родители научить ребенка управлять собственным гневом, должным образом вести себя в ситуации сильных эмоций?
  • Могут ли родители, пассивные в культурном и интеллектуальном отношении, вырастить ребенка с широкими интересами?

Как правило, это подтверждается на практике: на консультацию родители приходят с проблемами непослушного, капризного ребенка, а остаются решать свои собственные.

Конечно, общение с ребенком полно острых моментов, и надо знать, как поступать в сложных ситуациях. Но, прежде всего, нужно позаботиться о том, кто, собственно, будет опорой ребенку, кто будет помогать ему выходить из сложных состояний и ситуаций. То есть о том взрослом человеке, который находится рядом. Вспомните инструктаж для пассажиров перед полетом на самолете. Там есть отличная фраза: «Сначала наденьте кислородную маску на себя, потом на ребенка». Эта фраза коротко и точно характеризует порядок действий в проблемных ситуациях, учит, как вести себя с капризным ребенком.


Причина слишком капризного поведения детей: прямая выгода

Чтобы понимать, как вести себя в той или иной затруднительной ситуации с ребенком, нужно разобраться с причинами капризного поведения детей.

Почему бы детям не вести себя послушно и покладисто, именно так, как взрослым бы того хотелось? Почему вместо этого многие родители видят так много трудностей в общении с малышами?

Одной из причин, почему ребенок становится капризным, является прямая выгода. Это самая простая, ясная и очевидная причина капризов ребенка, по которой дети учатся вести себя плохо — скандалить, капризничать и т.д. Они получают в результате своих капризов именно то, что им не дают иначе. Ребенок — разумное существо, и он никогда не делает бессмысленных поступков. Вот как это происходит. Ребенок просит конфету, мать отказывает ему на том основании, что скоро, например, обед. Ребенок начинает потихоньку ныть, чтобы конфету все-таки дали. Мать опять объясняет ему, и так происходит раза три. У ребенка много настойчивости, и в результате мать не выдерживает, и конфета оказывается у малыша. Ребенок учится просить «правильным» способом. Правильным в том смысле, что он интуитивно понимает, какой голос и какую силу звука надо выдавать, чтобы получить желаемое. И понимает, что при этом желаемое дают не сразу, а надо подольше хныкать. Тогда все будет. И в следующий раз обязательно попробует так же, как сработало в прошлый раз. Со временем спокойного голоса будет становиться все меньше, а капризов все больше, потому что ребенок сразу будет переходить к работающим методам, дающим результат. Причем делать это он будет, не исходя из расчета, подобного взрослым выводам, а чисто интуитивно. О манипулировании в чистом виде во взрослом смысле этого слова говорить не приходится, просто ребенок делает то, чему его научили и что раньше срабатывало.

Постоянные детские капризы и упрямство маленьких детей для привлечения внимания

Ещё одной причиной, почему ребенок становится капризным, является негативное внимание.

Ребенок — существо, нуждающееся в большом количестве внимания. Если он получает внимание в ответ на какое-то поведение, тогда такого поведения будет становиться все больше. При этом происходит парадоксальная вещь — не столь важно, с каким знаком это внимание: со знаком плюс или со знаком минус. Дети, которые часто ведут себя неудобным, неприятным образом, привыкают к тому, что их постоянно ругают, и для них плохое поведение становится способом привлечения внимания.

Например, ребенок начал кусаться. После первого случая он видит в ответ на свои действия бурную реакцию: например, укушенный человек, допустим, мама изображает, что ей больно, делает вид, что плачет, потом демонстративно обижается и требует извинений. Для полной картины подключается бабушка или другие родственники, которые стыдят малыша, требуют, чтобы он шел и гладил того, кого укусил. В результате вокруг действий малыша разворачивается целое представление, центром которого становятся нежелательные действия ребенка. Огромное количество внимания, которое уделено данному действию, послужит тому, что в следующий раз оно повторится. Когда малыш захочет обратить на себя ваше внимание, он сделает то, что привлекает наибольшее внимание окружающих. Что это будет, зависит от конкретной семьи: где-то реагируют очень бурно на плач ребенка и демонстрацию страдания, где-то — на проявления агрессии, где-то — на проявления воли ребенка, так называемое непослушание, где-то — на требовательность. В большинстве случаев ребенок чувствует вот эту самую болевую точку своих близких, зону наибольшей чувствительности и играет именно в этом поле. Потому что здесь он получает больше всего энергии, внимания в ответ на свои поступки.

Капризы и упрямство детей дошкольного возраста из-за отсутствия навыков поведения

В большинстве случаев причиной, почему ребенок становится очень капризным, является отсутствие навыков поведения. Дети ведут себя плохо просто потому, что по-другому они вести себя не умеют. Что делает взрослый, когда он сильно недоволен, обижен? Во-первых, он может поговорить с обидчиком и попросить его впредь избегать обидных действий. Во-вторых, он может намеренно отвлечься от своей обиды, переключить свои мысли на другое, сделать что-то для себя самого, что повысило бы его настроение. В-третьих, он может пожаловаться, скажем, другу, получить сочувствие, и ему станет легче. Ребенок в возрасте до трех лет лишен такого богатства выбора. Он начинает плакать просто потому, что остальные способы ему пока недоступны. Злясь, он кричит или дерется просто потому, что других способов пока не знает. Капризничает ребенок дошкольного возраста потому, что не умеет конструктивно поговорить с взрослым и не имеет способов пережить свою обиду внутри себя. К тому же механизм самоконтроля находится еще в зачаточном состоянии, он не умеет свои чувства скрывать (да и не представляет для себя ценности этого скрытия).

Выходит, какой у него выбор? Только показать всему миру свои чувства, а это не всегда удобно окружающим.

Как правило, на противоречия наталкиваются родители, когда пытаются добиться каких-то действий от ребенка и при этом прерывают его деятельность, игру.

Что же делать в такой ситуации? Здесь существуют две крайности в поведении родителей:

  • несмотря ни на что, настаивать на немедленном выполнении своих требований;
  • бесконечно терпеливо пытаться в игре или уговорами добиваться от ребенка чего-то.

Также есть и множество промежуточных вариантов. Как один крайний вариант, так и другой не могут считаться удачными. При первом варианте ребенок воспринимается как марионетка, которая иметь свою волю пока не может. Во втором же случае предполагается, что родитель не имеет права на власть и должен хитростью и уговорами добиваться чего-то от ребенка. В идеале же родители должны занимать положение лидеров, которые могут при необходимости управлять поведением малыша, не подавляя его и учитывая его потребности.

Далее приведены рекомендации психологов, как справиться с капризами ребенка, чтобы смягчить противоречия между старшим и младшим поколением.

Как воспитывать капризных детей: что делать, чтобы отучить от капризов

Если вы не знаете, что делать, если в семье растет капризный ребенок, воспользуйтесь предложенными ниже способами, чтобы предотвратить вспышки упрямства у детей.

Сталкиваясь с постоянными капризами и упрямством детей дошкольного возраста, предложите им выбор. Этот способ многократно предписывался ранее. Суть этого метода связана с потребностями ребенка.

  • Будешь надевать одежду здесь или на кухне?
  • Пойдешь умываться или тащить тебя, как мешок с картошкой?

Выбор касается не того, чтоб нужно сделать, а того, как ребенок это сделает.

Когда вы используете этот способ, вы учитываете потребность малыша влиять на ситуацию и иметь право на собственные решения.

Существует такое правило, что ребенок, скорее всего, выберет то, что названо последним. Если вы даете ему на выбор еду и говорите: «Что будешь — хлеб, булку или печенье?» Он, скорее всего, ответит, что хочет печенье. Используйте это правило, если хотите склонить к чему-то ребенка. Оно не работаете 100 % случаев, но срабатывает довольно часто.

Используйте игровые методы. Дети любят играть, их обычно легко переключать, и они с удовольствием включаются в эмоциональную деятельность.

Используйте их потребность в игре, чтобы сделать рутинные действия более желанными.

Вот примеры предложений, которые сделаны детям в форме приглашения к игре.

  • Спорим, ты не успеешь надеть брюки, пока я застилаю постель?
  • Давай, кто быстрее добежит до двери подъезда?
  • Я буду касаться игрушек, которые т ы должен быстро забросить в корзинку.

Как себя вести, чтобы успокоить капризного ребенка

Чтобы успокоить капризного ребенка как можно быстрее, постарайтесь добиться его согласия. Когда вы хотите добиться чего-то от ребенка, задайте себе вопрос: зачем это ребенку нужно? Затем сформулируйте свое послание ребенку с учетом этой потребности.

  • Хочешь кормить уток? Отлично! Тогда пошли одеваться.
  • Хочешь, чтобы я почитала тебе перед сном? Хорошо! Тогда собираемся домой.
  • Сыграем в салочки? Замечательно! Надо только игрушки на место сложить.

Важен порядок слов. Вначале вы добиваетесь согласия ребенка, а потом уж высказываете свое требование.

Со слишком капризными детьми старайтесь избегать слова «нет». Дети (да и взрослые) так устроены, что слыша «нет!», они склонны продолжать конфликт, бороться. Говоря «нет», вы настраиваете своего собеседника, в данном случае ребенка, на противодействие вам.

Как реагировать на детские капризы и как бороться с истериками ребенка

Многие психологи, отвечая на вопрос, как реагировать на капризы ребенка, советуют использовать метод согласия. Если ребенок сопротивляется, то вы можете, поразмыслив, сделать так, как он хочет, то есть пойти ему навстречу. Это совершенно естественный способ взаимодействия с человеком, уступка. Проблема может возникать там, где родители используют преимущественно уступки, не умея настаивать на своем. Либо в том случае, когда настаивают на своем слишком жестко, никогда не уступают, считая это уроном авторитету родителей.

Неудачное использование уступки может таить в себе опасность. Часто родители поддаются далеко не сразу, а под давлением ребенка. А давление дети оказывают преимущественно нежелательными средствами: капризы, нытье, истерики. Не зная, как реагировать на детские капризы и истерики, взрослый пускает ситуацию на самотек, и ребенок одним из этих способов добивается своего. Тогда такое поведение, естественно, закрепляется, и малыш становится капризным, истеричным.

Чтобы бороться с капризами ребенка как можно эффективнее, уступать нужно еще до того, как малыш начнет давить на вас. В таком случае вы просто, видя желание ребенка, идете ему навстречу. И не создается ситуации, когда ребенок просто подавил родительское сопротивление истерикой.

Нет ничего страшного в том, когда родитель меняет свое решение, видя противоположное желание ребенка. Таким образом, вы показываете ребенку пример того, как дружелюбно и гибко общаться. Это может оказать только положительное влияние на ваш родительский авторитет.

Как ещё можно справиться с детскими капризами и истериками ребенка

Чтобы справиться с детскими капризами и истериками как можно безболезненнее, предложите малышу фантастический подарок. Этот прекрасный метод подробно описан в книге Адель Фабер «Как говорить, чтобы дети слушали…».

Признайте чувства ребенка и подарите то, что он хочет в фантазии. Это один из самых действенных способов предотвратить назревающий скандал.

Бывают случаи, когда ребенок требует, просит того, что вы действительно никак не в состоянии дать в силу обстоятельств. Но при этом вы понимаете, что его просьба вполне законна. Например, вы находитесь в машине и не имеете возможность сделать остановку, а ребенок хочет пить или есть. В машине же нет ничего, что могло бы утолить его голод или жажду.

Используя метод фантастического подарка, вы даете то, что хочет ребенок, и тем самым помогаете избавиться от детских капризов и упрямства. В нашем примере вы говорите ему: «Если бы я могла делать чудеса, то сейчас у тебя была бы целая бочка воды, чтобы напиться!»

Родители, никогда не использовавшие такой метод, опасаются, что он только расстроит ребенка, будет восприниматься как издевательство. Однако такие опасения не оправдываются на деле, дети обычно успокаиваются, включаются в игру, согласны идти на сотрудничество, чувствуют, что их понимают.

Итак, два этапа, как справиться с детскими капризами и истериками при помощи метода «Фантастический подарок»:

  • прежде всего, признайте чувства и потребность ребенка. В примере с водой можно сказать: «Тяжело, когда жарко, хочется пить, а попить нечего!»;
  • во-вторых, подарите ему то, что он хочет в фантазии.

Не сопровождайте свои слова длинным пояснением о том, что сейчас невозможно то, что он хочет получить, и ему нужно потерпеть.

То, что взрослые называют упрямством, на самом деле есть не что иное, как конфликт интересов взрослого и ребенка. На этой странице вы узнали, как можно справиться с капризами ребенка, сгладить назревающий конфликт. Однако в общении с детьми до трех лет острые ситуации неизбежны. Для взрослого может быть трудно с ними справиться. Но если вы знаете, как реагировать на детские капризы и истерики, в силу своего возраста и опыта вы можете действовать более конструктивно. У детей же конфликтные ситуации приводят к очень сильным чувствам, которые являются причиной таких явлений, как агрессия, истерики, капризы. Именно эти явления обычно создают наибольшие трудности для родителей.

Статья прочитана 2 555 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.