Методики раннего развития детей разных авторов
Методик раннего развития детей дошкольного возраста за многовековую историю педагогики разработано немало. Одни давно канули в Лету, а другие до сих пор считаются перспективными и успешно применяются в современном обществе. У каждой из них есть свои приверженцы и противники, по поводу многих развивающих систем по сей день ведутся жаркие споры. В числе наиболее успешных авторов методик раннего развития детей можно выделить американского врача-нейрохирурга Гленна Домана, итальянского педагога Марию Монтессори, японского инженера-предпринимателя Массару Ибуку и российских педагогов-новаторов Бориса и Елену Никитиных.
Сегодня не утихают споры по поводу необходимости развивающих занятий с детьми раннего возраста. Противники этой системы обучения приводят примеры подросших учеников, которые так и не стали ни кандидатами наук, ни великими учеными. Но положительного влияния на общее развитие малыша подобных методик не смог оспорить ни один противник раннего обучения.
Методика раннего развития детей врача-нейрохирурга Гленна Домана
Первым ученым-медиком, который озвучил необходимость раннего развития ребенка, стал американский врач-нейрохирург Гленн Доман. Работая с травмами головного мозга, Доман заметил, что при систематическом повторении увиденного на картинках, в словах или фигурах, поврежденные клетки головного мозга начинают функционировать быстрее и восстанавливаются гораздо в большей степени.
Он предположил, что в случаях с маленькими детьми в период интенсивного роста головного мозга можно добиться небывалого успеха в освоении чтения, счета и музыкальной грамоты. Важным условием успеха его методики является интенсивность смены карточек к разглядыванию. Она наращивается подобно снежному кому. Если в первое занятие карточку со словом показывать необходимо в течение одной секунды, то к концу первого этапа ознакомительного процесса карточки меняются за доли секунды.
Но если вы хотите, чтобы малыш научился читать по методике раннего развития детей, разработанной Доманом, не перегружайте пространство детской карточками с буквами и слогами, не затягивайте процесс обучения тому или иному элементу. Помните про время, которое может потратить маленький ребенок, удерживая внимание на одном предмете, — оно минимально. Несколько секунд.
Это объясняется, с одной стороны, количеством концентрации внимания малыша, с другой стороны — активностью работы головного мозга ребенка.
Автор также доказал необходимость сочетания умственного и физического развития. Гленн Доман методики раннего развития ребенка, предлагает смастерить для трехмесячного младенца специальный трек для ползания. В его основе — каркас из плотного материала и стенки, обитые мягкой тканью.
Такой трек необходимо располагать немного под углом, ставя один конец на опору не выше 10 см. Ребенок выкладывается в трек на животик, а родитель ставит свою ладонь перед пяточками малыша, чтобы перевести рефлекторные отталкивания в осознанное действие.
Согласно исследованиям американских врачей, в треке Гленна Домана малыш учится ползать быстрее и полностью овладевает этим умением к пяти месяцам своего существования. Закреплять навыки ползания в этом треке можно и дальше — до возраста, необходимого для развития умения стоять или сидеть.
Замечено, что дети, воспитываемые по методике раннего развития Гленна Домана, развиваются значительно быстрее своих сверстников, они быстрее начинают держать голову, ползти и сидеть. Они начинают ходить в семь месяцев, а в шесть произносят первые слоги. Конечно, знания, полученные по этой методике, позволяют только активизировать возможности мозговой деятельности и не сулят в дальнейшем гениальных открытий, но существенно облегчают жизнь ребенка в школьные годы и в годы обучения в университете.
Сесиль Лупан — француженка, которая умело сочетала методику раннего развития детей в домашних условиях Гленна Домана с собственным подходом к развитию дочери. Она изменила принцип показа карточек, сделав процесс медленней, но интересней. Каждое новое достижение ребенка возводилось в ранг открытий и фиксировалось ею на специально выделенной стене в детской комнате. Сесиль постаралась взять из методики Гленна Домана основную идею, но применяла она ее исходя из собственных реалий.
Методика раннего развития детей инженера Массару Ибуки
Еще один яркий представитель подвижников раннего развития — Масару Ибука. Не педагог, не врач и даже не психолог. Масару Ибука — обычный бизнесмен, который разработал методику раннего развития детей, ища способы и формы реабилитации для больного сына. Его ребенок перенес тяжелую болезнь и стал отставать в развитии, отец направлял всю свою энергию на то, чтобы найти возможность помочь ребенку в реабилитации.
Будучи одним из основателей корпорации Sony, Масару Ибука много общался с философами, педагогами-новаторами, врачами и психологами. Итогом его просветительской деятельности стало создание организации «Обучение талантов» и «Японской ассоциации раннего развития», которая продолжает свою деятельность и сегодня.
Как говорил автор методики развития детей раннего возраста Масару Ибука, «После трех уже поздно!» Это означает, что наиболее подходящий период для развития задатков в ребенке напрямую связан с темпами роста его головного мозга.
Чем быстрее растет мозг, тем больше знаний можно вложить в малыша, тем больше талантов возможно развить. Так как к полугоду мозг малыша формирует около 50% нейронных связей, а к трем годам до 80% головного мозга сформировано, то именно в самом раннем возрасте можно развить в ребенке потребности, чувства, мышление и творчество. Девиз доктрины Ибука: «Кормите ребенка знаниями, этим его нельзя перекормить».
Методика раннего развития детей педагогов-новаторов Никитины
Среди известных авторов методик раннего развития детей можно отметить супругов Никитиных – российских педагогов-новаторов. Как отмечают сами Борис и Елена, они старались уйти от программного воспитания, доверяя больше интуиции и потребностям малыша, чем правилам и догмам. В основе их методики лежит физическое развитие ребенка — как ключ к активации познавательного интереса. Авторы методики раннего развития детей Никитины — первые педагоги в России, выделившие игру как форму развивающего обучения.
Сегодня по методике семьи Никитиных работают педагоги во всем мире, Борис и Елена выпустили большое количество развивающих игр, разработали целую концепцию раннего развития, закаливания, физической активности.
Методика раннего развития детей педагога Марии Монтессори
Безусловно, достойна упоминания и старейшая методика раннего развития детей итальянского педагога Мариии Монтессори, получившая широкое распространение на Западе, а в Россию пришедшая в конце восьмидесятых годов.
Более ста лет назад Мария, будучи врачом в детской клинике, обратила внимание на то, как бесцельно слонялись по коридорам лечебницы дети с психическими отклонениями. Она отметила, что эти дети при должном уходе и стимулировании могли бы получить полноценное воспитание и исправить свой недуг.
Мария начала изучать психологию и педагогику, вскоре разработав свою систему раннего развития в естественной среде. Автор методики раннего развития детей Монтессори опиралась на сенсорную обстановку, окружающую ребенка. Она впервые заговорила о том, что для полноценного развития малыша необходимо дать ему свободу действия.
Главный принцип методики раннего развития детей Марии Монтессори: «Помоги мне это сделать самому!» Другими словами, родитель или воспитатель создают развивающую среду для ребенка при помощи подручных средств, направляют ребенка в его познании и дают ему шанс закрепить свою индивидуальность в окружающем мире.