Период адаптации ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду требует от родителей и воспитателей максимального внимания ко всем сферам жизни малыша. Период адаптации ребенка в детском саду во многом зависит от подготовленности его психики, обладания определённым набором первичных навыков. От уровня самостоятельности и независимости от родительской опеки зависит и последующая социальная адаптация малыша в школе. Поэтому готовиться к этому нужно заранее, для успешного прохождения этого периода без стресса. Запомните, что ребенок во время адаптации в детском саду уже начинает учиться самостоятельности, независимости и способности решать свои психологические проблемы без участи родителей. Если не вмешиваться в этот процесс, то период привыкания сокращается. Если родители начинают проявлять слабость и жалость, то привыкание к посещению детского сада может не наступить никогда.

Наступает время, когда малыш из беспомощного трогательного существа превращается в человечка, который умеет ходить, разговаривать, есть и одеваться самостоятельно.

Мама начинает задумываться о том, чтобы выйти на работу. И сразу возникают вопросы, от которых голова идет крутом.

Детский сад — это хорошо, это коллектив. Там с ним будут заниматься и чему-то учить профессионалы, а социальная адаптация ребенка пройдет быстрее. Но ведь всем известно, что многие дети, придя в детский коллектив, начинают болеть.

Почему же так происходит? Ребенок, постоянно находясь дома, изо дня в день контактирует с одной и той же микрофлорой. У каждого ребенка есть определенный набор бактерий, который он получает в своей семье, где все родственники обмениваются ими, как улыбками и словами.

Приходя в детский коллектив и тесно общаясь между собой, дети непрерывно «обмениваются» микрофлорой. Микробы же других людей (даже безвредные) организм ребенка воспринимает как «чужаков», что приводит к развитию у малыша заболевания. Такая картина наиболее часто наблюдается именно в первые недели посещения детского сада, так как для ребенка находиться где-то без мамы — стресс. А любой стресс оказывает влияние на работу всех органов и систем малыша, особенно на работу его иммунной системы, активность которой напрямую зависит от эмоционального состояния.

Особенности и проблемы тяжелой психологической адаптации ребенка в детском саду: как преодолеть стресс?

Почему развивается стресс у ребенка в детском саду: потому что наблюдается отсутствие гибкости, это проявляется в том, что при большой способности адаптироваться он с трудом привыкает к новым обстоятельствам. Эту особенность малышей знает любой родитель, который каждый день перечитывает в сотый раз одну и ту же сказку, поет одну и ту же песню. В то же время чем чаще ребенок слушает, тем больше любит эту вещь (психологическое правило: нам нравится и кажется красивым, и привлекательным то, к чему мы привыкаем). Поэтому очень часто родителям рекомендуют вводить новшества в семье постепенно. Тяжелая адаптация ребёнка в детском саду может быть основана именно на этом факторе – не умении приспособиться в новым условиям существования.

Но эта детская особенность — не единственная причина стресса, который нужно преодолеть. Нередко родители забывают сказать своим детям, что заберут их из детского сада вечером. Для взрослых это обстоятельство так очевидно, что они не считают необходимым это оговаривать.

В результате стресса снижается активность иммунной системы. Среди детей одной группы обязательно есть вирусы, к каждому из которых их хозяин устойчив, а другой ребенок — нет. Для развития инфекции в ослабленном организме достаточно нескольких дней. Такой короткий срок объясняется еще и тем, что, возвращаясь домой, ребенок не находит там привычных условий: мама взвинчена, возбуждена, думает не о нем и занята не им.

Психологическая адаптация ребенка в детском саду включает своеобразную защиту, которая заставляет родителей возвращать все на круги свои. Малыш заболел. И все сразу же изменяется, возвращаясь на круги свои. Тяжело только в первые два-три дня (в острый период заболевания), потом же, пока врач не выпишет в детский сад, можно радоваться привычному общению с близким человеком. На бессознательном уровне ребенок начинает понимать, что для того чтобы обеспечить возвращение привычной домашней обстановки, надо заболеть. Он «обучается» изменять состояние иммунной системы, меняя свое эмоциональное состояние. Самые обучаемые дети делают это долго и регулярно.

Стоит знать об этой особенности адаптации детей в детском саду, чтобы избежать формирования порочного круга. Ребенка начинают лечить, часто используя различные противомикробные препараты, включая антибиотики. В результате погибают как микробы, вызвавшие заболевание, так и те, которые являются составной частью нормальной микрофлоры. Малыш поправляется, но при этом «зарабатывает» дизбактериоз.

Иммунитет ребенка поддерживается, в том числе и благодаря бактериям здоровой микрофлоры. Поэтому при дисбактериозе кишечника у детей всегда имеет место понижение иммунитета. Имея такой иммунный фон, ребенок идет в детский сад, там снова встречается с посторонней для него микрофлорой, опять болеет, лечится антибиотиками, вновь убивает нормальную микрофлору, и в результате еще сильнее страдает его иммунитет.

Формируется порочный круг: дисбактериоз — сниженный иммунитет — заболевание — антибиотики—дисбактериоз и все снова.

Проблемы адаптации ребенка в детском саду дополняются тем, что параллельно происходит изменение эмоционального фона, стереотипа поведения, а в дальнейшем меняются характер и образ жизни. А родители приходят к выводу, что их Ребенок— «несадиковский».

Успешная адаптация ребенка в детском саду: советы и рекомендации родителям

Чтобы избежать порочного круга, родителям следует принять во внимание несколько рекомендаций. Успешная адаптация ребенка в детском саду всегда начинается с правильного психологического настроя. Нужно внушать малышу, что это такая игра в «его работу», не создавать обреченности и не нагнетать обстановку. Приведенные далее советы по адаптации ребенка в детском саду помогут избежать типичных ошибок. Практически все рекомендации по адаптации ребёнка в детском саду легко выполнить в домашних условиях, при необходимости можно обратиться за помощью к специалисту.

1. Постепенность. Ребенок должен привыкать к детскому саду в течение 2 — 4 недель. В первые дни мама приходит в детский сад и остается там, пока ребенок знакомится с детьми, находясь в это время в поле его зрения. В этом случае при необходимости ребенок может и побыть с ней рядом. Увидев, что ребенок устал, мама забирает малыша домой.

Такое пребывание в детском саду позволит ребенку привыкнуть к новой обстановке, а маме — узнать, подходит ли данный детский сад для ее малыша или лучше поискать что-то другое.

2. Обязательность. Через несколько дней мама говорит малышу, что уйдет на пять минут. Очень важно, чтобы она действительно вернулась через указанное время. Можно показать ребенку, при каком состоянии стрелок на часах мама вернется. В данном случае важно не время, а обязательность — возвращение в положенный срок.

По дороге в детский сад можно познакомить малыша с последовательностью действий: сначала мама уйдет на 5 минут, затем придет, и они вместе будут делать то-то и то-то. Важно, чтобы у ребенка сложилась картина дальнейшей его жизни, и он точно знал, что окажется, в конце концов, дома с мамой.

3. Замещение. Предложите ребенку какую-нибудь маленькую меховую игрушку, сказав, что в отсутствие мамы она будет ее заместителем, поэтому, когда малыш вспомнит о маме и захочет побыть с ней, он может достать игрушку из кармана и поговорить с ней. Мама обязательно об этом узнает, но не обязательно сразу вернется — она придет, как только сможет.

4. Роль в семье. Перед тем как ребенок начнет ходить в детский сад регулярно, расскажите ему о том, что в течение дня будет делать каждый член семьи. Родители пойдут на работу, чтобы заработать деньги для семьи, а также, чтобы сделать какое-то полезное дело для всех (у каждого свое дело). Понимание того, что на работу уходят, чтобы делать какое-то полезное дело, необходимо ребенку для формирования адекватного представления о роли семьи в обществе, своей роли в семье и для осмысления важности посещения детского сада как собственного вклада в благополучие семьи и общества. Обязательно скажите о том, что перед ребенком стоит важная задача в детском саду — учиться и расти, чтобы стать таким, как родители. Осознание значимости его нахождения в детском саду для семьи (он там выполняет определенную миссию, а не просто оставлен на хранение, как какая-то ненужная вещь) также будет способствовать эмоциональному комфорту ребенка в нем. Для того чтобы прошла адаптация ребенка в детском саду, советы родителям помогут прав
ильно преподнести этот процесс малышу.

5. Внимание и любовь. Необходимо так распределить время, чтобы после детского сада кто-то из родителей смог побыть с малышом и показать ему, как они соскучились по нему.

6. Поведение во время болезни. Родителям необходимо изменить свое поведение и во время болезни ребенка. К сожалению, количество рождающихся ослабленных детей постоянно растет. Однако, чтобы не сформировалась патологическая реакция потребности в заболевании, необходимо, чтобы внимания к малышу было ровно столько, сколько действительно необходимо для облегчения страданий, чтобы не вызвать ощущения выгоды от болезни.

Статья прочитана 227 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.