Развитие речи у детей 6-7 лет: характеристика и особенности

По своим качественным характеристикам развитие речи у детей 6-7 лет достигает такого уровня, что максимально приближается к речи взрослых людей. Если речевой аппарат ребенка не имеет никаких дефектов, младшие школьники говорят четко, связно, могут четко донести свою мысль до собеседника. Речевое развитие у некоторых детей в 6-7 лет настолько высоко, что они пытаются сочинять небольшие стишки и мини-рассказы.

Особенности и характеристика речевого развития у детей 6-7 лет

Главной характеристикой соответствия ребенка возрастному развитию является его речь. Речевой аппарат человека полностью формируется уже к 1,5-2-м годам, поэтому в младшем школьном возрасте ребенок должен говорить внятно и четко. Картавость, неправильное произношение или замена некоторых звуков (например, «р» на «л» или «щ» на «ш») в 6-7 лет являются отклонениями от нормы, поэтому родителям обязательно нужно обратиться за помощью к логопеду. Также тревожным знаком является преднамеренное изменение голоса или несоразмерный темп речи.

Одна из особенностей речевого развития детей в 6-7 лет – значительное расширение словарного запаса. Речь становится более правильной и разнообразной. Если ребенок по-прежнему заменяет одни звуки другими, не выговаривает отдельные буквы, глотает последние слоги, ему необходима консультация логопеда.

Развитие связной речи у детей 6-7 лет настолько высоко, что позволяет младшим школьникам эмоционально общаться, задавать много вопросов, более сложных, чем раньше. Ребенок в этом возрасте обычно хорошо понимает поставленную перед ним задачу и самостоятельно ее выполняет. Умеет взаимодействовать с другими детьми.

Если ребенок в 6-7 лет имеет особенности речевого развития, связанные с дефектами речевого аппарата, то это задерживает развитие младшего школьника, мешает ему познавать мир, общаться с окружающими людьми. В 6-7 лет речь ребенка (по качеству) должна быть максимально приближена к взрослой. Он должен не только знать и понимать, что такое интонация, но и пользоваться ею для выражения своих эмоций, изменения стилистической окрашенности высказывания. Младшие школьники должны уметь отличать побудительные предложения от повествовательных, а восклицательные от вопросительных, уметь их использовать. Особого внимания заслуживает словарный запас, который отражает культурный уровень человека.

Очень часто родители недоумевают, почему их ребенка не приняли в школу или он испытывает трудности в общении. Чаще всего причина в скудном словарном запасе. Часто при приеме в учебное заведение педагоги опираются на такую характеристику речевого развития детей 6-7 лет, как знание названий всех окружающих предметов: мебели, посуды, бытовых и электроприборов; одежды, белья, растений, животных, явлений природы, любимых сказок или мультфильмов, имена их персонажей. Также дети в этом возрасте уже вполне могут знать названия некоторых стран, городов, улиц (например, на которой стоит дом, где живет бабушка).

Работа по развитию речи у детей 6-7 лет — одна из самых сложных в педагогическом процессе, поэтому лучше, если она начинается с прочной базы. Для детей в 6-7 лет должна быть характерна красивая, образная, эмоциональная речь. Они должны уметь формулировать и задавать вопросы, строить рассуждение, спорить, рассказывать о своих чувствах и эмоциях. Очень важно, чтобы ребенок умел вести и монолог, и диалог.

Некоторые ученые склонны связывать особенности развития речи детей 6- 7 лет с умственным развитием. В этом есть определенное рациональное зерно, так как речь напрямую отражает интеллект человека. Дети должны уметь воспринимать звучащую речь, анализировать, запоминать и воспроизводить ее, знать буквы и уметь складывать их в слоги. Как правило, дети в 6-7 лет знают много стихотворений, причем они могут заучить сложные и больше по объему произведения. Родители должны учить их не просто произносить заученные строки, а делать это с выражением.

Статья прочитана 571 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.