Стадии и условия развития ребенка
Создавая условия для правильного развития ребенка, не забывайте, что до определенного периода именно вы являетесь непререкаемым образцом подражания для вашего малыша. Дети неосознанно наблюдают за тем, как вы коммуницируете со всеми членами семьи, друзьями, коллегами, другими детьми и перенимают у вас стиль и манеру общения. Помните: организовать условия для личностного развития ребенка – это значит не только обеспечить его всем необходимым, но и стать для него примером во всем.
Не забывайте, что самодисциплина позволяет малышу самостоятельно оценивать и контролировать свое поведение и одновременно уважать других людей.
Создавая условия для успешного развития ребенка, не забывайте о трех стадиях «послушания», описанных Марией Монтессори, которые ведут к формированию его самодисциплины.
Основные стадии развития личности ребенка
С рождения до совершеннолетия ребенок проходит в своем развитии три основные стадии, каждая из которых очень важна для его личностного становления. Их возрастные ориентиры в основном ограничены шестью годами (0-6-12-18 лет).
Но период с рождения до шести лет, по мнению Монтессори, является «ключевым», поэтому ребенок должен получить максимум заботы и внимания со стороны взрослых.
Во время I стадии развития личности ребенка (от рождения до полутора лет) послушание как таковое отсутствует — для него еще нет физиологической основы. Но наше отношение к требованиям малыша должно быть спокойным — это залог дальнейшего сотрудничества.
Послушание начинает появляться во время II стадии (ребенку — от полутора до четырех лет). Главная задача родителей — создать достаточно безопасную обстановку, чтобы малыш мог действовать без наших бесконечных «нет».
Для него чувство внутреннего удовлетворения при завершении задания — это уже награда и ведет к формированию самодисциплины. Давайте постараемся помочь ему и всегда иметь некоторый запас времени, чтобы бесконечно не торопить и не прерывать наше чадо. Это относится как к играм, так и к более серьезным занятиям, например мытью посуды.
Кстати, учимся все объяснять малышу максимально доступно и обязательно в спокойном тоне, который он лучше всего воспринимает. Ведь настоящая дисциплина не имеет ничего общего с принуждением ребенка под страхом наказания выполнять наши требования (пусть даже и справедливые).
Когда малыш достигает возраста четырех-шести лет, наступает III стадия психологического развития ребенка. Его понимание ситуации развивается очень быстро. К шести годам он должен уметь выполнять устные инструкции, понимая требования взрослых и желая подчиниться.
Какая среда и условия необходимы для познавательного развития ребенка
Очень важно создать стимулирующую среду и условия для развития ребенка, при этом нельзя забывать, что малыш познает окружающий мир с помощью органов чувств.
Сложность этого мира постоянно возрастает. Поэтому малышу необходима такая окружающая среда, которая соответствует именно его потребностям в познании в определенный период времени.
Если мы знаем, что сейчас надо нашему ребенку, — по какой лесенке он хочет и может карабкаться, какую книжку он прочитает, какую часть нашей работы по дому с удовольствием выполнит сам, — и предоставляем ему возможность полностью проявить себя, то взросление и обучение малыша проходят совершенно естественно, без особых усилий с нашей стороны. Такие условия необходимы для развития ребенка, ведь в них он может учиться самостоятельно при минимальном руководстве со стороны взрослых.
При малейшей возможности позволим ребенку пользоваться настоящими (не игрушечными) предметами!
Малыша быстро разочаруют игрушки, внешне весьма похожие на те предметы, которые они имитируют (например, игрушечные столовые приборы), но совершенно бесполезные в реальных обстоятельствах. Они зачастую просто сбивают его с толку и злят. У ребенка может возникнуть чувство собственной неполноценности, якобы это он «не может» научиться пользоваться «настоящими» вещами.
Создавая условия для развития ребенка, помните, что ваш малыш предпочитает использовать те же предметы, что и вы. Совок и щетка для подметания пола соответствующего «детского» размера, маленькие губка и тазик для воды, грабли и тряпка — это изумительные обучающие приспособления даже для полуторагодовалого малыша.
При организации условий для развития, не забывайте, что ребенок дошкольного возраста обычно предпочитает «настоящие» задания, где он может помочь взрослым. Малыш испытывает истинное чувство удовлетворения от выполненного дела, так как он одновременно и учится, и выполняет полезную работу.
Создание оптимальных условий для полноценного развития личности ребенка
Очень важно уважать личность ребенка, и учиться понимать его. Внимательно выслушивайте даже самого младшего члена семьи, если он хочет что-то сказать вам. В этот момент лучше всего нагнуться к нему или присесть, чтобы быть с ним на одном уровне и видеть его глаза.
Постараемся понять представления и чувства ребенка и будем учитывать их в нашей семейной жизни. Для создания условий развития личности ребенка при любой возможности постараемся включать ребенка в обсуждение семейных планов и принятие решений. Поможем ему почувствовать себя значимым членом нашей семьи.
Запомните: то, что кажется нам совершенно обыденным, может быть очень важным для малыша.
Важным педагогическим условием развития детей является создание благоприятных взаимоотношений с ребенком. Дети очень быстро растут и меняются. Ребенку необходимы соответствующие взаимоотношения с родителями. Семейные правила должны учитывать меняющиеся потребности малыша. Решения к осуществлению подобных перемен принимаются всеми взрослыми членами семьи. Затем их надо обсудить с ребенком и все четко объяснить ему.
Будем все вместе придерживаться определенных правил в кругу семьи и за ее пределами, но одновременно дадим ребенку возможность свободно изъявлять свою волю!
Малышу необходимо чувствовать, что твердые и разумные правила защищают и направляют его в жизни. При создании условий для развития детей, обучайте их нормам поведения, терпеливо поясняйте, почему надо поступать так, а не иначе. Если наши правила тщательно обдуманы и периодически повторяются в жизни ребенка, он обычно воспринимает их как должное.
Если какое-то правило очень не нравится малышу или он часто нарушает его, давайте еще раз обдумаем сложившуюся ситуацию и, может быть, изменим «семейный кодекс». Зачастую бывает весьма полезно обсудить все вместе с ребенком, чтобы справиться с возникающими трудностями.
Благоприятные условия для правильного развития ребенка
Создавая благоприятные условия для развития ребенка, принимайте во внимание замедленное ощущение времени малышом. Когда ребенок находится рядом с нами, постараемся, чтобы наши движения были обдуманными, последовательными и медленными, а малыш смог все увидеть.
Спланируем все заранее, чтобы потом нам не пришлось подгонять ребенка: например, расскажем ему заблаговременно о походе за покупками и дадим ему время подготовиться к этому. Важным психолого-педагогическим условием развития детей является планирование совместных занятия с малышом: это станет приятным отдыхом для вас обоих.
Выделим ребенку время для завершения любой работы, которую он начал. Если это чрезмерно сложное или утомительное занятие, мы можем ему помочь на финальном этапе, но не более. Запомним: выполняя задание за ребенка, мы готовим будущего «неумеху», а не самостоятельную личность.
Если ребенок может выполнить задание самостоятельно, предоставим ему эту возможность! Организуя условия для познавательного развития, поощряйте детей делать то, к чему они готовы, что в их силах.
Научите ребенка самостоятельно есть, одеваться, выполнять простейшую домашнюю работу типа вытирания пыли, сбора листьев в саду, на дорожках, поливки растений.
Покажите ему медленно, шаг за шагом, как надо выполнять то или иное действие, но постараемся при этом как можно меньше говорить — малышу надо сосредоточиться на увиденном.
Создавая условия для правильного психологического развития ребенка , позволяйте ему пробовать сделать что-то самому, не исправляя ошибки. Это поможет нам разобраться, действительно ли он готов по своему развитию выполнять новое действие. Если ребенок еще не совсем готов к выполнению нашего задания, не форсируем события. Помним — всему свое время! Вернемся к этому занятию попозже, спустя несколько дней или недель.
Дадим малышу время научиться и попрактиковаться в выполнении того или иного вида деятельности. Пусть он помогает нам по дому во всем, что только возможно; будем предлагать ему, но не заставлять. Дети обожают домашнюю работу и всегда с удовольствием участвуют в ней. Даже если нас что-либо не удовлетворяет в конечном результате, не станем переделывать работу маленького помощника в его присутствии. Примем с благодарностью то, что он в состоянии сделать.
Условия для воспитания и нормального личностного развития ребенка
Важным условием для развития личности ребенка является предоставление малышу права выбора. Родители должны продемонстрировать уважение к индивидуальности ребенка, его стремлению к свободе, позволяя ему сделать выбор самому.
Например, вы можете поинтересоваться у ребенка, какой сорт мороженого или какие фрукты ему хочется съесть, хочет ли он поиграть с другом или пойти гулять в парк, хочет ваша малышка надеть красное или голубое платье и т. д. Умение сделать выбор является важной составной частью процесса взросления.
Для создания полноценных условий развития ребенка предоставьте ему как можно больше возможностей для достижения успеха!
Так как мы знаем своего собственного ребенка, мы обычно можем сказать, что он в состоянии сделать, а что — нет. Дадим ему такое задание, которое он мог бы выполнить без особых затруднений или ошибок. Объясним ему как можно проще, доступнее, в медленном темпе то, что надо делать. Затем позволим ему попробовать это сделать самому.
Похвалим ребенка, игнорируя любые неудачи, и уберем все, что, на наш взгляд, еще слишком сложно для него. Мы часто можем руководствоваться интересом, который наш ребенок проявляет к чему-либо. Помните, что ярко выраженная мотивация при создании условий нормального развития ребенка является мощной основой процесса обучения.
Если есть возможность, найдите для ребенка хороший детский сад или специальную подготовительную группу. Большинство ученых полностью согласны с важностью первых шести лет жизни в процессе формирования личности взрослого человека. Все они сходятся в том, что родители и уклад семьи в целом оказывают огромное влияние на развитие малыша.
В то же время хороший детский сад может сыграть важную роль в процессе развития и воспитания ребенка, ведь условия, в которых он находится под присмотром специально подготовленных преподавателей, отличны от домашних, воспитатели будут обучать нашего малыша недоступным ему дома видам деятельности. Они также могут уделять ребенку больше внимания и времени, чем родители.
В идеале родители и педагоги должны работать вместе в интересах ребенка. То, что дети учат в детском саду или в школе, надо закреплять дома. Согласованность действий педагогов и родителей помогает малышу чувствовать себя в безопасности, понимать окружающий мир и гармонично общаться с ним.
Создание благоприятных условий для развития общения детей
Оптимальные условия для развития ребенка предполагают возможность общения с другими детьми, ведь малыш с удовольствием играет как с одногодками, так и с детьми другого возраста.
До трехлетнего возраста дети редко прямо общаются друг с другом или же обращают внимание на других детей лишь как на отдельные и совершенно разные личности. Однако даже малыши в возрасте до трех лет, периодически играющие с посторонними детьми, способны понять, как надо общаться, чтобы получать от этого удовольствие. После достижения ребенком трех-четырех лет подобные контакты способствуют его интеллектуальному росту и необходимы для социального развития.
Создавая условия для развития общения ребенка, постарайтесь быть позитивными. Попытайтесь найти такой стиль разговора, чтобы избежать формулировок типа «нельзя», «ты не должен», «не трогай», «неправильно» и т. п. Лучше использовать конструктивную позицию: «Давай…»
Если, например, ребенок колотит кулаками по столу, спокойно объясним, что стол — для еды, а колотить кулаками он может по глине, и затем направим его к коробке с глиной или пластилином.
Если ребенок вытирает стол и просмотрел пятно, надо лишь сказать: «Уберем еще одно пятно — и стол будет великолепен!»
Слова с негативным значением вызывают отрицательное отношение ребенка к заданию, он начинает сомневаться в собственных силах. Позитивная формулировка поможет ему почувствовать себя самостоятельным, способным выполнить то или иное задание.
В разговоре с ребенком точно подбирайте слова! Вы можете помочь малышу научиться четко, выражать свои мысли, используя «аккуратную речь» при общении с ним и между собой.
При создании условий психологического развития детей, не забывайте, что ребенок постоянно учит новые слова. Так он расширяет свой словарный запас, находит новые возможности общения.
Поможем ему выучить названия окружающих предметов, постоянно используя их в своей речи. Вместо фразы типа: «Дай-ка мне ту вещь, она лежит вон там», постараемся сказать: «Пожалуйста, дай мне красную книгу, которая лежит на столе».
Гармоничные условия для успешного развития ребенка
Думаем о себе как об образце, которому ребенок будет подражать, и у которого будет учиться. При создании благоприятных условий для развития детей, помните, что он все свое время проводит рядом с вами, они учатся жить, наблюдая за вами и имитируя вас.
Если мы хотим, чтобы наш ребенок стал любящим, честным, нежным, организованным человеком и т. д., лучше всего постараться самим стать такими. Если малыша постоянно бранят и шлепают, он учится вести себя с другими точно так же (кстати, эти «другие» — возможно, ваши младшие дети или дети ваших друзей).
Родители должны четко представлять себе то огромное влияние, которое они оказывают на формирование жизни и личности своего ребенка.
Организованные вами условия гармоничного развития ребенка должны соответствовать его потребностям. Если родители знают возможности своего малыша на данный момент, они смогут обеспечить его разнообразными развивающими материалами и предложить увлекательные занятия.
Дадим ребенку маленький тазик с водой, несколько пластиковых бутылок разной величины, губку, ситечко и постараемся защитить его одежду с помощью непромокаемого фартучка на время исследования понятия «объем». В песочнице нам понадобятся ведерко, лопаточка и лейка, ракушки и галька для сортировки и подсчета — это лишь некоторые предложения.
У ребенка должна быть своя рабочая зона. При создании условий для полноценного развития детей поставьте здесь устойчивый столик, стульчик, постелите небольшой коврик для работы на полу. Познакомьте малыша с этими предметами. Покажите, как можно ими пользоваться, дайте ему время полностью освоиться. И только потом предложите ребенку первое задание.
Специальные книги, журналы и преподаватели-профессионалы могут помочь нам выбрать подходящие материалы для нашего малыша.