Обучение и развитие по методу Марии Монтессори
Метод научной педагогики по системе Марии Монтессори поистине уникален. Парадоксально, но эта обучающая система, разработанная ещё в начале прошлого столетия, даже отметив 100-летний юбилей, не утратила своей актуальности. В классах Монтессори могут учиться разновозрастные дети, чаще всего они вольны в передвижениях по комнате, а учитель, работающий по такой оригинальной методике, – это не только строгий наставник, но и добрый друг ребенка.
Мария Монтессори обладала поистине уникальным чувством понимания ребенка, она разработала систему раннего образования, направленную на удовлетворение основных потребностей детей.
Рожденная в Италии, Мария Монтессори стала первой женщиной-врачом в своей стране. В начале самостоятельной медицинской деятельности она работала с детьми из бедных семей, отстающими в развитии. Пристально наблюдая за ними как врач, и проводя педагогические эксперименты, Мария Монтессори разработала метод развития ребенка, особую систему образования, которая помогла детям с задержкой физического и психического развития учиться так же успешно, как нормальные дети со средними способностями.
Методы врача и педагога стали широко известны и были восприняты во многих странах. К сожалению, в России в 1926 году метод Монтессори официально был запрещен как «развивающий буржуазную индивидуальность». Сейчас в нашей стране вновь вспыхнул и распространяется интерес к ее педагогике.
Помните: метод научной педагогики Монтессори поможет нашему ребенку активно развиваться!
Методика Монтессори: суть системы и главные педагогические принципы
У метода обучения Монтессори множество аспектов, поэтому хорошо подготовленный преподаватель (так называемая директриса в развивающих классах) должен постоянно учиться и совершенствоваться, но основные идеи педагогической системы итальянского врача и педагога легко воспринимаются всеми, в том числе родителями.
Идеи, помогающие малышам стать здоровыми, всесторонне образованными людьми, по-прежнему свежи, полны смысла и чрезвычайно актуальны.
Суть и принципы методики Монтессори опираются на разумную, хорошо продуманную систему, которая позволяет ребенку развиваться согласно своим способностям и интересам, со своей собственной скоростью, под руководством подготовленных преподавателей. Ещё один важный момент – обучение проводится с использованием специально разработанных «дидактических материалов Монтессори».
Главная цель методиеи Монтессори — так называемая «нормализация» ребенка. «Нормализованный ребенок» — кто это? Под этим понятием подразумевается, что малыш должен стать уравновешенным, уверенным в своих силах и сможет полностью проявить все свои способности, даже если у него есть какие-то физические или иные проблемы.
Цель методики М Монтессори будет достигнута, если ребенок в процессе обучения:
- способен хорошо концентрироваться;
- обладает чувством собственного достоинства; независим, самостоятелен;
- стремится к учебе (самомотивирован); получает удовольствие от повторения; аккуратен (любит порядок);
- может работать в одиночестве;
- самодисциплинирован; хочет иметь свободу выбора;
- получает удовольствие от процесса деятельности (нет необходимости в поощрении или наказании);
- послушен;
- предпочитает настоящую работу бесцельной игре;
- любит учиться.
Педагогический метод Марии Монтессори состоит из трех основных частей: ребенок, окружающая среда, преподаватель (директриса).
В центре любой системы раннего образования должен находиться ребенок. Главным принципом системы Монтессори являются личные наблюдения за детьми, полное понимание всего заложенного в каждом ребенке с рождения. И действительно — мы должны воспринимать нашего малыша таким, каков он есть, а не таким, каким ему надо быть по нашему представлению.
Мария Монтессори разработала так называемую развивающую среду, чтобы помочь ребенку самому стать полноправной личностью. Она рассматривала преподавателя как человека, скорее направляющего учебную деятельность, чем действительно обучающего. Поэтому она предпочитала название «директриса», а не «преподаватель». Врач и педагог видела ребенка таким, каков он есть на самом деле.
Принципы Монтессори позволяют ребенку учиться так, как ему лучше и легче всего: выполняя задания самостоятельно. В основном он учит себя сам (т. е. именно учится). Действуя в определенных пределах, малыш может выбрать ту работу, которая наиболее полно отвечает его собственным интересам. Он как бы упражняет внутреннее чувство свободы.
Основные цели и задачи метода Монтессори – приносить ребенку радость, ведь он сам выбирает себе занятие, никто не принуждает его. Самостоятельность ребенка, его уверенность в себе растут по мере того, как развиваются его умения.
Принципы системы Монтессори базируются на врожденном интересе человека к новому и исподволь вселяют в малыша любовь к учебе длиною в жизнь. Это помогает ребенку легко и естественно преодолевать трудности процесса взросления и избегать моментов, когда его заставляют делать что-либо, к чему он еще не совсем готов.
Развивающая среда Монтессори — сама по себе «преподаватель» для ребенка! В такой школе ребенок учится работать как самостоятельно, так и вместе с другими детьми — обычно он сам делает этот выбор. Он учится выполнять «правила класса» и может напомнить о них другим детям.
Так как ребенок сам выбирает для себя задания и выполняет их по своему усмотрению, перед ним открывается множество возможностей для достижения успеха. Согласно педагогическим принципам Монтессори, в классе нет атмосферы соревнования. У ребенка есть доступ к растениям и животным, он может помогать взрослым заботиться о них. Класс— это привлекательное место, в котором дети свободны от навязывания воли старших и успешно развиваются, исследуя окружающий мир.
Кстати, название «школа Монтессори» весьма условно — в российской действительности оно соответствует как понятию «школа», так и понятию «детский сад».
Класс в соответствии с принципами методики Монтессори может состоять из различных зон.
Зона «повседневной жизни» специально создана для самых младших детей (два с половиной-три с половиной года). Здесь они учатся ухаживать за собой — например, одеваться, используя так называемые «обучающие рамки» с пуговицами, кнопками, пряжками, булавками, шнурками, петлями, крючками и т. д., правильно мыть руки, а также поддерживать порядок дома: наливать воду и пересыпать различные продукты (крупы, например), вытирать стол, чистить столовые приборы и др.
Крайне эффективна для развития ребенка по методу Монтессори зона «сенсорики»: она позволяет малышу широко использовать органы чувств для изучения окружающего его мира. Здесь он учится правильно оценивать размеры, вес различных предметов, их цвет, звучание, запах, форму, определять, каковы они на ощупь, и т: д.
Зоны «языка», «математики» и «природоведения», обустроенные по принципу метода Монтессори обеспечивают ребенку помощь в интеллектуальном развитии. Физические упражнения способствуют познанию возможностей собственного тела.
Многие школы Монтессори добавляют такие зоны, как музыкальная, танцевальная, шитья, работы по дереву, иностранных языков — все это служит целям дальнейшего обогащения культуры (духовного мира) и общего развития ребенка.
Директор в такой школе должна многое уметь. В отличие от преподавателя традиционной школы, директор школы Монтессори не является центром класса. Обычно ее с трудом можно заметить в группе детей, особенно когда они работают. У нее нет рабочего стола. Она работает с детьми за их столиками или на ковре.
Преподаватель должен быть тонким наблюдателем и иметь ясное представление об индивидуальном уровне развития каждого ребенка. На основании этого она определяет, какие рабочие материалы являются наилучшими именно для данного ребенка. Она направляет малыша по его собственному пути и помогает ему изучить, как правильно пользоваться тем или иным материалом. Затем она оставляет ребенка наедине с работой и вновь возвращается к наблюдению.
Соблюдая основные принципы метода Монтессори, директор вмешивается только в случае острой необходимости. Она умеет найти выход из различных ситуаций, использовать разнообразные подходы, понятия, чтобы помочь каждому ребенку. Дети видят в ней дружелюбного помощника и руководителя, который всегда там, где он нужен. Но прежде всего директриса для них — тот человек, кто помогает им самим выполнить задания.
В классе Монтессори учатся дети разного возраста. Педагоги приводят ребенка в комнату, где вместе находятся дети разного возраста (обычно от двух с половиной до шести лет). Так мы даем ему возможность учиться самыми разными способами.
Начиная посещать такую школу, малыш учится от старших, более опытных, развитых детей.
Позднее он сам будет помогать другим, используя и одновременно закрепляя накопленные знания (вспомним нашу замечательную поговорку: «Повторенье — мать ученья»!).
В процессе совместной деятельности ребенок научится общаться с самыми разными детьми.
Главные принципы системы Марии Монтессори отличаются от иных педагогических подходов. Эта педагогическая система уникальна. Она основан на разумном равновесии между потребностью ребенка в свободе и структурированной развивающей средой, специально созданной для него.
Комфортная обстановка рабочей комнаты с тщательно разработанными обучающими материалами отвечает врожденным потребностям малыша, а постоянную ненавязчивую поддержку и помощь он получает со стороны хорошо подготовленной директрисы.
Педагогические принципы системы Марии Монтессори дают каждому ребенку возможность максимального развития на самых ранних этапах самостоятельной жизни. Тем самым закладывается прочный фундамент для формирования в дальнейшем хорошо образованного, ответственного, гармоничного, состоявшегося взрослого.
Нет двух одинаковых классов, где соблюдаются основные принципы педагогики Монтессори. Хотя метод этой научной педагогики имеет вполне определенную структуру, он весьма гибок и открыт для индивидуальных интерпретаций.
Как в мире нет двух одинаковых людей, так и каждый класс Монтессори, в основном зависящий от творчества и способностей его директрисы, отличается от остальных.
Лучше всего, если родители встретятся с преподавателем и — по возможности — понаблюдают за классом в рабочее время, чтобы понять его стиль работы в системе.
Понаблюдайте за комнатой обучения по методу Монтессори. Нижеприведенные вопросы помогут нам понять и оценить, что вы видите в таком классе для обучения.
Окружающая среда
- Привлекательна ли комната?
- В хорошем ли состоянии игровые материалы?
- Могут ли дети сами легко достать все игровые материалы?
- Выглядит ли комната ухоженной? Все ли находится в порядке?
- Расположены ли все материалы в логическом порядке (на наш взгляд)
- Есть ли площадка для игр на открытом воздухе? Есть ли гимнастический зал?
Директор
- Ощущает ли она себя комфортно в данной обстановке?
- Говорит ли она мягко и спокойно?
- Передвигается ли она медленно и грациозно?
- Как вам кажется, она в курсе всех дел, происходящих в группе?
- Отвечает ли она детям точно на поставленный вопрос?
- Как вы думаете, она контролирует все, что происходит в помещении?
- Относится ли она к каждому ребенку с уважением?
- Охотно ли и с радостью подчиняются ей дети?
- Участвует ли она в поддержании порядка в классе?
- Понятно ли она демонстрирует игровые материалы?
- Контролирует ли она ответы детей?
Дети
- Комфортно ли они чувствуют себя в комнате?
- Как долго они заняты работой? Как часто?
- Подчиняются ли они основным правилам?
- Бережно ли они обращаются с игровыми материалами?
- Ставят ли они их на место по окончании работы?
- Умеют ли дети работать в группах и в одиночку?
- Просят ли они помочь им, если это действительно необходимо?
- Охотно ли они следуют инструкциям?
- Выглядят ли они счастливыми в этой школе?
Дидактические развивающие материалы для работы по методу Марии Монтессори.
Использование развивающих материалов для занятий по системе Монтессори
В школе Монтессори ребенок учится сам, используя разработанные итальянским педагогом обучающие материалы. Они весьма привлекательны внешне, в основном простые, соответствуют по размерам ребенку, имеют так называемый «встроенный» контроль ошибок (если ребенок при выполнении задания допустил ошибку, он сможет заметить ее сам). При этом малышу нет необходимости прибегать к помощи взрослых, ведь его чувство собственного достоинства не страдает.
Ниже перечислен ряд обучающих наборов «материалов Монтессори», используемых в школах, которые применяют такой метод, наиболее часто. Обратите внимание, есть ли подобные зоны и материалы в том классе, куда вы собираетесь привести своего малыша.
Сфера «повседневной жизни»
«Специальные рамки» — каждая из них помогает овладеть определенным навыком, необходимым в процессе одевания. Это рамки с пуговицами, кнопками, застежкой «молния», пряжками, шнурками, крючками, булавками.
«Переливание» — набор упражнений, улучшающих координацию движений и концентрацию внимания. На начальном этапе это пересыпание риса, гречневой, манной и прочих круп, а затем — переливание воды из одного сосуда в другой.
«Приготовление пищи» включает подготовку к еде моркови, бананов и яблок. Использование таких материалов Монтессори помогает ребенку стать самостоятельным, научиться следить за последовательностью своих действий, быть аккуратным.
«Наведение чистоты» — чистка обуви, столовых приборов, подметание и мытье пола, стирка одежды, умывание. При этом ребенок учится ухаживать за собой и окружающими его предметами.
Прочие сферы
«Карта-головоломка» — это деревянные карты с небольшими рукоятками на каждой составляющей их детали, которые позволяют легко манипулировать ими. Прочные и привлекательные, такие материалы Монтессори знакомят детей с названиями и расположением континентов, государств, отдельных республик и областей, то есть дают базовые сведения по географии.
«Природа в картинках» — наборы различных карточек, объединенных одной темой, которые знакомят ребенка, например, с частями дерева, цветка, листа и т. п. При работе с ними расширяются кругозор и словарный запас ребенка.
«Колокольчики» — это набор колокольчиков, подвешенных между стойками, каждый из которых звучит по-разному. Используются как сенсорный материал Монтессори при сопоставлении звуков и также могут использоваться при обучении музыке для составления гаммы и исполнения простых мелодий.
«Линия» — в большинстве классных комнат Монтессори на полу или ковре нарисован круг. Он используется для упражнений, улучшающих координацию движений и развивающих у детей чувство равновесия.
Сенсорные дидактические материалы для развития детей по методике Марии Монтессори
Сенсорные дидактические материалы Марии Монтессори развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
«Красные штанги» — вводят различия между размерами в одном измерении: по длине. Они дают представление о понятиях: «короткий», «короче», «самый короткий» и «длинный», «длиннее», «самый длинный».
«Коричневая лестница» — вводит понятие о разнице размеров в двух измерениях (по высоте и ширине). Также этот развивающий материал Монтессори и дает представление о таких понятиях, как «тонкий», «тоньше», «самый тонкий» и «толстый», «толще», «самый толстый».
«Розовая башня» — вводит понятие о разнице размеров в трех измерениях и помогает ребенку различать понятия «большой», «больше», «самый большой» и «маленький», «меньше» и «самый маленький».
«Цветные таблички» — собраны в три набора.
Первый содержит три основных цвета для сопоставления, второй — одиннадцать цветов и третий — восемь оттенков восьми различных цветов для расположения их в порядке ослабления или нарастания интенсивности окраски.
Выполняя упражнения для сенсорного развития с использованием этих материалов, ребенок учит названия цветов, развивает способность различать их.
«Блоки цилиндров» — всего четыре набора по десять цилиндриков в каждом. Наборы отличаются друг от друга:
- только по высоте (один набор);
- только по диаметру (один набор);
- по высоте и диаметру одновременно (два набора).
Ребенок находит для каждого цилиндра подходящее отверстие и таким образом учится различать их по размерам.
Наличие у цилиндров мелких «головок» позволяет одновременно развивать мелкие мышцы кисти руки. Такие материалы для обучения по методу Монтессори способствуют подготовке к письму.
«Цилиндры без головок» — каждый раскрашенный набор соответствует по размеру одному из ранее описанных блоков цилиндров.
Другие материалы: фото и описание «наборов Монтессори»
Здесь представлено описание материалов Монтессори для развития речи и математических способнгстей.
Речь
«Буквы из наждака» — вырезаны и наклеены на картон. Ребенок обводит их пальчиком и запоминает форму каждой буквы. Затем он сможет легко сопоставить эту букву и соответствующий звук.
«Металлические вкладыши» — это набор из десяти металлических рамок с различными по форме вкладышами, имеющими рукоятки для облегчения вынимания и вставления их на место. Обведение контуров рамок и вкладышей помогает подготовить кисть и глазомер к письму.
«Звучащие коробочки» — набор состоит из двух деревянных коробочек, в каждой из которых находятся по шесть красных и голубых цилиндров. Различные звуки, издаваемые красными цилиндрами, совпадают со звуками голубых цилиндров во втором наборе. Такие занятия с использованием материалов Монтессори развивают у ребенка способность различать звуки и сосредоточиваться.
«Геометрические тела» — это набор тяжелых деревянных форм, помогающих ребенку увидеть и понять различия геометрических форм, чтобы затем уметь работать с ними.
Математика
«Красно-голубые штанги» — набор из десяти штанг такого же размера, как и «красные штанги», но каждая из них разделена отдельные участки, чередующиеся по цвету (красные и голубые). Они дают начальное представление о счете и могут быть использованы для простейших упражнений в сложении, вычитании и делении.
«Коробки с веретенами» — две коробки разделены перегородками на несколько отделений, которые помечены цифрами от 0 до 9. Такие материалы для занятий по системе Монтессори используются при обучении счету, а также при введении понятия количества. Ребенок располагает линейки или деревянные палочки («веретена») в нужном количестве в каждом отделении.
«Золотой материал» — обеспечивает конкретное введение понятий счета, количества и основных математических действий.
На этих фото представлены материалы из «наборов Монтессори», способствующие обучению и гармоничному развитию ребенка: