Формирование умений и навыков у детей-дошкольников

Занимаясь развитием навыков и умений у дошкольников, особое внимание уделяйте формированию способности к самообслуживанию. Помимо основных гигиенических навыков малыш должен уметь раскладывать по местам игрушки, заправлять постель, наводить чистоту на месте для занятий. Освоение таких социально-бытовых навыков позволит дошколятам в кратчайшие сроки адаптироваться в детском саду, будет способствовать самодисциплине и воспитанию привычки к порядку.

Перед началом какой-либо совместной с малышом работы всегда заранее определяйте границы «можно» и «нельзя». Инструменты ребенка для его увлекательной деятельности должны быть настоящие, но соответствующего размера. Бесполезные игрушечные орудия труда, например, тупой кукольный нож, дезориентируют ребенка. Малыш не поймет, что таким ножом ничего нельзя отрезать. Он будет думать, что причина неудачи — он сам: ведь у мамы все отлично получается! Это приведет к резкому снижению самооценки и потере самоуважения, уверенности в своих силах. В результате расстроенный ребенок не только прекратит начатую работу, но и в дальнейшем будет отказываться от любых других видов деятельности.

При развитии умений и навыков, показывая ребенку какое-либо действие, выполняем его медленно, давая ребенку время все хорошенько рассмотреть и понять. Повторяем свои движения четко, несколько раз. Мы должны убедиться — малыш их понял и освоил.

Формируя трудовые навыки детей дошкольного возраста, лучше разделить законченное действие на отдельные этапы и показывать их шаг за шагом. Мы должны быть уверены: ребенок понял предыдущий шаг прежде, чем перешел к следующему. Позволим малышу повторить действие столько раз, сколько он захочет, — ведь так он учится.

Развитие социально-бытовых навыков у детей

Развитию социально бытовых навыков у детей будут способствовать следующие совместные занятия:

  1. Берем ребенка на экскурсии в интересные для него места, такие как библиотеки, зоопарк, музеи, парк, детские театры, на пляж, игровые площадки, почту, местные предприятия и т. п. Обсуждаем, что он там увидел.
  2. Позволяем малышу участвовать в семейных покупках, приготовлении пищи, уборке, работе в саду, шитье, вырезании по дереву и пр. Даем ему особое задание и материалы, необходимые для хорошего выполнения.
  3. Интересуемся любимыми занятиями нашего ребенка — спортом, коллекционированием марок, изучением птиц, растений, животных, вязанием, рисованием, игрой на музыкальных инструментах и пр.
  4. Даем малышу журналы, из которых он может вырезать картинки, и обсуждаем с ним эти картинки. Читаем ребенку, рассказываем ему сказки. Учим, как пользоваться современными гаджетами.
  5. Берем ребенка с собой в гости к друзьям и родственникам, но не засиживаемся там. Всегда стараемся захватить с собой что-либо, чем занять ребенка, если он становится неугомонным. Поощряем наших бабушек и дедушек заниматься с ребенком.
  6. Показываем ребенку, как надо ухаживать за нашими домашними растениями и животными. Позволяем ему быть ответственным за этот уход в соответствии с его возрастом и способностями.
  7. Приготовимся повторять свои объяснения и действия вновь и вновь, чтобы быть уверенными: малыш усвоил все, что требуется.
  8. Постоянно помним: в общении с ребенком нет мелочей!

Для формирования умений и навыков дошкольникам можно давать следующие задания:

  1. Дадим малышу пластмассовый тазик с водой, несколько пластмассовых бутылочек, воронку, губку, ситечко и фартук. Позволим ему пользоваться ими по своему усмотрению и тем самым исследовать свойства воды. Покажем, как привести все в порядок после завершения работы.
  2. Пусть ребенок имеет возможность поиграть с песком в любом подходящем для этого месте — на пляже, в песочнице и т. п. Дадим ему лейку для увлажнения песка, набор формочек, сито, воронку, лопаточку и ведерко. Если он играет с песком в доме, обязательно поставим с ним рядом совок и веник (или щетку) для последующей уборки.
  3. Наборы формочек, пуговицы, крышки коробок, специально приготовленное «игровое тесто» надолго прикуют к себе внимание малыша.

«Игровое тесто» мы легко сделаем сами:

  • 1 стакан муки;
  • 1 столовая ложка соли;
  • несколько капель пищевого красителя;
  • немного воды для приготовления плотного теста.

Его можно хранить в холодильнике.

Соберем прочие материалы, с которыми наш ребенок с удовольствием играет, делая свои маленькие открытия: краски, крупные деревянные кубики, книги, ракушки, гальку и другие камушки. Мы сами должны накрепко запомнить, что у каждой вещи должно быть свое определенное место, и покажем малышу, как пользоваться данными материалами и ухаживать за ними.

Чтобы формировать умения и навыки у детей как можно эффективнее, соблюдайте следующие условия:

  1. Покупаем для малыша вещи, которые он сможет надевать и снимать самостоятельно, без посторонней помощи: например, рубашки с крупными пуговицами, пуловеры без застежек, эластичные брюки на резинке и т. п.
  2. Используем в детской комнате мебель, подходящую малышу по размеру. У ребенка должны быть низкий столик и зеркало, ящики, которые он может сам легко открывать или выдвигать. Мебель будет устойчивой, чтобы ребенок не мог ее легко опрокинуть. Крючки для одежды расположим низко, на уровне его роста.
  3. Наша детская — светлая, привлекательная и без дорогостоящих предметов. На полу используем покрытия, которые можно легко почистить.
  4. Игрушки ребенка соответствуют его интересам и возможностям.
  5. Уберем из поля зрения ребенка все ценные вещи, которые мы боимся повредить.
  6. У нашего малыша есть свое собственное место и в других комнатах нашей квартиры или дома, где он хранит принадлежащие ему вещи (например, полотенца, зубную щетку, верхнюю одежду, обувь и пр.). Мы можем пометить каждое такое местечко Цветной наклейкой, чтобы ребенок мог легко найти его.
  7. Дадим ребенку его собственные вещи, предназначенные для уборки, такие как маленькая губка, тряпка для стирания пыли, щетка для подметания пола и т. д., чтобы ребенок мог сам убираться в своей комнате.

Методы формирования социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста

При формировании социальных навыков у детей дошкольного возраста используйте следующие методы:

  1. Если отец целыми днями занят на работе вне семьи, позволим ребенку увидеть его мастерство и в домашней обстановке. Это очень важно для нашего малыша: ведь он не может представить себе, как его папа целый день «работает». Ему нужно видеть самому, что и как его папа делает дома.
  2. Будем всегда заранее готовить нашего ребенка к новым событиям, таким как стрижка волос, посещение врача или детского сада. Коротко, в простых выражениях объясним ему суть предстоящего действия. Мы вновь упомянем о будущем событии за несколько дней до того момента, как действительно пойдем куда-то.
  3. Для формирования социально коммуникативных навыков позволяем детям участвовать в семейных обсуждениях, но четко представляем себе, что мы обсуждаем. На все вопросы малыша отвечаем честно и просто. Никогда не лжем ребенку.
  4. Самодисциплину ребенка развиваем на положительных примерах путем поощрения. Помним, что отсутствие обычной награды — уже само по себе наказание.
  5. Если при формировании социальных навыков у детей возникли какие-либо трудности, беспокоящие нас, своевременно обратитесь за помощью, например к психологу, воспитателю или педиатру.

Если вы не знаете, готов ли ваш малыш к предлагаемой деятельности, — внимательно наблюдайте за ним, проверяйте уровень его подготовки.

Как всегда, в основе любого начинания — совместная деятельность.

Если мы выделяем ребенку посильный участок работы и доброжелательно поощряем его усилия, подобные занятия, несомненно, понравятся нам обоим и станут залогом взаимоуважения и дружбы.

Приемы формирования навыков самообслуживания у ребенка младшего дошкольного возраста

Проверьте, знает ли ребенок, что утром надо привести постель в порядок? Умеет ли он это делать?

Предложение для игры:

Если кровать ребенка предполагает свободный доступ со всех сторон, вы можете вместе с ним встряхнуть одеяло, сделав из него «купол парашюта», и затем аккуратно расправить его по поверхности кровати. Повторите действия с покрывалом.

Зрительный контроль — красиво застеленная постель без бугров и ям.

При формировании навыков самообслуживания у ребенка обращаем особое внимание:

  • ребенок должен крепко держать одеяло за углы;
  • четко покажите ему движения руками вверх-вниз и в стороны (в момент расправления «парашюта» по поверхности постели).

Если в качестве постели используется диван, и вы предполагаете, что днем он должен быть свободен от постельных принадлежностей, помогите ребенку аккуратно свернуть одеяло, простыню и покажите, куда он должен их убрать вместе с подушкой.

Зрительный контроль — на диване нет постельных принадлежностей (они аккуратно лежат в нужном месте — в ящике для постельного белья или на полке в шкафу).

Для развития навыков у детей:

  • место для постельных принадлежностей должно быть легкодоступно для ребенка (ведь вечером ему надо самому приготовить себе постель для сна);
  • при сворачивании одеяла и простыни покажите, как аккуратно совмещать нужные углы при каждом движении;
  • научите ребенка аккуратно переносить постельные принадлежности на место по очереди (не роняя нижнюю поверхность свернутого одеяла или простыни).

Расширение деятельности при формировании у дошкольников навыков самообслуживания:

Спустя некоторое время ребенок, освоивший уборку постели, может помочь вам застилать покрывалами диван и кресла, а скатертью — стол.

Так как наш ребенок уже достаточно взрослый, можно привлечь его к оформлению детской. Возможно, наше мнение не вполне совпадет с его точкой зрения, но попробуем понять его взгляды и найти общее решение.

В процессе формирования навыков у детей, проверьте, может ли ребенок рассортировать вещи:

  • по цвету;
  • по типу одежды (куртки, носки, трусы, шорты, рубашки и т. д.);
  • по качеству материала (хлопчатобумажные, шерстяные и т. п.);
  • по назначению предметов (постельное белье, нижнее белье, верхняя одежда и пр.).

Знает ли он, где хранятся все упомянутые вещи?

Предложение для игры:

Пригласите малыша участвовать с вами в сортировке одежды:

  • перед стиркой; перед глажением;
  • при раскладывании вещей по местам;
  • при развешивании вещей в шкафу.

Заранее определите, по какому признаку вы хотите рассортировать имеющиеся вещи.

Если вы собираетесь стирать или гладить белье, предложите малышу разложить его кучками на чистой свободной поверхности (стол, диван и т. п.).

Если вы закончили гладить, попросите его убрать чистые выглаженные вещи в соответствующие ящики шкафа или повесить на место.

Вы можете слегка усложнить задание, попросив рассортировать носки по парам (если ребенок готов к такому повороту событий).

Зрительный контроль необходим при сортировке по цвету, типу одежды и назначению предметов (пункты а, б, г), т. е. ошибкой будет нахождение в одной кучке разноцветных предметов, вещей различного типа и предназначения.

Тактильный контроль используем при определении правильности сортировки по качеству материала (проверка материала на ощупь).

Используя приемы формирования у детей навыков самообслуживании, вы должны быть уверены, что:

  • ребенок может дотянуться до нужного ящика шкафа и открыть его;
  • ребенок знает, как вещи надо расположить на вешалке; ребенок умеет вешать вещи на плечики.

Расширение деятельности:

Возвращаясь к работе с вещами, нужно постепенно научить малыша определять разные типы происхождения тканей (искусственные они или натуральные, из шерсти животных или из растений).

Внимание детей могут привлечь значки на этикетках, а значит, они научатся их понимать и узнают, как правильно стирать вещи.

Шестилетнему ребенку можно показать, как гладить маленьким утюгом простые вещи — маечки, курточки и даже постельное белье. Опустим гладильную доску по росту ребенка и будем внимательно контролировать процесс, чтобы избежать ожогов.

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста

Проверьте, умеет ли ребенок убирать за собой там, где он только что занимался какой-то деятельностью?

Для формирования трудовых навыков позвольте детям дошкольного возраста вместе с вами навести порядок:

  • попросите убрать все по местам;
  • дайте заранее подготовленную тряпочку, чтобы ребенок мог вытереть свой стол (свое рабочее место);
  • позвольте подмести ковер, пропылесосить или протереть полы с помощью швабры (в зависимости от вида напольного покрытия).

Зрительный контроль — чистая поверхность стола, ковра, пола.

Тактильный контроль — если убирали пролитое варенье или другие липкие составы.

При обучении детей трудовым навыкам вы должны быть уверены, что:

  • ребенок знает, где место хранения всех предметов, с которыми вы работали;
  • ребенок умеет обращаться с тряпкой, веником, пылесосом, шваброй.

Расширение деятельности:

  • Чистка ступенек лестницы щеткой и совком, протирание перил и подоконников, плинтусов, панелей и др.
  • Обратите внимание ребенка на то, что время, затрачиваемое на уборку, будет сокращаться, если все члены семьи будут вести себя аккуратно и следить за чистотой в помещении. Например, если ребенок любит рисовать, находясь с вами в зале, — предложите ему работать цветными карандашами вместо фломастеров, которыми легко испачкать обвивку, полы и ковры.

Проверьте, знает ли малыш, где хранятся его игрушки, карандаши, книжки и прочие предметы, которыми он пользуется в течение дня?

Предложение для игры:

Пусть ребенок сам решит, что и как он хочет хранить на открытых полках стеллажа в детской или в своем шкафчике.

Для развития трудовых навыков помогите дошкольникам выбрать более удобный вариант, подсказать варианты размещения вещей, но без давления на ребенка! Мы ведь не ощущаем пространство так, как наш малыш, и вполне вероятно, что его вариант расположения коробок зависит от особенностей его физического или психического состояния.

  1. Если вы располагаете достаточным пространством, оптимальный вариант размещения — каждая коробка или иной предмет имеют свое место. Тогда свободное пространство на полке само подскажет ребенку: здесь чего-то не хватает.
  2. Если пространство приходится экономить, коробки можно поставить ребром к ребенку, но они должны быть четко промаркированы, если на боковой поверхности нет специальных указателей в отношении их содержимого. Например, соответствующей картинкой или надписью (желательно одним словом), а лучше и рисунком, и словом (вы, конечно, уже поняли смысл такой маркировки — мы исподволь готовим ребенка понимать устную и письменную речь).

Зрительный контроль правильно проведенной уборки после игры — отсутствие пустых промежутков на полках.

Если места совсем мало, а число коробок растет не по дням, а по часам:

  • подумайте — а все ли эти коробки так нужны вашему исследователю:
  • возможно, часть из них ему уже просто неинтересна (он «вырос» из них и не обращает на них никакого внимания),
  • или же это конструкторы для более старшего возраста — и ребенок, не сумев сделать что-либо путное из них, махнул на них рукой;
  • или он просто не знает, что с ними делать, — ему никто не показал смысл заключенной в них деятельности (иллюстрацией к последнему предположению — каким бы абсурдным оно ни показалось вам на первый взгляд — может служить реальная ситуация: бочонки для игры в лото с написанными на них цифрами — превосходный обучающий материал, но даже для взрослого, никогда не имевшего дело с русским лото, — это бесполезная вещь);
  • научите ребенка аккуратно снимать коробки с полки и ставить их на место и тогда вы получите возможность «уплотнить» хозяйство малыша, разместив одну коробку поверх другой.

Зрительный контроль правильно проведенной уборки в данном случае усложняется — пустое место может располагаться не в нижнем, а в верхнем ряду коробок. Обратите на это внимание ребенка и помогите ему научиться контролировать ситуацию.

Обращаем особое внимание:

  • Любую свою вещь ребенок может легко достать и положить на место.
  • Чтобы достать расположенные ниже коробки, верхние коробки надо аккуратно сдвинуть или снять с полки.

Расширение деятельности:

  • Обратите внимание на хранение отдельных игрушек — мишек, кукол, моделей машин, фигурок животных, карандашей и т. п.
  • Возможно, для них (после соответствующей сортировки) мы будем использовать разноцветные пластмассовые ящики с выполненной нами маркировкой или отведем для них отдельное пространство в шкафу.
  • Подход к хранению детских книг аналогичен работе по Хранению коробок, только вряд ли нужно дополнительно маркировать книги: как правило, на их корешках уже есть надписи или рисунки. Это превосходная возможность обратить внимание малыша на мелкие детали и научить пользоваться ими!
  • Сортировка книг также может быть выполнена по разным признакам. Сортируем либо по фамилии автора, либо по темам (книги о животных, о деревьях, сказки; книги-раскраски и пр.), заодно закладываем основы будущего высокого интеллекта!

Проверьте, знает ли ребенок, где взять предметы для какой-то специальной деятельности. Например, вы вместе собрались делать салат, и ребенок тащит свои кухонные принадлежности из детской либо просто не знает, где они обычно находятся.

Предложение для игры:

Решите вместе с малышом — какие из его вещей и игрушек должны все время находиться в детской, а какие — в зале (в его ящике или на его полке общего шифоньера), в кухне (на полках или в ящиках кухонного шкафа), в прихожей и т. п.

В качестве контроля можете предложить ребенку игру: назовите предмет — пусть он догадается, где сейчас находится этот предмет. Если затем вы действительно обнаружите предмет в указанном ребенком месте — ваша задача выполнена.

При формировании трудовых умений и навыков у детей обратите внимание на то, что место хранения предметов должно соответствовать планируемому виду деятельности, тогда легче ориентироваться и ребенку, и вам (например, посуда и настоящая, и кукольная — на кухне; книги для взрослых и детей — в книжном шкафу и т. п.). Но логика размещения вещей в каждой семье может быть своя, главное, чтобы она была всем понятна.

Расширение деятельности:

Если ребенок уже хорошо ориентируется среди знакомых предметов, постепенно включайте в ваш список неизвестные ему предметы, предварительно показав, для чего они используются. Пусть ребенок по аналогии с уже знакомым расположением предметов поместит «незнакомцев» в подходящее место.

Приемы формирования у детей-дошкольников навыков самообслуживания

Проверьте, убирает ли ребенок игровые принадлежности на место после занятий с ними, в том числе после игры с друзьями?

Предложение для игры:

Убрать на место игровые принадлежности вместе с друзьями — это тоже интересная игра. Для формирования навыков у дошкольников потребуются дополнительный доброжелательный контроль и интересные предложения с вашей стороны, если не хотите всю оставшуюся жизнь потратить на наведение порядка после визитов сначала малышей, а затем вполне взрослых одноклассников и однокурсников.

Кстати, если идеи Марии Монтессори близки и родителям друзей вашего малыша, вы можете с успехом использовать уборку после игры для закрепления навыков сортировки и поддержания «чувствительности к порядку» у всей маленькой компании!

Если же маленький хозяин остался в одиночестве после игры, малыш охотно уберет все игрушки, соревнуясь с нами.

Зрительный контроль — на полках, где размещаются игрушки, нет свободных мест, а на полу нет разбросанных игрушек и деталей.

При формировании навыков самообслуживания у ребенка младшего дошкольного возраста будьте уверены, что у малыша остались силы и время для уборки после игры! Вряд ли падающий с ног от усталости Ребенок — подходящий предмет для нотаций и дополнительных заданий!

Расширение деятельности:

  • Приобщайте ребенка к уборке после ухода гостей (если их визит завершился до укладывания ребенка в постель на ночь).

Проверьте, правильно ли ребенок складывает в коробку или ящик игровые принадлежности — кубики разного размера, части конструктора и пр.? Или гора составных частей игровой конструкции никогда не позволяет спокойно закрыть крышку?

Предложение для игры:

Понаблюдайте за ребенком во время его деятельности и при появлении признаков усталости и потери интереса к игре предложите ему начать аккуратно собирать детали в коробку. Обычно это совсем не короткий процесс, требующий не меньшей концентрации внимания и сообразительности, чем сама основная деятельность.

Зрительный контроль успеха — отсутствие деталей на полу.

Тактильный контроль — плотно, без перекосов закрытая крышка коробки (крышка скользит в пазах коробки беспрепятственно).

Обращаем особое внимание:

  • Коробка и ее крышка должны быть целыми и точно соответствовать друг другу (в рваную коробку с растерзанной крышкой можно уложить все, что попадет под руку, но ведь это не имеет никакого отношения к порядку!).
  • Детали конструктора или кубики должны быть именно из той коробки, в которую их укладывает малыш.

Для воспитания у детей навыков самообслуживания:

  • Привлекайте ребенка к укладыванию столовых приборов, тарелок и прочих предметов в предназначенные для них футляры.
  • Размещение посуды в посудомоечной машине может стать следующим шагом.

Проверьте, бережно ли ребенок относится к вещам, расположенным в доме, квартире?

Задачи на тему «Формируем навыки самообслуживания у ребенка»:

  • Позволим малышу помочь нам вытирать пыль и полировать мебель.
  • Выделим ему для этого тряпочку (соответствующего размера и качества).
  • Научим его вытирать пыль с поверхностей (полок, стола и пр.).
  • Покажем, как по одному снимать предметы с полок, осторожно протирать и снова ставить на место.

Зрительный контроль — блестящая чистая поверхность.

Тактильный контроль — отсутствие липких мест на поверхности.

Будьте уверены, что:

  • рука ребенка плотно охватывает предметы, которые он снимает с полок;
  • эти предметы соответствуют руке ребенка, как по размеру, так и по весу.

Ребенок может работать гораздо медленнее нас — не будем его торопить! В процессе работы он учится концентрировать внимание.

Расширение деятельности:

  • При вытирании пыли со статуэток рассортируем их по материалу (стекло, металл, пластмасса, дерево и др.), поговорим об ощущениях при прикосновении к ним (холодный металл, теплое дерево и т. п.).
  • Можем расставить фигурки или книги в ином порядке — но и малыш, и вы должны обосновать свою точку зрения!

Развитие детей при воспитании навыков самообслуживания

Проверьте, знает ли ваш ребенок, как вести себя на кухне — там, где происходит большинство домашних несчастных случаев?

Предложение для игры:

Работа с ножом, газом или электрическими приборами требует постоянного контроля со стороны взрослых.

Для формирования навыков у ребенка-дошкольника заранее предпримите разумные меры предосторожности:

  • на кухне ребенок находится только в присутствии взрослых, особенно во время приготовления пищи на плите (если нам надо выйти из кухни, берем ребенка с собой);
  • поможем малышу, как можно раньше понять, что плита и посуда на плите — горячие и могут долго оставаться такими;
  • если есть возможность, купим кухонную плиту с ручками кранов газа или включения электричества на верхней поверхности плиты (подальше от рук ребенка);
  • ручки всех сковородок и кастрюль должны быть повернуты от наружного края плиты (чтобы исключить ожоги малыша);
  • все электроприборы и их шнуры должны находиться вне досягаемости ребенка (он может ими пользоваться только при тщательном наблюдении взрослых);
  • все опасные средства бытовой химии храним в абсолютно недоступном для малыша месте (в высоко расположенном шкафу, под замком и т. д.).

Контроль в данном случае — отсутствие травм у малыша.

Обращаем особое внимание:

  • Как можно раньше определим абсолютные запреты для малыша в нашем доме и будем неукоснительно требовать их выполнения.
  • Но это должны быть единичные запреты! Иначе сработает закон: «Если много запрещено — значит, все разрешено».
  • Поэтому научим ребенка правильно обращаться с доступными ему предметами.

Расширение деятельности:

  • По мере расширения территории, доступной для ребенка, постараемся заранее спрогнозировать возможные критические ситуации и научим малыша безопасному поведению.

Обучение детей во время формирования новых трудовых навыков

Проверьте, насколько хорошо ребенок умеет резать и смешивать продукты? И умеет ли он вообще это делать?

Предложение для игры:

Покажем ребенку последовательно, не спеша все действия, необходимые для приготовления пиши (как минимум, различных видов салатов — овощных и фруктовых): как помыть овощи и фрукты;

  • как очистить овощи и фрукты;
  • как нарезать овощи и фрукты;
  • как смешать овощи и фрукты;
  • как украсить готовый продукт.

Затем продемонстрируем ему конечный продукт, который должен у нас получиться (во многих поваренных книгах рядом с рецептами публикуют фотографии готовых блюд).

Контроль качества проделанной работы — зрительный и тактильный (в зависимости от используемых продуктов).

При формировании трудовых навыков у детей дошкольного возраста:

  • Будьте абсолютно уверены, что ребенок и физически, и психологически готов к работе с опасными предметами!
  • Каждый малыш развивается со своей врожденной скоростью, и желание нетерпеливых родителей ускорить этот процесс может только нанести непоправимый вред.
  • Проверьте, все ли инструменты и посуда, используемые ребенком для работы, пригодны для этого (в том числе овощечистка и нож для нарезки овощей и фруктов). Помните, что тупым ножом порезаться гораздо легче, чем острым.
  • Вся работа идет под вашим постоянным контролем!

Постепенно помогите ребенку освоить аналогичные действия с другими продуктами — сыром, колбасой и т. п.

Если старший ребенок хочет что-то приготовить по книге, попросим его сначала полностью прочитать рецепт и тщательно соблюдать инструкцию. Так наш помощник приступит к проведению простейших научных экспериментов, где требуется повышенное внимание к деталям и порядку выполнения задания. Кстати, украшение готового блюда дает полный простор для фантазии малыша.

Проверьте, знает ли ребенок, где хранится посуда и как ее можно достать?

Предложение для игры:

Если посуда расположена высоко в шкафу, научим малыша подставлять свой стульчик и самому доставать предметы — сначала по одному, а затем по нескольку за один раз.

Однако не стоит чрезмерно торопить события. Если вы предполагаете дать доступ ребенку к посуде, лучше на первом этапе предусмотрительно разместить небьющиеся столовые приборы на безопасной высоте (например, в нижнем кухонном шкафу).

Контроль зрительный и звуковой (в том числе шум от падения посуды).

Обращаем особое внимание:

При формировании трудовых навыков дошкольников вы должны быть уверены, что ребенок умеет контролировать свои движения:

  • правильно переносит стул;
  • устойчиво ставит стул, перед тем как залезть на него;
  • уверенно стоит на стуле;
  • умеет аккуратно держать и переносить разные виды посуды (тарелки, блюдца, стаканы, кружки и пр.).

Для формирования навыков у детей дошкольного возраста:

  • Если есть посудомоечная машина, покажите ребенку, как надо ее заполнять, сортируя разные виды посуды. Заодно он поймет соотношение между различными по диаметру и объему тарелками, чашками, салатниками, блюдцами.
  • Обратите его внимание на разную длину и размер вилок, ложек и ножей, познакомьте с новыми видами посуды.

Формируем навыки самообслуживания у ребенка-дошкольника

Проверьте, умеет ли ребенок обращаться с различными кранами в ванной комнате и на кухне? Или вы постоянно выступаете в роли «ассистента», бросая все свои дела, если чаду требуется срочно помыть руки?

Для развития навыков самообслуживание покажите детям:

  • как открывать и закрывать краны;
  • как включать и выключать душ;
  • как смешивать холодную и горячую воду;
  • как использовать пробку для ванны.

Оптимальный вариант — установить на уровне роста ребенка современное, простое в использовании оборудование (для мытья рук, для ванной и душа).

Успешность освоения процедур контролируем зрительно — вода на полу подскажет о необходимости совершенствовать умения.

В качестве средства тактильного контроля выступает мокрая одежда, которую срочно надо сменить на сухую!

При формировании навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста:

  • Если ребенок мал ростом и не может сам залезть в ванну или достать до раковины, давайте предложим ему маленькую устойчивую скамеечку. И на кухне, и в ванной комнате он может хранить ее в низком шкафу или под ванной.
  • В этом случае ребенок приобретает необходимую свободу действий — при необходимости самостоятельно берет скамеечку, а затем убирает ее на место.

Расширение деятельности:

  • Работа с водой часто является неотъемлемым компонентом иной деятельности на кухне (например, мытье овощей и фруктов для приготовления салатов) или в ванной (например, стирка кукольных нарядов). Игра с водой тоже, как правило, захватывает ребенка.
  • При развитии у дошкольника навыков работы с водой обеспечим малыша специальной одеждой — водонепроницаемым фартуком (лучше с рукавами) или комбинезоном — и повесим его на крючок на доступной для ребенка высоте. Обязательно заранее научим малыша самостоятельно надевать и снимать его.

Обучение детей дошкольного возраста навыкам самообслуживания

Проверьте, умеет ли ребенок чистить зубы, мыть руки и лицо, вытирать их полотенцем?

Предложение для игры:

Если вы обнаружили пробел в данной сфере ежедневной деятельности, помогите ребенку как можно быстрее освоить указанные гигиенические процедуры, но обязательно следуйте пошаговой методике обучения.

Полочку с принадлежностями малыша для умывания расположим низко, чтобы он легко мог достать полотенце, зубную щетку, пасту и мыло.

Зеркало повесим на уровне раковины — чтобы ребенок действительно видел, как он чистит зубы.

Зрительный контроль — отражение чистого лица в зеркале; движения зубной щетки.

Тактильный контроль — сухие руки и лицо.

При обучении детей навыкам самообслуживания удостоверьтесь, что ребенок спокойно достает до раковины и до своих туалетных принадлежностей.

Расширение деятельности:

  • Позволим ребенку самому в магазине выбирать для себя туалетные принадлежности (зубную щетку, пасту, мыло, полотенце и пр.). Родители могут выступить в роли консультантов.
  • При обучении новым навыкам поручите детям постоянно контролировать ситуацию в ванной: помогать складывать и развешивать полотенца, чистить раковины и ванну, протирать шкафчики и краны, используя специальную щетку, вытирать пол и т. д.

Формирование жизненных навыков у ребенка

Проверьте, может ли ребенок тихо открывать и закрывать двери с различными типами ручек и защелок?

Предложение для игры:

  • Познакомим ребенка с разными типами замков и ключей, используемых в нашем доме (квартире).
  • Научим его пользоваться защелками.
  • Покажем, как надо аккуратно открывать и закрывать двери.
  • Звуковой контроль — дом не содрогается от хлопанья закрываемой двери.

Обучая дошкольников этим простейшим жизненным навыкам, позаботьтесь о том, чтобы замки и защелки всегда можно было открыть снаружи.

Расширение деятельности:

  • Помимо обычных дверей в нашем доме могут быть складные и скользящие двери — стоит заранее продумать, как научить ребенка обращаться с ними.

Проверьте, умеет ли ребенок аккуратно ходить по лестнице?

Предложение для игры:

Дадим ребенку возможность как можно чаще и дольше тренироваться в ходьбе по ступенькам при полном контроле с нашей стороны и предусмотрительно запасемся для этого достаточным количеством времени.

Обращаем особое внимание:

  • Если на ступеньках лестницы есть покрытие, оно должно быть качественно уложено (чтобы избежать непроизвольного скольжения ребенка или его запутывания в сбившемся покрытии).
  • Ступеньки лестницы должны быть чистыми (песок под ногами также может спровоцировать скольжение и падение ребенка).

Расширение деятельности:

  • Тренировка ребенка на различных типах лестниц (в частных и многоэтажных домах, на веревочных лестницах, шведской стенке и т. п.).

Проверьте, знает ли ребенок людей, которые приходят к вам?

Предложение для игры:

Дадим ребенку тетрадь или блокнот, где он будет зарисовывать всех, кто приходит в течение дня.

Обратим внимание малыша на отдельные детали внешности и одежды посетителей. Коротко подпишем рисунки.

Зрительный контроль:

  • наличие на рисунке основных деталей фигуры человека и его одежды;
  • подпись под рисунком.

Обращаем особое внимание:

Как ребенок встречает и провожает приходящих людей:

  • использует ли он основные речевые формулы приветствия и прощания;
  • насколько свободно он ведет себя в обществе других людей.

Расширение деятельности:

  • Вернемся к рисункам ребенка через некоторое время и постараемся вспомнить всех, кто на них изображен, а также детали их одежды и внешности.
  • Аналогично можно работать во время прогулок в парке, после визита к знакомым, в магазин и т. д.
  • Объясним ребенку новые слова — знакомый, друг, сосед, родственник и т. п. Возможно, у нас будет возможность познакомить ребенка с новыми профессиями и коротко рассказать о них.

Используя описанные на этой странице методы формирования навыков у детей, вы сможете малышу не только привить новые умения, но и расширить его кругозор.

Статья прочитана 755 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.