x

Основные особенности развития детей раннего возраста

Развитие детей в раннем детстве имеет ряд особенностей, поэтому нельзя не учитывать, что 2-3-летки крайне эмоциональны и восприимчивы к происходящему вокруг них, они неспособны долго концентрироваться, очень привязчивы и ранимы. Кроме того, малыши неохотно делятся игрушками, а маму не отпускают от себя ни на шаг, воспринимая как единоличную собственность.

Дети до трех лет проходят уникальные по своей важности этапы развития эмоциональной и интеллектуальной сферы. Их мышление и эмоциональное восприятие жизни имеют свои особенности, которые делают детей раннего возраста совершенно непохожими ни на взрослых, ни на школьников, ни на старших дошкольников. Знание возрастных особенностей детей 1-3 лет позволит принимать решения относительно воспитательных методов и поможет правильно реагировать в каждой конкретной ситуации.

Возрастные особенности детей раннего возраста: полезависимость в 1-3 года

Одной из основных особенностей развития детей 1-3 лет является полезависимость, то есть зависимость поведения человека, в данном случае маленького ребенка, от событий и стимулов окружающего его пространства (поля). Это повышенная восприимчивость ребенка к событиям окружающего мира.

Возрастные особенности детей раннего возраста таковы, что ребенок импульсивно откликается на все стимулы в окружающей его среде. Для него каждый предмет обладает непреодолимой притягательностью, влечет его к себе потрогать, лизнуть, постучать им обо что-то. Ребенок как бы чувствует побуждающий призыв от каждого предмета в его окружении, предметы манят ребенка потрогать их, исследовать. И сдержать этот свой импульс он не имеет ни желания, ни возможности.

Так объясняется поведение, которое раздражает многих взрослых. Обычно про такие явления говорят: ребенок везде лезет, не понимает запретов, все тянет в рот. Естественно, что и контролю со стороны взрослых такое поведение практически не поддается.

Что бы они ни делали, переломить законы природы невозможно, и ребенок с высокой полезависимостью продолжает вести себя именно таким образом.

Благодаря этой возрастной особенности детей 1-3 лет можно с успехом использовать метод переключения внимания ребенка в случае нежелательного поведения. Этот метод можно считать основным маневром прерывания нежелательного поведения в течение, по крайней мере, двух первых лет жизни ребенка. Используйте способность малыша мгновенно переключать свое внимание, когда хотите прекратить нежелательные действия ребенка. Не противодействуйте ему, просто учитывая эту характеристику особенностей детей раннего возраста, переключите его внимание.

Легко заметить, что все предметы маленькие дети исследуют ртом. Рот для ребенка является первым анализатором, то есть воспринимающей системой. С помощью нее малыш получает информацию о предметах, и другого способа у него пока нет. Позже кроха сможет получать информацию, ощупывая предметы с помощью рук, а затем — и путем простого наблюдения. Но до этого времени еще пройдет не один год, а в возрасте до двух-трех лет такое поведение, как засовывание в рот предметов, нормально и его не следует прерывать (исключая те случаи, когда это опасно для здоровья — например, предметы слишком грязные или слишком мелкие). Родители часто задают вопрос, до какого же времени ребенок будет тянуть все в рот. Точного ответа на такой вопрос нет. У всех детей это происходит в свое время: обычно в пределах от одного года до трех лет. Если у ребенка старше трех лет наблюдаются особенности развития, присущие ребенку в 1 год (например, засовывание в рот предметов), то это может быть тревожащим признаком. В таком случае малыша лучше показать специалисту. До этого возраста волноваться не стоит.

Характеристика возрастных особенностей: внимание у детей раннего возраста

Внимание ребенка — очень важный параметр, влияющий на общение с ним взрослого человека. Нужно знать, что внимание у маленьких детей устроено иначе, чем у взрослого, и претерпевает значительные изменения в течение первых лет жизни. Оно проходит несколько стадий.

На втором году жизни ребенок может сконцентрировать свое внимание на чем-то своем. Однако особенности детей 1-3 лет таковы, что их внимание ограничено и может идти только по одному каналу, например, по слуховому или по зрительному, но не по двум одновременно. Таким образом, ребенок, увлеченный, например, своей игрой, может игнорировать слова взрослого просто потому, что не может достаточно сконцентрироваться на них.

В возрасте двух-трех лет ребенок уже может переключать внимание в ответ, например, на обращение к нему, а затем вновь продолжать свое дело.

Только к 4—5 годам малыш сможет воспринимать информацию по двум каналам (например, зрительному и звуковому) одновременно. До этого бесполезно ожидать, что увлеченный своей игрой малыш воспримет ваши инструкции и бросится их выполнять.

Учитывая эту характеристику особенностей развития детей раннего возраста, прежде чем сказать ребенку что-то важное, добейтесь концентрации внимания на вас и ваших словах. Для этого используйте простые методы: присядьте на один уровень с малышом, загляните ему в глаза, дождитесь, чтоб он действительно обратил на вас внимание. Не стоит ждать, что играющий ребенок отреагирует на слова, если вы, стоя спиной к нему и занимаясь, например, мытьем посуды, что-то проговорите ему, слегка повернув голову в сторону малыша.

Возрастные психологические особенности мышления детей раннего возраста

Мышление у маленьких детей также весьма специфично, и поэтому некоторые особенности развития детей раннего возраста (1-3 лет) вызывают непонимание со стороны взрослых.

Малыши не отличают сны и фантазии от реальности. Для них все явления, происходящие в их внутреннем мире, столь же реальны, как и события, имеющие место на самом деле. С этим связаны по крайней мере два недоразумения: обманы совсем маленьких детей и трудности в связи с воображаемыми опасностями иенами.

Некоторые родители, сталкиваясь с обманами малышей, начинают чрезмерно переживать, усматривая в этом врожденные пороки или непреодолимую наследственность. На самом же деле, обман ребенка до трех лет — это еще и не совсем обман. Например, малыш может говорить вам, что он доел кашу, хотя легко проверить, что она стоит нетронутая на столе. Действительно, ребенок мог фантазировать о том, что каша съедена, ил и его желание, чтобы каши на тарелке уже не было, так сильно, что он принял его за реальность. Для ребенка фантазия так же реальна, как и сама реальность, принципиальной границы он между этими явлениями не проводит. Но можно представить себе возмущение взрослого, которому ребенок вот так вот «врет в глаза». В действительности такой обман не равен настоящему взрослому обману, он скорее желаемая реальность или фантастический способ справиться с неприятностями (слишком большой объем каши!).

Сны также могут подолгу пугать ребенка, даже уже проснувшегося. В отличие от взрослого, он не понимает, что его сон улетучился, как только он открыл глаза. Для него монстры из сна — такая же реальность, как и утешающая его мать.

Мышление детей конкретно, наглядно и ситуативно. Малыш может понять только то, что видит; ему недоступны абстрактные понятия: дружба, ложь, честность. Поэтому, учитывая характеристику возрастных особенностей детей раннего возраста, бесполезно использовать абстрактные понятия, пытаясь убедить в чем-то ребенка. Он не понимает того, чего он не может потрогать, увидеть или ощутить. Фантазия в данном случае — не исключение, так как ребенок ее действительно видит в своем воображении.

Особенности эмоционального развития ребенка в 1, 2 и 3 года

Важной характеристикой эмоциональной жизни ребенка до трех лет является тот факт, что фактически отсутствует система намеренной (произвольной) регуляции эмоций. Даже для большинства взрослых владение своими эмоциями — задача трудная, а для ребенка и вовсе уж непосильная. Из-за этих особенностей развития дети 1, 2, 3лет нуждаются во внешней помощи, чтобы регулировать свои эмоции, успокаиваться, отвлекаться от неприятных событий и переживаний.

В связи с этим требования к ребенку, чтобы он успокоился, перестал злиться или плакать, крайне абсурдны, так как малыш не в состоянии успокоить сам себя. У него просто не наработаны для этого необходимые механизмы.

Учитывая психологические особенности детей раннего возраста, необходима длительная и намеренная работа, чтобы научить ребенка качественно справляться со своими эмоциями, не подавляя их. А для такого нежного возраста, о котором идет речь в этой статье, важно понять и запомнить: ребенок — не властелин над своими эмоциями. Взрослые не вправе требовать от него, чтобы он перестал злиться, успокоился и так далее.

Психологические особенности детей 1-3 лет: чувство привязанности

Чувство привязанности не является врожденным у человека. Оно — результат правильного взаимодействия с близкими взрослыми в раннем детстве (в основном с родителями). Если опыт нормального общения с близкими взрослыми отсутствует в раннем детстве или он недостаточен, то человек вырастает не способным испытывать чувство привязанности и не нуждающимся в нем. Такая картина обычно сопровождается и другими эмоциональными и умственными нарушениями.

Период, который называют «сензитивным» (то есть повышенно чувствительным) для формирования чувства привязанности к близким, — раннее детство (примерно с 9 месяцев до 2,5 лет). В начале этого периода психологические особенности детей 1-3 лет заметно меняются, появляется негативная реакция на чужих людей, иногда довольно острая. Ребенок может плакать и демонстрировать испуг в ответ на попытки малознакомых людей взять его на руки, а иногда вообще на приближение к ребенку чужого. Эта ситуация часто пугает родителей — малыш внезапно и без видимых причин изменился, но она совершенно нормальна: ребенок начал отличать так называемых «своих», то есть людей близких, которых он часто видит, от сравнительно чужих, то есть людей, с которыми он не так хорошо знаком. И эти чужие начали у него вызывать смутные опасения.

В этот же период из-за особенностей психологического развития ребенка раннего возраста начинает остро реагировать на уход матери, иногда даже на ее переход в другую комнату иди простое отдаление. Он плачет, цепляется за мать и всячески демонстрирует свое нежелание, чтобы она уходила. Такие явления обычно проходят примерно к 2,5 годам, а своего пика они достигают в 1,5 года. Явление это объясняется двумя главными причинами. Во-первых, ребенок в период формирования чувства привязанности остро нуждается в той самой фигуре, которая вызывает основную его привязанность, как правило — в матери. А с другой стороны, он пока еще не уверен, что человек, исчезнувший из поля его зрения, все еще существует, хотя ему невидим.

Конечно, мозг ребенка постоянно развивается, и понятие о сохранности невидимых предметов у ребенка постоянно совершенствуется. Но все же в силу возрастных психологических особенностей уход матери дети 1-3 лет переживают как ее исчезновение с непредсказуемыми последствиями, поэтому и боятся.

На практике можно наблюдать эти явления особенно сильно в тех семьях, где мать преимущественно находится с ребенком одна. Страх расставания с матерью существенно снижается, если ребенок растет в большой семье и окружен множеством близких людей, которых он воспринимает как своих.

Но, даже учитывая особенности развития детей раннего возраста, острая реакция ребенка на расставание не должна на два года привязать мать к нему. Мать может уходить по своим делам и предоставлять ребенку адаптироваться с другими людьми. Плач ребенка в данном случае — сигнал для того, чтобы поддержать его, но не для того, чтобы никогда с ним не расставаться, переживая о том, что он будет плакать.

Однако в этот период (до трех лет) лучше избегать длительных отъездов матери (например, в двухнедельный отпуск). Для ребенка длительная разлука может иметь серьезные последствия, которые скажутся на формировании его характера и картины мира. Такой опыт не только ведет к отдаленным последствиям, но также и очень мучителен. Фигура матери для него — воплощение мира и залог его безопасности. Если же она исчезает (а как мы теперь знаем, для ребенка исчезновение не носит временного характера), ребенок страдает, страдает его чувство защищенности. Впоследствии такой человек будет повышено склонным к болезненным депрессивным реакциям даже на незначительные стрессы. Длительная разлука с матерью в младенчестве может оказать сильное воздействие на всю жизнь человека. Эту возрастную психологическую особенность детей раннего возраста обязательно нужно учитывать.

Статья прочитана 26 892 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.