Программа воспитания детей в семье: цели и задачи
Программа дошкольного воспитания детей представляет собой комплексный подход к реализации основных задач по развитию личности ребенка, формированию у него нравственных понятий и моральных ценностей, привитию хороших привычек и обучению полезным навыкам. Только в тех семьях, где программа воспитания реализуется целенаправленно, дети вырастают социально адаптированными и способными свободно коммуницировать.
Родители ответственны за воспитание и образование своих детей. Семья — самая подходящая среда для всестороннего развития человека. Основные принципиальные установки относительно жизни, моральной и религиозной ориентации, ответственного использования свободы и развития индивидуальности в целом, как правило, постигаются в лоне семьи. Именно в семье человек получает первый и самый решающий толчок для своего развития.
Основные вопросы семейной программы воспитания
Если образовательная активность семьи более осознанная, постоянная и искренняя, то ее влияние на детское развитие будет сильнее. Если образовательная активность семьи недостаточна, в развитии детей будут обнаружены серьезные пробелы. Общее времяпрепровождение очень важно для гармоничного развития ребенка и создания здоровой обстановки в семье. Это означает, что мы должны, прежде всего, проводить время с нашими детьми, посвящая время им. И здесь важно в первую очередь качество, а не количество.
Наличие семейной программы воспитания означает серьезный взгляд на следующие основные вопросы:
- Какими бы мне хотелось видеть своих детей?
- Какие цели я ставлю для их воспитания и образования? В рамках комплексного воспитания принимаю ли я во внимание их физическое, интеллектуальное развитие, воспитание воли, чувств и трансцендентное существование человека?
- Какие идеалы, ценности, хобби, знания, отношения и т. д. я собираюсь помочь им приобрести?
- Какие средства я собираюсь использовать, чтобы достичь этих целей?
- Какие трудности я собираюсь преодолевать при необходимости?
- На чью помощь я могу рассчитывать?
Чтобы реализовать задачи семейной программы воспитания дошкольника, жизненно важно использовать первые годы — от времени до рождения и после, вплоть до начала подросткового периода, потому что именно в это время протекает большинство сензитивных периодов.
Программа воспитания по развитию личности ребенка
Программа воспитания детей родителями должна относиться к развитию личности ребенка в целом, то есть всех его (ее) возможностей:
- физических;
- интеллектуальных;
- силы воли.
- эмоциональности;
- убеждений и верований.
Эти возможности раскрываются в трех средах в такой последовательности:
- семья;
- школа;
- общество.
Любая программа нравственного воспитания детей должна учитывать особенности, соответствующие возрасту каждого ребенка и целям, которые будут достигнуты. Как только программа составлена, планы действий станут практическим инструментом для достижения заявленных целей.
Каждому ребенку необходима персональная программа воспитания.
Все дети разные, и программы воспитания должны быть персонифицированными.
Когда дело доходит до определения целей, одни из них будут краткосрочными, другие — среднесрочными, третьи — долгосрочными. Здесь имеется в виду подготовка, которую мы хотим дать нашим детям — младшим школьникам, подросткам, студентам, молодым специалистам, молодым родителям и т. д.
Полученные стимулы влияют на человека в большей или меньшей степени в течение всей его жизни. Это означает, что нам нужно позитивное воспитание: иметь цель, двигаться вперед, знать, чего мы хотим от наших детей.
Подрастая, дети будут выбирать собственный путь, но их выбор будет ограничен альтернативами в пределах полученных возможностей.
Если мы учили их играть в теннис, или говорить на другом языке, или быть упорными, у них будет большая свобода выбора: играть в теннис или нет, говорить на другом языке или нет. Но если они не знают, как это делается, тогда выбор ограничен. Во-первых, они должны будут решить: им нужно выучить язык или научиться играть в теннис, то есть если ли у них средства, настойчивость и время делать это.
Будет ли у ребенка хорошая память, живое воображение, способность находить причины явлений и высокая концентрация внимания — все это находится в большей степени в руках родителей. Если программа воспитания детей реализуется с раннего возраста, все возможности развиты правильно, и, кроме того, ребенок обладает сильной волей, позволяющей ему учиться (и это еще не все, что должно бьггь развито), то хорошая учеба — ожидаемый результат.
Способности ребенка не развиваются сами по себе. Необходимо иметь намерение развивать их и знать, как это делать. Другими словами, это означает наличие программы воспитания, в которой есть эти цели и которую планируется осуществить.
Приступая к составлению программы воспитания в семье, следует принять во внимание возраст ребенка и сензитивные периоды, соответствующие возрасту. Привычки, отвечающие сензитивному периоду, ребенок приобретает без каких-либо затруднений.
Позитивное воспитание означает наличие программы воспитания.