Готовность ребенка к обучению в школе: основные критерии
Шесть лет пролетели совсем незаметно – и вот пришла пора провожать вашего малыша в первый класс. А как понять, готов ли ребенок к школе, стоит ли начинать обучение именно с 6 лет или лучше отложить этот ответственный шаг до наступления 7-летия? Существует ряд критериев готовности ребенка к обучению в школе, по которым можно судить, находится ли дошкольник «во всеоружии», и выдержит ли он такие нагрузки.
В каком возрасте лучше начинать школьное обучение?
В 6-7 лет — это возраст, в котором малыш приобретает новый статус — статус школьника, ученика. Это важный и ответственный период в жизни не только самого ребенка, но и его родителей.
Очень часто дети сложно переносят адаптацию к новым условиям труда, они становятся капризными, нервными, все чаще просыпаются в плохом настроении, плохо едят, доставляя тем самым немало хлопот родителям. Детские психологи утверждают, что начало школьного обучения, к сожалению, часто становится также началом нервно-психических расстройств. В чем же дело?
Нельзя подходить ко всем детям с одними и теми же требованиями.
В воспитании крайне важно учитывать возрастные особенности. Именно поэтому дети младшего школьного возраста разделяются на две большие группы: шестилетки — дети, начавшие школьное обучение с 6-ти лет, и семилетки — дети, начавшие обучение с 7-ми лет.
Разница между этими двумя группами в процессе обучения практически незаметна, однако педагоги отмечают, что шестилетки более активны, сообразительны и энергичны, в то время как семилетки более последовательны, рассудительны и внимательны. Скорее всего, это объясняется скоростью протекания психических процессов, позволяющих одним детям уже в 6 лет легко воспринимать учебный материал, а другим требуется более длительное время для подготовки.
Ответ на вопрос о том, в каком возрасте лучше начинать школьное обучение, сугубо индивидуален. Готовность ребенка к школе определяется не только умственным, но и физическим, психологическим, моральным развитием. Это крайне важно знать и тем родителям, которые стремятся с раннего возраста дать своему ребенку как можно больше знаний, и тем родителям, которые, жалея своего малыша, дают ему еще год отдохнуть.
В педагогике существует множество приемов, как определить готов ли ребенок к школе. Здесь используется огромное количество психологических методов исследования: наблюдение, беседа, сравнение, тестирование, анализ и тому подобное.
Как определить, готов ли ребенок к школе: кругозор и внимательность
Многие родители полагают, что главным готовности к обучению в школе является умственное развитие ребенка. Конечно, знание азбуки, цифр, умение складывать слоги — хорошее подспорье для ребенка, однако на это отведены специальные часы в школьной программе. Под понятием «интеллектуальная готовность к обучению школе» понимается кругозор ребенка, то есть, насколько хорошо он знает детские сказки, рассказы, умеет ли он читать стихотворения, понимает ли их смысл, насколько он любознателен.
Кроме этого, крайне важно учитывать и психологическую готовность ребенка к школе. Педагогика очень часто сталкивается с тем, что умненькие дети, которые рано научились читать и считать, сталкиваются с серьезными проблемами в процессе обучения, и наоборот. Чем же это объяснить? Психологи и учителя начальных классов имеют свои критерии.
При отборе детей в первый класс общеобразовательной школы психологи в первую очередь обращают внимание на такой компонент готовности к школе то, как навык быстрого усвоения нового материала. Это очень важно, так как при домашней или детсадовской подготовке родители и воспитатели чаще всего прибегают к игре, в процессе которой ребенку проще запоминать буквы, цифры, складывать слоги и т. д.
В школе же ему придется накапливать знания из рассказов учителя, из упражнений, выполняемых на уроках, из наглядного материала, примеров. Чтобы воспринимать учебный материал, получать навыки, ребенок, поступающий в первый класс, должен быть внимательным. Готовность к обучению в школе зависит от того, умеет ли ребенок слушать и выделять главное, наблюдать и делать соответствующие выводы, задавать вопросы и самое главное — запоминать ответы на них.
Чаще всего определить, готов ли ребенок к школе, могут только опытные педагог и психолог, поэтому каждое лето (перед началом нового учебного года) школы проводят собеседования с детьми 6-7-ми лет.
Внимательность – один из основных критериев готовности ребенка к школе, одно из главных требований, предъявляемых к первоклассникам. Определить, насколько внимательно малыш слушает рассказы взрослых или разглядывает картинки в книгах, можно при помощи простых заданий. Например, попросите ребенка придумать название картинке. Для этого теста лучше подбирать простые рисунки, на которых четко обозначен главный персонаж или действие. Дайте ему на подготовку несколько минут, а затем попросите огласить придуманное название и пояснить, почему он выбрал именно его. Как правило, дети быстро справляются с этим заданием. Не спешите ругать ребенка, если он придумал неожиданное название простому рисунку, окончательные выводы стоит делать только после его объяснения.
Еще одним простым заданием проверку интеллектуальной готовности ребенка к школе могут стать забавные задачки. Например: во дворе растет береза, на дереве 5 больших веток, 3 средние и 2 маленькие. На каждой ветке созрело по одному большому яблоку. Сколько яблок соберет дедушка? Внимательный ребенок сразу поймет, что считать здесь ничего не нужно, так как на березе яблоки не растут. Не торопите ребенка с ответом, но и не затягивайте раздумье. Как правило, тесты на внимательность не должны занимать больше 5 минут.
Также важным критерии готовности ребенка к школе является умение читать — навык, необходимый для успешного освоения школьной программы, поэтому при подготовке к школе ему уделяют особое внимание.
Как понять, готов ли ребенок к школе: социальные критерии
Следующим компонентом готовности ребенка к школе, является его подготовленность к жизни в школьном коллективе.
Практика показывает, что дети, посещавшие детский сад, адаптируются к новому коллективу гораздо легче, чем воспитывавшиеся дома. Обстановка в классе очень важна для учебного процесса. Дружеские отношения между детьми прививают им чувство взаимовыручки, взаимоподдержки, дружбы.
Общаясь со сверстниками, первоклассники формируют единую модель поведения (которую контролирует и задает, конечно, учитель), они равняются на положительные результаты и замечают отрицательные. Понять, готов ли ребенок к школе, узнать, насколько он общителен, доброжелателен, контактен, можно методом наблюдения. Наблюдая за тем, как играет ваш ребенок с другими детьми, вы вполне можете определить его социальную готовность к обучению школе, насколько легко или сложно ему будет ужиться в школьном коллективе. В первую очередь проследите за речью дошкольника. В этом возрасте ребенок вполне может попросить нужную вещь, поздороваться или попрощаться с друзьями, спросить разрешения поиграть в командные игры и т. п. В школе крайне важно, чтобы малыш умел общаться, это поможет ему не только проявлять любознательность, хорошо отвечать на уроках, но и делиться информацией со своими одноклассниками.
Не менее важны для социальной готовности к обучению в школе такие факторы, как доброжелательность и контактность. Излишняя агрессия, грубость, жадность в этом возрасте указывают на психические расстройства. Если малыш не хочет общаться с ребятами на подготовительных курсах, старается показаться хуже, чем он есть, резко меняет поведение в присутствии учителей, возможно, он еще морально не готов к школе или ему нужна помощь психолога.
Отдельного внимания при определении социальной готовности к школе заслуживает дисциплина. Поэтому крайне важно, чтобы малыш, поступающий в школу, был дисциплинирован. Он должен быть ответственным, усидчивым, спокойным, проявлять уважение к взрослым и своим сверстникам, знать правила поведения в учебном заведении, за столом, в обществе посторонних людей, осознавать важность школьного обучения, а не воспринимать его как игру.
Как узнать, готов ли ребенок к школе: интересы и склонности
Кроме выявления вышеперечисленных критериев готовности ребенка к обучению в школе, при наборе в первый класс психологи часто стараются выявить интересы и склонности ребенка. Сегодня процесс школьного обучения постоянно модернизируется. Это делается с той целью, чтобы школьники могли не просто получать знания, но и реализовывать себя, развивать свои таланты и способности.
Практика набора детей в первые классы показывает, насколько разнообразны их подготовка и увлечения. Поэтому в последнее время все чаще практикуется разделение классов по профилям. Так, дети с хорошо развитыми гуманитарными способностями определяются в гуманитарный класс, математическими — в математический, творческими — в творческий, спортивными — в спортивный.
Если первые два профиля вполне понятны (в них преподавание ведется с учетом склонностей), то последние пока еще не столь популярны.
Спортивные и творческие классы наряду с общеобразовательной программой (которая является стандартной для классов любого профиля) вводят большое количество факультативов. В первом случае это занятия спортом, во втором — творчеством. Несмотря на некоторую экзотичность, это очень удобно, так как ребенок сможет сочетать учебу и развитие своих талантов.
Кроме разделения по профилям, первые классы разделяются по степени подготовки учащихся. Так, вполне понятно, что детям с низкой интеллектуальной готовностью к школе будет весьма сложно не отстать от более подготовленных сверстников. Для этого в рамках одной школы создаются классы с усиленной и ослабленной нагрузкой. В первом случае основной материал подается более широко, предлагается дополнительная информация, вводится много факультативов, во втором случае основной учебный материал подается максимально просто и доступно, дается больше времени на изучение сложных тем.
Не стоит переживать, если ваш ребенок ещё не соответствуют критериям готовности к школе и поэтому не пошел в первый класс в 6 лет. В этом нет ничего страшного, скорее наоборот, после собеседования педагоги и школьные психологи дадут рекомендации, какие способности нужно развивать в ребенке, какие методы воспитания лучше использовать, каким приемам отдать предпочтение. В этом случае есть смысл посещать специальные дополнительные занятия, на которых профессиональные педагоги и психологи подготовят ребенка к школе. Также не стоит расстраиваться, если малыш попал в класс с облегченной нагрузкой. Материал здесь один и тот же, отличается лишь подход к преподаванию.