x

Как воспитывать у детей хорошие привычки

Воспитание у ребенка хороших привычек – один из основных пунктов семейного патроната. И речь идет не только о здоровом образе жизни. Не менее важно уделить должное внимание формированию у детей дошкольного возраста нравственных привычек, моральных ценностей, навыков принятого в цивилизованном обществе поведения, научить их совершать добродетельные поступки.

Когда речь заходит о формировании у детей правильных привычек, среди множества определений слова «воспитывать» есть одно, берущее начало от Аристотеля и являющееся наиболее подходящим: «Воспитывать — это значит помогать своим детям расти добродетельными».

Так как же воспитывать хорошие привычки и формировать правильные ценности?

Добродетели при формировании полезных привычек

Сегодня более привычно говорить о ценностях, чем о добродетелях. Это может привести к путанице. Слово «ценность» не является синонимом слова «добродетель».

Ценности необходимы, чтобы помочь другим делать добро, но они также используются при совершении зла. Добродетель же всегда направлена на добро.

Добродетель может быть определена в общих словах как хорошо работающая привычка, а воспитание и обучение формирует и закрепляет (посредством повторения) склонность людей к определенной форме поведения. Эта склонность, или привычка, захватывает всего человека (и его душу, и тело).

Нейропсихобиологические исследования установили, что обучение вызывает небольшие мозговые изменения в форме большей или меньшей нейронной активности, используя церебральную пластичность.

Чтобы воспитать привычку, несомненно, потребуются усилия. Как только она приобретена, действие или действия, соответствующие этой привычке, становится легче выполнять.

В процессе формирования привычек каждая из них оставляет отпечаток в мозге. Однако повторения действий не всегда достаточно для того, чтобы приобрести привычку. Это полезно, если человек, выполняющий их, действительно хочет это делать. В случае если некто вынужден производить действие, то это может и не стать привычкой. Намерение, стоящее за действием, имеет большее влияние в приобретении привычки, чем само действие.

Основное правила формирования привычки – это выполнение свободных повторяющихся действий без усилия. Под «свободными» имеются в виду действия, которые выполняются сознательно и охотно.

Сначала для осуществления действия требуется усилие. Когда в усилии больше нет необходимости и действие повторено легко, это значит, что привычка приобретена, или мы, по крайней мере, на правильном пути к ее приобретению.

Намного проще происходит формирование привычек в дошкольном возрасте, в соответствующем сензитивном периоде, когда весь организм нацелен на это. Легко учиться ездить на велосипеде в пять лет — ребенок концентрируется на обучении, действие является сознательным и произвольным, следовательно, это свободное действие. Несколько позже он будет в состоянии ехать без усилий, почти не обращая внимания на сам процесс, имея возможность смотреть на птиц или следовать за кем-то. А все потому, что у него уже произошло формирование этой полезной привычки. Если в возрасте 40 лет человек сядет на велосипед в первый раз за последние 20 лет, он не испытает каких-либо серьезных затруднений. Вы никогда не забудете, как ездить на велосипеде, или плавать, или играть в теннис.

Формирование положительных моральных привычек

Моральные привычки также оставляют отпечаток. Ребенок, который учится быть аккуратным во время соответствующего сензитивного периода (в возрасте от одного года до четырех лет), полюбит аккуратность, как только привычка будет приобретена.

Говорят, что некоторые люди имеют врожденную аккуратность, они стремятся к порядку во всем и недовольны, когда вещи не на своем месте. В действительности это не столько вопрос генов, сколько воспитания. У них в мозге есть отпечаток порядка благодаря воспитанию, которое они получили от родителей или других взрослых, и поэтому они ведут себя организованно и будут предпочитать такой образ действий до конца жизни.

Мы можем сказать то же самое о неопрятности. Есть неаккуратные люди, которые живут в состоянии постоянного хаоса и так же счастливы, как аккуратные; они даже не замечают беспорядка. Они имеют отпечаток неаккуратности в мозге.

В процессе формирования привычек и ценностей с честностью происходит то же. Человек, который учится говорить правду в возрасте между четырьмя и семью годами, в соответствующем сензитивном периоде, будет стремиться быть честным и искренним. Однако есть люди, которые не научились быть честными во время соответствующего сензитивного периода, и они красноречиво лгут.

При воспитании привычек у ребенка помните, что они не обусловливают поведение. Люди свободны и способны делать, что хотят и когда хотят. Они могут подняться над сензитивными периодами и над отпечатками, оставленными в мозге. Привычка может быть приобретена в любой момент жизни — это просто вопрос желания что-то делать и использовать средства для этого. Оставить отпечаток вовремя сензитивного периода всегда проще — как будто мозг был мягким, подобно воску, и, следовательно, впечатление легко отразилось в нем. В 20 лет это потребует больших усилий. Становясь старше, человек тоже способен оставить отпечаток, но сделать это ему будет значительно сложнее.

Во время формирования привычек в процессе воспитания уровень сложности будет варьироваться, но, пока человек существует, он может делать это на любом этапе. Однако если человек уже приобрел привычку — например, быть аккуратным или честным, — он как свободное существо в любой момент может быть неаккуратным или попытаться кого-то обмануть.

Вероятно, человек должен буду приложить усилие, чтобы пойти вразрез с привычным для меня образом действий, но это возможно. Также вероятно, что позже человек буду чувствовать угрызения совести по поводу того, что сказал неправду или оставил что-то в беспорядке. Мы свободны и можем действовать вопреки собственным привычкам. Подобным образом мы можем пойти наперекор нашим недостаткам или дурным привычкам и прекратить курить или злоупотреблять алкоголем, если мы всерьез полны решимости сделать это.

При формировании привычек нравственного поведения свободные действия желательны, чтобы оставить лучшее впечатление, — это должны быть неоднократные свободные действия. Если человек будет вынужден повторять действия, то, вероятно, не приобретет привычку.

Если речь идет о негуманных действиях, человек всегда может отказаться выполнять их: он свободен. Если он обязан делать что-то или повинуется, то и в этих случаях остается некоторая свобода: действие получает определенную ценность, и даже если она невелика, это позволит сформировать привычку.

Давайте предположим, что дети ежедневно застилают свою постель или учатся, но делают это не потому, что им этого хочется. Они занимаются этим по одной из следующих причин:

  • обязанность повиноваться родителям;
  • желание получить вознаграждение за хорошую оценку в школе;
  • стремление избежать наказания в виде лишения карманных денег;
  • стремление избежать наказания в виде лишения прогулки;
  • авторитарное отношение одного из родителей;
  • нахождение под наблюдением;
  • страх перед сокращением времени просмотра телепередач.

Вероятно, дети не приобрели привычку застилать постель или учиться, и, когда они будут вне дома, они могут чувствовать себя более свободными и не делать этих вещей. Это означает, что должно произойти важное изменение в отношении некоторых родителей к своим детям.

Это показывает потребность воспитывать детей в духе свободы и ответственности.

При формировании положительных привычек родители должны разговаривать с детьми и побуждать их делать что-то, потому что они хотят этого и желают быть ответственными за собственные действия.

Предположим, что они не включают телевизор, потому что это запрещено, и не гуляют поздно вечером, потому что это нарушение одного из правил. Что происходит, когда родители отсутствуют или дети находятся где-то вне дома? Возможно, больше нет веской причины, чтобы придерживаться правил.

Для них было бы лучше научиться не включать телевизор, потому что они хотят именно этого, а вечером возвращаться вовремя, потому что им нравится так поступать. Тогда они будут вести себя надлежащим образом, даже если никто не будет за ними присматривать.

Родителям необходимо знать, как мотивировать детей и какие серьезные аргументы приводить, чтобы добиться хорошего поведения по доброй воле. Детей следует воспитывать так, чтобы они вели себя хорошо потому, что они этого хотят, а не ради вознаграждения или из-за наказания, угроз либо «потому что я — твой отец». Это нелегко, но именно такой должна быть цель. И родители достигают её, уделяя должное внимание формированию хороших привычек и превращая их в добродетели. НЕ забывайте, что свободные повторяющиеся действия облегчают приобретение привычки.

Статья прочитана 60 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.