x

Возрастные нормы и отклонения психического развития ребенка

Тема полноценного и всестороннего развития является очень актуальной и часто обсуждаемой.

Понятие норм психического и физического развития детей неразрывно связано с обществом, окружающим миром и культурой, которые подвержены постоянным изменениям.

Как известно, социальная среда является главным источником психического развития, и от того насколько она будет позитивна и разнообразна зависит скорость и многогранность развития индивидуума.

Причины отклонения и нарушения в психическом развитии детей

Такое явление как задержка в физическом и психическом развитии может отличаться своей интенсивностью и остротой проявлений. Все зависит от того какие факторы оказали решающее влияние на темпы развития ребенка. Эти факторы бывают биологическими и социальными.

В свою очередь биологические причины задержки психического развития бывают:

  • генетически обусловленные – когда у человека происходит более медленное созревание различных систем организма, в т. ч. и нервной системы. Дети с таким развитием не имеют никаких болезненных признаков. Физическое и психическое отставание обнаруживается только при их обследовании на школьную зрелость. Такие отклонения психического развития ребенка больше всего заметны в эмоционально-волевой сфере, они проявляются сложностями в восприятии учебных задач, плохом усваивании правил поведения и обязанностей школьника. Такие детки плохо адаптируются к школе, поэтому лучше пойти в первый класс на год позже;
  • задержка, обусловленная телесными заболеваниями, возникающими в раннем возрасте и переходящими в хроническую стадию. Они надолго лишают ребенка активности и жизнерадостности. Примечательно, что в этом случае центральная нервная система не поражается болезнью, однако страдает от общего истощения организма. Телесные болезни заметно снижают психический тонус организма, что приводит к образованию неблагоприятных условий для нормального развития психических функций.

Чтобы вовремя обнаружить наличие нормы и отклонения психического развития ребенка, а также других нарушений в развитии, он должен в обязательном порядке проходить плановые осмотры врача в определенные периоды своей жизни, а именно: в 2 и 4 месяца, затем в 6 и 9 месяцев, в годик и ежегодно до пяти лет.

Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка первого года жизни

Первая проверка правильности и гармоничности развития проводится в 2 месяца.

Нормы нервно-психического и физического развития ребенка в этом возрасте подразумевают наличие или отсутствие у него следующих навыков и умений:

  • в этом возрасте у него уже должны исчезнуть такие рефлексы новорожденного, как степпинг-рефлекс – пляска или совершение шагов по твердой поверхности, и рефлекс захвата пальца;
  • голова малыша держится более крепко, в положении лежа на животе он способен нее поднять на угол в 45 градусов, кроме этого в таком положении он реже и менее интенсивно сжимает ноги и руки;
  • начинает рассматривать близкие предметы, кусать их, издавать различные по интенсивности и значению крики. Также ребенок уже умеет поворачивать голову в сторону звука, улыбаться и реагировать на знакомые голоса.

Рекомендуется чаще выносить его на улицу в незнакомую обстановку. Помещение, в котором он живет, как и его игрушки, должны быть красочными и яркими.

Возрастные нормы психического развития ребенка в четырехмесячном возрасте подразумевают наличие таких умений как держание головы в сидячем положении, удерживание и отпускание объектов. Также он должен уметь играть с погремушкой, поднимать и опускать ее, класть в рот объекты, хорошо видеть вблизи, поддерживать зрительный контакт с родителями, уметь смеяться и проявлять память, распознавать голоса родителей и различать их сенсорно.

К полугодовалому возрасту согласно понятию нормы психического развития ребенка он должен:

  1. перекладывать предметы из руки в руку;
  2. переворачиваться с живота на спину;
  3. поднимать упавший предмет
  4. спать 6-8 часов подряд.

Также в этом возрасте у большинства начинают прорезываться зубы.

В полгода ребенок боится чужих людей и подражает действиям родителей. Он любит слышать свой собственный голос и подражать звукам, может произносить слова мама и папа.

К годовалому возрасту, согласно понятию норм и отклонений психического развития ребенка он должен:

  1. весить втрое больше своего веса при рождении и быть выше 50 %;
  2. окружности головы и груди должны быть одинаковыми;
  3. должна присутствовать большая часть зубов;
  4. самостоятельно сидеть и ходить за одну руку;
  5. листать много страниц книги сразу.

Кроме этого годовалые дети умеют «разыгрывать спектакли», например, притворяться спящими или делать вид, что пьют воду из пустой чашки, реагировать на свое имя, имитировать звуки животных, связывать объекты с их именами. В этом возрасте дети волнуются при прощании и встрече с родителями, часто привязываются к какой-либо игрушке или предмету гардероба.

Нормы нервно-психического развития ребенка от 1,5 до 3 лет

В возрасте полутора лет дети уже умеют контролировать мышцы сфинктера, но еще не готовы отказаться от использования горшка. Они много двигаются и часто падают, умеют забираться на невысокие диваны и стулья, подниматься и спускаться по лестнице, строить башню из блоков, пользоваться ложкой и чашкой. Дети в 18 месяцев показывают свою привязанность к родителям и другим взрослым, чувствуют разлуку, любят смотреть фотографии и слушать сказки и рассказы.

Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка в 2 года подразумевают наличие таких навыков:

  • умения надеть без помощи простую одежду;
  • способность различить и озвучить родителям такие свои потребности как жажда, общение, голод и нужда сходить в туалет;
  • способность самостоятельно строить фразы, состоящие из 2-3 слов, при этом словарный запас уже должен состоять из 50-300 слов.

В этом возрасте ребенок должен уметь выполнять двухступенчатые команды, например, сложи игрушки и потом иди кушать.

Нормы психического развития ребенка 3-х лет подразумевают его постоянный рост, наличие 20 зубов, повышение потребности в длительном ночном отдыхе (11-13 часов). Он должен уметь осуществлять контроль над функциями своего мочевого пузыря и кишечника днем. Некоторым удается это делать и ночью. Ребенок уже умеет балансировать и прыгать на одной ноге, строить дом из девяти и больше кубиков, крутить педали велосипеда. Словарный запас увеличивается многократно, он свободно составляет предложения из 5 и более слов, говорит четко, понятно, использует местоимения, часто задает вопросы.

Возрастные нормы психического развития ребенка от 5 до 12 лет

К своему пятилетию дети становятся очень подвижными и активными, они быстро растут и меняются. Координация движений становится очень хорошей, прыжки отличаются четким балансом, навыки общения с простыми инструментами и письменными принадлежностями улучшаются. Словарный запас увеличивается и составляет более 2000 слов, включая все части речи. В этом возрасте дети уже умеют различать деньги, считают до 10-15, размышляют глубоко, с целью и смыслом. Нормы психического развития детей дошкольного возраста подразумевают наличие у них чувства ответственности за свои действия и умения извиняться за совершенные ошибки. Ребенок способен принять другую точку зрения, любит демонстрировать свои математические умения, уверенно отождествляет себя с родителем своего пола. Если дальнейшая эволюция младшего школьника будет проходить нормально, то согласно возрастным нормам психического развития ребенка в 12 лет у него начнется переходный возраст со своими трудностями и особенностями.

Подводя итог можно сформулировать, что нужно понимать под нормальным психическим развитием. Итак, нормальное психическое развитие ребенка подразумевает наличие физического здоровья и адекватного возрасту воспитания и обучения, при этом должны быть сохранены речевые и анализаторные системы и структуры ЦНС. При выявлении отклонений и нарушений в психическом развитии детей родители должны срочно обратиться за помощью к врачу и постараться восстановить их здоровье.

Статья прочитана 9 152 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: