Психосоматика у детей: почему ребенок часто болеет
В настоящее время психосоматика у детей активно изучается медиками и полученные данные успешно внедряются в повседневную педиатрическую практику. Полученные в ходе исследований сведения позволяют с уверенность сказать, почему ребенок часто болеет и как это взаимосвязано с его психоэмоциональным состоянием. Применяя несложные психологические приемы, можно обеспечивать малышу правильное развитие и не формировать зацикленности на болезненном и патологическом состоянии, в котором он становиться предметом для жалости и всеобщего внимания.
Почему ребенок часто болеет: психосоматика
Если болеет ребенок, психосоматика тут же начинает подстраивать его психологическое состояние под изменившуюся реальность. Болезнь ставит ребенка в особые отношения с окружающими. Если родители начинают его баловать, они вредят малышу в воспитательном смысле, портят его. Родители спохватываются, когда ребенок уже превратился в капризного домашнего тирана, и не могут понять, что же с ним такое.
Почему болеют дети, психосоматика отвечает просто: на самом деле «испортили» малыша взрослые, сами того не замечая. Избежать такого печального воспитательного результата нетрудно. Надо лишь с самого начала видеть в постоянных болячках вашего чада не только медицинскую, но и воспитательную и отчасти психологическую проблему.
Дети, в отличие от взрослых, имеют удивительную способность приспосабливаться к любой ситуации и чувствовать себя относительно хорошо. Взрослый человек будет стремиться изменить внешние условия под себя, а если это невозможно, «уйдет» искать что-то более подходящее. Когда и это оказывается невозможным, взрослый начнет плохо себя чувствовать.
Ребенок же везде найдет себе занятие: подберет с пола какую-нибудь палочку и начнет с ней играть.
В этой удивительной внутренней гибкости, способности адаптироваться ко всему — и сила детей, и слабость.
Для того, чтобы знать, как объясняет психосоматика, что ребенок часто болеет, нужно понять, что во время длительной болезни происходит ряд изменений.
1. Во время заболевания дети обречены на пассивность, хотя по природе своей они существа очень деятельные.
Взрослый может быть внутренне активен при полной внешней пассивности. Сидит человек в кресле и читает книгу. Но при этом он думает, чувствует, переживает и ему все интересно.
Активность детей совсем другая: чтобы запустить внутреннюю активность, малышу нужно проявлять активность внешнюю — двигаться, что-то трогать.
2. Заболевший ребенок оказывается в центре внимания. Когда он был здоров, взрослые занимались своими делами и уделяли ему не так много времени. Теперь же они только им и заняты. Мудрое чадо делает выводы: меня так любят потому, что я болен, значит, болеть хорошо.
Конечно, вывод делается на уровне подсознания. Ситуация болезни начинает ему нравиться!
Давно известно, что не только тело влияет на душу, но и наоборот. И если болезнь дает малышу какое-то удовлетворение, которого он в обычное время лишен (например, ему все прощают, усиленно ласкают), то уже лишь из-за этого болезнь может затянуться. Ребенку захочется болеть. Ведь приятно, когда все тебя любят.
3. Взрослые не скрывают беспокойства, делясь своими тревогами при малыше, говорят взволнованно и не подозревают, что все это сильно влияет на ребенка. Он начинает безотчетно беспокоиться, что лишь усугубляет его состояние.
Конечно, для мамы или бабушки не так просто не показывать своей тревоги по поводу здоровья ребенка, однако нельзя постоянно «заражать» малыша отрицательными переживаниями. Некоторые считают, что болеющего ребенка можно и нужно баловать, а в результате малыш быстро начинает понимать: со мной что-то не то, но это, оказывается, очень выгодно!
Так зарождается «комплекс инфанта» — своеобразный комплекс неполноценности в соединении со стремлением использовать положение к своей выгоде.
Поведение взрослых вполне понятно, но вред, наносимый ребенку, огромен.
Психосоматика болезней и заболеваний у детей: как лечить
Психосоматика заболеваний детей базируется на том, какое поведение родителей во время болезни ребенка. Надо стремиться устроить так, чтобы больной ребенок мог жить своей детской полноценной жизнью, так как прием лекарств и измерение температуры — не жизнь. Малыш должен заниматься чем-то доступным и интересным, ведь в большинстве случаев неподвижность только вредит детям. Если врач не возражает, не стоит держать ребенка сутки напролет в постели.
Психосоматика болезней у детей советует родителям сделать так, чтобы жизнь не казалась малышу унылой. Каждый день должен приносить самую простую радость (новую книжку, мультик, интересную историю, сказку).
Надо объяснить доступным языком, что болезнь малыша создает некоторые проблемы и его нужно лечить. Говорите с ребенком о болезни спокойным голосом, чтобы он понял, что болеть не страшно, это с каждым может случиться.
Переключайте его внимание на нормальную жизнь: не говорите при нем только о температуре или кашле, обсуждайте обычные темы: игры, фильмы, события.
Больной действительно требует больше внимания. Однако ребенок должен точно знать, что он нравится окружающим, когда здоров и бодр. В то же время близкие готовы ему помочь, если он заболел.
После выздоровления. Если включилась психосоматика у детей, как лечить это патологическое состояние, расскажет опытный психолог или педиатр, приведем лишь некоторые советы. Когда ребенок поправится, посоветуйтесь с врачом по поводу закаливания. Это хорошее средство и в воспитательном смысле. Учитывайте индивидуальные особенности малыша. Закаливание не должно стать испытанием, стрессом. Все необходимо делать постепенно.
Не забывайте, любая проблема в жизни ребенка вызывает к жизни скрытые возможности развития. Кто часто болеет и вынужден отказаться от бега и физической активности, часто в других отношениях развивается даже лучше. Важно создать условия для этого. И помните: больной ребенок — это полноценный человек, он будет духовно здоров при условии, если родители не превратят его в больного не только телом, но и душой.
Совет обратиться к психологу родители ЧБД воспринимают, как правило, очень негативно. При этом не учитывается тот факт, что семейный климат нередко оказывается «дирижером» детского самочувствия.
По наблюдениям ведущих психологов, в большинстве семей, где прижился синдром ЧБД, присутствует какое-то напряжение: то ли в отношениях между родителями, то ли негатив непосредственно в отношении малыша. А малыши на любой стресс реагируют чрезмерно чутко! Непосильным для ребенка стрессом может оказаться даже излишняя мнительность мамы или других родственников, которые буквально пылинки с чада сдувают.
Чем сильнее взрослые зациклены на стерильности, чем больше боятся детского недомогания, тем активнее создают атмосферу страха, смысл которого непонятен малышу. А когда ребенок не может дать адекватный ответ на сильный психологический раздражитель, он заболевает.