x

Формирование и коррекция поведения детей: эффективные методы

Формирование правильного поведения ребенка – одна из тех задач, которую нужно выполнять с первых дней пополнения семьи. Но если даже время упущено, существует несколько эффективных приемов коррекции для детей с девиантным поведением, идущим вразрез с социальными нормами. Чтобы изменить поведение ребенка как можно быстрее и по возможности безболезненно, запаситесь терпением и четко следуйте советам психологов.

Часто можно услышать отзывы родителей о том, что тот или иной метод не работает. Если такое с людьми происходит часто, то это может приводить к разочарованию и отказу следовать каким-либо методикам на том основании, что все они не срабатывают.

Дело в том, что нет такого совета, приема или эффективного метода формирования поведения ребенка, который подходил бы всем и всегда. На то, срабатывает ли какая-либо методика, в каждом конкретном случае влияют десятки факторов: состояние родителей, природные особенности ребенка, обстоятельства жизни и обстановка в семье, наконец, точность и уместность применения какой-либо методики. А зачастую каким-то методом коррекции поведения детей, предназначенным для локального решения определенного типа конфликтов, пытаются воспользоваться для преодоления огромного хитросплетения проблем. И это не работает.

Так как же скорректировать поведение ребенка, если оно отличается от общепринятых норм?

Ошибки родителей при коррекции нарушений поведения детей

Теоретическая работа по формированию поведения у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы изучать не столько методики, сколько их принципиальные основы, закономерности. Если вы понимаете психологические закономерности, это избавляет вас от необходимости знать сотни методов, так как вы можете творчески использовать принципы и создавать на их основе такие приемы, которые подойдут именно вашему малышу. Важно не просто заучивать рецепты, а понимать принципы.

Основные ошибки, которые совершают родители при коррекции девиантного поведения детей:

  • опора на наказание как на средство воздействия на ребенка;
  • отсутствие ясного представления, какого поведения они хотели бы добиться от ребенка.

Обычный ход наших действий, если мы видим нежелательное поведение, — пресечь это поведение с помощью наказания. Чаще всего возникает вариант — наказать ребенка, обеспечить негативное последствие его действий. Формы наказаний могут быть совершенно различными, суть метода от этого не меняется. Это мягкие методы (строгий взгляд, замечание, отчитывание) или жесткие методы (крик, физическое воздействие, ограничение свободы). Некоторые родители искренне считают, что они не наказывают ребенка. Однако это не может быть реальностью. Они могут избегать суровых или намеренных наказаний, но наказанием считается любое негативное последствие поступка ребенка. Конечно, психологическое воздействие на ребенка зависит от формы и степени наказания. Совершенно не одно и то же — ударить ребенка или сделать ему замечание. Однако суть метода наказания и его воздействие на поведение остаются одинаковыми. Сердитый взгляд или жесткий тон для ребенка — это также наказание.

Использование наказаний или исправления– самый малоэффективный метод коррекции нарушений поведения ребенка.

Второй важный компонент, который влияет на действия родителей в отношении поведения детей, — наличие или отсутствие так называемого образа результата воспитательного воздействия. То есть родители могут слабо понимать, чего же они хотят в конечном итоге видеть в поведении ребенка, но совершенно точно знают, чего же они видеть не хотят. А этого, очевидно, недостаточно.

Основной вопрос родителей — как корректировать поведение ребенка, избавить его от жадности, стеснительности, истерик. Оборотная сторона, которая, как правило, остается в тени: мы хотим что-то видеть в поведении ребенка, чего сейчас не видим иди видим мало.

Как изменить поведение ребенка: основные цели корректировки

При педагогической коррекции девиантного поведения детей, вы должны четко представлять основные цели, а для этого нужно задать себе несколько вопросов.

  • Что я хочу видеть взамен нежелательного поведения ребенка?

Ловушка, которая подстерегает тут взрослых, — использование частицы НЕ в формулировке желательного результата. Например: «Не кричать за столом». В таком случае непонятно, что же все-таки делать, не кричать — это что? Можно не кричать, но, например, говорить ноющим голосом. Устроит ли взрослых такой результат?

Например: «Не кидать еду». Допустим, ребенок перестанет ее кидать, но начнет ее размазывать и т.д. Чтобы избежать подобных недоразумений, нужно формулировать именно что делать, а не чего не делать. Планируя корректировку поведения детей, вы должны понять, кого именно хотите вырастить.

  • Ведет ли себя ребенок желательным образом хотя бы иногда?

То есть в примере с едой —наблюдаем ли мы иногда то, что хотим видеть чаще? Например, в гостях у бабушки малыш всегда ест хорошо, но по вечерам при папе и маме ведет себя за столом отвратительно.

Ответив на этот вопрос, вы достигаете двух целей. Получаем информацию о том, что именно (какие люди, обстоятельства, приемы воздействия) влияют на ребенка, побуждая его вести себя тем или иным образом. Ведь если малыш ведет себя разнообразно, то логично было бы задуматься, а какова роль окружающих, как они влияют на его поведение? Можно было бы задать вопрос: как окружение за столом влияет на поведение ребенка? В зависимости от ответа начать можно было бы с изменения поведения взрослых, окружающих ребенка.

Вторая цель, которая достигается в результате ответа на наш вопрос, — вы понимаете, есть ли некоторый опыт у ребенка, что можно закрепить и расширить. В данном случае — опыт аккуратного поведения за столом.

  • Может ли ребенок данного возраста демонстрировать нужное нам поведение?

Это также очень важный вопрос, ответ на который в большой степени определяет действия родителей по формированию навыков поведения у детей.

Например, решив, может ли ребенок понять правила игры с хрупкими предметами в возрасте 2,5 лет, мы поймем, стоит ли ему давать мобильный телефон и настаивать на правильном обращении с ним. Или стоит ли девочке одного года объяснять про аккуратность, и в состоянии ли она соблюдать чистоту пространства и своей одежды. Проблема часто заключена в завышенных ожиданиях родителей. Но если они задумаются, а может ли их ребенок сделать то, что они от него хотят, то поймут, что трехлетний ребенок, скорее всего, не в состоянии посидеть тихо в течение двадцати минут в машине или в приемной у врача. Это не то поведение, которое мы можем часто наблюдать у детей. В случае если ваш ответ на второй вопрос: «Хочу, чтобы ребенок сидел тихо 40 минут в приемной детской поликлиники», то знайте, что ребенок на это просто не способен. Либо это все-таки возможно, но по непомерно высокой цене как для родителей, так и для ребенка.

Далее будет рассмотрена эффективность разных методов коррекции поведения у детей дошкольного возраста.

Распространенная ловушка, в которую попадают родители, — это ожидание того, что без заметного изменения своего собственного поведения вы можете добиться изменения поведения ребенка. Ожидание того, что вам достаточно следовать своей линии поведения и надеяться, что ребенок наконец одумается и будет вести себя так, как вам нужно.

Если наше действие неэффективно, то есть не приводит к результату, мы думаем о том, что нам нужно усилить это действие. То есть если ребенок не слушается, когда ему что-то говорят, то говорить надо больше и чаще, а возможно, громче. Поведение малыша при этом по-настоящему не меняется, но теперь родители преимущественно сообщают ему о своих требованиях посредством крика.

Часто родители говорят: «Ау меня получается, если прикрикнешь, он идет и делает». Но насколько эффективно формирование культуры поведения у дошкольников посредством крика?

Можно частенько наблюдать, как ребенок никак не реагирует на слова, не слушается, когда ему говорят спокойно. И сразу реагирует, когда на него крикнут.

Значит, крик работает? Значит, можно использовать его как средство добиться своего? Отчасти да, но только отчасти. Чему вы научили ребенка? Послушается ли он вас в следующий раз? Нет, до тех пор, пока вы на него не крикните. Научится ли малыш не нарушать ваши правила, сознательно их соблюдая? Тоже вряд ли, ведь единственный стимул для соблюдения правил — крик. Не будет вас — ребенок нарушит правила. Вот и можно судить, работает ли ваш способ? Малыш будет что-то делать только при существовании угрозы наказания. Наверное, это не то, что родители хотели бы видеть в своих детях.

Как корректировать поведение ребенка: общие стратегии

Существуют общие стратегии коррекции поведения ребенка, придерживаясь которых вы достигнете наиболее впечатляющих результатов.

Ставьте реальные задачи и двигайтесь маленькими шагами. Нельзя ожидать, что ваш ребенок за один день научится делать то, чего он не делал раньше, какой бы отличный метод вы не применяли. Ставьте реальные цели, чтобы у ребенка всегда был шанс на успех. Например, если вы хотите научить ребенка хорошо вести себя за столом, начинайте поощрять все действия в желательном направлении. Хвалите его уже за то, что в течение пяти минут от начала обеда он сидит на месте и ест аккуратно. Похвала не должна быть отложена до того момента, когда ребенок продемонстрирует правильное поведение в течение всего обеда.

Если вы хотите научить ребенка одеваться самостоятельно, не стоит приберегать ваше одобрение до того момента, когда вы увидите полностью одетого ребенка с правильно застегнутыми пуговицами. Если ваше поощрение так запоздает, то подобного явления вы можете не дождаться много лет. Одобрите действия малыша, когда увидите, что он натянул один носок (пусть на это и ушло 15 минут), — ведь он действует в правильном направлении! Если вы хотите, чтобы ребенок стоял спокойно во время того, как его одеваете на прогулку вы, то стоит поощрять такие движения в нужном направлении, как сотрудничество в любое время дня в связи с одеванием. («Как хорошо и удобно мне одевать тебя, когда ты вот так мне помогаешь!») Это нужно говорить всегда, когда вы обнаруживаете правильное и желательное вам поведение, например, если ребенок спокойно дает надеть на себя пижаму.

Повышать планку нужно таким образом, чтобы на каждом новом уровне ребенку было просто добиться успеха в новом навыке, и он не должен был бы применять чрезмерных усилий, чтобы достичь вашего одобрения. Если достижение одобрения связано со слишком значительными усилиями, то интерес ребенка вскоре угаснет. Например, если малышу, который только научился читать, навязать чрезмерно сложный текст, то он вскоре потеряет интерес к обучению, сколь бы желанными не были подкрепления. В конечном итоге ребенок начнет сопротивляться любым попыткам усадить его за книгу. Но если текст дается малышу лишь путем небольших усилий, то он будет двигаться вперед, читая все больше.

Постоянный, но постепенный прогресс приведет к результату быстрее, чем попытка этот прогресс сильно ускорить, предъявляя к ребенку несоразмерные требования. Таким способом вы не только не добьетесь результатов, но и рискуете уничтожить желательное поведение вовсе.

Особенности формирования правильного поведения у маленьких детей в семье

При коррекции поведения дошкольников одновременно работайте только с одним аспектом поведения. Ребенку трудно, а часто невозможно, соответствовать сложно структурированным требованиям. Например, если вы учите малыша одеваться, то стоит сконцентрироваться на самом факте — наличие одежды на ребенке. Не нужно одновременно пытаться научить его одеваться быстро. Это можно сделать позже, когда сам навык самостоятельного одевания будет достаточно стойким. Если вы предъявляете свои требования последовательно, ребенку проще понять, чего вы хотите от него.

Другой пример — поведение за столом. Вначале внимание ребенка концентрируется на том, чтобы вообще есть столовыми приборами, и вы поощряете именно это поведение. А уже много позднее вы можете сосредоточить свое внимание на том, чтобы ребенок ел более аккуратно или чуть быстрее, не отвлекаясь. Но не стоит пытаться одновременно учить малыша есть ложкой быстро и аккуратно.

Одна из особенностей формирования поведения у маленьких детей – временный откат назад. В новых обстоятельствах при необычной нагрузке поведение, которое ребенок раньше демонстрировал, может временно исчезнуть. Например, при переезде на другое место малыш как бы «откатывается» назад в своих навыках и умениях. Не стоит ругать за это ни себя, ни ребенка. Вероятнее всего, поведение восстановится без дополнительных усилий с вашей стороны, нужно только дать время этому случиться.

Важно понимать, что контролировать ситуацию с помощью подкреплений или других методов не обязательно. Дети не должны всегда вести себя так, как угодно родителям. При формировании поведения ребенка в семье не стоит устанавливать жесткие многочисленные правила для малыша и пытаться обеспечить соответствие всем этим правилам, пусть даже и самыми работающими методами. Там, где можно предоставить свободу ребенку, предоставьте ее. Высокая степень контроля, как правило, оборачивается плачевными последствиями для малыша и сильно перенапрягает родителей.

Теперь вы знаете, как с помощью положительных подкреплений добиться того, чтобы ребенок вел себя желательным для вас образом. А теперь стоит рассмотреть все методы коррекции поведения детей дошкольного возраста, включая и те, речь о которых шла выше.

Приемы педагогической коррекции и профилактики девиантного поведения детей-дошкольников

Существует семь методов профилактики и коррекции девиантного поведения детей.

В данном случае речь идет о сравнительно простых случаях. Мы не разбираем многоуровневых проблемных ситуаций, в которых задействованы сложности всех членов семьи. Речь пойдет о тех случаях, когда мы имеем дело с нежелательным поведением детей.

Законы формирования культуры поведения у детей не созданы для того, чтобы решать с их помощью все жизненные задачи. Если ребенок слишком капризен, тревожен, чрезмерно замкнут, неуправляем, вы не можете полагаться на одну лишь теорию формирования поведения. Многие вещи в поведении имеют глубокие корни, иногда даже генетическую основу. Какие-то элементы поведения модифицировать трудно, а то и невозможно. Часто проблемы детей тесно сплетены с эмоциональными и межличностными проблемами взрослых. В сложных случаях требуется консультация специалиста, они не решаются инструментальными методами. Однако множество бытовых и организационных проблем успешно решаются с помощью методов формирования поведения.

Использование описанных ниже семи педагогических методов формирования и коррекции поведения у дошкольников не охватывает всего спектра взаимодействия с малышом, но если вы, добиваясь желательного поведения, пользуетесь разумными и эффективными способами, то снижаете вероятность возникновения глубоких и комплексных проблем в общении с ребенком.

Способ коррекции нежелательного поведения детей: методика ограничений

Один из способов коррекции поведения детей – это методика ограничений, то есть создание родителями физической невозможности совершения того или иного действия.

Применяя этот метод, вы предпринимаете что-то, что делает совершение нежелательного действия невозможным в принципе.

Примеры применения способа ограничений при педагогической коррекции поведения детей:

  • закрытье розетки;
  • закрыть помещения, в которых находятся опасные объекты;
  • убрать хрупкие предметы, электронные приборы;
  • удерживать дерущегося ребенка вдалеке от других детей;
  • отказаться от посещения места, в котором ребенок ведет себя неподобающим образом;
  • помещать ребенка в высокую коляску супермаркета, чтобы сделать невозможным убегание и хватание предметов в магазине;
  • изолировать домашних животных от агрессивного ребенка;
  • временное дистанцировать дерущихся детей друг от друга.

Такую методику коррекции поведения у детей старше двух-трех лет нельзя назвать оптимальной, но для совсем маленьких это зачастую самый целесообразный метод, который избавляет родителей и детей от многочисленных стычек по поводу правил. Дети слишком малы, а период слишком короткий, чтобы придумывать какие-либо другие методы для устранения нежелательного поведения.

Такой метод коррекции нежелательного поведения ребенка имеет два существенных изъяна:

  • не все действия малышей можно сделать невозможными. Например, если вам не нравится, что ребенок играет с сахарницей, вы можете просто убрать сахарницу из поля действий ребенка, сделав игру невозможной. Однако если ребенок громко кричит, то вы не можете ничего предпринять, чтобы сделать нежелательное поведение невозможным;
  • этот метод ничему не учит детей, и при появлении возможности возобновить действие оно, вполне вероятно, возобновится.

Ребенок, которого изолировали в комнате в результате драки, не в состоянии научиться справляться со своим гневом или чувством обиды, возникающими при общении с другими детьми. А значит, такой метод может случиться только в качестве дополнительного к другим методам формирования поведения. Применения только его явно недостаточно для полноценного воспитания. Однако до трех лет основными методами продолжают считаться физическая невозможность совершения действия и отвлечение внимания.

Коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста: метод наказания

Для коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста нередко используются наказания. Чаще всего такой метод неэффективен, однако, принимая во внимание, что наказание в каких-то его проявлениях неизбежно и является часто формой реакции на негативное поведение ребенка (далеко не всегда осознанной), стоит разобрать его наименее деструктивные формы.

К таким видам относятся наказания естественными последствиями и выражение негативных чувств родителей.

В ответ на нежелательное поведение ребенка вы можете резко выразить свои чувства, не унижая малыша. Так называемые «Я-высказывания» (выражение своих чувств) вполне могут быть использованы в качестве последствий плохого поведения детей. Например, вы можете сказать: «Я очень злюсь, когда мне не дают спать по утрам!» или «Очень неприятно, когда за столом шумят!» Говорить нужно от первого лица, избегая обвинений.

Эффективность такого метода невелика, и в основном он работает в качестве громоотвода родительского напряжения.

В литературе, посвященной эмоциональному контакту с детьми (техникам активного слушания, «Я-высказываний»; наилучшим образом эти методы описаны у У. Гиппенрейтер в ее книге «Общаться с ребенком: как?»), подчеркивается, что сообщение своих чувств не является методом воздействия на поведение ребенка. Хотя в некоторых случаях и может приводить к его изменению.

Метод в основном служит для того, чтобы ребенок имел представление о том, что происходите окружающими его взрослыми в ответ на его поведение. Чем лучше ваш контакте малышом, тем больше вероятности, что ваше состояние может направлять его действия в нужное вам русло. Например, если вы огорчены его поведением, то от того, насколько хорош ваш контакт, зависит, примет ли ребенок ваше состояние во внимание в процессе дальнейших действий.

Демонстрация негативных переживаний родителей является наказанием для ребенка. Если мама рыдает в ответ на какие-то действия малыша, то для него это также наказание достаточно сильное.

Используя этот метод коррекции агрессивного поведения, нельзя шантажировать ребенка своими переживаниями; часто дети очень чувствительны. Довольно легко внушить чувствительному ребенку ответственность за настроение родителей, чувство хронической вины зато, что он не смог осчастливить окружающих. Во взрослом возрасте хроническое чувство вины — один из важных и болезненных аспектов невротического состояния.

Если часто повторять фразы: «Ты расстроил маму!», «Я очень переживаю!», «Мне тяжело, когда ты плачешь!», «Я переживаю, когда ты ничего не съел за обедом», «Мне без тебя очень грустно», то они могут внушить малышу чувство ответственности за состояние близких, несоразмерное с его властью и возможностями. Не используйте такие выражения слишком часто и обращайте внимание на реакцию малыша. Не внушайте ребенку ответственность за свое эмоциональное благополучие. Это по форме мягкая, но от этого не менее мощная манипуляция ребенком.

Вы можете использовать высказывания своих чувств умеренно, следя затем, чтобы не превращать общение с ребенком в бесконечный рассказ о своих переживаниях. Чтобы поделиться своими чувствами, найдите взрослых людей, способных принять их.

  • Наказание может наступить в виде естественных последствий действий ребенка. Не препятствуйте таким последствиям. Дайте малышу столкнуться с результатами его деятельности.
  • Не стоит делать замечания, если ребенок неаккуратно играет с игрушкой. Но если игрушка сломана — вы можете отказаться тут же купить новую. Отсутствие игрушки — естественный результат неосторожной игры.
  • Естественным последствием может считаться сокращение времени на чтение книжки в результате слишком долгой подготовки ко сну. Если ребенок никак не желает идти в ванную, можно напомнить ему, что чтение книжек проходит только до 9 часов и от него зависит, сколько оно будет продолжаться.
  • Хорошим примером естественных последствий можно считать возвращение вещей, взятых без спросу ребенком. Дети пока не понимают в полной мере моральных норм и довольно часто могут брать чужие предметы. Хороший вариант — идти и возвращать вещь вместе с ребенком.
  • Временный уход от товарищей по играм, изоляция в случае агрессивного поведения являются наказанием для ребенка. Однако это — естественные последствия, так как дерущийся ребенок попросту опасен для окружающих.
  • Другим вариантом наступления естественных последствий можно считать предложение ребенку убрать результаты его неосторожной деятельности. Например, если ребенок изрисовал стену в неположенном месте, можно сказать ему: «Вот тебе тряпка, попробуй привести стену в порядок» — и выдать приспособления для уборки. Таким образом, вы показываете, как можно принести пользу там, где нанесен некоторый ущерб имуществу.
  • Еще один вариант естественных негативных последствий поведения ребенка — физическое сдерживание малыша, который, например, дерется.

Все описанные выше методы коррекции агрессивного поведения детей можно причислить к естественным последствиям действий ребенка, в то же время они являются наказанием для него. Но такое наказание в наименьшей степени разрушительно действует на контакт взрослого и малыша и дает ему максимум информации о его действиях.

Наказание применимо в тех случаях, когда поведение крайне неприятно, причиняет боль или унижает окружающих (например, ребенок плюется в людей или дерется, бьет животных). Сюда же можно отнести действия, которые угрожают сохранности малыша (ребенок сует пальцы в розетку). Любые подобные действия должны быть остановлены без промедления. Ограничьте свободу дерущегося ребенка, территориально разделите его с пострадавшим животным, отведите из компании детей, в которой он играл и т.д. Если реагировать именно так, велика вероятность, что подобное поведение больше не повторится. Вы должны реагировать сразу же и вполне однозначно.

Если агрессивное поведение закрепилось (например, ребенок дерется со всеми подряд, кусается, щиплется, толкается, ломает игрушки и проч.) и существует уже несколько месяцев, то избавиться от него будет уже совсем не просто

Поскольку описанные выше действия относятся к наказаниям, они имеют те же ограничения и последствия, что и любые наказания. Однако некоторые виды поведения детей должны быть, тем не менее, остановлены, так как представляют опасность для окружающих или для них самих. Если наказание бывает редко, его эффективность возрастает. Если же вы постоянно наказываете ребенка, например, отчитываете или кричите на него, то такие воздействия становятся просто шумом, который малыш перестает замечать.

Коррекция отклоняющегося поведения детей дошкольного возраста: метод игнорирования

Для коррекции отклоняющегося от норм поведения детей нередко используется метод игнорирования.

Если какое-то поведение существует, значит, это поддерживается окружением. Ребенку дают то, что он хочет, уделяют внимание в ответ на плохое поведение, или происходит что-то иное, что закрепляет его поведение. Лишив внимания нежелательное поведение, вы сведете на нет: То есть если поведение его не приносит ни хороших, ни плохих результатов, оно со временем угасает.

Часто на психологической консультации приходится слышать от родителей, что для коррекции девиантного поведения дошкольников они пытаются использовать игнорирование, так как читали, что это помогает, однако данный метод не работает. При детальном рассмотрении выясняется, что родители считают игнорированием то, что на самом деле является вниманием к действиям ребенка.

Например, родители говорят малышу, который капризничает или ноет: «Никто с тобой разговаривать не будет!» Важно понять, что любые действия или слова в адрес ребенка называются вниманием к его поведению и лишь полное отсутствие внешних действий (включая мимические действия, например, нахмуренные брови) можно считать игнорированием.

Важно знать две особенности. Игнорирование никак не работает, если мотивация поведения высока сама по себе и ребенок получает от действия большое удовольствие.

Например, на ребенка никак не подействует, если вы будете игнорировать прыгание на вашей кровати. Ведь ребенку очень нравится сам процесс, поэтому не имеет никакого значения, обращаете вы на это внимание или нет. Вряд ли поможет, если вы будете игнорировать поедание конфет, сование в рот неположенных вещей, стремление добраться до ненужных предметов, драку детей… Все эти действия имеют высокую собственную мотивацию, то есть ребенку слишком нравится момент отскакивания от кровати, вкус конфет, запрещенные вещи, ему необходимо обследовать непонятные предметы ртом, поэтому ваше невнимание, игнорирование не приведет к угасанию поведения.

Игнорированию поддается то поведение, которое рассчитано на реакцию окружающих. Например: ребенок издает неприятные звуки (скрипит зубами, визжит), замахивается на людей, корчит неприятные рожицы, ноет, хнычет, кидает предметы, демонстративно обижается, плюется, пытается одеться неподобающим образом'(например, обуть теплые сапоги в жару) и т.д.

Другая особенность игнорирования — его нужно применять локально к какому-то поведению ребенка, но не к самой личности. И делать это необходимо последовательно. Нельзя игнорировать какое-то поведение, например хныканье, несколько минут, а потом сломаться и начать что-то выговаривать малышу. В таком случае ребенок имеет дело не с игнорированием его поведения, а лишь с отсроченной реакцией. То есть ребенок точно знает, что реакция наступит, но неизвестно, на какой минуте. И тот факт, что подкрепление поведения поступает через разные промежутки времени, делает поведение (например, хныканье) очень продолжительным и устойчивым.

Хорошо поддается игнорированию такое поведение, которое бросает вызов родителям. Например, малыш с хитрым видом тянется к запрещенным предметам, засовывает в рот то, что ему запрещают, демонстративно убегает в ненужном направлении. Что делать в таких случаях? Малыш явно развлекается: хитрые глаза, улыбка, кокетливый вид — все говорит о том, что он делает это специально для мамы. В таких случаях родителю нужно игнорировать именно этот вызов. Без эмоций остановите нежелательное действие, но никак не реагируйте на то, что малыш делает это нарочно, бросая вам вызов. Вы этот вызов не принимаете, не вступаете с ним в выяснение отношений, однако отстаиваете свое правило: убираете ручку из опасного места, останавливаете малыша и т.д. Вызова же вы как будто не замечаете.

Если поведение ребенка раньше подкреплялось вниманием, то, лишившись этого внимания, оно угаснет.

Также нужно понимать, что для того, чтобы ребенок получал точную информацию, заканчивать игнорирование нужно, как только нежелательное поведение исчезает.

Если малыш кинул игрушку, а через две секунды подошел к вам и что-то просит, то вы должны игнорировать нежелательное действие (бросил игрушку) и поощрять хорошее (вежливо вас просит о чем-то). Нельзя игнорировать ребенка длительное время за какой-то его нежелательный поступок.

Игнорирование человека не приведет ни к улучшению отношений с ним, ни к улучшению его поведения. Никогда нельзя отвергать малыша в результате какого бы то ни было поступка. Для ребенка отвержение равно потере любви родителя; это вызывает у него сильный страх, подавленность, чувство отвержения. Эмоции эти очень сильные и разрушительные для детей любого возраста. Они влияют не только на сиюминутное настроение ребенка, но и на формирование его отношения к миру и самому себе. Поэтому любые вербальные («Мне не нужен такой сын!», «Я не буду любить такую грубую девочку!») или невербальные (отказ от общения, «незамечание» ребенка) проявления должны быть исключены из общения с ребенком.

Для ребенка отношения с родителем равны отношению с миром вообще, поэтому, лишая его своей поддержки, вы наносите глубокую травму личности ребенка, переживать последствия которой он будет в своей взрослой жизни.

Метод создания несовместимого поведения при коррекции поведения детей

Метод создания несовместимого поведения ребенка при психологической коррекции предполагает использование положительного подкрепления, поэтому он очень эффективен. Он заключается в том, чтобы поощрять ребенка, показывать такое поведение, которое просто физически несовместимо с нежелательным. Например, приучайте ребенка гладить и мягко щекотать собаку — это несовместимо с агрессивными действиями в ее адрес. Используя поощрения, учите ребенка делать желательные вещи, исключающие одновременное совершение нежелательных: аккуратно есть, откликаться на просьбы, складывать вещи, иногда соблюдать тишину и т.д. Примеров такого поведения множество. На большинство действий, которые вам не нравятся в поведении малыша, вполне можно придумать альтернативные действия и поощрять ребенка совершать их.

  • Ребенок жадничает — старайтесь поощрять все, что можно отнести к щедрости.
  • Ребенок плюется едой — обращайте внимание и поощряйте любое аккуратное обращение с пищей.
  • Ребенок не слезает с ваших рук — поощряйте его каждый раз, когда он сидит или идет рядом.

Делайте это, используя все методы поощрений, и вскоре хорошее поведение вытеснит нежелательное.

Вам необходимо дождаться, когда ребенок продемонстрирует желательное поведение и подкрепить его похвалой или другими способами. Или же вы можете побудить малыша просьбой сделать что-то необходимое вам, а потом похвалить это действие. Например, вместо того, чтобы одергивать ребенка, хватающего товары в магазине (то есть применять малоэффективный метод наказания), поручите ему принести фрукты и положить их в корзину. Большинство малышей с удовольствием выполнят поручение, если поддерживать их стремление быть полезными. Только не пытайтесь проделать это в парфюмерном магазине. В таком магазине вам подойдет метод ограничения — оставьте ребенка дома.

Технологии коррекции отклонений в поведении детей-дошкольников: игровые занятия

Эффективным методом коррекции отклонений в поведении детей является организация времени и места для нежелательных поведенческих поступков.

Некоторые виды нежелательного поведения маленьких детей довольно стойкие и имеют, так сказать, познавательную основу. Такое поведение нельзя убрать окончательно. Однако взрослым оно может порядком портить настроение. Для подобного поведения вы можете установить специальное время и место.

Таким образом, вы легализуете это поведение малыша, так как понимаете его тягу к подобным действиям. Но, с другой стороны, вы контролируете это поведение, ограничивая его место и продолжительность.

Когда поведение взято таким образом под контроль, оно практически перестает проявляться вне специально созданной для него ситуации. В теории обучению поведению это называется установкой сигнала для поведения. У ребенка устанавливается ассоциативная связь поведения с конкретной ситуацией. В других ситуациях поведение перестает проявляться. Для такой коррекции поведения дошкольников используются игровые технологии.

  • Например, некоторым детям нравится плеваться, и далеко не всегда это поведение направлено на реакцию окружающих (хотя при активном внимании со стороны взрослых оно быстро становится демонстративным). Стоит ли говорить, что такие действия не приводят в восторг родителей? Однако ограничивать такое поведение сложно. В подобных ситуациях можно создать игру в ванной во время купания, когда ребенок может плевать воду в специально отведенную мишень. Если малыш начинает плеваться в другое время, напомните ему, что он сможет поиграть в «верблюдика» в ванной.
  • Девочка четырех лет, подражая маленькому брату, начала коверкать слова, чем очень раздражала родителей. Ей была предложена игра, где она должна была озвучивать маленького пупсика, говоря подобным образом. В другое время родители поощряли речь девочки, когда она говорила нормально. После использования такой игровой коррекции поведения ребенок перестал коверкать слова.
  • Можно научить ребенка громко кричать или визжать только в определенных игровых ситуациях.
  • Можно разрешить рвать старые журналы вместо книг.
  • Вместо бросания игрушек можно предложить малышу бросать шарики в мишени.
  • Методы, посвященные агрессивному поведению (когда агрессия перенаправляется на предметы), также можно считать принадлежащими к методу № 5.
  • Вместо выдергивания культурных или комнатных растений можно научить малыша дергать из земли то, что не особенно жалко, например, подорожник.

Игровая коррекция поведения дошкольников очень часто срабатывает, когда ничего другое не помогает.

Оригинальный пример использования этого метода приводит в своей книге Карен Прайор. Если дети расшумелись, предложите им по сигналу (например, по хлопку) шуметь очень громко. Потом еще разок. Обычно двух-трех таких занятий по коррекции поведения детей бывает достаточно, чтобы громкий шум уже не возникал без специального сигнала.

Формирование правил и культуры поведения у дошкольников методом поощрения

Для формирования правил поведения у дошкольников очень эффективен способ поощрения. Этот метод во многом схоже с методом создания несовместимого поведения. И в том, и в другом случае поощряется такое поведение, которое несовместимо с нежелательным. Однако в случае использования методики поощрения вы можете не иметь заранее четкой идеи о том, как может выглядеть новое поведение. Вы просто наблюдаете за ребенком и находите, а затем закрепляете любое поведение, которое не является проблемным.

Например, ребенок капризничает во время длительной поездки. Вам в принципе безразлично, что появится взамен, если только не появится что-то хуже. Вы можете поощрять обследование салона самолета, рисование, поедание яблока, то есть любое приемлемое поведение.

Другой пример: вы хотите избавиться от навязчивого поведения ребенка в то время, когда заняты домашними делами. Поощряйте любые действия ребенка, связанные с его самостоятельной активностью, как бы это ни выглядело: стоит ли малыш рядом с вами и пытается помочь, играет ли в свои игрушки или ест самостоятельно — все это должно быть отмечено одним из способов поощрения.

Этот метод хорошо применять к детям, которые привыкли к тому, что их должны развлекать взрослые. Часто из этого вырастает довольно досадная проблема. Как с этим бороться? Обращайте внимание на ребенка, когда он играет самостоятельно, прокомментируйте его действия, если он занимает себя сам. Часто те дети, которые видят в маме любимую и всегда доступную игрушку, при таком внимании отвлекаются от своих дел и подходят к маме, требуя ее внимания. Не нужно этого пугаться, вначале это нормальное явление. При последовательном применении такой метод все же будет иметь результат — ребенок научится занимать себя сам. Поощряйте самостоятельные игры и занятия малыша.

Как скорректировать поведение ребенка путем изменения мотивации

Смена мотивации ребенка, переключение – это, пожалуй, самый эффективный и мягкий метод изменения поведения ребенка. Он связан также с их нестойким вниманием, поэтому его просто применять.

Если малыш ведет себя нежелательно, просто измените фокус его внимания.

  • Например, если ребенок не хочет идти домой — не настаивайте, просто предложите ему сыграть в игру «Поймай огонек» и посветите фонариком на дорожку, двигаясь в сторону дома.

Для того чтобы использовать этот метод, изменять мотивацию, нужно точно оценивать существующую мотивацию малыша. Это не всегда просто: часто родителей захватывают эмоции возмущения или гнева в ответ на поведение ребенка. Они начинают думать при этом: «Как он может себя так вести, он должен слушаться, если я говорю!» В другом случае родители сразу переходят к заключению о характере ребенка, оценивая его как упрямого, неуправляемого или нытика. Такой подход практически не дает возможности реагировать конструктивно. Взрослые либо охвачены желанием немедленно навести порядок, либо переживают бессилие в отношении поведения ребенка.

Чтобы сменить мотивацию ребенка, нужно, прежде всего, определить текущую мотивацию, то есть спросить себя, почему малыш делает это? В нашем примере малыш хочет играть дальше на улице, поэтому его сопротивление — это отстаивание собственного желания играть. Предложите ему именно то, что он хочет (другую игру), и он, скорее всего, охотно пойдет завами.

Большая часть представлений о мире у ребенка еще слишком ограниченна, чтобы пытаться добиться от него какого-то логического понимания ваших рассуждений и доводов. Не стоит пытаться донести до двухлетнего малыша логику ваших решений. То есть не стоит говорить ему: «Но ведь мама не успеет помыть посуду, если сейчас мы не пойдем домой!» — малышу это глубоко безразлично. Лучше сделайте так, чтобы ему нравилось следовать вашим решениям, предложив ему соответствующую случаю мотивацию.

Приведем еще несколько примеров использования этого метода.

  • Если малыш традиционно скандалит в супермаркете, попробуйте дать ему на время выбора товаров его любимое лакомство (желательно, чтобы его хватило на большую часть времени в магазине).
  • Если ребенок слишком беспокойно ведет себя в очереди к врачу, возьмите побольше игрушек или почитайте малышу, вместо того чтобы требовать от него, чтобы он перестал носиться, потому что здесь так себя не ведут.

Этот метод имеет в своей основе смену доминанты — старайтесь сделать так, чтобы малыш захотел чего-то другого, не того, что движет его действиями сейчас.

Каждый из методов будет уместен в какой-то ситуации. Залог успеха в этом деле — пауза между действиями ребенка и вашей реакцией.

Исключения из этого правила, пожалуй, составляют ситуации, когда ребенок наносит реальный вред себе или окружающим.

Статья прочитана 4 315 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.