...
x

Варианты декоративно-прикладного творчества для развития детей

Прививать малышам любовь к прекрасному, развивать зачатки эстетического вкуса можно разными способами. И один из них – занятия с ребенком прикладным творчеством. Это не обязательно должны быть практические уроки с уклоном в народную тематику. Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством можно проводить путем выполнения поделок из проволоки или бумаги, лоскутного шитья, раскрашивания витражей и т. д.

Различные техники детского прикладного искусства не только позволяют занять свободное время, натренировать руку, научить ребенка работать с различным инструментарием. Помимо всего прочего, прикладные техники развивают у ребенка эстетический вкус, умение сочетать предметы и детали, различать оттенки, создавать новые фигуры, предметы или картины. Это положительно влияет на развитие абстрактного мышления, а также воспитывает художественный вкус вашего чада.

Какова роль декоративно прикладного творчества в развитии детей?

О том, какова роль декоративно-прикладного творчества в развитии детей говорил ещё великий педагог В. А. Сухомлинский. По его словам, «истоки способностей и дарований детей — на кончиках пальцев». И это совершенно справедливо, ведь любые действия, которые ребенок совершает пальцами, имеют непосредственное влияние не только на развитие его письменных навыков, но и на умственное развитие, на познавательную активность его мозга и на творческую составляющую его жизни.

Не секрет, что детское прикладное творчество имеет непосредственное отношение к развитию мелкой моторики, а значит стимулирует работу головного мозга, запускает механизмы речи и развивает творческие способности каждого ребенка.


Творческое моделирование воспитывает в человеке эстетический вкус, развивает образное мышление, помогает в приобретении навыков работы с различными инструментами и значительно обогащает знания о мире вашего ребенка.

Более того, использование прикладных техник дает родителю уникальный шанс заниматься творчеством совместно со своим ребенком. А готовые изделия отлично украсят интерьер вашего дома, дополнив развивающее пространство детской комнаты.

Прикладное творчество — это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий художественный труд, которым занимается ваш ребенок.

Провести с ребенком интересное творческое занятие по конструированию легко, достаточно подключить воображение и запастись необходимыми материалами.

Во время работы с мелкими деталями формируется хватательный рефлекс. Ребенок учится удерживать кончиками пальцев мелкие детали, рационально распределяет напряжение руки и мышц кисти.

Помимо влияния на мелкую моторику, роль декоративно-прикладного искусства в развитии ребенка ещё и в том, что оно оказывает благотворное действие на формирование эстетического и художественного вкуса, знакомит с элементами абстрактного мышления.

К прикладному творчеству можно отнести аппликацию из цветной бумаги, моделирование из природных материалов, работу с пластичными материалами, работу с инструментами и даже оформление игровых площадок.

Ниже рассмотрены несколько видов декоративно прикладного творчества для детей, которыми можно заняться в домашних условиях.

Детское декоративно-прикладное творчество: искусство мозаики

Мозаика — древнейший вид художественного искусства, предполагающий составление картин из мелких частей.

Чтобы собрать мозаику, необходимо обладать усидчивостью и волей. В отличие от аппликации или от нарисованной картины, изображение в мозаике проявляется постепенно, из мелких деталей.

Мозаику создают из камешков, глины, пластилина или обычной бумаги. Ее можно сделать из бусин, бисера, песка и даже манной крупы. Это самый распространенный вид прикладного искусства для детей.

Во время сборки мозаичного рисунка у ребенка развивается мелкая моторика, проявляется воображение, формируется художественный вкус и образное мышление. Кроме того, создание рисунка из мозаики отлично тренирует усидчивость и внимание, помогает сконцентрироваться на мелочах.

Не бойтесь переизбытка мозаичных рисунков в вашем доме, мозаичные панно — новое слово в современном декоре. Можно добавить в детскую комнату изюминку картинами и зарисовками из мозаики. Ею можно декорировать практически все в жилом пространстве.

Главное, помните: занимаясь этим детским декоративно-прикладным искусством, детали мозаики должны быть крупными и удобными для детской руки. Со старшим можно использовать в мозаичной картине такие материалы, как бисер или манная крупа.

С помощью мозаичного рисунка можно не просто сделать картину на стену, но обновить и дополнить интерьер детской комнаты.

Один из оригинальных видов прикладного творчества для детей — использование в качестве мозаичных запчастей природных материалов: ракушек, камней, семян растений или засушенных листьев деревьев. Работа с таким материалом требует повышенного внимания, аккуратности и большой усидчивости.

С маленьким ребенком полезно заниматься декором мозаики с крупами. Гречневая, рисовая и даже пшенная крупа отлично развивают хватательные навыки и формируют тактильное восприятие.

Но универсальным и самым доступным материалом для мозаики является цветная бумага. Для того чтобы выполнить из нее декор мозаикой, бумагу нужно нарезать или порвать на мелкие детали так, чтобы их хватило для всей картины. Бумагу можно сочетать с соленым тестом, акриловыми красками, песочными композициями.

Декоративно-прикладное искусство для детей дошкольного возраста: витражи

Еще один удачный вариант прикладного творчества для детей, формирующий эстетический вкус, развивающий мелкую моторику, воображение и тренирующий внимание — это витражная роспись.

Существует несколько видов техники витражной росписи: фьюзинг, тиффани, пленочные витражи и витражи, созданные витражными красками.

Остановимся на витражных красках, поскольку именно этим материалом удобней всего работать с детьми. Более того, витражные краски можно сделать самостоятельно, в домашних условиях.

Так как витражные краски созданы на основе клея ПВА, то готовый рисунок после высыхания на трафарете легко переносить на стекло. Из-за клейковины на основании рисунок хорошо держится на стекле, но при необходимости его можно легко снять и утилизовать, скатав в маленький шарик.

Витражными красками может работать как маленький ребенок, так и взрослый человек. Особой усидчивости требует прорисовка контура будущего рисунка. У новичков эти контуры получаются гораздо толще необходимого. Перед использованием тюбик витражной краски надо немного встряхнуть, но сильно трясти не рекомендуется, так как вы рискуете получить большое скопление кислорода. Если при нанесении краски на рисунке появились пузырьки воздуха, аккуратно проткните их кончиком витражного карандаша с краской или смешайте кистью.

Готовый витраж из такой краски необходимо оставить на трафарете на 24 часа до полного высыхания. В основе таких витражных картин выступает трафарет с распечатанным рисунком под полиэтиленовым чехлом. Витражную картину переносят на стекло аккуратно, только после полного высыхания.

Чтобы заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства с детьми, необходимо определиться с тем, какие краски вы предпочитаете использовать. Изготовители позаботились о наших нуждах, и у каждого баллончика есть носик-распределитель, что отменяет использование дополнительных инструментов.

Все краски для витража можно разделить на обжигаемые и не обжигаемые. Обжигаемые позволяют прокаливать готовое изделие в печи, то есть продлить срок эксплуатации готового витража.

Для детей, осваивающих навыки такого декоративно-прикладного искусства, рекомендуется покупать краски импортного производства. В их упаковках удобные дозаторы, консистенция оптимальная. Она не будет течь, размазываться.

Витражные краски на водяной основе содержат в загустителе глицерин и на выходе дают большое количество пузырьков воздуха, с которыми придется бороться во избежание пустот в витражном рисунке.

Контуры для витражных красок продаются в специальных тюбиках. Очень часто новички покупают черный контур. Это неправильно. Работать с черным контуром сложнее, чем кажется на первый взгляд. Линии могут быть неоправданно широкими, а контур может бросаться в глаза, затмевая весь рисунок.


Новичку в витражном украшении и декоре лучше использовать контуры серебристых или белых цветов. Не бойтесь, сначала линия будет больше, чем вы планировали, но с опытом придет понимание, как выдавливать контурную краску нужной ширины.

Чтобы кончик насадки не засыхал и не обрастал остатками краски, рядом с изделием всегда кладите влажную губку, о которую можно вытереть все излишки.

Среди многообразия витражных красок особняком стоят витражные краски, сделанные своими руками. Такой материал идеально подойдет для работы даже маленькому ребенку. Собственные витражные краски можно сделать из клея ПВА и пищевых красителей.

Смешивайте краситель с ПВА, пока не получите однородную густую массу. Под емкости можно использовать пустые тюбики от гуаши или баночки из-под детского питания.

Витражные краски, созданные своими руками, наносятся на лист файла, в который вложена нужная картинка. После полного высыхания картина отделяется от полиэтилена и наклеивается на стекло.

Если вы всерьез задумались о занятии таким декоративно-прикладным искусством с детьми дошкольного возраста, не спешите осваивать окна и остекленные двери. Сначала стоит попробовать нарисовать витраж на малой площади. Например, декорировать ночник или вазу, стеклянную тарелку или кружку.

Перед работой со стеклом его нужно очистить от грязи и лишнего жира. Для этого промойте основу под проточной водой с моющим средством.

Теперь об эскизе. Если вы не хотите повторять растиражированные картинки и мечтаете создать что-то необычное, то рисунок можно сделать при помощи специальных программ; самая простая из них — Paint — есть на каждом компьютере.

Создав и распечатав эскиз, приступаем к переносу его на стеклянное изделие. Если это ночник для декора, то лист с рисунком мы аккуратно вправляем внутрь стеклянного абажура, закрепляем его клейкой лентой.

Теперь берем черный маркер для работ по стеклу (его контур стирается очень легко) и наносим очертания рисунка на наш абажур. Следующий этап: наносим витражный контур и оставляем изделие высыхать.

При обучении дошкольников такому декоративно-прикладному творчеству, важно освоить правильную технику работы с витражными красками. Перед использованием каждый тюбик необходимо встряхнуть, но не взбалтывать, чтобы не поднять кучу пузырьков.

Витражные краски наносятся густым слоем на каждую деталь рисунка. Каждой стороне нужно дать полностью высохнуть. Готовое изделие можно вскрыть акриловым лаком, чтобы закрепить детали, а можно прокалить в печи. Во втором случае обратите внимание на жаростойкость стекла-основы.

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству: квиллинг

Английская забава — закручивать полоски бумаги, а потом собирать получившиеся детали в некоторый узор — облетела всю планету. Использование этой техники в развитии мелкой моторики ребенка дает возможность получить опыт работы с машинкой для квиллинга, оттачивает умение работать с мелкими деталями, захватывать, склеивать их в узоры.

Приобщение детей к такому декоративно-прикладному искусству развивает усидчивость, формирует абстрактное и образное мышление, открывает возможности для развития художественного вкуса у ребенка.

Инструменты для работы с бумагой в технике квиллинга. В первую очередь нужно купить инструмент для закручивания бумаги. Если вы не нашли его в магазине — не расстраивайтесь и сделайте его сами.

Большую портняжную иглу острой частью закрепите в древко и кусачками удалите на ушке верхнюю петлю. Инструмент для скручивания узоров из бумаги готов.

Трафарет с окружностями различных диаметров для занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством вы можете приобрести в канцелярском магазине. Здесь же продается клей. Можно использовать специальные клеевые основы, но проще запастись пистолетом для клея и тюбиками с ПВА.

Для работы с бумагой вам потребуется пинцет с длинными заостренными концами. Можно использовать плоский, но в этом случае придется следить за тем, чтобы не помять и не повредить готовые детали.

Стандартные полоски бумаги для занятий прикладным творчеством с детьми 5-7 лет продают в магазинах для рукоделия. Если необходимого цвета не оказалось или в ассортименте полоски не той ширины, попробуйте вырезать заготовки для квиллинга вручную. Для этого скрепите скобой между собой несколько листов цветной офисной бумаги, разметьте заготовку и с помощью канцелярского ножа и линейки нарежьте требуемое количество полосок.

Рабочее место и приемы работы. Организуя рабочее место для квиллинга, позаботьтесь о хорошем освещении. Кресло или стулу рабочего стола необходимо выбирать с тем расчетом, чтобы во время кропотливой работы ваш позвоночник не уставал, а кисти не немели.

  • На рабочий стол положите машинку для верчения бумаги, пинцет, линейку с трафаретами окружностей и обычную линейку.
  • Приготовьте клей и мокрую губку, об которую удобно убирать излишки клея.
  • Приготовьтесь к тому, что с первого раза шедевр может не получиться, но узор на открытку вы сделаете.

Квиллинг, как и многие техники прикладного искусства для дошкольников, направлен на развитие наглядно-образного мышления и формирует мелкую моторику рук.

Технику квиллинга можно использовать и в развивающем пространстве детской комнаты.

Причудливые узоры из скрученной бумаги одинаково хорошо смотрятся как на рамках фото, так и в декоративных панно во всю стену:

В детской комнате узоры из квиллинга используются в качестве развивающей среды.

Например, когда ребенок учит алфавит, объемные буквы из скрученной бумаги на стенах детской помогут с запоминанием. Ночник в виде корабля с ажурными парусами, готовый в любую минуту взмыть в небеса, добавит сказочное настроение в мир юного фантазера.

Необычные узорные цифры на стене помогут малышу запомнить цифровой ряд и научат простым вычислениям. Сюжеты из знакомых сказок, предметы обихода, геометрические фигуры в стиле квиллинга — все это может стать наглядным учебным пособием и достойным украшением детской комнаты.

Поделка прикладного творчества, выполненные дошкольниками, не обязательно должны быть связаны с игрушками, хотя из скрученной бумаги выйдет неплохой пальчиковый театр. Квиллингом можно декорировать баночки для карандашей, кашпо под цветы. Даже рабочий стол можно украсить картиной из скрученной бумаги, поместив ее под закаленное стекло.

Не важно, как вы будете использовать готовые изделия из квиллинга, главное, что эту технику можно и нужно использовать в совместном творчестве с ребенком, особенно в период «становления руки» и подготовки к письму.

Художественное прикладное творчество для детей 5, 6, 7 лет: занятия с проволокой

Если вы никогда раньше не использовали проволоку в декоративных целях, не крутили из нее замысловатые фигуры и не изобретали замысловатый каркас для игрушечной мебели, то начинать придется с малого.

Для знакомства детей с прикладным искусством купите медную проволоку в мотке для поделок из бисера. Этот материал можно приобрести в любом магазине для рукодельниц. Инструмент для работы с любой проволокой похож на плоскогубцы с вытянутым носиком, он называется круглогубцами.

Поделки из медной проволоки можно делать вместе с детьми пятилетнего возраста, когда мышцы рук окрепли и появилась некоторая усидчивость. Достаточно объяснить принципы работы и проконтролировать на начальном этапе.

Чтобы научиться крутить замысловатые фигуры из проволоки, придется начать с малого. Научитесь скручивать, закреплять и заворачивать простую медную нить, продающуюся в мотках для бисероплетения.

Эскизов для подобного художественно-прикладное творчество с детьми в Интернете достаточно. Многие поделки из такого материала можно смело использовать в оформлении детской комнаты. Например, объемная картина, сплетенная из бисера на медной проволоке, может стать неплохим украшением для детской комнаты.

С помощью медной проволоки, бисера и бусин можно декорировать рамки для фото, кашпо для цветов или настенные часы.Маленькими поделками из медной проволоки можно заполнить пространство календарного планирования или режим дня первоклассника.

Самое главное — ребенку 5, 6 и 7 лет такое прикладное творчество будет интересно, а работать с проволокой очень легко.

После того как медная проволока для творчества освоена, самое время переходить к более упругим и стойким к деформации материалам. Например, создавать поделки из проволоки с многослойным покрытием и большим диаметром, чем у медного мотка.

Для работы с таким материалом вам потребуются загнутые плоскогубцы и ручка-тиски. Если вы планируете поставить готовое изделие на опору, не забудьте приобрести набор специальных штырьков. Те, кто хорошо освоит технику работы с проволокой, могут использовать разнообразные приспособления по созданию узоров и украшений.

Подобное прикладное творчество интересно не только детям 5, 6 и 7 лет — работа с упругими проволоками заинтересует и школьников постарше. Сегодня бижутерия из медных завитков вошла в моду. Серьги, бусы, кольца и браслеты — вот неполный список того, что может сделать девочка под руководством мамы для собственного украшения.

Ангелы в детскую комнату младшего братика или сестры, елочки на окно в детской, забавные часы или оригинальный ночник из проволоки — все это займет ребенка и украсит дом.

Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством: пэчворк

К шести годам многие дети еще не умеют толком работать с иглой и нитками. Родители либо боятся давать иглу в руки ребенка, либо сами не увлекаются шитьем. Редко когда девчонки шьют своим куклам наряды или учатся вышивать крестиком. Но шитье является одним из основных методов развития мелкой моторики рук дошкольника.

Тем более что сегодня есть безопасные иглы, которыми нельзя уколоться. С широкими ушками, чтобы было удобно заправлять иглу ниткой. Никто не говорит о сложном шитье, но некоторые простые швы по ткани, вышивка или совместное творчество по ткани с мамой — отличная тренировка для рук шестилетки.

В качестве знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством можно использовать работу с тканью в технике пэчворк.

На Руси лоскутное украшение считалось показателем домовитости и таланта хозяйки. В Англии из кусков ткани шили как одежду, так и гобелены, а также шторы на окна. Лоскутное шитье лежит в основе создания кожаных доспехов и простой одежды в средние века.

Название этой техники идет из английского языка: patch — заплатка, work — работа. Пэчворк — работа с заплатками, или шитье из кусочков ткани.

Со временем изделия из разных кусков ткани и кожи стали использовать не только в практических целях. Сегодня узоры, которые создают умелицы пэчворка, используются больше в эстетических целях, украшая и дополняя интерьер нашего дома.

В пэчворке не обязательно вкладывать в каждый кусочек отдельный узор. За счет оригинальной сборки «заплатки» часто дополняют основной рисунок, являясь в нем незаменимым звеном. Пэчворк можно связать, можно сплести, а можно выполнить, используя технику макраме. Главное — соблюдать задуманный узор.

Практикуя занятия декоративно-прикладным творчеством для развития детей, при организации работы с лоскутами следуйте следующим правилам:

  • следите за правильным освещением;
  • детали предполагаемого изделия сортируйте по цветам, форме или размерам, чтобы потом не искать требуемое в куче разноцветных лоскутов;
  • задумывая работу с «заплатками», держите под рукой готовую схему;
  • подбирайте нитки в тон материалу, заранее проверяйте их на прочность.

Плетенные из лоскутов ткани ковры и паласы, вязаные вещи для кукол и их хозяйки — все это может быть ярко, весело, оригинально и просто.

Да, занятия прикладным искусством с детьми забирают время. Творчество всегда требует особых затрат. Но при всем «неудобстве» вы получаете неповторимый результат. Особенно если к обновлению интерьера детской комнаты вы привлечете ребенка. Например, доверьте ему выбор расцветки будущих «заплаток». Или пусть вырежет все заготовки, или стачает несколько «заплаток» по эскизу. Таким образом, декоративное прикладное развитие детей – то не только приобщение к прекрасному, но и польза.

Статья прочитана 8 715 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.