...
x

Анимизм детского мышления и его особенности

Иногда у детей настолько развито воображение, что они начинают не только разговаривать со своими игрушками, но и наделять их качествами, присущими людям. В этом случае идет речь об анимизме детского мышления, однако не нужно путать это явление с понятием «анимизм», введенным в науку английским культурологом Э. Тайлором. Анимизм ребенка имеет несколько другую природу.

Анимизм детского мышления – что это такое?

Для начала нужно уяснить, что это – анимизм детского мышления. Многие малыши в процессе своего взросления наделяют различные неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам. Данное понятие в психологии носит название «анимизм». Согласно мнению опытных детских психологов, подобное детское представление вполне приемлемое. Если детский анимизм присутствует у ребенка до достижения им пятилетнего возраста, он даже желателен.

Если развитие ребенка происходит без отклонений, то после пяти лет он постепенно осознает, что игрушки — это вещи, поэтому у них нет свойств, присущих живым существам. То же самое относится к вымышленному другу. Если же симптомы детского анимизма присутствуют и тогда, когда ребенок стал старше, то это уже повод серьезно насторожиться. Может оказаться, что это всего лишь фантазии, которые направлены на то, чтобы уйти от реальности. В этом случае все дело в родителях. Учитывая особенности детского анимизма, взрослым придется несколько изменить отношение к ребенку и обратить внимание на его проблемы, тогда дети сами перестанут наделять неодушевленные предметы и объекты качествами, присущими живым существам.


Почему у ребенка присутствует детский анимизм?

Однако может случиться и такое, что психологическое развитие ребенка пошло не совсем в правильном направлении, начиная с определенного возраста. В этом случае анимизм дошкольников будет представлять собой следствие психического расстройства.

Родителям нужно осознать, что только от них зависит, как ребенок будет воспринимать окружающий мир. Здесь дело не только в их отношении к малышу, но и во взаимоотношениях друг с другом, в мировоззрении и словах. В детском возрасте надо с должной серьезностью отнестись к проявлениям анимизма. Ни в коем случае нельзя смеяться над тем, как ребенок одушевляет тот или иной предмет. Когда малыш верит в то, что его плюшевый мишка живой, ему очень сложно принять, что на самом деле это не так. Восприятие всего окружающего как живого — один из важнейших этапов развития психики личности.

Если родители стремятся направить развитие своего ребенка по рациональному пути и заставляют его смотреть на вещи, окружающие его, с прагматической точки зрения, то это лишит малыша возможности правильно развиваться в психической области.

В психологии встречались случаи, когда ребенок панически боялся собак, но при этом придумывал себе воображаемого щенка, чтобы таким способом справиться со своим страхом. Бывает и такое, что у ребенка очень строгие или же слишком занятые родители, поэтому он специально придумывает себе друга, который его понимает и во всем поддерживает. В некоторых случаях в общении с этим другом ребенок проигрывает свои отношения с мамой или папой, однако в их роли выступает он сам.

Зачастую малыш придумывает себе воображаемого друга, чтобы снять с себя ответственность за совершенный поступок и избежать наказания.

Детский анимизм как форма воображения у дошкольников и подростков

До пятилетнего возраста ребенку надо позволить верить в то, что он сочтет нужным. Родителям при помощи анимизма даже можно извлечь определенную пользу: они смогут определить, как ребенок хочет играть, выяснить модель его поведения. С помощью такой формы воображения дошкольников, как детский анимизм, в сознание малыша можно заложить определенные общественные понятия и стереотипы.

Однако когда ребенок старше пяти лет проявляет анимистические характеристики, то родителям сначала необходимо тщательно разобраться с причинами подобного поведения. Зачастую малыш с помощью этого стремится справиться с определенными жизненными проблемами эмоционального плана.

Они могут быть связаны с различными жизненными явлениями. К примеру, семья переехала и ребенку приходится ходить в другой детский садик или школу, где он пока ни с кем не успел познакомиться. Вымышленный друг или одушевленные игрушки позволяют ему восполнить недостаток общения со сверстниками.

Если причина анимизма кроется в этом, родителям следует пересмотреть свои отношения с ребенком, так как это целиком их вина.

Анимизм в подростковом возрасте — серьезная проблема, на которую нельзя закрывать глаза. Если родители будут отрицать ее существование, то ситуация может стать еще более тяжелой. Это выльется в очередной внутренний протест, поэтому им надо пойти со своим отпрыском на компромисс. Мягко, но очень уверенно следует провести грань, которая не сформировалась в определенном возрасте. Однако это делают не через отрицание явления, а с помощью отделения его от мира людей.

Если же усилия не принесли необходимого результата, то нужно обратиться за помощью к психологу. Как говорят специалисты, даже из запущенного анимизма подростков можно извлечь определенную педагогическую пользу, если правильно подойти к этой проблеме.

Статья прочитана 3 130 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.