...
x

Кризис первого года жизни ребенка: суть и советы родителям

К сожалению, о том, что дети с самого раннего детства, буквально с 1 года, проходят череду кризисов, известно далеко не всем родителям. В представлении многих этот термин можно применить исключительно к взрослым людям, испытывающих душевные противоречия из-за неудовлетворенности своей жизнью. Однако в возрастной психологии существует понятие «кризис одного года», и игнорировать это переломное состояние ни в коем случае нельзя.

В обиходном языке понятие «кризис» имеет отчетливый негативный смысл. Кризис — это что-то плохое и нежелательное. Такое же отношение переносится и на понятие психологического кризиса развития. Это не совсем верно. Перенося бытовое понимание слова «кризис» на понятие кризиса в психологическом развитии ребенка, мы относимся к нему как к чему-то нежелательному, чего хотелось бы избежать. В таких моментах родители склонны отворачиваться, иногда даже не замечать его проявлений, списывая их, например, на дурной характер ребенка. В других случаях они начинают чрезмерно опасаться кризиса и именно этим напряженным отношением осложняют ситуацию. Существует еще и такое мнение: при хорошем воспитании ребенка кризиса 1-года жизни и в последующем можно избежать. Родители, считающие себя компетентными, втайне, а иногда и явно, надеются, что им удастся избежать кризиса. Дескать, кризис — это только у неудачных родителей наблюдается. И это неверно.

В психологии понятие «кризис» не имеет негативного оттенка, хотя часто сопровождается трудностями во взаимодействии с ребенком.


Кризис раннего возраста, начиная с 1-го года жизни, означает перелом, важное изменение в психике ребенка, к которому малышу и его окружению нужно адаптироваться. Ребенок становится другим и довольно резко, поэтому в этот период трудно не только ему самому, но и окружающим.

В этой статье вы узнаете, как проявляется кризис 1-го года, и как нужно вести себя родителям в этот период жизни ребенка.

Отличия детского кризиса от взрослого

Кризис – это достаточно короткий, бурный период, который сопровождается качественными изменениями в психике человека.

Драматические события кризиса происходят именно в зоне общения ребенка с миром. В этот период малыш как бы перерос старую систему отношений и претендует на их изменение. Подобные кризисы случаются и у взрослых людей. Простой пример подобного кризиса—замужество. Внутри человека, вступившего в брак, происходит трансформация, его внутренний статус изменен, и он претендует на другое отношение окружающих. Если он не получает такого отношения, если окружающие отказываются признавать внутренние изменения, произошедшие с человеком, то ситуация накаляется. Молодая женщина, недавно вступившая в брак, претендует теперь на иные отношения со своей матерью. То, что новоиспеченная жена спокойно воспринимала, будучи в качестве незамужней женщины, дочки, теперь ей претит, она такого отношения к себе больше не хочет. Невинное с точки зрения матери замечание относительно манеры ведения хозяйства, которое раньше бы дочь и не заметила, теперь воспринимается в штыки. Для двух женщин эта ситуация также кризис, который требует изменения взаимоотношений. Однако, в сравнении с ребенком, здесь существует большая разница: взрослый может, во-первых, уйти из ситуации (например, переехав жить отдельно), а во-вторых, у него есть множество способов реагирования на нее. Ребенок же, в отличие от взрослого, лишен и той и другой возможности: уйти он не может, да и способов реакции у него совсем мало. Поэтому ситуация часто превращается в борьбу, и на взрослом лежит ответственность за мирное прекращение этой борьбы.

Характеристика поведение ребенка в период кризиса первого года жизни совсем иная — это всегда запрос на другое отношение. Кризисы проходят мягче, если окружение чуткое и правильно реагирует на такие запросы, перестраивает систему отношений с человеком, с ребенком.

Многие понимают кризис как некоторый трудный период. Нужно осознавать, что трудности в поведении малыша — это лишь внешний результат кризисного периода, его проявление, вершина айсберга. В психологии же, говоря о кризисе одного года, всегда уточняют, что основные и зачастую болезненные для ребенка процессы происходят внутри его психики.

Некоторые родители не замечают сути кризиса первого года жизни, считают, что его не было, другие же видят все кризисы очень отчетливо. Вторых родителей может по этому поводу посещать чувство вины и некомпетентности, что далеко не всегда оправданно. С одной стороны, действительно, острота протекания кризиса 1-го года у ребенка всегда связана с чуткостью окружения. Чем более чувствительны родители к меняющимся потребностям малыша, тем более точно и своевременно им удается реагировать на изменения. С другой стороны, сила протекания кризиса тесно связана с природным темпераментом ребенка. Некоторые дети вкладывают больше психической энергии в любые свои проявления. И соответственно, возрастные кризисы у таких детей проходят более бурно.

Ребенок меняется постоянно, каждый день приносит что-то новое. И процесс количественного накопления изменений в результате приводит к качественному скачку — тому, что в возрастной психологии и называется кризисом 1-го года. В этот период появляются принципиальные изменения в психике ребенка.

Проявления кризиса раннего возраста в 1 год: причины возникновения и особенности

Два важных изменения, которые происходят в возрасте около 1 года, — это появление речи и способность передвигаться вертикально, то есть ходить. Речь и прямохождение. Эти две «новости» в жизни ребенка и являются причиной возникновения кризиса 1-го года, определяют его сущность.

Ребенок приблизительно к 1 году передвигается более свободно и начинает активно осваивать пространство вокруг себя. Предмет его жгучего интереса — окружающий мир. Долгое время он был лишен возможности изучать предметы, добраться до них, манипулировать ими. Это было лишь привилегией взрослых. И теперь неожиданно для себя он получает гигантские для его мира возможности. Взрослому трудно воссоздать это ощущение, поэтому мы не понимаем, какой восторг для ребенка — возможность добраться туда, куда раньше нельзя было и мечтать попасть. Ребенок «опьянен» новыми возможностями. В младенчестве все связи с миром у малыша проходят через взрослого, а в период кризиса первого года жизни ребенка его психология жаждет убрать посредничество взрослого, хочет добраться до предметов сам. Внешне его поведение «неудобно»: ребенок начинает везде лезть, все тянуть, ломать и пробовать. Он может не только, как раньше, наблюдать и играть с тем, что ему дали, но и открывать шкафы, манипулировать выключателем, передвигать вещи. Эта метаморфоза меняет его представление об окружающей среде, о самом себе, показывает совершенно новые возможности, которые ребенок стремится использовать. Благодаря этим открытиям малыши становятся чрезвычайно активными. Фокус их интересов — мир предметов. Причем предметы для детей еще не имеют того же значения, функциональной наполненности, что и для взрослых. Малыша интересуют их свойства, возможности. Функциональное предназначение предметов его мало беспокоит.

Как проявляется младенческий кризис в 1 год: основные признаки и характеристика

Ребенок познает мир в действии, в движении. У него пока нет возможности знакомиться с ним иначе (например, путем наблюдения). Он способен понять то, что предметы могут падать и разбиваться только путем сбрасывания их, но не путем зрительного анализа предметов и их свойств. Ребенок не способен рассуждать так: предметы имеют вес и падают вниз, если подвинуть на край стола — они потеряют устойчивость и упадут (поскольку предмет стеклянный, он, скорее всего, разобьется). Малыш просто двигает что-то к краю, повинуясь любопытству. Способность к обобщению у детей практически отсутствует, поэтому один упавший предмет не дает информацию о других предметах с аналогичными свойствами. Это действие малыш будет пробовать много раз. Нельзя ожидать от ребенка хода рассуждений подобно тому, который есть у взрослого.

Этот период кризиса одного года в возрастной психологии называют иногда «деструктивной фазой», «этапом разрушения». Ребенок может ломать предметы. Им движет исключительно познавательный интерес, не стоит приписывать ему нехороших намерений. Не нужно также ожидать, что он будет всегда следовать вашим запретам, если они касаются ограничения активности малыша.


Простой пример проявления кризиса: дети от 1 года до 2 дет часто рвут книги и вообще склонны пробовать на прочность все, что попадает им под руку. Это вызывает раздражение родителей, которые уже один (а чаще больше, чем один) раз объяснили, что этого делать «нельзя», потому что «книжки не рвут». Нужно правильно понимать импульс, который движет ребенком. Он вовсе не хулиганский: это игра с вещами. Ребенок сминает и рвет бумагу потому, что для него это удивительная вещь — как из одной формы под его руками получается совсем другая, и так до бесконечности. А потом то, что было целым, оказывается, можно разъединить — разорвать. Это удивительный для ребенка опыт. Основная характеристика кризиса 1-го года – жажда к познанию. Именно бесчисленное количество подобных опытов ведет к развитию мозга ребенка, ведь, по сути, в моменты таких вот действий он — исследователь, первооткрыватель. К тому же для ребенка это очень важный опыт собственного влияния на что-то — ему подвластна материя! И правила для этих действий у него совершенно свои. При этом резкая реакция родителей только пугает и возмущает его, отбивая к тому же желание действовать, повинуясь своему любопытству. Сердиться на ребенка, в период кризиса 1-го года жизни, который никак не поймет, что рвать книжки не нужно, — значит просто не понимать того, как видит мир ребенок, не учитывать особенности его возраста. Конечно, книги рвать нельзя, но их просто не должно быть в зоне досягаемости ребенка, пока он играет один. А если уж попалась ребенку дорогая вашему сердцу книжка, которую он планирует разорвать, постарайтесь забрать ее и дать взамен то, что можно смело порвать (например, старый журнал).

Нужно правильно понимать, что ребенком в его хаотичной (на взгляд взрослого) деятельности движет уникальное по своей полезности чувство — интерес. Психология развития кризиса 1-го года такова, что ребенок всегда что-то делает, чем-то занят. Ограничивать малыша — значит, гасить этот самый интерес, а это имеет долгосрочные последствия. Ребенок учится пассивности, становится тревожным или неуправляемым, привыкает не слушаться родителей. Дело в том, что сила этой природной тяги к исследованию очень велика, и желание изучать мир, постоянно двигаться очень мощное. Против него фактически бессильны запреты, поэтому ребенок их все время нарушает.

Например, вы стоите возле опасного объекта, к которому ему нельзя приближаться, и запретили ему туда ходить. Будет ли ребенок вас слушаться? Скорее всего, нет, или будет слушаться недолго, вам придется постоянно оттаскивать его от этого необычного объекта, потому что он очень интересует ребенка. Учитывая психологию кризиса первого года, правильно было бы в такой ситуации перенаправить активность малыша и при возможности отойти от опасного объекта, чтобы не провоцировать ребенка на запрещенные действия.

Другой важный факт, касающийся особенностей проявления кризиса 1 года, что движения ребенка в силу уровня его развития еще очень неточны, и управление своим телом (даже элементарная ходьба) — дело для него нелегкое. Малыш должен еще обжиться в своем теле, на учиться точно двигаться. И именно эта задача толкает его на постоянное движение, тренировку своих сил. Движение для ребенка — это процесс развития всех наиважнейших его систем. Кроме того, двигательная активность для ребенка еще и способ сбросить негативные переживания, которые он еще не умеет перерабатывать иначе.

В связи с особенностями кризиса 1-го года вам нужно организовать среду ребенка так, чтобы по возможности меньше ограничивать его передвижения, предоставлять ему максимальную свободу действовать.

Можно привести простой пример: ребенок карабкается на неустойчивую конструкцию (например, на лошадку-качалку). Дайте ему возможность самому сделать это, при необходимости просто подстраховав. Не стоит ни бросаться подсаживать, ни запрещать действие как опасное, если вы находитесь рядом. Просто чуть помогите ему, например, придержав саму лошадку. Не вставайте преградой между миром и активностью ребенка и не стремитесь все сделать для него, чтобы помочь. В данном случае лучший опыт для него — самостоятельное действие.

Кризис у ребенка одного года: возрастная психология формирования речи в период раннего детства

Речь человека формируется постепенно под воздействием его общения с людьми. У ребенка, как правило, наблюдается длительный период, когда его еще нельзя причислить к «говорящим» существам, но и невозможно уже сказать, что он не говорит. Его пассивный словарный запас в этот период, то есть те слова, которые он понимает, но не произносит, гораздо шире, чем активный.

Некоторые исследователи считают, что основной характеристикой кризиса первого года являются первые осознанные акты протеста у детей, связанные именно с трудностями, которые происходят в коммуникации в данный период.

Речь детей около 1 года отличается от речи взрослых. Она как бы уже существует, но ее звучание и внутреннее содержание сильно отличаются от того, что у взрослых зовется речью. Этот период называют «автономной речью» (автономная потому, что она создана по независимым собственным правилам). У этой детской речи существуют фонетические и смысловые отличия:

  • фонетические отличия. Редко ребенок начинает говорить сразу правильные слова. Зачастую у него существуют либо придуманные слова, либо какие-то видоизмененные части взрослой речи, которые он использует. Знаменитые «бо-бо» и «бибика» — типичные представители детской речи. При этом бывает много «авторских» слов, «неологизмов» — слов, которые изобрел конкретный ребенок;
  • смысловые различия. Значения слов, которые употребляет ребенок, часто не совпадают с нашими.

Один из знаменитых примеров, иллюстрирующих признаки кризиса первого года жизни, приводит Чарльз Дарвин, описывая своего внука. Мальчик, увидев утку на пруду, стал называть ее «уа» (очевидно, подражая тому, как ее называли взрослые). Затем тем же словом он начал называть всякую жидкость (по аналогии с водой, в которой плавала утка). После, играя с монетами, на которых была изображена птица, мальчик и монеты стал называть «уа» (ассоциативно связывая их с уткой). После этого и все круглые мелкие предметы, напоминающие монеты (пуговицы, медали), стали у него называться «уа». В итоге словом «уа» назывались утка, вода, мелкие предметы, а впоследствии и емкости для жидкостей. Все эти предметы не обозначаются одним словом у взрослых людей, и нужно знать конкретного ребенка, чтобы иметь возможность понимать его собственные слова. Что в конкретный момент ребенок называет словом «уа»? Это зависит от контекста, оттого, какой предмет находится в зоне видимости ребенка. Подобные картины могут наблюдать многие родители. Так, например, «кися» может обозначать кошку, меховые вещи, волосы и т.д. Описаны случаи, когда одно такое слово имело 11 значений.

Несложно понять те трудности, которые возникают у взрослых при общении с помощью такого вот необычного языка. При этом ребенок все еще остается очень беспомощным в бытовом плане, его потребности многообразны и сложны. А способы регулировать действия окружающих, еще столь несовершенны. В психологии отмечают, что кризис первого года жизни порождает большое напряжение у ребенка, которое часто заканчивается взрывом негативных чувств.

Ситуация усугубляется еще и тем, что родители склонны переоценивать умственное развитие ребенка и делают большие ставки на то, что якобы ребенок «понимает».

Кризис одного года как раз и приходится на этап расцвета автономной речи со всеми ее особенностями. Ребенок пытается регулировать свои отношения с окружающими с помощью нового инструмента и встречает на этом пути вполне ощутимые препятствия. Представьте себе, что в вашем распоряжении столь удивительная речь, где слов очень мало, где одно слово обозначает разные предметы, где вообще слова не имеют постоянного значения. Не так-то просто вам будет объясняться с окружающими.

Психология детского кризиса 1-го года: рекомендации родителям

Психологи дают несколько рекомендаций родителям, как пережить кризис 1 года без стресса для себя и ребенка.

Организуйте среду.

В период кризиса первого года важно обеспечить безопасность ребенка. Предметы тянут к себе малыша, подобно магниту, он изучает мир вещей. Не стоит запрещать ему трогать то, что опасно, есть смысл просто убрать это из зоны доступности. Так вы избавите себя и ребенка от слишком частых замечаний и лишних недовольств. Помня о психологии кризиса 1-го года у ребенка, устраните словесные запреты и сделайте использование опасных или ценных предметов просто невозможным. Такие вещи, как низко стоящие вазы с цветами, компьютеры, стеклянные предметы, розетки, телефоны, должны быть попросту недоступны ребенку. Малыш способен понимать, что что-то действительно нельзя трогать, но таких запретов должно быть мало, иначе они будут постоянно нарушаться. Оставьте эти табу для вещей, которые невозможно убрать (плита, высокий подоконник, балкон и проч.).

В период младенчества, когда наступает кризис 1 года, ребенку важно разнообразие. Среда, в которой существует малыш, должна быть также организована с точки зрения разнообразия. Мозг ребенка постоянно развивается в столкновении с различными явлениями жизни, предметами. Малыш нуждается в постоянном манипулировании как можно большим количеством вещей окружающей среды. Дайте ему такую возможность, не ограничивайте мир ребенка только игрушками.

В районе года дети обожают играть с бытовыми предметами: кастрюлями, ложками и т.д. Кроме того, детям для обогащения опыта обязательно нужно давать играть предметами с необычными свойствами: сухие листья, кефир, крупы, воск, мука, скомканные бумажки, варенье.

Обязательно обеспечьте ребенку в период кризиса первого года жизни возможность играть с предметами, которые оставляют следы (то есть, попросту говоря, пачкают). Для него это особый и необходимый опыт. Краска, глина и прочие подобные материалы должны быть в арсенале игрушек ребенка. Печально выглядит картина, когда малышу не дают краски, пластилин по той причине, что он ими пачкается и пачкает все вокруг. Такие ограничения существенно затормаживают эмоциональное и умственное развитие ребенка. С пачкающими предметами можно играть либо в специально отведенном оборудованном месте (например, в ванной комнате). Но если вы хотите вырастить любознательного и веселого малыша, то ему необходимо этот опыт предоставить.

Возрастная психология кризиса 1 года у ребенка такова, что ему нужно время, чтобы играть самостоятельно, не стоит постоянно развивать или развлекать его, учить играть «правильно». Та деятельность, которой ребенок занят спонтанно, и есть для него самая правильная. Позвольте ребенку играть в свою игру, не вмешиваясь и не пытаясь учить его. Например, не стоит учить его играть в дочки-матери, готовить игрушечную еду или правильно строить пазл. Предоставьте ему свободу выбора деятельности и богатую среду обитания. В свое время он освоит и ролевую игру, и задачки-головоломки, но не втягивайте его насильно в несвойственное ему по возрасту времяпрепровождение.

В период младенчества, когда наступает кризис 1 года, обеспечьте ребенку доступ к так называемым опасным предметам (мелким, острым и т.д.). Сделать это можно в присутствии взрослого, тогда малыш будет в безопасности, а его опыт изучения вещей существенно расширится. Например, давайте ему рассмотреть нож в ваших руках или вместе с вами перебирать пуговицы в коробке.

Обеспечьте свободу действий.

Под этим подразумевается создание такой атмосферы, в которой ребенок может спокойно исследовать мир. Обеспечьте его одеждой, в которой он может свободно играть, не боясь сесть, испачкаться, промокнуть. Учитывая особенности кризис 1 года жизни ребенка, нужно понимать, что своей исследовательской деятельностью малыш занят ежеминутно. Пока он бодрствует, для него не существует какого-то специального времени для игры. Многие же родители ошибочно полагают, что одежду, которую можно пачкать, надевают только на прогулку или дома. А в другое время, например в поликлинике, в гостях, в ресторане, ребенок должен следить за своей одеждой, и свободно вести себя ему при этом воспрещается. Нарядное платье, надетое в ресторан, в таком случае становится препятствием для игры на горке или на полу. Родители начинают делать замечания ребенку, чтобы он встал с колен, не прислонялся к грязному, не лез в грязь и т.д. Время малыша не делится на подходящее и не подходящее для свободной деятельности, игры и подобные ограничения могут вызвать излишнее напряжение в отношениях с ребенком. Кроме того, постоянное подавление активности в младенческом возрасте, когда наступает кризис 1 года, будет сказываться на развитии малыша и может иметь самые неприятные долгосрочные последствия. Если ребенок испачкался, его нужно просто переодеть, но требовать от него, чтобы он играл аккуратно, значило бы не понимать самой сути детской активности.

В период кризиса одного года ребенка нельзя ругать за испорченную одежду. Это примерно то же самое, что ожидать от художника, который творит в потоке вдохновения, что он будет заботиться о чистоте своей одежды и рук. Скорее, вас должно насторожить, если ребенок сильно боится испачкаться во время игры, чрезмерно привязан к чистоте. Для нормально развивающихся детей — это не характерно и может быть признаком высокой тревожности.

Переключайте внимание.

Внимание ребенка организовано таким образом, что оно постоянно переключается на новые стимулы, раздражители. Он, как правило, не способен долго концентрироваться на одном действии. Его легко отвлечь. Это скорее благо для родителей. Эту вот переключаемость ребенка в период кризис первого года жизни нужно использовать в своих интересах. Если малыш делает что-то нежелательное или упрямится, постарайтесь тактично переключить его внимание.

Переключение внимания, в отличие от запрета, дает малышу, во-первых, возможность выражать себя в действии, а во-вторых, вы транслируете ему послание о том, что мир изобилен и полон не запретов, а возможностей. Каждую потребность ребенка в период детского кризиса 1 года важно удовлетворить, нужно только найти ту форму, в которой вы ему это позволите. Например, если ребенок стремится вылить воду из стакана, стоит подумать о том, что ему интересен этот процесс движения необычного материала (воды), и отвести его в ванную, сказав, что в этом месте можно выливать воду в раковину.

Сопровождайте свои слова жестом.

Жест — основа взаимодействия с ребенком младшего возраста. Если ваш ребенок лезет на шторы, то неверно было бы из другого конца комнаты отдавать ему команды соблюдать порядок. Зная о проявлениях кризиса одного года, подойдите к малышу и мягко прервите нежелательное действие. Если вы требуете чего-то, то ваше требование должно быть выполнено. В противном случае ваши слова превращаются в пустой звук. Не стоит сотрясать воздух, ожидая, что ребенок должен понимать ваши слова и слушаться. Если вы не уверены, действительно ли в данном конкретном случае готовы настаивать на своих требованиях, тогда стоит подумать о том, нужно ли вообще их высказывать.

Занимайтесь с ребенком той деятельностью, которая ведет к его развитию.

В период первого года жизни ребенок ведет так называемое деловое, познавательное, общение, то есть общение, приводящее к освоению предметов. Эмоциональное общение, телесный и визуальный контакт продолжают играть большую роль во взаимодействии с ребенком, но должны все больше вводиться и новые формы контактов. Существует гипотеза, что задержка речи может быть связана с отсутствием или недостаточным количеством делового общения. При эмоциональных контактах речь имеет сравнительно меньшее значение, чем при познавательных. Постепенно центром детского внимания становится мир предметов, и ваше общение с малышом должно соответствовать этим изменениям. Учитывая эти причины кризиса одного года, вводите больше общения вокруг предметов, делайте что-то вместе, привлекайте ребенка к своим делам, участвуйте в его делах, комментируйте свои и его действия. Эмоциональное общение с ребенком в этом возрасте должно дополняться деловым, то есть действиями, организованными вокруг каких-то занятий. При этом вовсе не обязательно сидеть и играть с ребенком все время. Ваше взаимодействие может строиться как вокруг его игры, так и вокруг вашей деятельности. Например, готовя что-то, можно поставить ребенка рядом и дать ему какой-либо предмет кухонной утвари или продукт. Можно делать с ребенком самые разные вещи — протирать пол, танцевать, месить тесто, рисовать и т.д. То есть ребенок, находясь рядом, в некоторой степени вовлечен в вашу жизнь. Вы, безусловно, отдаете ему при этом часть внимания, однако не совсем верно развлекать его игрой целыми днями.

Трудности в общении с ребенком от 1 года до 3 лет совершенно неизбежны: его опыт еще слишком мал, способы общения с миром ограничены, а эмоциональная жизнь, напротив, очень насыщена. Признаки кризиса 1 года – агрессивное поведение, истерики, упрямство, все это нормальные явления в жизни детей младшего возраста.

Однако следует знать, что, если ваши проблемы носят слишком выраженный характер (вы не знаете способа справиться с ними), нарушают нормальную жизнь семьи, радикально влияют на эмоциональное состояние родителей, в таких случаях необходима консультация специалиста. Чем раньше происходят такие обращения, чем раньше родители поймут психологию кризиса одного года у ребенка, тем менее осложненной оказывается ситуация — она еще не успела обрасти дополнительными, вторичными, проблемами. Например, если у ребенка участились истерики и вам почти не удается справиться с ними, то, затягивая поход к психологу, вы можете усугубить ситуацию. Во-первых, укореняется именно такая привычка реагирования у ребенка; она становится устойчивой. И как с любым устойчивым явлением, как с растением, которое пустило глубокие корни, с ней труднее справиться. Во-вторых, взрослые просто устают в такой ситуации, эмоционально истощаются, у них нарастает чувство беспомощности и гнева. А из такого состояния гораздо сложнее делать правильные вещи, следовать советам. Взрослый сам уже нуждается в помощи, и помочь своему ребенку он не в состоянии. Таким образом, как и в любом другом случае, чем скорее придет помощь, тем меньше энергии будет потрачено на решение проблемы.

Статья прочитана 3 780 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.