Воспитание у детей культуры общения и правильного поведения
Нередко безумное обожание и неразумная вседозволенность приводят к тому, что малыш, попадая в общественные места или просто оказываясь с родителями в гостях, ведет себя неадекватно. И проблемы от этого испытывает, прежде всего, сам ребенок – ему попросту не привили навыки общения и не научили культуре поведения, поэтому он не может адекватно коммуницировать ни со взрослыми, ни с детьми своего возраста. В итоге и родителям стыдно за таких невоспитанных малышей, и сами дошколята никак не могут наладить отношения с ровесниками, у них не получается влиться в коллектив, ведь они попросту не понимают, как нужно общаться с другими детьми. Помните: развитие навыков социального поведения – важнейшая задача, требующая самого пристального внимания в процессе воспитания.
Обучение ребенка навыкам и правилам общественного поведения в магазине
Во время походов в магазин вам придется пойти на определенные хитрости. Существует мнение, что ребенка вообще не надо брать с собой в магазин. Так и деньги будут целее, и нервы крепче, причем у всех. Но, во-первых, не у всех и не всегда есть такая возможность, ведь ребенка надо с кем-то оставить, а в помощниках нет ни бабушки, ни няни. Во-вторых, ребенка надо все-таки готовить к взрослой жизни. До каких лет его не брать в магазин? До десяти? До четырнадцати? До полного совершеннолетия? Но что тогда с ним случится в том магазине, куда вы приведете его впервые? Сколько неотложек придется вызывать? Нет, уж лучше с пеленок научить ребенка правилам поведения в магазине и позволить ему справляться с «царством изобилия».
Что важно помнить, когда вы идете с ребенком в любое место, где совершаются покупки – будь то огромный супермаркет или небольшая частная лавка?
Первое важное правило: следует идти в магазин за конкретными покупками.
Полезно написать список, чтобы не растеряться, чтобы не выйти за рамки бюджета или не потратить слишком много времени на изучение прилавков. Если вы идете в магазин с ребенком, время надо распределять очень компактно, в противном случае ваш отпрыск переутомится — и капризы неминуемы.
Также полезно заранее составить список покупок и обговорить его с малышом. Ему надо объяснить, для чего вы идете: «Солнышко, мы идем в магазин за продуктами. Нам надо купить макароны, курицу, гречневую крупу, молоко, чтобы мы смогли сварить обед и ужин». Поведение ребенка в магазине часто неадекватно, но нужно ли сулить малышу конфетку, если он будет себя хорошо вести?
Берите за основу, что он будет вести себя хорошо, и умасливать его заранее не надо. Но имеет смысл обговорить, что вкусненькое вы купите для всех — для папы, для бабушки, для дедушки, для себя и для ребенка. Развивая у детей навыки общественного поведения, важно подчеркивать, что ребенок — один из членов сообщества, а не центр Вселенной.
Если вы мама, воспитывающая ребенка в одиночку, тем более важно сделать покупки для кого-то еще, чтобы не превратить малыша в капризное чудовище, которое будет всю жизнь подминать под себя весь мир. Покупайте деликатесы для себя, для предполагаемых гостей, для друзей, для родственников, для приходящего папы. Вы ведь не живете в вакууме!
Прививая ребенку правила культуры поведения в магазине, обязательно проговорите, что все десерты вы будете давать ему только дома. А если ваше чадо увидит, что какая-то мама дает своим детям бананы прямо в магазине, и потребует того же? Скажите ему, что это некрасиво, неэстетично, что воспитанные люди не едят в магазине. И ваш ребенок быстро усвоит правила. Если, разумеется, вы сами не будете менять их на каждом повороте.
В магазине делайте покупки только согласно вашему списку.
Такая система будет дисциплинировать и вас, и вашего ребенка, ведь в супермаркете очень легко выбиться из бюджета, легко набрать лишнего, что потом выбрасывается за ненадобностью. Дисциплинируя ребенка, вы будете дисциплинировать и себя.
Второе важное правило: если ребенок тянет ручки к товару, это вовсе не означает, что он требует его купить. Его просто привлекла яркая этикетка!
Согласитесь, если вы ходите по магазинам для себя, вас тоже привлекают яркие этикетки и красивые вещи, вы их рассматриваете, но с сожалением кладете назад, потому что все купить невозможно. Детям тоже очень хочется посмотреть на все эти нарядные вещицы. Ну и пусть себе смотрят!
Очень часто в магазинах можно наблюдать сценки, когда дети хватают товар, а мамы с возмущением кричат на ребенка: «Положи на место!» И чем больше мамы возмущаются, тем больше усиливается истерика ребенка. Беда в том, что ребенок усваивает истеричную интонацию мамы и попросту копирует ее. Копирует ее как нормальную. А откуда он знает, что это ненормально? Ему никто ничего не объяснил.
Для скорейшего формирования у детей навыков поведения в магазине, можно воспользоваться следующей схемой путешествий за покупками. Допустим, ребенок увидел красивую обертку, схватил в руки товар и просит, чтобы вы это купили. Не спешите класть товар в тележку. Не требуйте от ребенка положить это немедленно. Рассмотрите вместе эту коробочку. Рассматривайте спокойно, как музейный экспонат. Скажите, что вещь действительно красивая, но пока вы не можете это купить, потому что в сегодняшний план она не включена. А вот когда-нибудь, может даже в следующий раз, вы ее купите. Возможно, вещь эта дорогая и на нее надо накопить средства. Или, допустим, она вам понадобится, когда вы будете готовить особое блюдо. Ребенок привыкнет к вашей спокойной интонации при разглядывании товара и тоже будет вести себя в магазине спокойно.
При формировании у детей дошкольного возраста культуры поведения помните, что малыши быстро приспосабливаются к ситуации, быстро усваивают, как себя вести с взрослыми, с кем можно капризничать, а с кем нельзя.
Следующий раздел статьи посвящен обучению детей правилам общения со сверстниками на игровой площадке.
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста: поведение на площадке
Детская площадка — это то место, куда точно попадает ребенок. Он может не посещать детского сада, он может не ходить на занятия в ставшие нынче популярными центры развития, но его обязательно отведут на прогулку во двор. Никуда он не денется с этой подводной лодки! И на площадке тоже происходит развитие навыки общения детей со сверстниками. Больше того, именно на детской площадке ребенок впервые познает большой мир. В частности, он постигает, что такое «твое» и что такое «мое».
Двухлетний ребенок с легкостью хватает игрушку соседского мальчика, потому что он еще не понимает, что такое чужое. Его око видит игрушку — и ручки хватают. Дети, одним словом! А если одновременно с вашим ребенком эту игрушку приметило око другого ребенка, то драка неизбежна. Как быть родителю? Что нужно сделать для формирования культуры общения детей? Вмешиваться в драку? Разнимать дерущихся детей? Или надо подначивать: врежь ему левой, не тушуйся, смелее, малыш, будь мужиком! Или надо стоять в сторонке и ждать: пусть детишки сами разберутся?
В процессе развития у ребенка навыков общения в какой-то ситуации надо вмешаться, а в какой-то и подождать, пусть действительно дети сами разбираются. Им надо научиться решать конфликты, научиться драться. И синяки получать необходимо. Если мы будем на каждом шагу прятать ребенка под свою юбку, он так всю жизнь под этой юбкой и проживет. А мы хотим воспитать самостоятельную личность!
Разумеется, наблюдая за детской дракой, важно помнить о том, к какому типу личности ваш малыш относится.
При обучении навыкам общения не ругайте ребенка на детской площадке за агрессивное поведение! Ему нужны ваша помощь и подсказка, а не критика.
Когда мама ругает малыша за его агрессию, она только усиливает ее, делает его еще злее и суровее. Особенно если вы повторяете: «Не смей! Не делай!». От этих слов ребенок попадает в тупик. Что делать? Такому ребенку надо мягко и нежно подсказать: «Малыш, ты хочешь поиграть с девочкой? Тебе нужна ее лопатка? Помоги ей построить домик. Поиграй с ней в мячик». Для формирования у детей дошкольного возраста культуры общения подскажите своему ребенку, какие действия он может предпринять, что можно делать на площадке, во что играть. Он злится, потому что не знает, как себя вести, что с собой делать. Он чувствует себя слоном в посудной лавке, огромным и неуклюжим. Ваши окрики подливают масла в огонь и добавляют неуклюжести. Вместо критики начните с ребенком играть.
Самое подходящее, что может сделать мама для воспитания у детей дошкольного возраста культуры общения , это поиграть с ним вместе. Это — самая лучшая родительская хитрость! Увы, по большей части мамы на площадке общаются друг с другом, а дети предоставлены сами себе. Детям надо побыть немного без мам, чтобы научиться самим себя занимать, но это уже после того, как взрослые преподадут им урок, чем можно себя занять.
Во что же можно поиграть на детской площадке? Возможностей — множество. Есть много очень простых игр, в которые можно поиграть.
Развивая навыки общения у детей, можно поиграть с малышами в салки, просто побегать. Детям нужно выпустить энергию, и подвижные игры им необходимы. Можно поиграть в «ручейки». В эту игру могут поиграть все мамы, пришедшие на площадку. Игра хороша тем, что она заставляет игроков прикасаться друг к другу, а для малышей это очень хорошая тренировка взаимодействия с другими людьми.
Отличная игра — «море волнуется». В нее играют в детских садах, так что дети, как правило, ее хорошо знают.
Если кто-то из мам обладает фантазией и организаторскими или даже режиссерскими способностями, то можно разыграть любой любимый детьми мультик. Например, про Машу. Кто-то будет Машей, кто-то — Медведем, кто-то — зайцами и волками. Словом, все персонажи леса. И можно просто побегать, поскакать. Дети сами предложат вам сюжет!
Поиграв с детьми пятнадцать—двадцать минут, можно переместиться на лавочку, поболтать с соседками. Дети, обученные хотя бы элементарным правилам поведения и общения, займутся самостоятельными играми, ведь за эти двадцать минут вы успели их сплотить. Собственно, вы провели с ними мини-тренинг на командообразование! Теперь они меньше станут ссориться из-за своих ведерок и совочков. Они привыкнут друг к другу и будут охотнее делиться своими сокровищами. Ведь раньше они были совсем чужими друг другу, а теперь стали все свои.
Далее вы узнаете, как происходит формирование навыков общения у детей дошкольного возраста при походе в гости: в семьи, где присутствуют только взрослые, и в дома, где воспитываются другие малыши.
Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста со взрослыми, обучение навыкам и правилам поведения
Для воспитания культуры общения детей дошкольного возраста нужно брать с собой в гости как можно чаще! Посещение других семей вместе с родителями дает возможность малышу расширить мир, еще больше развить навыки общения, приобрести новые матрицы поведения. Разумеется, все это ребенок получает в саду, но в саду нет мамы, нет родительского контроля. Какие навыки он там приобретет? Каких слов нахватается? Не секрет, что чаще всего первое знакомство с ненормативной лексикой происходит именно в детском саду! А в гостях навыки общения детей дошкольного возраста все происходит под вашим контролем, и вы можете направлять своего малыша, подсказывать ему, что хорошо, а что плохо именно для вашей семьи, для вашего культурного слоя
Но прежде чем вы отправитесь куда-то с малышом, ответьте на важный вопрос: для чего вы идете в гости?
Вы идете пообщаться с подружками или родственниками, а ребенка просто берете с собой, потому что его некуда деть? Или вы идете в гости, где будет много детей, и вы предоставляете возможность вашему ребенку общаться с его ровесниками? Или вы идете в гости к родственникам, чтобы продемонстрировать свое самое лучшее дитя на свете? Любой мотив имеет право на существование, только родительские хитрости и приемы в каждом случае будут разные.
Допустим, вы идете общаться со своими друзьями; других детей не будет. В этом случае нагрузка на психику ребенка велика, ведь он периодически будет чувствовать себя ненужным. Тогда он начнет требовать вашего внимания, а для этого дети, как правило, «ведут себя плохо», то есть капризничают. Не зная о правилах поведения в гостях, дети могут бросать на пол посуду, или даже плеваться, или долбить ногами мебель, что часто раздражает мам. Как быть?
Формируя навыки общения детей со взрослыми, заранее, перед походом в гости, необходимо поговорить с ребенком и объяснить ему его задачу. Обязательно предупредите малыша, что вы будете больше внимания уделять тем людям, к которым идете, а меньше внимания — ему, но это вовсе не означает, что вы его перестали любить. Обязательно поговорите об этом с малышом! Малышу надо иногда уступать свою маму другим людям!
Малыш усвоит ваши слова, сформирует установку в голове и будет стараться «вести себя хорошо». Но ему будет трудно, ему будет нужна помощь, поэтому обязательно возьмите с собой его любимые игрушки, книжки и прочие развлекалки. Мультики? Не больше одного. Старайтесь меньше увлекаться мультиками, хоть дети и могут смотреть их бесконечно. Но даже если вы набрали с собой целый мешок игрушек, все равно визит в гости не должен быть затянут. Два-три часа — не более. Плюс еще дорога — все это для ребенка-дошкольника очень большая нагрузка. Он устанет, от усталости будет капризничать, так что лучше не затягивать визит.
Воспитание у детей культуры поведения – дело очень важное, но ребенка будет невозможно ничему научить, если он голоден или засыпает на ходу. Даже в гостях старайтесь не нарушать режим дня. Обед, сон — все должно сохраниться в привычном формате. Лучше в гости ездить в первой половине дня. Если вы поедете вечером, после дневного сна, то возможность капризов увеличивается, так как дети за день уже нагружены информацией.
Если вы предполагаете, что ваш визит в гости будет долгим, продумайте, как вы сможете уложить ребенка спать. Нужно обеспечить ему привычные условия, чтобы он спал в кроватке, а не рухнул от усталости где-нибудь под столом.
Если вы поехали в гости после завтрака и уселись с друзьями за стол, ребенка лучше не кормить до наступления его привычного времени обеда. Можно сразу отправить его играть. Хотя есть большая вероятность, что ребенок за стол попросится, ведь ему приятно быть вместе со всеми. В таком случае пусть он выпьет за столом стаканчик сока и съест фрукт или одно печенье, а потом пойдет играть. Если он снова будет подбегать за вкусняшками, лучше их не давать. Пусть ребенок дождется обеда! А уж если договориться невозможно, пусть съест еще одну печенюшку, но тоже только за столом.
Если ребенок начинает капризничать, не спешите его ругать. Обучая детей правилам поведения в гостях, постарайтесь понять, в чем причина его капризов, и по возможности устраните ее. Если вам понятно, что он (она) капризничает только ради капризов, можно пригрозить, что вы немедленно поедете домой. И больше никогда его (ее) с собой не будете брать! Обычно детей такие угрозы пугают, потому что всем нравится общение, нравится ходить по гостям, нравится быть «в тусовке».
Если в гостях что-то не складывается, не работают ваши предложения, лучше показаться психологу, выяснить, что происходит. Возможно, есть какие-то особенности психики вашего ребенка, и общие правила ему не годятся.
Развитие у детей дошкольного возраста навыков общения со сверстниками и обучение правилам поведения в гостях
Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей нужно и для того, чтобы не опозориться со своим чадом в доме, где живут или куда приглашены другие малыши.
Как быть, если вы идете туда, где будут дети, и они будут общаться между собой? Это очень полезное времяпрепровождение; в такие гости рекомендуется ходить как можно чаще. Они развивают и закрепляют коммуникативные навыки ваших чад. Но программу для детей тоже нужно продумывать заранее. Полезно, если часть времени детьми будет заниматься кто-то из взрослых, если с ними поиграют в какую-то массовую игру. Либо детьми займется специально нанятый аниматор, а потом на какое-то время дети должны быть предоставлены сами себе. Дети дошкольного возраста, имеющие навыки общения, должны уметь сами себя занимать.
По возможности детский стол следует делать отдельно, хотя и сидение за общим столом тоже полезно детям — они с детских лет усваивают правила этикета.
Но ни о какой культуре поведения детей дошкольного возраста не может идти речи, если ребенок устал и хочет спать. В гостях тоже надо придерживаться режима. Детишек до пяти лет лучше водить в гости в первой половине дня, а детей 6—7 лет можно привести в гости к друзьям ближе к вечеру.
Развитие культуры общения детей-дошкольников с родственниками
Навыки культуры общения детей очень ярко демонстрируются там, где собираются ваши родственники. Это самый травматичный вид времяпрепровождения для ребенка, потому что он, по мнению взрослых, должен явить собой образцово-показательного ангела. Это же так важно для мам и особенно бабушек! Некоторых детей заставляют вставать на табуреточку и читать стишок жующим взрослым. Концерты можно устраивать только в одном случае: если ваше чадо действительно получает от этого удовольствие, если табуреточка для него — не эшафот, и ваш малыш читает стишки без заикания. Если ребенок стеснительный, легкоранимый, не стоит подвергать его таким экзекуциям.
Вопреки жажде мамы показать таланты своего ребенка, задачу надо поставить совсем другую: защитить своего ребенка от излишнего натиска гостей.
Взрослые, особенно слегка выпив (а в гости обычно ради этого и приходят), имеют обыкновение задавать разные вопросы, среди которых встречаются не самые удачные. Например, «Кого ты больше любишь: маму или папу?» Более нелепый вопрос, извините, господа взрослые, трудно себе представить.
Но какими бы странными ни показались вопросы родственников или друзей, не вмешивайтесь, дайте ребенку на них ответить. Не спешите все делать за него! Именно такие моменты особенно ценны в деле воспитания культуры общения детей. Собственно, ради этого и стоит ходить в гости. Когда к ребенку обращается взрослый с вопросом, у ребенка вырабатываются навыки самостоятельности. Он начинает размышлять. Кроме того, в таких ситуациях происходит формирование у детей навыков общения со взрослыми.
Но что делают многие мамы? Видя, что малыш медлит с ответом, они начинают отвечать за него. «Сколько тебе лет? Как тебя зовут?» — спрашивают ребенка. У ребенка в голове начинается тяжелый мыслительный процесс, он с удовольствием ответит на эти вопросы, но чуть позже, а мама уже строчит, как пулеметчик. Не вас спрашивали, мамочка!
Своими скоропалительными ответами мамы отбивают у ребенка желание думать и действовать самостоятельно О какой культуре общения детей-дошкольников может идти речь в такой ситуации? А потом мамочка удивляется: почему мой ребенок нелюдим, замкнут, плохо учится в школе? Почему не хочет выполнять домашнюю работу? Да он привык, что вы за него постоянно думаете и отвечаете! Вот и домашнее задание, будьте любезны, делайте вместо него. Не хотите? Тогда наберитесь терпения, ждите, когда малыш сообразит, сколько ему лет и как отвечать на этот вопрос. А если ему на самом деле трудно?
Если мама чувствует, что ребенок действительно затрудняется с ответом, смущается, — ему надо помочь, подбодрить его, а не отвечать вместо него.
Можно сказать примерно следующее: «Солнышко, не смущайся, ответь тете. Как ты бабушке отвечал?»
Иногда малышу трудно дать ответ даже на самый простой вопрос. Он устал, он перевозбудился. Все равно не отвечайте — держитесь до последнего, как партизан. Объясните своему родственнику, что ребенок устал и ответит на все вопросы в другой раз. А на сегодня пресс-конференция закончилась. Помните: ваша задача защищать малыша от стрессов, а не подвергать его испытаниям.
Если родители заметили, что ребенок переутомился от избыточного внимания взрослых и вот-вот расхнычется, с ним лучше отойти в сторонку, по возможности в другую комнату, дать ему успокоиться: тихо посидите с ним, почитайте спокойную книжку, обнимите его, скажите приятные слова. Если и после этого ребенок не успокоится, с ним лучше уехать из гостей. Психическое спокойствие вашего ребенка важнее, чем прилюдная демонстрация культуры поведения, навыков общения в ходе показательных шоу. У вас еще будут возможности продемонстрировать таланты вашего чада!
Помните: при развитии навыков общения у детей дошкольного возраста и формировании культуры поведения ребенку необходимы правила и ограничения, тогда будет меньше поводов для капризов, а взрослым не придется применять хитрости.