Развитие речи, слуха, зрения и осязания новорожденных детей
Наряду с психомоторным созреванием у ребенка первого года жизни происходит развитие речи, слуха, зрения, осязания и цветового восприятия. Чем старше малыш, тем эти навыки активнее. И без помощи взрослых здесь не обойтись. Прямая обязанность всех родителей – создать правильные условия для успешного развития речи детей раннего возраста, формирования у младенцев слуха, зрения и других органов чувств.
Особенности развития речи у детей первого года жизни
Давно доказано, что малыш понимает человеческую речь гораздо раньше, чем сам начинает говорить. Поэтому общаться, разговаривать с ним нужно начинать как можно раньше, лучше еще до появления его на свет. Еще находясь в утробе матери, ребенок уже может различать голоса своих родителей и положительно отзывается на них. Он тонко чувствует интонации, перемены настроения в разговоре и реагирует учащением сердечных сокращений на беспокойство или раздражение матери.
Для того чтобы развивать речевые способности у еще не родившегося ребенка, нужно как можно чаще обращаться к нему, разговаривать, рассказывать стишки и петь песенки. Если произошла какая-то неприятность и будущая мать расстроилась, надо погладить живот и ласково объяснить малышу, что все хорошо. Это поможет успокоиться обоим.
В первый месяц жизни малыш не произносит никаких звуков, а только плачет, если ему что-то не нравится. Но уже со второго месяца развитие речи у новорожденного начинается с гуления, то есть с произношения долгих гласных «а», «о», «у» вначале отдельно, а затем в сочетании с гортанными согласными. И получаются такие «слова», как «гууу» и «агуу». Гуление – это основная особенность развития речи детей раннего возраста, обязательная стадия речевого становления ребенка. В этот период он запоминает, какие движения нужно сделать губами, языком и горлом, чтобы получить тот или иной звук. Если мать малыша положительно реагирует на гуление, слушает, повторяет за ним звуки и сама отвечает на том же «языке», то гуление становится более активным и разнообразным. В ходе такого развития речи детей раннего возраста малыш начинает выражать свои эмоции.
Примерно к полугоду появляется лепет, когда малыш начинает произносить отдельные слоги («ма-ма-ма», «да-да-да» и др.). Иногда родители воспринимают эти звуки как первые слова, но на самом деле ребенок произносит их еще неосознанно, он просто тренирует свой речевой аппарат. К 9-10-ти месяцам ребенок имеет уже довольно внушительный пассивный словарный запас, т. е. он понимает, о чем идет речь, но самостоятельно воспроизвести это слово пока не может. Так, он находит глазами и показывает предметы и близких людей, которых ему называют. К году ребенок может произносить до 10 слов.
Речевое развитие новорожденных детей
Дети, с которыми занимались развитием речевых навыков, начинают говорить раньше и четче. Поэтому с первых дней жизни с малышом нужно как можно больше разговаривать. Можно показывать ему различные предметы, называя их достаточно громко и четко, комментировать и объяснять все свои действия и действия окружающих. Когда малыш начинает гулить, можно отвечать ему или немного разнообразить произносимые им звуки, чтобы он осваивал новые их комбинации. Ребенка следует часто называть по имени, хвалить. При разговоре с ним нужно говорить простыми и понятными предложениями, достаточно эмоционально, четко и до конца проговаривая фразы.
Для успешного речевого развития новорожденных нужно, чтобы ребенок при гулении видел лицо говорящего, осваивал артикуляцию. О себе и малыше следует говорить в третьем лице, как бы комментируя действия со стороны. Детям очень нравится, когда родители издают разные «звериные» звуки: мяукают, гавкают, кукарекают. С первых дней можно приучать малыша к тому, как «разговаривают» разные животные. Например, переодевая его, можно говорить: «Кошечка мяукает — мяу-мяу, петушок кричит — ку-ка-ре-ку».
При этом малыш смотрит в лицо говорящего и видит, как он произносит эти звуки. Позже ребенок начнет повторять. Одна из особенностей развития речи детей первого года жизни – «беззвучное» повторением: сначала ребенок просто открывает ротик, пытаясь повторить артикуляцию, а позже произносит нужные звуки. Многие малыши перестают капризничать и вообще очень веселятся, когда их мамы изображают, как «разговаривают» разные звери.
Ещё одно условие успешного развития речи ребенка раннего возраста – как можно ранее начало чтения малышу стихов, в первое время не обязательно детских. Не нужно пренебрегать употреблением в общении с ребенком «детскими» словами: «ням-ням», «бай-бай», «би-би».
Это необходимый этап, который дети обязательно проходят в своем речевом развитии. Кроме непосредственно разговора, надо стараться играть с малышом, помогать познавать окружающий мир. Игры могут быть разными в зависимости от возраста, но начинать можно уже в первые дни после рождения.
Этапы развития зрения, слуха и осязания новорожденного ребенка
До 3-х месяцев малыш, кажется, только и делает, что ест и спит. Но и в этот период, когда он сыт, доволен жизнью и еще не спит, можно постараться развлечь его, одновременно развивая его зрение, слух и осязание ребенка.
Для развития зрения у новорожденного, ему необходимы игрушки. Но их не должно быть много. Лучше, если они будут достаточно крупные и выполненные в одном или нескольких цветах, но не пестрящие всеми цветами радуги. Новые игрушки следует показывать ребенку по одной, четко их называя. На этом этапе развития зрения новорожденного очень привлекает человеческое лицо, поэтому взрослому можно немножко погримасничать: зажмуриваться и открывать глаза, высовывать язык, хмурить брови. Ребенка это очень забавляет, а спустя какое-то время он будет пытаться повторить мимику взрослого.
Слух малыша развит еще до рождения, но и после необходимо уделять его развитию достаточное внимание. Многие родители замечают, что малыши очень любят слушать классическую музыку. Причем уже на втором месяце жизни ребенок чувствует настроение мелодии. На этом этапе развития слуха новорожденный при грустной мелодии затихает, а слыша веселую музыку, начинает «танцевать», размахивая ручками и ножками. Можно легонько стучать иногда по поверхности стола, бокалу или любому твердому предмету, чтобы малыш понимал, что разные предметы издают разные звуки, а позже пытался найти источник звука, не зная, какой предмет его издает. Для развития слуха у новорожденного очень полезно петь малышу песни, причем не только тихие колыбельные, но и веселые громкие песенки. Во время прогулки нужно обращать внимание малыша на голоса животных и птиц, звук работающего мотора автомобиля, вой сирены. Ведь для развития малыша очень важно, чтобы его слуховые впечатления были разнообразными и интересными.
В первое время после рождения очень большое значение для ребенка имеет осязание. Ведь в материнской утробе он привык всем телом ощущать мягкие и теплые объятия матки. Поэтому после рождения он воспринимает мир в том числе и через прикосновения.
Для развития осязания детям можно давать потрогать не только игрушки, но и разные ткани, стену дома, ствол дерева, посуду, пуговицы на одежде. Малыш не только запомнит, какие они на ощупь, но и разовьет мелкую моторику, пытаясь ухватить непослушными еще пальчиками интересующий его предмет. Осязание активно развивается и во время массажа, особенно если после традиционных приемов поглаживать малыша перышком или легонько покатать массажным резиновым «ежиком».
Цветовое восприятие формируется у ребенка постепенно. Поначалу мир для малыша двухцветный. Красный цвет начинает восприниматься одним из первых. Только к 4-м месяцам ребенок способен различать все цвета.