Развитие ребенка дошкольного возраста через рисование

Развитие творческих способностей детей средствами рисования – один из самых простых способов формирования у малыша воображения, усидчивости и любознательности. И пусть у самих родителей художественные способности, мягко говоря, средние, но научить малыша держать в руках карандаш и кисть под силу каждому. А дальше главное – не мешать. Развитие ребенка через рисование будет проходить самостоятельно, и пусть он не станет великим художником, это – не самоцель. Важно помнить об огромном значении рисования в развитии детей и постоянно стимулировать у ребенка интерес к творчеству.

Как рисование влияет на развитие ребенка дошкольного возраста: роль и значение творчества

Роль рисования в развитии ребенка сложно переоценить. Это одно из любимейших занятий дошколят. Если на более ранних этапах развития рисунки носили схематический характер, то теперь они являются способом самовыражения ребенка. Дети рисуют окружающий мир и себя в нем, а также свое отношение к разным событиям. Интересно, что мальчики и девочки изображают разное и по-разному. У мальчиков в рисунках преобладают машины, самолеты, роботы, сражения. Девочки рисуют природу, принцесс, принцев, цветы. Общим для них является изображение себя, своей семьи, любимых животных. Совсем не важно, как ребенок рисует, насколько его птичка похожа на птичку. Влияние рисования на развитие ребенка в том, что малыш учится создавать композицию, правильно подбирать краски для выражения настроения.

Когда ребенок рисует, он так же познает мир, как и в любой другой деятельности. Родители не должны вмешиваться в этот процесс, но могут помогать. Учитывая роль рисования в развитии детей дошкольного возраста, в первую очередь родители должны организовать место и обеспечить ребенка всеми необходимыми материалами: красками, кисточками, карандашами, фломастерами, гуашью, бумагой разной фактуры и цвета, кусочками поролона, баночкой для воды и так далее.

Зная о том, как рисование влияет на развитие ребенка, необходимо стимулировать в нем творческое начало, а для этого постараться сделать так, чтобы этот процесс был увлекательным.

Способы развития дошкольников посредством рисования

Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию для развитии детей дошкольного возраста, обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Например, определите, какие у девочки волосы, глаза, губы, платье. Спросите, почему ребенок хочет нарисовать именно ее. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Возможно, вашему сыну нравится эта девочка, и он хочет видеть ее принцессой, поэтому рисует корону, бальное платье. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения. У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует. Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно и интересно.

Малыши любят все новое, поэтому для развития творческого воображения детей во время рисования предложите использовать поролон. Обмакивайте его в разные краски и, касаясь листа бумаги, создавайте композицию. Если из поролона вырезать фигурки (треугольники, квадрат и т. п.), то можно создавать различные орнаменты.

Еще один необычный метод предполагает использование восковой свечи или мыла. Нарисуйте с их помощью елочку, кораблик, цветок, а затем раскрасьте лист бумаги краской. Там, где вы рисовали фигурку, краска ложиться не будет. Получится интересное изображение. Есть еще один вариант — обработать свечой весь лист бумаги и сверху покрыть несколькими слоями густой краски. Каждому слою надо дать просохнуть. Когда лист бумаги полностью высохнет, с помощью спицы или иглы процарапайте рисунок. Таким способом можно изобразить звездное небо с планетами и звездами.

Есть два способа рисования, которые прекрасно развивают воображение. Первый — это кляксы. Капните несколько капель краски на лист, предложите ребенку разглядеть в этих кляксах фигуры и дорисовать то, чего не хватает. Второй метод — использование толстой нити, пропитанной краской. Лист бумаги сложите пополам, зажмите в нем нить и начинайте водить ею внутри. Можно использовать две нити, пропитанные красками разных цветов. Рисунок получается очень необычным. Ребенок пытается увидеть в нем знакомые изображения, дорисовать что-то. Попытайтесь вместе придумать название получившемуся шедевру, например «Зеленая радость» или «Желтый вихрь».

Не забывайте про значение рисования в развитии детей дошкольного возраста, а поэтому сделайте так, чтобы ребенку было интересно.

Методы развития дошкольников через нетрадиционное рисование

Есть очень веселый нетрадиционный метод рисования, стимулирующий развитие дошкольников. Его дети используют с самого раннего возраста. У него только один недостаток — ребенок сильно пачкается. Зато сколько удовольствия получает! Этот метод называется пальцевым. Суть его состоит в том, что рисуют краской с помощью пальцев, ладошек. Получаются интересные рисунки. Рисовать пальцами легче, чем кисточкой или карандашом, поэтому дети часто и охотно пользуются этим методом. Ваша задача — обеспечить место работы, средства защиты (фартук и нарукавники), тряпочку и тазик с водой для мытья рук.

Для развития творчества детей дошкольного возраста во время рисования можно удивить ребенка еще одним способом. Это рисование на мокрой бумаге, точнее, на влажной. Лист бумаги промокните кусочком влажной ткани, и он готов к работе. С помощью данного способа можно рисовать сюжеты на темы «Подводный мир», «Дождливый день», «Сон».

Развитие дошкольников посредством рисования может происходить не только с помощью карандаша и бумаги. Морские или речные камушки, стеклянные бутылочки, глиняные или пластиковые фигурки, фигурки из теста или гипса расписывать порой гораздо увлекательнее. Не менее интересно рисовать цветными мелками на асфальте. А еще можно играть в веселые игры. Например, один рисует голову, заворачивает край листа, чтобы не было видно, другой добавляет туловище и руки, тоже заворачивает край листа, третий дорисовывает ноги. Если развернуть этот лист, то получается очень смешной рисунок. Можно рисовать самые необычные сочетания. Такие совместные игры очень сближают детей и взрослых.

Развитие творчества у детей дошкольного возраста: рисование и поделки

К 6 годам рука у детей уже достаточно развита, чтобы начать овладевать письмом. Правда, тонкая координация еще недостаточна. Поэтому до школы нужно в основном подготавливать руку к письму. Для развития мелкой моторики пальцев подходят такие занятия, как рисование, лепка, собирание пазлов, создание оригами, вырезание ножницами.

Способность к рисованию при развитии дошкольников можно использовать следующим образом. Напишите короткое слово («дом», «стол», «ты») и попросите ребенка скопировать надпись. Ему при этом даже нет необходимости читать написанное. Он может просто перерисовать, как если бы это было изображение яблока или машинки. Обязательно похвалите за успехи и дайте более сложное задание — это позволит дольше поддерживать интерес к данному занятию. Если положить рисунок на оконное стекло, а поверх него наложить чистый лист бумаги, то будут отчетливо видны контуры. Пусть ребенок попробует обвести этот рисунок.

Развитие дошкольников через рисование – процесс творческий. Собирайте во время прогулок опавшие листья, желуди, шишки, каштаны, необычной формы веточки. Из всего многообразия природных материалов ребенок может создать массу поделок: из шишек сделать лешего, а из скорлупы грецкого ореха -черепаху, из засушенных цветов и листьев — красивую аппликацию или зимний букет. Простор для творчества огромен. Для поделок годятся спичечные коробки, пробки, футляры от киндер-сюрпризов, цветные лоскутки, остатки разноцветных ниток, пуговицы, бусы и многое другое. Созданные своими руками поделки ребенок может подарить на день рождения бабушке или дедушке, маме или папе. Устраивайте дома для гостей мини-выставки детского творчества. Наиболее удачные рисунки оформите в рамку и повесьте на видное место. Ребенку будет очень приятно, что его произведение не осталось незамеченным. Это очень повысит его самооценку и станет дополнительным стимулом к дальнейшему совершенствованию.

Статья прочитана 1 256 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.