Почему ребенок не хочет в школу и как помочь ему полюбить учебу

Основа для успешного получения школьных знаний закладывается ещё в дошкольный период. Но иногда, даже если малыш с явным удовольствием ходит в детский сад и вполне адаптирован к длительному пребыванию вне дома, оказавшись в учебном заведении, он наотрез отказывается учиться. К сожалению, ситуации, когда ребенок не хочет в школу, встречаются намного чаще, чем противоположные. А ведь родители вполне могут помочь ребенку полюбить учебу как можно быстрее, не допустить того, чтобы обучение превратилось для школьника в самую настоящую в каторгу.

Почему же дети не хотят учиться в школе, как повысить успеваемость своего ребенка и как не превратить проверку уроков в подневольный карательный труд?

Основные причины, почему ребенок не хочет ходить в школу

Как правило, дети сначала с удовольствием идут в школу. Оно и понятно: школа для них — символ взрослой жизни, они теперь большие. Прощай, детский сад в коротких штанишках! Но новизна заканчивается очень скоро. У кого-то на третий месяц, а у кого-то и раньше. И вот уже ваш ребенок не рвется за письменный стол и тоскует над учебниками. Вы не можете заставить его выполнить простейшее упражнение по русскому. Почему же он не хочет учиться? Что произошло? Ведь процесс познавания всегда такой увлекательный. А вот и нет!

Одна из основных причин, почему ребенок не хочет в школу, теряет интерес к учебе, очень проста: ему становится скучно.

Новая игра, начавшаяся 1 сентября, потеряла свою увлекательность. Ребенок хочет играть в другие игры, а его заставляют играть в эти. Разумеется, семилетний ребенок вам в этом не признается. Он уже достаточно большой, чтобы понимать, что есть социально одобряемое поведение, а есть — неодобряемое. Это пятилетний ребенок легко признается в том, что он не хочет учиться в школе, потому что ему скучно. Такой малыш запросто заявит вам, что ему скучно навещать бабушку, скучно читать книжку, скучно играть с соседским мальчиком, потому что тот тупит. А семилетний уже знает, что во всем этом признаваться, не совсем этично, он уже утратил детскую непосредственность, которой умиляют дети от двух до пяти — в возрасте, воспетом великолепным Корнеем Чуковским. Боясь признаваться в скуке, ребенок придумывает тысячу причин, почему он не хочет учиться в школе и делать уроки: устал, болит горло, надо попить, надо сбегать в туалет, надо покормить кошку. Или просто будет сидеть и мечтательно смотреть в окно. Или украдкой играть в
компьютерную игру.

Особенно быстро становится скучно способным детям, то есть не столько способным, сколько схватывающим все на лету. Они быстро усваивают материал и так же быстро теряют к нему интерес. А мамы возмущаются: способный, атакой лентяй! Он не лентяй, ему просто неинтересно. Он понимает, что этот пример он может решить очень быстро и легко, поэтому он его не решает.

Как же быть, чтобы помочь ребенку полюбить учиться? Преодолевать детскую скуку! Применять все возможные приемы: играть, хитрить, заставлять, договариваться. Придумайте, как преодолеть охлаждение ребенка к учебе, как помочь ему в школе, и в этом помогут советы психологов, перечисленные в следующих разделах статьи.

Способы и подходы должны быть разные, тогда ребенок не утомится от вашей одной и той же хитрости и ему не будет скучно. Пробуйте, экспериментируйте, фантазируйте! И обязательно учитывайте структуру личности своего ребенка!

Еще одна причина, почему ребенок не хочет идти в школу, почему не спешит садиться за учебники дома: просто ему трудно учиться. И эта причина одна из наиболее важных и распространенных.

Это взрослым кажется, что в первом классе все очень просто, а ребенку совсем не легко. Как ни парадоксально, но трудно именно тем детям, которые учатся легко и быстро усваивают информацию.

Главная трудность, почему ребенок не хочет ходить в школу, не в самом материале — трудность в том, что малышу приходится приспосабливаться к новым условиям жизни. Раньше он все время только играл, то есть делал то, что ему нравится, а теперь ему приходится подстраиваться под новые условия жизни. Ему необходимо напрягаться, запоминать то, что запоминать не хочется. Ему необходимо постоянно упражнять свою силу воли. А это самое трудное!

Как же помочь ребенку полюбить учиться в школе и достичь в учебе хороших успехов?

Как помочь ребенку полюбить школу, если он не хочет учиться: советы психологов

Если ваш ребенок не хочет посещать школу, прислушайтесь к советам психологов и постарайтесь применить их на практике.

Если вы полагаете, что школа — это храм знаний, то вы заблуждаетесь. Школа — это тюрьма. Зачастую ребенок не хочет ходить в школу, потому что именно тут он ребенок теряет свободу, именно в стенах учебного заведения он учится подчиняться суровым законам лишения. Малыш уже не может скакать и прыгать, сколько хочет. Он вынужден сидеть сорок пять минут на уроке независимо от того, нравится ему тут или нет. Школьник вынужден сидеть за партой, а не под партой, даже если ему хочется спрятаться от того, как ужасно его одноклассники читают. Он не может встать и уйти с урока, даже если учительница действует ему на нервы.

Ещё одна причина, почему ребенок не хочет идти в школу заключается в том, что здесь ему приходится учить все дисциплины подряд, даже если малыш уже с шести лет решил, что станет лириком и ни физика, ни биология ему не потребуются. В школе нельзя петь на уроке математики и кувыркаться на уроке пения. Ребенок не хочет идти в школу, потому что нужно подчиняться законам, и они суровы. И в этом великая, хоть и неблагодарная, миссия учебного заведения, его задача, его суть: приучить маленького человека к тому, что жизнь — не оранжерея. Школа не может быть другой, какие бы реформы там ни происходили, сколько бы компьютеров в школе ни установили. В школе должны быть дисциплина и строгий порядок. Почти тюремный. Без этого школа не может существовать. Если при этом ребенок усвоит какие-то знания — что ж, честь этой школе и хвала. Респект и уважение, как сейчас говорят.

Именно привыкание к суровым законам школы приводит к тому, что первоклассникам трудно учиться.

Что же делать, если ребенок не хочет в школу, что в таких условиях должен предпринять родитель? Бороться со школой? Убегать от нее? Нет. Школа — это жизнь, и мы не можем от нее убежать. Домашнее обучение? На домашнем обучении ребенок может находиться лишь короткое время и в определенных условиях. Школа дает возможность социализировать ребенка, развить коммуникативные навыки. В школе ребенок научится давать сдачи и защищать себя. А как все это получит ребенок, находящийся на домашнем обучении?

Задача родителя — помочь малышу полюбить школу как можно быстрее, по возможности минимизировать стрессы, которые он неизбежно там получит.

Для ребенка очень важна фигура первого учителя. Это человек, от которого во многом зависит судьба и карьера вашего ребенка. Первый учитель может перечеркнуть все ваши достижения, над которыми вы бились предыдущие шесть лет, а может и вдохновить вашего ребенка на новые подвиги. Если есть возможность выбрать школу, выбирайте учителя. А если нет возможности выбирать и менять учителей, надо приспосабливаться к обстоятельствам.

Если родители хотят помочь ребенку адаптироваться в школе как можно безболезненней, они не должны ругать учителей — это далеко не лучшая методика! Она приводит к конфронтации учителя и ребенка, а это не сделает ваше чадо успешным и счастливым. Лучше входить в положение учителей и примирять ребенка с педагогом. К тому же в стычке с учителем ребенок далеко не всегда бывает объективным. Учитель предъявляет требования к ребенку не по своей прихоти — над педагогом довлеют беспощадные законы школы. Dura lex, sed lex, что в вольном переводе с латыни может означать как «закон всегда суров». Если ребенок по каким-то причинам сердится на учителя, помогите ему разобраться в ситуации и дайте выход его агрессивности. Помогите ребенку выразить злость на школу и на учителя.

Далее вы узнаете, как помочь учиться в школе детям с разными психотипами.

Советы психологов, как помочь хорошо учиться детям с разными психотипами

Если ваш малыш обладает психотипом Буратино, он шустр и стремителен, , не заставляйте его делать все уроки за один присест. Разбивайте задания на маленькие фрагменты. Написал одно упражнение — пусть подбежит к окошку и посмотрит на машинки во дворе. Написал еще одно упражнение — пусть покатает свою машинку, если это мальчик, или переоденет куклу Барби к балу, если это девочка. Если ребенок не так быстро переключается с одного задания на другое и выполнение уроков может затянуться до утра, старайтесь подбирать для него такие действия, которые близки по сути или не требуют сильного включения. Например, между заданиями не стоит включать мультики, потому что электронное действие слишком эмоционально и малыш может долго из него выходить. Лучше в промежутке между выполнением уроков давать ребенку короткие игры и задания.

Ещё один совет психологов касательно того, как помочь хорошо учиться ребенку с психотипом Буратино – развивайте у малыша мелкую моторику: например, складывайте пазлы. Буратино сделает это за пятнадцать минут, поэтому постепенно усложняйте задачу. Или дайте ему поиграть в бирюльки. Есть такая игра, смысл которой заключается в том, чтобы крючком поймать и переместить очень мелкие детальки. Буратино в бирюльки долго играть не сможет, его это быстро утомит, но между арифметическими задачками пару-тройку бирюлек он переберет с удовольствием.

А как помочь учиться в школе ребенку с психотипом Мальвина? Из Мальвин чаще всего получаются отличники и отличницы, потому что они в меру усидчивы, умеют подстраиваться под социальные правила и любят получать похвалу. Но даже им становится скучно. С Мальвинами лучше всего договариваться и объяснять, для чего им нужно выполнять все эти скучные задания: например, надо стремиться получить хорошее образование, чтобы стать президентом крупной компании и получать хорошую зарплату. Современные дети очень хорошо понимают, что такое деньги. Тем более вы объясняли своему ребенку, откуда берутся деньги и для чего они нужны, когда отпрашивались у своего ребенка на работу, а его отправляли в детский сад. Если детсадовские договоренности у вас были отлажены, в школьной жизни они по-прежнему будут работать.

Если вы не знаете, как помочь ребенку учиться, можно включить личный фактор и признаться малышу, что вам тоже не всегда, и не каждый день хочется ходить на работу. И выполнять на этой работе все подряд и все восемь часов вам тоже не очень хочется. Но ведь никуда не денешься! Хочется шубку красивую купить, и в отпуск в престижное место съездить, и дорогие игрушки для любимого ребенка купить. Такая мотивация по отношению к семи-, восьмилетним детям действует гораздо лучше, чем по отношению к шестиклассникам, так что ведите разъяснительную работу, не скупитесь на слова.

Детям с психотипом Арлекин довольно трудно выполнять школьные задания в силу объективных причин: им трудно вместить себя в рамки, которые задает школа. Они вообще по жизни чувствуют себя довольно неуклюже. Они начинают злиться и от этого тоже быстро теряют интерес к учебе. Некоторые даже начинают кусаться. Им очень нужна помощь! Не стоит их перегружать запретами.

Не говорите им: «Не кусайся! Не дерись! Не злись!» И уж тем более не бейте по губам, не шлепайте. Дельный совет, как помочь учиться ребенку с психотипом Арлекин – не отвечайте агрессией на агрессию, вы только еще больше разозлите своего малыша и будете побуждать его к неправомерным действиям. Правильнее сказать: «Солнышко, кусаться — плохо, нехорошо». И можете спросить его: «Ты злишься?» Ребенок сам может не очень понимать, что с ним происходит, он в плену химических процессов, которые происходят в его организме. Помогите ему выпустить его злость, подскажите: «Пойди, поколоти грушу» («поиграй в дартс», «покидай подушки» и так далее).

У вас обязательно должны быть разные приспособления для того, чтобы ребенок мог выплескивать избыток своей энергии, причем это касается всех типов личности, так как избыточная энергия у детей бывает практически у всех. Им нужны мячи, подвесные груши, лестницы, перекладины. Энергия — это признак здоровья. Спокойный ребенок, который послушно сидит на одном месте, должен насторожить, а не радовать родителей.

Ребенок Пьеро, делающий все очень долго и медленно, тяжело переключается с одной деятельности на другую, и он тоже может заскучать на уроках. Ему надо помогать, но, наверное, переключаться с одной деятельности на другую — не его метод. Он может так долго, потом возвращаться к выполнению заданий, что вам не хватит и недели. Если вы знаете, как помочь хорошо учиться в школе ребенку с психотипом Пьеро, не забывайте, что такие малыши как никто другой нуждаются в позитивном подкреплении и в подбадривании. Ведь и в школе ему достается за то, что он постоянно медлит. На уроках он отстает, потому что семеро одного не ждут, и может не успеть что-то дописать. Он может не дописать диктант или контрольную и поэтому получит на бал меньше. Он наверняка не успеет дописать задание на дом. Хорошо, что сейчас везде уже есть электронные возможности и не потребуется надоедать одноклассникам, чтобы спрашивать у них домашнее задание.

Пьеро надо дать больше времени на выполнение домашних заданий. Если вы заметили, что он смотрит мечтательно в потолок, а в тетради не написано ни одной цифры, не спешите с наказаниями. Пьеро просто замечтался! Напоминайте ему о времени, терпеливо подбадривайте, хвалите его, даже если пока еще хвалить не за что. Родителям Пьеро нужно особое терпение, чтобы не срываться! Терпение, терпение и еще раз терпение. Пьеро можно мотивировать сладостями, но не переусердствуйте, чтобы не перекармливать ребенка. Чай с зефиром он получит только после того, как сделает все уроки, а не одно упражнение.

Даже зная, как помочь ребенку хорошо учиться, каждому родителю нужно для себя решить, хочет ли он сделать из своего малыша золотого медалиста или согласится на тройки в аттестате.

Любой отличник — это в первую очередь колоссальный труд родителей. Моцарт вряд ли бы стал великим музыкантом, если бы не усилия его отца, который заставлял ребенка заниматься, организовывал для него концерты, приучал его к труду и всю жизнь посвятил воспитанию своих детей. Хотите, чтобы ваш ребенок стал Моцартом? Что ж, это ваше право, но поразмыслите, какими обязанностями вы себя нагрузите. Вы к этому готовы? Тогда вперед. Все одиннадцать лет уроки будете делать в первую очередь вы, и только потом — ваш ребенок.

Как родители могут помочь ребенку подготовиться к школе

Очень важно, как подготовлен ребенок к школе. Многие родители подготовку к школе истолковывают неверно. Мамы и бабушки стремятся впихнуть в голову ребенка как можно больше знаний, его обучают всему и вся, а детские центры идут на поводу у желания родителей. И вот начинаются курсы китайского языка для двухлеток. Малыш еще на своем родном говорить не может, а ему китайский подают. Занятия иностранным языком — это совсем не то же самое, что билингвистичная среда, когда у ребенка родители — представители разных национальностей и в доме говорят на двух языках. Это естественная среда, и ребенок в ней прекрасно разбирается и даже не путает языки. Но занятия иностранным языком построены на совсем других принципах.

Как же помочь ребенку подготовиться к школе и при этом не навредить? Дорогие родители! Не переусердствуйте в натаскивании своего малыша на разные недетские знания! Этим подчас злоупотребляют в образованных семьях, где у родителей по нескольку высших образований. Они готовы и пятилетнего ребенка отдать в вуз, да вот не возьмут, к сожалению.

Почему подросток не хочет учиться в средней школе?

К средней школе ребенок уже привыкает к тому, что у школы железные порядки и законы. Он уже смирился с тем, что урок длится определенное количество времени и что даже на переменке нельзя побеситься от души. Казалось бы, надо уже начать хорошо учиться. Да не тут-то было! Человек вступает в самый трудный период своей жизни — в период пубертата, в период гормональных бурь. И снова человеку не до учебы! Почему же подростки не хотят учиться в школе так е, ка ки малыши, а иногда и ещё сильнее?

Двенадцать-четырнадцать лет — это, пожалуй, самый трудный период для родителей. Именно для них, потому что в этот период им трудно понимать своих детей. У родителей, как всегда, в голове образцово-показательная модель ученика, медали на подушечке. Они-то понимают, что выпускные экзамены на носу. Но ребенку кажется совсем иное. У него еще совсем другое восприятие времени, и пока ему кажется, что три года — это так не скоро. Это целая вечность! Он еще успеет наверстать и получить все заветные пятерки!

В этот период ребенку особенно нужна поддержка родителей. Пятерки? Отличная учеба? Это ли самое главное?

В следующих разделах статьи описано, как приучить ребенка к выполнению домашнего задания.

Как убедить или заставить ребенка начать делать домашнее задание

Ребенку трудно разогнаться и приступить к урокам. В обиходе мы называем это ленью. Человек никак не может собраться, взять себя в руки, мобилизовать свою силу воли. У ребенка не хватает мотивации и понимания, зачем все это надо делать. Мама, вместо того чтобы убедить ребенка делать домашнее задание, помочь ему мобилизоваться, неверными словами «замораживает» ребенка. Неверные слова в процитированном фрагменте: «Ты быстренько это сделаешь». Слово «быстренько» является неверной командой. Быстренько! И подсознание подсказывает ребенку: ты сделаешь это потом, в любое время. Быстренько же! И можно успеть попить водички, принести бабушке плед, накормить кошку и сделать еще миллион дел. Неслучайно же говорят, что ленивые люди — самые занятые. У них очень много важных дел — и они не успевают приступить к главному.

Но прежде чем заставить ребенка делать домашнее задание как можно быстрее, помните о самом главном: крайне важно помочь малышу найти себя, свое призвание. Именно для этого вы и ищете способы, как полюбить школу и учебу.

Часто на консультации к психологам приходят взрослые люди, которым родители дали неверное направление. А еще чаще — не дали направления вообще, человек не нашел себя, не осознал своей мечты. Мама заставила дочку выучиться на бухгалтера, потому что с этой профессией никогда не будешь без куска хлеба, а девушка терпеть не может цифры и ходит на работу, проклиная судьбу-злодейку. И что толку от того, что она хорошо училась в школе? Что от того, что она приносила пятерки и без звука садилась за уроки? Стала ли она от этого счастливее? Задумайтесь об этом!

Как приучить ребенка к выполнению домашнего задания и научить делать его самостоятельно

Ниже описаны несколько приемов, как научить ребенка выполнять домашнее задание и при этом не отбить у него желания учиться.

Первый прием как раз из области реверсивной психологии. Скажите ребенку: ты пока только посиди за столом. Можешь не делать уроков.

Эта хитрость построена на том, что ребенку трудно одновременно сделать два действия: и сесть за стол, и начать делать уроки. Он ведь только что был занят чем-то очень увлекательным, а мы его усаживаем заниматься «противными» делами. Благодаря этой хитрости мы разбиваем задачу на две части: сначала—просто за стол. Не надо делать уроки! Надо просто посидеть за столом. А за столом пусть уже лежат тетрадки и учебники. Человечек посидит немножко, посчитает галок на потолке, поковыряется в носу и — делать нечего, придется приниматься за уроки!

Второй прием. Используйте указание времени, которое уже хорошо работало в предыдущий, дошкольный, период.

Чтобы приучить ребенка к выполнению домашних заданий как можно быстрее, можно сказать: «Вот, солнышко, тебе еще пятнадцать минут на завершение важных дел: покорми собачку, попей водичку, полей цветочки — и за уроки».

Не пугайте ребенка, что ему надо делать все сразу и быстро. Это вам кажется, что ему все это легко. А ему на самом деле совсем не легко. Было бы легко, человечек все давно бы сделал!

Третий прием. Разбивайте уроки па части.

Не надо пугать ребенка тем, что ему надо сделать все: и математику, и русский, и устные предметы выучить. Пусть весь этот блок будет разбит на части, а в промежутке ребенок может заняться тем, что ему самому хочется.

Четвертый прием. Ни в коем случае не используйте позитивное подкрепление ради того, чтобы ребенок делал уроки.

Что это значит? Допустим, мама говорит: — Сделаешь уроки, и тогда гуляй, сколько хочешь.

Это подспудно превращает уроки в каторгу. Мол, отмучаешься, тогда вот получишь пряник. Постарайтесь подать уроки как увлекательный процесс. Используйте игровые приемы, азарт. Скажите своему ребенку: — Мне в школе очень нравилось решать такие задачки. Ведь это же так интересно узнать, за сколько часов заполнится бассейн.

Предложите ему почитать книги по занимательной физике и математике. Поделайте с ним физические и химические опыты — сейчас много такого продается в магазинах для творчества.

Пятый прием. Чтобы мотивировать своего ребенка к учебе, поощряйте его амбициозность.

Родители чаще запугивают детей: «Вот будешь плохо учиться, пойдешь в дворники».

Ребенка эта страшилка не пугает, она его маму пугает. А подросток, который горазд делать все родителям вопреки, скажет: — Ну и пойду в дворники.

Лучше мотивировать ребенка мечтами о прекрасном будущем.

«Вот будешь хорошо учиться, закончишь вуз, устроишься на хорошую работу, купишь красивый дом, будешь путешествовать». Ну и так далее. Ваша задача – не только как можно быстрее приучить ребенка делать домашнее задание, но и научить малыша мечтать.

Статья прочитана 194 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.