x

Воспитание экологической культуры детей и подростков

В наш век стремительного прогресса и высоких технологий все острее встает проблема глобальной техногенной катастрофы. Люди стали очень часто задумываться о том, как сохранить чистоту нашей планеты. Все очевиднее становится тот факт, что если мы сами не начнем внимательно относиться к окружающему нас миру, не будем сохранять чистоту и первозданность природы, то можем запросто погубить себя. Чтобы подобное не произошло, нужно четко осознать полезность воспитания экологической культуры у населения.

Экологическое воспитание детей в повседневной жизни и его влияние на развитие ребенка

Прививать хорошие привычки и давать нужные знания необходимо с самого раннего возраста, чтобы у детей сформировались четкие убеждения и представления о важности сохранения природы.

Под экологическим развитием следует понимать формирование осознанного восприятия ценности окружающей природы, а также необходимости ее сохранения, целесообразности использования ее богатств и приумножения ресурсов.

В настоящее время воспитание экологической культуры у детей становится основой процесса приведения взаимодействия природы и человека к гармонии. Основными компонентами сферы экологического воспитания являются:

  • воздействие семьи – предполагает экологическое воспитание детей в повседневной жизни. Особенная роль в этом процессе отводится матери;
  • воспитательный процесс в саду и школе — экологическое воспитание детей раннего возраста и школьников;
  • влияние средств массовой информации;
  • многофакторная сфера стихийного развития.

Грамотное и своевременное экологическое воспитание детей и подростков помогает им стать личностью, которая способна не уничтожать природу, а преобразовывать окружающий мир. Оно позволяет сформировать правильное отношение к природе, включающее интеллектуальный, действенный и эмоционально-эстетический аспекты.

Влияние экологического воспитания на развитие ребенка сложно переоценить. Он научится всматриваться в мелочи, любоваться природой, радоваться ее красоте, восхищаться красотой окружающего мира и сохранять с ним невидимую связь.

Задачи воспитания экологической культуры у детей младшего и старшего возраста

Взрослый человек, неважно будет это мама, папа или дедушка, должен постараться помочь малышу открыть окружающий мир для себя во всей красе и затем полюбить его, как общий дом, который одинаково важен всем, кто в нем проживает.

Приобщать человека к жизни в окружающем мире, который он любит и бережет нужно с самого раннего возраста. Задача мамы и папы – помочь своему малышу накопить «багаж» ярких, живых и эмоциональных впечатлений и правильных, достоверных представлений об окружающей его природе. Важно не отбить у него желание исследовать окружающий мир, как это часто происходит, когда родители очень волнуются о здоровье своего чада.

Как известно, с самого раннего возраста дети стремятся исследовать окружающий мир, тянутся ко всему красивому и яркому. Но, к сожалению, они часто теряют гармоническую связь с природой в детстве, и потом во взрослой жизни, оказывается невозможно ее восстановить. Как такое происходит? Например, во время прогулки ребенок находит птичье перо и берет его в руки, чтобы как следует рассмотреть и вместо интересного рассказа о том, чье оно он получает резкий крик: «Брось его немедленно, оно грязное». Грамотное воспитание экологической культуры у детей младшего и старшего возраста поможет сохранить эту связь на всю жизнь.

Образовательная программа и диагностика по экологическому воспитанию детей

Для того чтобы экологическое воспитание детей среднего возраста было эффективным, необходимо использовать правильные методы приобщения к природе. Прежде всего, должно присутствовать постоянное и многократно повторяющееся наблюдение за растениями, животными, явлениями и объектами неживой природы, которое сочетается с играми, чтением книг, различными поисковыми действиями, музыкальной деятельностью и просмотром телепередач.

Весь процесс приобщения к природе в ходе экологического воспитания детей, как младшего, так и старшего возраста должен осуществляться в игровой форме. Оно должно происходить красочно и эмоционально, вызывать радостное настроение, и обязательно удивлять, интриговать и побуждать узнавать еще больше.

Желательно чтобы дома и в дошкольном учреждении был организован живой уголок. В нем могут присутствовать различные комнатные растения, птички, например, канарейки или попугаи, аквариумные рыбки, черепашки, лягушки и хомячки. При этом образовательная программа экологического воспитания детей должна включать себя не только общение с обитателями «живого уголка», но и проведение дидактических игр, лесных прогулок и экскурсий, обучение безопасному собиранию грибов, ягод и пр.

Экологическое воспитание и самообразование детей старшего возраста может происходить в школе в рамках различных кружков любителей живой природы. Проведенная по опросникам диагностика детей по экологическому воспитанию, позволяет определить насколько ребенок приспособлен к безопасному сосуществованию с природой, и вовремя провести коррекцию.

Статья прочитана 5 085 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.