Игры по методике М. Монтессори для развития навыков детей
Пропагандируя принцип «ненавязчивого обучения», Мария Монтессори разработала множество дидактических игр, направленных на развитие необходимой зрительной координации, умение работать с мелкими материалами и жидкостями. Начинать такие развивающие уроки можно уже с трехлетнего возраста, только не забывайте, что ребенок, работающий с мелкими деталями, постоянно должен находиться в зоне вашего внимания.
Как правило, любые развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения.
Игра для детей, направленная на развитие координации движений
Эта игра по пересыпанию фасоли («сухое переливание») подходит для детей 3-4 лет.
Необходимые материалы для игры по методике Монтессори: поднос со стоящими на нем двумя одинаковыми небольшими прозрачными пластмассовыми кувшинами, один из которых наполовину заполнен зернами фасоли среднего размера (размеры контейнеров должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка, чтобы он мог комфортно держать их в руке и спокойно манипулировать ими).
Цель игры: развитие координации движений, подготовка к переливанию жидкостей.
Предварительная подготовка:
- ребенок должен уметь переносить поднос;
- он имеет опыт игры с песком.
Пошаговое представление деятельности:
- Пригласите ребенка поработать с вами.
- Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
- Усядьтесь за стол без шума.
- Поднос должен стоять прямо перед вами. Контейнер с фасолью — слева от вас, его ручка повернута к вам. Пустой кувшин — справа от вас.
- Положите пальцы вашей «рабочей» руки (т. е. той руки, которой вы в основном выполняете всю работу) на ручку кувшина с фасолью и сожмите пальцы.
- Положите второй и третий пальцы второй руки под носик кувшина. Медленно поднимите кувшин.
- Аккуратно загляните в пустой кувшин и поднесите руками второй кувшин так, чтобы он находился прямо над пустым кувшином.
- Медленно наклоните кувшин с фасолью и пересыпайте фасоль в пустой кувшин, пока последняя фасолина не упадет в этот кувшин.
- Поставьте кувшин на место так же, как он стоял до начала упражнения (т. е. он снова окажется слева от вас).
- Подберите фасолины, которые случайно рассыпались по подносу, столу или полу, и положите их в кувшин с фасолью.
- Медленно повторите весь процесс, пересыпая фасоль из правого кувшина в левый.
- Снова проверьте, нет ли рассыпанной фасоли. Соберите ее в кувшин.
- Ручки обоих кувшинов должны быть повернуты к вам.
- Пригласите ребенка повторить упражнение.
- После работы верните поднос на полку.
Во время этой игры с детьми по методике Монтессори обратите особое внимание на следующие моменты:
- акккуратная фиксация ручки кувшина вашей рукой;
- пересыпание равномерное, без рывков;
- в кувшине, из которого мы пересыпаем фасоль, не остается ни одной фасолины;
- пересыпаем фасоль из кувшина в кувшин как минимум дважды;
- носик кувшина располагается четко над горловиной второго кувшина;
- соблюдаем среднюю скорость пересыпания (не быстро, но и не медленно).
Обратите внимание ребенка:
- наклон кувшина позволяет контролировать скорость пересыпания;
- лучше всего пересыпать через носик (а не через любое другое место горловины).
Расширение словарного запаса: кувшин, горловина кувшина, носик кувшина, ручка кувшина, фасолина, пересыпание.
Наиболее интересные моменты игры на развитие координации движений:
- перенос подноса;
- звук пересыпаемой фасоли;
- сама фасоль (цвет, форма, ощущение).
Контроль ошибок:
- зрительный (рассыпавшаяся фасоль, количество фасоли в кувшине);
- звуковой (звук падающей фасоли — на поднос, на стол, на пол).
Дальнейшее расширение игры по методике М. Монтессори:
- использование различных контейнеров — того же размера, но непрозрачных (пластмассовых, деревянных, керамических, стеклянных);
- использование различных наполнителей (горох, бобы, рис, гречка, манная крупа);
- использование контейнеров другого размера и формы.
Развивающая игра по методике Монтессори для зрительно-моторной координации
Эта игра для развития зрительно-моторной координации по пересыпанию крупы, используя воронку, подходит для детей 4-5 лет.
Необходимые материалы для игры по системе Монтессори:
- поднос;
- маленькая кружка с ручкой;
- прозрачный стакан меньшего диаметра, чем кружка;
- воронка;
- крупа (рисовая, гречневая и т. п. — диаметр зерен Должен обязательно быть меньше диаметра воронки).
Цель этой развивающей игры по методу Монтессори — научить детей пользоваться воронкой.
Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, «сухое переливание», игры с песком.
— Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта.
— Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы).
— SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание.
SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение
Пошаговое представление деятельности:
- Пригласите ребенка поработать с вами.
- Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
- Усядьтесь за стол без шума.
- Поднос должен стоять прямо перед вами. Кружка — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Кружка примерно на треть заполнена крупой. Воронка — в центре подноса. Стакан — справа от вас.
- Внимательно посмотрите на горловину кружки. Медленно проведите по всей окружности горловины указательным и средним пальцами (начните около ручки; направление движения пальцев против часовой стрелки).
- Внимательно посмотрите на горловину стакана — проведите пальцами по окружности горловины стакана (как описано выше), чтобы подчеркнуть разницу в диаметре.
- Возьмите воронку «рабочей» рукой и поместите ее в стакан (она должна как бы висеть в стакане за счет разницы диаметров горловин).
- Возьмите кружку «рабочей» рукой за ручку. Поднесите ее к воронке.
- Очень медленно наклоните кружку, контролируя поток крупы, чтобы она не застревала в воронке.
- Проверьте, вся ли крупа высыпалась из кружки. Поставьте кружку на место (слева от вас).
- Проверьте, не застряла ли в воронке крупа. Если нужно, слегка приподнимите воронку и легонько встряхните ее (чтобы вытряхнуть застрявшую крупу).
- Поставьте воронку на место (в центр подноса).
- «Рабочей» рукой возьмите стакан, поднимите его и поднесите к горловине кружки. Держите его над центром кружки.
- Аккуратно наклоните стакан и медленно пересыпьте крупу в кружку.
- Поставьте стакан на место (справа от вас).
- Очистите поднос от просыпавшейся крупы. Повторите все действия снова, если это необходимо для ребенка.
- Пригласите ребенка повторить ваши действия.
После работы верните все предметы на полку.
Во время этой игры, направленной на развитие координации, обратите особое внимание:
- на движение пальцами вдоль окружности горловины кружки и стакана;
- на расположение воронки в стакане;
- на аккуратное обращение с кружкой и стаканом;
- на медленное аккуратное пересыпание крупы при наклоне кружки и стакана;
- на контроль полного пересыпания крупы из кружки и через воронку;
- на шелест пересыпающейся крупы.
В ходе игры по методике Марии Монтессори обратите внимание ребенка:
- воронка нужна для пересыпания крупы из более широкого сосуда в более узкий;
- скорость пересыпания изменяется при изменении угла наклона сосуда;
- слишком большая скорость пересыпания может привести к закупориванию воронки и помешать дальнейшему движению крупинок.
Расширение словарного запаса: кружка, стакан, воронка, название используемой крупы.
Наиболее интересные для ребенка моменты дидактической игры по системе Монтессори:
- воронка, кружка, стакан — разного диаметра;
- звук при пересыпании крупы;
- наблюдение за движением крупинок из кружки через воронку в стакан;
- размещение воронки в стакане.
Контроль ошибок:
- зрительный (рассыпавшаяся по подносу, по столу или полу крупа);
- звуковой (прерывание шелеста пересыпаемой крупы при закупоривании воронки).
Дальнейшее расширение развивающей игры по методике Монтессори:
- использование воронок и сосудов большего и меньшего диаметра (включая бутылки);
- работа с различной крупой.
Игра по методу Монтессори, направленная на развитие навыков работы с водой
Эта игра на развитие координации движений учит правильно переливать жидкость из разных сосудов, она подходит для детей 4-5 лет.
Необходимые материалы:
- поднос;
- маленький кувшин, наполовину наполненный водой;
- маленькая пластмассовая бутылка с завинчивающейся крышкой;
- тряпочка для вытирания воды.
Цели деятельности: научить переливать воду из кувшина с носиком в сосуд без носика и наоборот.
Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, переливание воды, закручивание крышки.
Пошаговое представление деятельности:
- Пригласите ребенка поработать с вами.
- Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
- Усядьтесь за стол без шума.
- Усадите ребенка рядом (со стороны своей «нерабочей» руки).
- Поднос должен стоять прямо перед вами. Кувшин с водой — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Бутылка — справа от вас.
- Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. Медленно открутите ее крышку «рабочей» рукой. Положите эту крышку на поднос за бутылкой.
- Возьмите ручку кувшина «рабочей» рукой, указательный и средний пальцы второй руки расположите прямо под носиком кувшина.
- Медленно поднимите кувшин и подержите его точно над центром горловины бутылки.
- Наклоните кувшин и медленно переливайте воду в бутылку до последней капли.
- Поставьте кувшин на место.
- Возьмите тряпочку и аккуратно вытрите воду с носика кувшина и с подноса. Положите тряпочку на место.
- Возьмите бутылку «рабочей» рукой, придержите ее горлышко двумя пальцами второй руки, аккуратно наклоните ее над центром горловины кувшина.
- Полностью перелейте воду из бутылки в кувшин.
- Поставьте бутылку на место.
- Протрите тряпочкой бутылку, кувшин, поднос, чтобы убрать разбрызгавшуюся воду.
- Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. «Рабочей» рукой возьмите крышку от бутылки и закрутите ее.
- Поставьте все предметы по местам, повернув ручку кувшина в вашу сторону.
- Повторите последовательно все действия, если это необходимо.
- Пригласите ребенка повторить ваши действия.
- После работы верните поднос на его место на полке.
Во время игры с водой по системе Монтессори обратите особое внимание:
- как аккуратно держать кувшин за ручку и поддерживать пальцами носик кувшина;
- как медленно и равномерно переливать воду;
- воду надо полностью вылить из сосуда;
- переливают воду, располагая верхний сосуд четко над центром горловины нижнего сосуда;
- как откручивают и закручивают крышку бутылки;
- как вытирают воду с поверхностей сосудов, подноса и стола.
В процессе игры на развитие навыков переливания жидкостей обратите внимание ребенка:
- скорость переливания воды изменяется при изменении угла наклона сосуда;
- крышка бутылки откручивается против часовой стрелки а закручивается — по часовой.
Расширение словарного запаса — кувшин, стакан, ручка, струя воды, открутить, закрутить.
Наиболее интересные для ребенка моменты урока:
- красивые предметы;
- звук льющейся воды;
- вид струи воды.
Контроль ошибок:
- зрительный (кувшин заполнен водой меньше чем наполовину;
- брызги воды на подносе, на столе);
- звуковой (прерывание звука льющейся воды); тактильный (мокрая тряпочка после протирания поверхностей)
Дальнейшее расширение игры по методике Монтессори:
- использование сосудов приблизительно одинакового размера, затем — разного размера и прозрачности, сделанных из разных материалов;
- изменение цвета воды;
- применение жидких составов разного веса и консистенции (растительное масло, варенье, сметана и пр.).