...
x

Экологическое воспитание детей: цели, задачи и план работы

В переводе с греческого «экология» обозначает учение о Доме-Родине (экос – жилище, дом, родина, а логос – учение). Такое толкование этого слова как нельзя лучше отражает сущность содержания экологического воспитания детей в саду и школе, которое проводится в виде развивающей игры.

Проблемы экологического воспитания подрастающего поколения в настоящее время вышли на первый план. С чем же это связано? Все дело в деятельности человека, которая часто является безграмотной, расточительной, абсолютно неправильной с точки зрения экологии. Такая деятельность в конечном итоге приводит к нарушению экологического равновесия, и природа отвечает нам катаклизмами.

Каждый человек, который сейчас, будучи уже взрослым, приносит вред окружающей его природе, когда-то тоже был ребенком, которому вовремя не объяснили в, чем ее ценность не научили, как правильно с ней обращаться. Именно поэтому так велика роль дошкольных воспитательных учреждений в формировании правильного отношения детей к природе. План экологического воспитания детей призван решить эту проблему и привить детям основы нормального поведения и общения с животными и растениями.

Экологическое воспитание детей раннего возраста по плану самообразования

Экологическое воспитание детей – это привитие основных принципов нравственности и духовности, развитие интеллекта. Тема взаимодействия природы и человека с давних времен была очень актуальной. Она воспевалась поэтами и художниками в своих картинах.

Однако до  недавнего времени она не стояла настолько остро как сейчас, когда угроза экологического кризиса или даже масштабной катастрофы буквально нависла над человечеством. Цели экологического воспитания детей – осознания ими значимости природы и ее красоты.


Процесс формирования личности ребенка вообще и экологическое воспитание детей раннего возраста по плану самообразования опирается на систему знаний, включающую в себя элементарные сведения биосфере, то есть о животных, растениях, неживой природе и человеке.

При этом особое место в этой системе должны занимать именно знания о человеке – частичке природы, разумном существе, от деятельности которого зависит будущее биосферы.

Задачи экологического воспитания обычных и умственно отсталых детей дошкольного возраста

Основные задачи экологического воспитания обычных детей дошкольного возраста заключаются в том, чтобы:

  • привить детям с самого раннего возраста гуманное отношение к природе, то есть дать нравственное воспитание;
  • сформировать у ребенка понимание системы экологических знаний и представлений о мире, то есть обеспечить интеллектуальное развитие;
  • развить эстетические чувства, научить увидеть и чувствовать красоту природы, восхищаться ею и понимать, что ее нужно беречь;
  • привлечь детей к участию в уходе за животными и растениями.

Все составляющие план экологического воспитания детей среднего возраста взаимосвязаны. Так, к примеру, гуманно отношение к окружающей природе появляется по мере того как человек осознает  тот факт, что мир вокруг нас неповторим и нуждается в заботе. Закрепить это понимание помогает практическая деятельность, например, уход за обитателями живого уголка или комнатными растениями.

Особого внимание требуют задачи экологического воспитания умственно отсталых детей, которым гораздо сложнее освоиться в окружающем их мире. В этом случае задача несколько усложняется, а приемы обучения становятся более специфичными.

План и система экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста

Чтобы достичь поставленной цели экологического воспитания детей дошкольного возраста – раскрыть перед ребенком всю красоту природы, помочь ее увидеть и осознать – необходимо чтобы сам педагог жил в гармонии с ней. Даже самый грамотный и до мелочей продуманный план работы по экологическому воспитанию детей провалится, если у педагога нет контакта с детьми. Крайне важно чтобы дети слушали и прислушивались к педагогу, были готовы подражать каждому его движению.

Несмотря на свой возраст, дети очень внимательны и наблюдательны, они четко могут отличить отрицательные и положительные моменты в действиях взрослых. Экологическая воспитанность человека подразумевает искреннюю любовь к природе, ее постоянное познание, понимание и сохранение. Задачей экологического воспитания детей как раз и является развитие и сохранение этих человеческих качеств.

Поэтому, для того чтобы система экологического воспитания детей дошкольного возраста работала и давала свои плоды, необходимо создать благоприятную среду. В ней на своем личном опыте и примере взрослые должны демонстрировать детям правильное отношение к живой и неживой природе. Кроме этого по мере возможностей нужно активно, совместно с детьми участвовать в природоохранной деятельности.

Содержание экологического воспитания детей в дошкольный период

Дошкольный период – это очень важный этап в жизни каждого ребенка. Именно в это время происходит максимально активное и продуктивное  умственное и физическое развитие, формируется личность, закладываются моральные качества личности и черты характера. Именно поэтому содержание экологического воспитания детей дошкольного возраста обязано быть качественным, разноплановым и максимально полезным.

В возрасте 3-6 лет у детей формируются самые глубокие и важные чувства, хотя и в достаточно примитивной форме. Они начинают понимать, что такое честность, правдивость, чувство долга, любовь к ближним, уважение к труду и пр.

Проект по экологическому воспитанию детей – обязательная составляющая воспитательного процесса в любом дошкольном учреждении.

Правильно составленный план и грамотно проводимое обучение поможет маленькому человеку сформировать систему знаний о природе. Педагог должен научить детей:

  • видеть и понимать взаимосвязь между теми или иными явлениями;
  • откликаться эмоционально и оценивать увиденное ими вокруг;
  • осваивать природу на практике, создавать условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов.

Важным средством формирования экологической культуры гармонично развивающейся личности является именно перспективный план экологического воспитания детей. Он подразумевает обучение, рассчитанное на длительный период времени.

Статья прочитана 7 009 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.