...
x

Психотравмирующие ситуации в семье и школе

Реакции на психотравмирующие ситуации и переживания по этому поводу в детском возрасте часто являются предпосылками к развитию психосоматических заболеваний у ребенка. Как ни прискорбно, но стать источниками психологических травм могут как семья, так и школа. Причем у младших школьников психосоматика проявляется наиболее отчетливо. Ниже вы узнаете, что является психотравмирующими ситуациями в образовательной среде, и какие семейные факторы могут повлиять на развитие психосоматических болезней.

Длительные психотравмирующие ситуации, приводящие к расстройствам

Родителям нужно хорошо понять суть и специфику психосоматики школьников и детей раннего возраста: они не должны дожидаться, пока ребенок подрастет и сможет сам четко сформулировать свои жалобы. Время может быть безнадежно упущено. Разумеется, родители — это не профессиональные психологи, они не могут знать все тонкости детской психики и считывать проблемы по едва уловимым признакам. Но, как минимум, нужно знать, на что следует обращать особое внимание, какие моменты могут приводить к негативным последствиям.

Ниже перечислены все долговременные психотравмирующие ситуации в семье, которые являются основными источниками проблем.

Одна из причин психологических травм детей – пренебрежение интересами ребенка, навязывание ему моделей поведения, удобных родителям, а не ему самому.

Ещё одной длительной психотравмирующей ситуацией является недостаток ласки и понимания, недостаточное внимание к детским проблемам, оценивание их с сугубо взрослой позиции — «подрастет и забудет все эти глупости», «нельзя потакать капризам, иначе вырастет избалованным», «нас воспитывали в строгости, и ничего — стали вполне благополучными людьми». В этом, конечно, есть определенная доля истины, не все капризы и прихоти ребенка должны безоговорочно исполняться. Но сами по себе капризы нужно рассматривать как сигнал о том, что ребенок чего-то недополучает, и задача родителей разобраться — чего именно. Это совсем не обязательно может быть то, о чем он сам просит (постоянно покупать новые игрушки, позволять пропускать Детский сад, разрешать часами смотреть мультфильмы и т.п.). Просьбы ребенка — это его попытки избавиться от негативных переживаний тем способом, который ему понятен и доступен. А в действительности речь может идти о том, что ему просто не хватает родительского тепла и участия в его детской жизни.


Условиями формирования психотравмирующей ситуации может стать неправильный режим дня, подогнанный под режим родителей без учета возрастных особенностей ребенка.

Семья как фактор психологической травмы у ребенка рассматривается и в том случае, если в ней отсутствуют необходимые условия для самостоятельных занятий малыша, для его игр. Ребенок, даже маленький, с тех пор как начинает самостоятельно передвигаться по дому, испытывает необходимость в личном пространстве, собственном уголке, где он может чувствовать себя полноправным хозяином. В дошкольном возрасте это не обязательно должна быть отдельная детская. Достаточно своего стола, места для хранения игрушек, пары полок для любимых детских книг и тому подобное.

Семья как источник психологических травм у ребенка: основные факторы

Ревность к другим детям (братьям, сестрам) также является психотравмирующей ситуацией, приводящей к расстройствам психосоматического характера. Если в семье несколько детей, то задача родителей — равномерно распределять между ними внимание, ласку, заботу. То же касается подарков и обновок. Младший ребенок может быть сильно уязвлен, если ему приходится всегда донашивать одежду за старшим. Старший может обижаться и ревновать, если младшему чаще дарят подарки и гостинцы. Все это, казалось бы, мелочи, но они могут очень серьезно сказаться на здоровье ребенка.

Также к психотравмирующим ситуациям в семье причисляют переживание физического отдаления матери. Если мама вынуждена надолго уехать, если она попадает в больницу или по каким-либо иным причинам оторвана от ребенка на ощутимый срок, это непременно сказывается на его психоэмоциональном состоянии, особенно в дошкольном возрасте. Конечно, иногда таких ситуаций не избежать. Но в этом случае на остальных членах семьи лежит обязанность дать ребенку почувствовать, что он не забыт и не заброшен, что мама любит его, что отсутствие мамы временно.

Ещё одна психотравмирующая ситуация, возникающая в детском возрасте, – отсутствие в семье единого подхода к воспитанию ребенка. Если мама предъявляет одни требования, папа другие, а бабушка вообще все разрешает, это сильно дезориентирует ребенка. У него возникает сильнейший внутренний конфликт, который он не в силах разрешить. И это очень благодатная почва для развития психосоматических заболеваний.

Это только самые общие моменты, на которые следует обратить внимание родителям. Существует множество более частных случаев психотравмирующих ситуаций в семье. Очень много зависит также от принятого стиля родительского воспитания. Некоторые стили могут быть прямой причиной развития психосоматических расстройств, такие, например, как тревожно-мнительный, стиль неприятия, стиль сверх социализации, эгоцентрический стиль.

Что является психотравмирующими ситуациями в образовательной среде

К сожалению, могут создаваться психотравмирующие ситуации и в образовательной среде. Ко всем психологическим трудностям, которые могут давить на ребенка в семье, добавляется еще и сложная, зачастую перегруженная школьная программа. Если младшие школьники еще более или менее успевают отдыхать и переключаться с учебы на какие-то свои детские занятия и развлечения, то в старших классах такой возможности почти не остается. Зачастую ученики в общей сложности по 7 — 8 ч в сутки проводят в школе за партой (на уроках) и дома за письменным столом (готовя домашнее задание). По времени это полный рабочий день взрослого человека. А по напряженности умственных усилий и величине энергетических затрат сложно еще сказать, что тяжелее. Для ослабленных детей, имеющих предрасположенность к каким-либо заболеваниям, это непосильный темп. Кроме того, на психику ребенка постоянно давит оценочная система успеваемости. Боязнь оказаться отнесенным к «неспособным» вызывает повышенную нервозность, особенно если дома к ребенку предъявляют высокие требования честолюбивые родители.

Всем нам знакомо со школьных лет, что каждый учитель ревниво относится к своему предмету, требует его успешного усвоения. И довольно редко принимается во внимание, что у разных детей могут быть различные склонности. Кто-то проявляет больше способностей к одним школьным предметам, кто-то к другим. А кому-то вообще учеба дается с трудом, но зато могут присутствовать способности к музыке, рисованию, артистические наклонности и т.д. Но школьные требования ко всем равные. Ученики обязаны одинаково хорошо успевать и по гуманитарным предметам, и по точным, и по физкультуре. Это зачастую является сильнейшим психотравмирующим фактором.

Психосоматика младших школьников: реакции на переживание психотравмирующих ситуаций

На фоне общей высокой нагрузки такие проблемы могут буквально подкашивать ребенка. У кого-то дело доходит до слез перед нелюбимым уроком, кто-то машет на себя рукой и соглашается считать себя отстающим, демонстративно заявляет о своей «глупости». У некоторых детей на почве хронической неуспеваемости развиваются неврозы или депрессия. Некоторые собирают волю в кулак и из последних сил борются за высокие оценки, отказываясь от своих увлечений, от общения с друзьями. Как бы то ни было, все эти дети сильно страдают, испытывают гнетущие негативные переживания. И эти переживания отражаются на их здоровье, трансформируясь в психосоматические заболевания.

Хорошо, когда есть возможность отдать ребенка в профильный класс в соответствии с его интересами и пожеланиями. Но, во-первых, не во всех школах есть профильные классы. Во-вторых, профилирование, как правило, начинается только в старших классах, а психосоматика развивается гораздо раньше. И в-третьих, не всегда родители прислушиваются к пожеланиям своего ребенка и правильно оценивают его способности — очень часто его отдают в профильный класс или лицей по собственному выбору, нацеливая ребенка на поступление в вуз, также выбранный самими родителями. И тогда ко всем сложностям и переживаниям добавляется еще необходимость соответствовать престижному классу или лицею, чтобы оправдать надежды родителей. Да и у самих детей, особенно в подростковом возрасте, обострено чувство собственного достоинства и самолюбие. И как бы ребенок ни бравировал, сколько бы ни говорил, что его не волнует успеваемость, отношение к нему учителей, мнение родителей — негативные переживания это не отменяет. Они просто в очередной раз заго
няются глубоко внутрь. А мы уже знаем, к чему это приводит.


Психосоматика у ребенка при адаптации к школе

Если ребенку в раннем детстве удалось избежать психосоматических расстройств благодаря благоприятной семейной обстановке, то с его поступлением в школу начинается новый виток проблем. Школьникам как никогда нужна поддержка и понимание родителей, они должны быть его союзниками. Программа есть программа и требования есть требования — это объективный фактор. Но родители могут по мере сил сглаживать стрессы и переживания, связанные со школой. И если их заботит здоровье ребенка, то в первую очередь они должны проявить внимание к его эмоциональному состоянию. Не давить, не подстегивать в гонке за оценками, доверять ребенку, не навязывать ему дополнительные занятия, к которым он не испытывает склонностей и интереса.

Чтобы избежать развития психосоматики у ребенка при адаптации к школе, родители должны в любой ситуации оставаться друзьями своему чаду, а не играть роль надсмотрщиков. Возвращаясь домой из школы, ребенку требуется ощущать себя комфортно, не испытывать напряжения. Надо позволить ему самостоятельно распределить время — когда ему отдохнуть, а когда приняться за домашнее задание. И еще один очень важный момент: если у него есть потребность поделиться какими-либо переживаниями, связанными со школой, ни в коем случае нельзя отмахиваться или откладывать разговор на потом. Выслушать нужно сразу и со всем вниманием. Возможно, одно то, что ему дали выговориться, послушали, поинтересовались, поняли, уже станет для вашего ребенка таблеткой от психосоматоза.

Статья прочитана 4 088 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.