...
x

Подготовка ребенка к посещению детского сада

Даже те родители, которые имеют возможность заниматься самостоятельным обучением своих детей, стараются перед школой отдать малышей в детский сад. Коммуницируя со сверстниками, занимаясь совместной деятельностью, дети учатся взаимодействовать в коллективе и обогащают собственный багаж знаний. Что же должен уметь ребенок перед детским садом, и как нужно готовить его к посещению дошкольного учреждения?

Проверьте, умеет ли ребенок играть с другими детьми, не обижая их? Умеет ли он общаться с другими взрослыми в присутствии родителей? Как ощущает себя ребенок в незнакомой обстановке? Насколько он освоил умение одеваться и раздеваться, самостоятельно есть и пить? В этой статье вы узнаете, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы адаптация в новом коллективе прошла как можно быстрее и безболезненнее.

Подготовка детей к условиям детского сада: что должен уметь малыш

Для подготовки детей к условиям детского сада дайте ему возможность как можно чаще играть с другими детьми. Так вы поможете ему справиться и с незнакомой обстановкой, и с ощущением испуга от большого количества посторонних детей.

Научим его разговаривать с взрослыми в семейном кругу. Если есть возможность, познакомим его с кем-то из своих хороших знакомых. В разговорах с этим человеком малыш сможет тренировать свои навыки общения с взрослыми.

Первое, что должен уметь ребенок к посещению детского сада, это самостоятельно справляться с одеждой, когда он посещает туалет, и самостоятельно выполнять гигиенические процедуры. Давайте облегчим ему задачу, купив удобную одежду с наиболее простыми застежками.


Заранее познакомим малыша с помещением в детском саду, где располагается его группа, с воспитателями и с другими детьми.

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, обсудите это с педагогом без присутствия малыша и других детей.

Обращаем особое внимание:

  • Никогда не разговариваем с воспитателем о нашем ребенке в унизительных выражениях в присутствии самого малыша!

Расширение деятельности:

  • Всемерно укрепляем доверительные отношения с малышом.
  • Постараемся установить прочные хорошие отношения с воспитателями и другими родителями и будем совместно содействовать образованию наших детей.
  • Постоянно поощряем самостоятельность малыша везде, где это возможно. Наблюдаем за ним и помогаем освоить новые области знаний и умений.

Предложение для игры: Путешествие в детский сад — 3-4 года

Вместе с ребенком пройдем кратчайшим маршрутом до детского сада, обращая его внимание на основные ориентиры (дома, большие деревья, красивые ограды и т. п.) и дорожные знаки.

Вернувшись домой, поговорим о пройденном маршруте и вспомним, какой вид транспорта мы использовали.

Попытаемся нарисовать очень простую схему нашего маршрута и нанесем на нее все ориентиры и дорожные знаки, встречающиеся по пути.

В следующий раз попробуем добраться до детского сада не пешком, а (по возможности) на машине, автобусе, троллейбусе, трамвае или, может быть, на велосипеде, а затем схематично изобразим результаты.

Когда ребенок хорошо запомнит этот маршрут, возможно, вы сможете предложить ему иной путь, также ведущий к детскому саду. В этом случае, скорее всего, понадобится расширить везде схему передвижения и нанести на нее новые ориентиры и дорожные указатели.

Занятия для подготовки детей к поступлению в детский сад

Начав посещать детский сад, ребенок не только окунется с головой в общение со сверстниками и взрослыми, но и продолжит накопление разных знаний и умений.

Возраст «почемучек» начинается примерно с трех лет, когда ребенок приступает к активному изучению окружающего мира.

Приготовимся помогать малышу в его неуемной деятельности, давать ответы на самые разные вопросы и одновременно расширять наш кругозор, если наших знаний не хватает.

Проверьте, есть ли у ребенка возможность в любой момент найти информацию о животных и растениях? В вашей домашней библиотеке есть иллюстрированные детские книги о природе?

Предложение для игры:

Для подготовки к детскому саду после наблюдений за природой на свежем воздухе предложите малышу вместе рассмотреть отдельные картинки или книжки о природе.

Поговорите о картинках, используя новые для малыша слова и информацию. Кстати, детские книги и красочные тематические энциклопедии дадут вам неисчерпаемые возможности и темы для увлекательной беседы!

Для этих же картинок приготовьте карточки с подписями и затем разместите их в альбоме рядом с соответствующими изображениями.

Для занятий с ребенком в ходе подготовки к детскому саду сделайте игру-мозаику (пазлы), наклеив картинку (в том числе нарисованную ребенком) либо фотографию с вашей прогулки на толстый картон и затем, разрезав на четыре, шесть, восемь или более кусочков, чтобы получилась головоломка. Задача ребенка — составить из фрагментов исходную картинку. Главное — обеспечьте его дубликатом этой исходной картинки или фотографии для постоянного зрительного контроля во время складывания картинки!

Обращаем особое внимание:

  • Расширение словарного запаса, описание деталей на рисунке.

Расширение деятельности:

  • Использование «классификационных карточек Монтессори».
  • Если в семье пока нет подобной игры, сделаем ее сами.
  • Воспользуемся уже собранной нами коллекцией картинок с изображениями разнообразных животных и растений или подберем новые (ребенок может сам их вырезать из старых журналов).
  • Картинки одной и той же тематической группы с обратной стороны должны быть окрашены единым цветом, чтобы ребенок мог проконтролировать себя после сортировки (например, оборотную сторону картинок с изображениями млекопитающих окрасим в красный цвет, для птиц выберем желтый, для рыб — голубой, для рептилий — зеленый, для насекомых — оранжевый и т. д.).

Кстати, для цветовой идентификации можно также воспользоваться цветной бумагой и клеем.

Как играть:

Рассмотрим с малышом картинки разных животных, разговаривая о них и рассказывая малышу, почему мы относим их к группе птиц, насекомых, рептилий, рыб или млекопитающих. Для подготовки ребенка к детскому саду расскажите ему, как называются отдельные животные, поговорите о том, где они живут и что едят.

Пусть ребенок сам рассортирует картинки и проверит правильность выполнения, перевернув их окрашенной стороной вверх. Обратная сторона у всех картинок с изображениями животных одного вида должна быть одинакового цвета.

Аналогично работают с картинками растений и ботаническими карточками.

Предложение для игры: Ботанические и зоологические карточки (части животных и растений) — 4-5 лет

Цель игры — помочь ребенку получить новые знания и расширить его словарный запас.

Что нам нужно:

Набор сделанных дома карточек, изображающих разные части животных и растений. Выберите таких животных, как кролик, корова, птица, насекомое, черепаха, а что касается растений, то можно начать с цветка, листа и дерева.

Сначала нарисуйте и вырежьте контур животного, птицы или растения, затем обведете его пять-шесть раз на разных карточках.

На каждом эскизе закрасьте только одну его часть. Например, у птицы — грудь, голову, клюв, крылья, ноги (см. Приложение). Карточки, принадлежащие одному и тому же Животному или растению, отметьте по краям одинаковым цветом. Сделайте по два комплекта для каждого животного или растения и набор карточек с надписями, соответствующими частям каждого рисунка.

Комплекты ботанических карточек Монтессори можно сформировать следующим образом:

«Деревья»: набор

  • № 1 — части дерева;
  • № 2 — функции листьев;
  • № 3 — цветы деревьев;
  • № 4 — плоды и семена деревьев;
  • № 5 — животные, живущие на деревьях;
  • № 6 — растения, растущие вне деревьев;
  • № 7 — использование деревьев.

«Цветы»: набор

  • № 1 — части цветка;
  • № 2 — опыление насекомыми;
  • № 3 — опыление ветром;
  • № 4 — как растут семена;
  • № 5 — как цветы и насекомые «работают» вместе.

Как играть:

  1. Первое занятие для ребенка — сопоставить карточки по темам и назвать отдельные части.
  2. Затем он может читать слова: «грудка», «голова», «клюв», «крыло», «ноги» — и располагать эти надписи около соответствующего рисунка.
  3. Продолжаем также работать с ранее приготовленными ботаническими карточками.

Расширение кругозора ребенка перед посещением детского сада

Проверьте, понимает ли ребенок течение времени? Умеет ли располагать события по порядку?


Предложение для игры:

Постараемся использовать богатое воображение ребенка для изучения понятий, которые мы не можем показать ему в реальном, окружающем его мире: например, давно прошедшие исторические события, жизнь людей на далеких континентах, строение Земли и т. п.

Чтобы сделать это, предложим ребенку сначала понаблюдать за современными бытовыми условиями, а затем укажем ему на различия между ними и условиями жизни людей, существовавшими ранее, о которых мы можем узнать из книг.

Ребенок должен будет сравнить реально увиденные вещи и предметы, созданные его воображением. Так мы поможем ему почувствовать разницу между реальной жизнью и миром фантазии, чтобы он позднее не путал их, рассказывая нам о чем-либо.

Для расширения кругозора ребенка всегда начинаем вводить новую тему с предметов и событий, хорошо знакомых ребенку по его собственной жизни, а затем поможем ему собрать дополнительную информацию из библиотек, музеев, книжных магазинов, исторических мест, телепрограмм и сети Интернет, чтобы создать целостное представление.

Обращаем особое внимание:

  • Четкое разделение понятий — «реальное», «воображаемое».

Расширение деятельности:

Максимально широко используем бытовые возможности — например, песочные часы для постепенного изучения течения времени (песочные часы продаются в магазинах и аптеках). Кстати, такими часами удобно пользоваться во время кулинарных занятий вместе с ребенком.

  1. Начнем с песочных часов на одну минуту. Дадим ребенку понаблюдать за сыплющимся песком и затем сообщим, что песок сыпался в течение одной минуты.
  2. Предложим малышу: «Я закрою глаза, а ты мне скажи, когда пройдет одна минута».
  3. Попросим его наполнить водой из крана, например, пластмассовый стакан и посмотреть, займет это больше или меньше времени, чем одна минута.
  4. Можно прочитать короткий стишок или считалку и сравнить его по длительности с одной минутой.
  5. Через некоторое время вернемся к этой игре и сравним длительность одной и двух минут, одной и трех минут, одной и пяти минут и т. д.
  6. Когда ребенок повзрослеет, познакомим его с более длительным промежутком времени — один час. Для этого поручим ему выполнять какое-то задание в течение часа и покажем на циферблате часов, где должны быть стрелки. Скорее всего, малыш будет постоянно смотреть на часы в ожидании назначенного времени, а у нас будет возможность объяснить ему, что час — это очень долго.
  7. Научим ребенка пользоваться часами: сначала такими, где на циферблате есть только часовые стрелки, затем — часами с часовыми и минутными стрелками.

Предложение для игры: Смена времен года и семейных событий — 4-5 лет

Цель игры — с помощью картинок дать ребенку представление о времени и помочь ему понять последовательность событий.

Что нам нужно:

  • Длинный лист бумаги или пластика — приблизительно 150 см шириной 12,5 см (если в доме есть место для его размещения — на стене в детской или где-то еще). Разделите его на 12 равных секций и разметьте их по названиям месяцев года (дети данного возраста в школах Монтессори, как правило, могут читать).

Набор готовых картинок или рисунки ребенка по обсуждаемой теме.

Как играть:

Начало этой деятельности можно приурочить к какому-либо знаменательному событию в жизни ребенка или всей семьи — к Новому году, дню рождения малыша, первому дню в детском саду или переезду на новую квартиру.

  1. Поговорите о том, что вы собираетесь делать в наступающем году: когда вы собираетесь в отпуск, когда наступает Новый год (Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, Пасха, День Победы) или какие-то другие события, которые вы празднуете всей семьей. Постарайтесь найти для этих событий подходящие картинки и разместите их на вашем полотне.
  2. В начале каждого месяца поговорите о том, какая стоит погода, что произошло в парке, на даче, в саду. Возможно, пожелтели и начали опадать листья и т. д.
  3. К концу года вы с ребенком создадите картину обо всех происшедших событиях. Вы можете вместе сесть и поговорить о них. Дети любят это делать, а вам будет интересно узнать, что им больше всего запомнилось.

Предложение для игры: Тени и солнечные часы — 5-6 лет

Цель игры:

Наблюдая за перемещениями тени, ребенок начнет понимать, как Солнце воздействует на Землю, и как мы измеряем время.

Что нам нужно:

  • Шест длиной 20 см.
  • Большой лист бумаги.
  • Дощечка с нарисованным циферблатом, который вы можете начертить сами.
  • Больше всего вам нужен солнечный день!

Как играть:

  1. Дети любят играть с тенью. Ребенок может попытаться поймать свою собственную или вашу тень. Пусть он попытается стать перед своей тенью, позади нее или рядом с ней.
  2. Покажите ему, как передвигается тень: расположите большие листы бумаги где-нибудь в саду, попросите малыша стать на них и обведите его тень. Отметьте время на листе бумаги.
  3. Через определенные промежутки времени возвращайтесь на то же место и помогите ребенку снова обвести свою тень.
  4. Вы можете забить в землю шест и отмечать движение его тени через определенные промежутки времени.
  5. Затем сделайте солнечные часы, используя дощечку и гвоздь. Отмечайте расположение тени гвоздя через определенные промежутки времени, создавая, таким образом, циферблат.

Предложение для игры: География на письменном столе

Проверьте, может ли ребенок представить себе и описать свою комнату, квартиру, дом, район (местность), где он живет?

Будем постепенно расширять его познания, изучая вместе с ним близлежащие дворы, игровые площадки, сады, парки, тропинки, улицы и т. п., помогая малышу выделить сходство и различия между ними.

Возможно, рядом с вами живут представители иных культур или стран — обратим внимание ребенка и на эти особенности: ведь география бывает не только «физическая», но и «политическая».

Обращаем особое внимание:

  • Развитие зрительной памяти и пространственной ориентации.

Расширение деятельности:

  1. Помогаем ребенку сформировать умение идти в заданном направлении, наблюдать за местностью, поощряем его расспрашивать об устройстве мира, делать простейшие карты — все это обязательно пригодится ему в жизни!
  2. После прогулки, во время которой мы видели озеро или посещали остров, пригласим ребенка сделать пластилиновую модель озера и острова.

Что нам нужно:

  • Формы для выпечки (например, из силикона).
  • Пластилин (или гипс, или глина).
  • Широкая, но неглубокая емкость с водой.

Как играть:

  1. Позволим ребенку налить немного воды в емкость, изображающую собой озеро.
  2. Предложим ему сделать пластилиновый остров и вспомнить, где этот остров должен быть расположен.
  3. Затем поместим остров в центр формы с водой и расскажем, что остров — это часть земли, окруженная водой. При этом ребенок видит, что озеро — это участок воды, окруженный землей.
  4. Продолжая тему, во время прогулок обращаем внимание на лужи, похожие на озера, или делаем озера и острова, когда ребенок играет в песочнице во дворе (или в песке на берегу реки или моря).

По мере взросления ребенка можем перейти к макетам, например, полуострова, залива, бухты, мыса, перешейка и т. п.

Как развивать ребенка перед детским садом?

Проверьте, знает ли ребенок, какие виды транспорта перевозят людей по земле, какие — по воздуху и по воде?

Предложение для игры:

Чтобы развивать ребенка перед детским садом, нужно закрепить впечатления, полученные на прогулке или во время путешествия, поможет игра дома с картинками, изображающими транспортные средства для путешествия по воздуху, воде и земле.

Пометим оборотную сторону однотипных картинок одинаковым цветом.

Попросим ребенка разложить эти картинки на листах бумаги, изображающих «голубое небо», «зеленую землю», «синие реки, озера и моря».

Контроль — визуальный: карточки, собранные на одном листе бумаги, при переворачивании должны быть одного цвета (голубые, зеленые или синие).

Обращаем особое внимание:

  • Названия транспортных средств.

Расширение деятельности:

  • Попросим ребенка расположить все транспортные средства «носом» направо или налево.
  • Обсудим, какой вид транспорта движется быстрее или медленнее; какое транспортное средство выглядит современно или старомодно.

Проверьте, ориентируется ли ребенок в пространстве с помощью указаний «прямо», «назад», «влево», «вправо», «вверх», «вниз»? Знает ли он, где у него правая и левая рука, нога и т. п.?

Предложение для игры:

Общаясь с ребенком дома или на прогулке, предложите ему поиграть «в направления».

  1. Сначала вы даете ему поручение с использованием указанных слов, например: иди прямо к дивану, поверни направо к окну, возьми книгу слева от тебя, посмотри вверх на дерево, сверни налево за угол и т. п.
  2. Затем ребенок может придумать такое же задание для вас с использованием тех же слов.
  3. Если один игрок не смог сразу выполнить задание, он должен выполнить еще одно поручение.

Кстати, если вы видите, что ребенок стабильно путает какие-то направления, потренируйте его некоторое время только на одном — например, посылайте его постоянно направо, чтобы он четко почувствовал, где у него правая сторона и куда ему надо поворачивать.

Дополнительным контролем для ребенка будут предметы, к которым вы его направляете (диван, окно, книга, дерево, угол и т. п.).

Обращаем особое внимание:

  • Четкое понимание ребенком значений слов, обозначающих направления движения.

Расширение деятельности:

Для подготовки детей к посещению детского сада в повседневной жизни старайтесь постоянно использовать «слова-направления» — они легко вписываются в любую совместную деятельность!

По мере усвоения ребенком простых понятий постепенно переходим к формированию усложненных заданий типа: иди прямо до стола, затем сверни налево и подойди к окну.

Такие задания могут быть сначала двухкомпонентные, как в описанном примере (1 — движение прямо, 2 — движение налево).

Затем они могут расширяться и усложняться за счет:

  • количества направлений (три и более);
  • предметов, к которым надо идти (к шкафу, к стулу, к креслу, к стене);
  • предметов, которые надо взять и принести (солонка, кружка, тетрадь, тарелка и пр.).

В итоге мы можем перейти к составлению схемы передвижения и поиграть в «спрятанный клад».

Предложение для игры: Путь от села до стола — 4-5 лет

Цель игры:

После посещения магазина, или, возможно, местной фермы, или даже после прогулки, когда вы видели пасущийся крупный рогатый скот, овец или растущую пшеницу, вы можете рассказать ребенку о том, как продукты добираются «из села до стола». Вы даете ребенку новую информацию и расширяете его словарный запас.

Что нам нужно:

  • Пополните игровые карты для игры с перевертыванием. Сюда можно включить рассказ о молоке и о последовательности происходящих явлений: как скот пасется, коров доят доярки или доильные аппараты, молоко собирают на ферме в цистерны и везут в город, на заводе молоко расфасовывают в бутылки, машины перевозят молоко, упаковку с молоком переносят на полку магазина и, наконец, молоко ставят на стол.

Как играть:

  1. Расскажите ребенку о путешествии молока и покажите ему последовательность в картинках на игровом поле.
  2. Затем позвольте ему поиграть в игру с перевертыванием и проверьте, правильно ли он все выполняет.
  3. Как только малыш получит представление обо всех событиях, происходящих до поступления пища на полки магазина и на ваш обеденный стол, вы обнаружите, что ребенок начнет спрашивать: «А откуда это взялось?» Можно также собрать коллекцию разных упаковок от сыров и обсудить все прочие молочные продукты.

Аналогичное занятие организуем для изучения «путешествия» хлеба, крупы, овощей, фруктов.

Предложение для игры: Игрушечный город и составление карты — 5-6 лет

Для подготовки к поступлению в детский сад нужно помочь ребенку в развитии чувственного восприятия, знаний о пространственных взаимоотношениях, а также подготовить его к использованию карт — как ваших окрестностей, так и разных стран.

Игра также очень хороша для обогащения словарного запаса, изучения и преподавания второго языка.

Что нам нужно:

  • Два макета игрушечных города или фермы, разделенные перегородкой.
  • Две карты для каждого макета.
  • Коробка с соответствующими игрушками. В их состав могут входить, скажем, десять коров, пять грузовиков, пять легковых машин, три фигурки ребенка, три овцы, пять лошадей, три Утки, три цыпленка, три фигурки, изображающие стоящего мужчину, три дерева, два киоска, одна скамейка, одна фигурка сидящего человека, ворота, мост, петух и собака.
  • Игровые карточки с заданиями в виде рисунков или текста, чтобы ребенок мог играть один или с приятелем.

Как играть:

  1. Сначала дайте ребенку познакомиться с макетами и поговорите о расположении в нем различных объектов.
  2. Затем соберите два одинаковых макета (все равно — города или фермы) согласно нижеописанным шагам.
  3. Начните с размещения игрушек в своем макете: описывайте, где вы ставите каждый объект.
  4. Пусть ребенок попытается повторить ваши действия на своем макете, следуя вашим устным инструкциям (не видя, как вы размещаете предметы).
  5. Через некоторое время вы можете проверить, одинаковыми ли получились ваши два макета, все ли игрушки находятся на i одинаковых местах.
  6. Если он в силах играть самостоятельно, то может использовать карточки с заданиями и следовать заданному образцу.
  7. После того как вы несколько раз сыграете в эту игру, можно расширить круг занятий, введя рисунки объектов (сначала в одном, а затем — в двух измерениях), чтобы созданное вами изображение более походило на карту.
  8. В конце концов, ребенок сможет нарисовать карту его собственного дома, сада, улицы или населенного пункта.

Торговая версия данной игры выпускается под различными названиями с множеством других вариантов деятельности, расширяющих познания ребенка.

Предложение для игры: Слова повсюду в доме — 5-6 лет

Цель игры — расширить словарный запас.

Что нам нужно:

  • Набор маленьких белых карточек с одним словом на каждой из них. Слова должны быть названиями предметов, встречающихся в доме, например стол, кресло, дверь и др. Вам надо сделать наборы карточек для каждой комнаты.

Как играть:

Вариант 1

  1. Прочитайте слова вместе с ребенком.
  2. Попросите его пойти и положить карточку на предмет, который так называется.
  3. Вы можете сделать игру более занимательной, положив карточки надписью вниз, чтобы ребенок не видел слова. Затем взгляните на одну из них и опишите предмет, попросив его догадаться, что написано на карточке.

Вариант 2

  1. Попросите ребенка правильно расположить карточки на плане дома (квартиры). Так он может играть самостоятельно.
  2. Ещё одна важная рекомендация по подготовке ребенка к детскому саду – научить малыша правилам поведения на дороге.
  3. Предложение для игры: Безопасная дорога — 5-6 лет

Цель игры:

Эта игра поможет вам закрепить представление о внимании на дорогах, о том, где и когда безопасно переходить дорогу.

Что нам нужно:

  • Большой лист бумаги с нарисованной змеей, которая разделена на секции. Через определенные промежутки нарисуйте разные картинки безопасных мест перехода дороги, таких как пешеходный переход, светофор, мосты и подземные переходы. Через неравномерные промежутки нарисуйте на змее крышки люков. Другой помехой может стать случайная банановая кожура, на которой может поскользнуться игрок, или красный сигнал светофора, который может задержать его. Короче, импровизируйте сколько душе угодно!
  • Кубик для игры.
  • Две или более игрушечные фигурки человечков (фишки), чтобы отмечать места расположения игроков.

Как играть:

  1. Каждый игрок выбирает фишку и бросает по очереди кубик.
  2. Суть игры заключается в движении по змее вперед, чтобы первым добраться до ее головы. По ходу игры, если вы хотите перейти дорогу в безопасном месте, вы можете перескочить
  3. Если вам не повезет, и вы упадете в люк, то должны будете вернуться назад на один ход или все начать сначала. Вы можете также поскользнуться на банановой кожуре и вернуться на одно деление назад.

Творческая подготовка детей к детскому саду

Предложение для игры: Моделирование и резьба с использованием природных материалов — 4-5 лет

Цель игры:

Лепка, особенно с использованием природной глины, полностью поглощает ребенка. Она отлично помогает развитию тонких движений пальцев рук, способностей к творчеству и самовыражению, часто оказывает успокаивающее воздействие.

Что нам нужно:

  • Для творческой подготовки ребенка к детскому саду можно использовать глину (что предпочтительнее), пластилин или специальную игровую пасту для лепки.
  • Для резьбы подходящими материалами являются мыло, дерево и каменная соль.
  • Подготовьте рабочую поверхность, тщательно закрыв стол и обеспечив ребенка рабочей доской или клеенкой. Если вы используете настоящую глину, конечные продукты можно обжечь и сохранить.
  • Покажите ребенку, как привести себя в порядок после работы с глиной.

Как играть:

  1. Для начала предложите ребенку помять материал и увидеть, как можно изменить его форму.
  2. Затем покажите малышу, как раскатать кусочек глины, смять, скрутить, придать какую-то определенную форму.
  3. Подскажите, с чего можно начать, сделав несколько простых фигурок, а затем спросите, не хочет ли он слепить что-нибудь сам.

Предложение для игры: Конструирование с помощью бечевок — 5-6 лет

Цель игры:

Дети в этом возрасте любят экспериментировать с разными шнурками и веревочками. Их использование часто помогает добиться поразительных результатов!

Что нам нужно:

  • Разнообразные по качеству и цвету шнурки и веревочки.
  • Выберите достаточно твердую поверхность для фиксации на ней веревочек. Кстати, хороший эффект дает использование в качестве фона картона темного цвета.
  • «Сильный» клей.

Как играть:

  1. Сначала позвольте ребенку изучать свойства рабочего материала самостоятельно.
  2. Затем вы можете предложить предмет или тему, например цветок, птица или какой-нибудь узор из кругов и прямых линий. Когда он выберет контур, дайте ему сначала нарисовать его с помощью клея на рабочей поверхности.
  3. Затем покажите, как расположить на листе бечевку и закрепить ее с помощью клея.

Развитие ребенка для подготовки к детскому саду

С точки зрения Марии Монтессори, основные цели любой деятельности в сфере сенсорики — это развитие умений ребенка концентрировать внимание, координировать движения, располагать обучающие материалы по порядку (согласно поставленным задачам) и формирование самостоятельности малыша при выполнении работы.

Проверьте, знает ли ребенок свойства различных овощей и фруктов: вкус, плотность, цвет, запах, гладкие они или шероховатые (например, киви), издают какие-то звуки при потряхивании (как кокосовый орех)?

Предложение для игры:

Показывайте ребенку карточки с изображениями разных овощей и фруктов. Попросите его описывать изображенные предметы по вышеприведенной схеме. Затем дайте настоящий фрукт и овощ — пусть он сравнит свое описание с реальным предметом.

Предложите определить разные фрукты и овощи с закрытыми глазами (на ощупь, по запаху, по плотности и т. п.).

Обращаем особое внимание:

  • Умение ребенка сосредоточиться на своих ощущениях. Расширение словарного запаса.

Расширение деятельности:

  • Пригласим ребенка поиграть в определение содержимого «ароматных» баночек.

Что нам нужно:

  • Маленькие баночки для различных приправ (желательно восемь штук), по две для каждого вида запаха (например, с перцем, кориандром, тмином и мятой). Не подписывайте баночки!
  • Позднее можно добавить небольшие контейнеры с другими приправами.

Как играть:

Давайте ребенку по одной понюхать баночки и одновременно называйте их содержимое.

Убедитесь, что он запомнил названия приправ.

Попросите ребенка с закрытыми глазами понюхать все баночки и соединить их по запаху попарно.

Возможно, он сможет сопоставить запахи с реальными растениями в огороде или с картинками, изображающими их.

Обсудите, для чего используются приправы.

В процессе приготовления пищи позвольте ребенку почувствовать, как приправы могут изменить вкус продуктов и готового блюда.

Проверьте, знает ли ребенок названия основных цветов радуги? Умеет ли он размещать их по порядку (используя словесный ориентир: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)?

Предложение для игры:

Ознакомьтесь с вариантом пошагового проведения занятия в сфере сенсорики и используйте этот подход в аналогичных видах игр.

Для подготовка детей к поступлению в детский сад важно развивать цветовую чувствительности, т. е. научить ребенка выделять оттенки цвета и располагать их в порядке уменьшения интенсивности окраски (от самого темного к самому светлому).

Что нам нужно:

  • Коробка, разделенная перегородками на девять секций, девять наборов разноцветных табличек, имеющих различную интенсивность окраски в пределах одного цвета (семь табличек в одном наборе) — т. с. всего 63 таблички.

Подготовка: работа с различными цветовыми наборами для изучения цветов радуги.

Как играть:

  1. Аккуратно принесите коробку на ковер (или на стол).
  2. Поставьте ее в левом нижнем углу.
  3. Снимите крышку и положите ее под коробку.
  4. Достаньте из коробки все таблички одного и того же основного цвета (например, все оттенки красного) и положите их в произвольном порядке в центре рабочей зоны.
  5. При работе с табличками придерживайте их за белую кромку.
  6. Закройте коробку.
  7. Рассмотрите таблички. Выберите самую темную, а затем самую светлую, и положите их перед собой.
  8. Верните эти две таблички на исходную позицию.
  9. Возьмите самую темную и положите ее в левом верхнем углу.
  10. Продемонстрируйте, что вы пытаетесь найти следующую по интенсивности окраски табличку.
  11. Положите эту табличку под первой (самой темной).
  12. Продолжайте работу до тех пор, пока все таблички не будут расположены по степени убывания интенсивности окраски.
  13. Полюбуйтесь работой.
  14. Спросите ребенка, хочет ли он попробовать сделать то же самое сам.
  15. Достаньте следующий одноцветный набор и продолжите работу, как это было описано ранее.
  16. По завершении работы уберите таблички в коробку, начиная заполнять ближайшие к вам секции коробки слева направо. Таблички кладите в коробку в произвольном порядке. (Не забудьте, что таблички одного и того же основного цвета должны лежать в одной секции.)
  17. Закройте коробку.
  18. Отнесите коробку на место.

Обратите особое внимание:

  • на манеру переноса коробки;
  • на способ переноса табличек из коробки на стол (придерживая за белую кромку);
  • на работу одномоментно только с табличками одного и того же основного цвета;
  • на выделение крайних противоположностей — самой темной и самой светлой таблички; на выстраивание цветового ряда от наиболее темного до наиболее светлого оттенка;
  • на укладывание табличек в коробку в произвольном порядке.

Обратите внимание ребенка: один и тот же цвет может иметь множество оттенков.

Расширение словарного запаса: названия цветов радуги; светлый, светлее, самый светлый; темный, темнее, самый темный.

Наиболее интересные для ребенка моменты занятия: красивые разноцветные таблички, оттенки всех цветов радуги.

Контроль ошибок: визуальный.

Возможные варианты занятия:

  • работать последовательно со всеми цветами в течение одного занятия;
  • можно написать на обороте табличек цифры (создать дополнительный контроль и обучающий математический материал).

Предложение для игры: Фруктовое лото — 4-5 лет

Цель игры — познакомить ребенка с множеством фруктов, а также помочь развитию языка и зрительного восприятия. В эту игру хорошо играть после того как ребенок подержит в руках настоящие фрукты и попробует их на вкус.

Что нам нужно:

  • Четыре большие карты с рисунками фруктов для игры в лото.
  • 48 маленьких карточек, из них 24 — с рисунками целых фруктов и 24 — с рисунками разрезанных фруктов.
  • Фрукты: абрикос, ананас, апельсин, арбуз, банан, виноград, вишня, гранат, грейпфрут, груша, дыня, земляника, клубника, клюква, крыжовник, лимон, малина, мандарин, персик, слива, смородина, хурма, черешня, яблоко.

Как играть:

  1. Раздайте каждому ребенку одну-две большие карты.
  2. Разложите карточки с изображением фруктов в центре стола «лицом» вниз.
  3. Каждый ребенок по очереди берет маленькую карточку и пытается найти соответствующий рисунок на своей большой карте.
  4. Игра заканчивается, когда один из детей полностью закроет свою большую карту.
  5. Вариантом может стать игра с изображениями разрезанных фруктов; целых.

Предложение для игры: Овощное лото — 4-5 лет

Цель игры — подобно игре «Фруктовое лото», познакомить ребенка с разнообразными овощами, способствовать развитию речи и зрительного восприятия.

Что нам нужно:

  • Четыре большие карты с рисунками овощей для игры в лото.
  • 48 маленьких карточек с изображением овощей: 24 — с целыми, 24 — с разрезанными овощами.
  • Овощи: баклажан, бобы, горох, кабачок, картофель, лук репчатый, лук-порей, морковь, огурец, перец, помидор, ревень, редис, редька, репа, салат, свекла, сельдерей, тыква, фасоль, хрен, капуста цветная, капуста белокочанная, чеснок.

Как играть (для 2-4 игроков): Играть, как описано выше для игры «Фруктовое лото».

Предложение для игры: Слушаем запись, сделанную на прогулке — 5-6 лет

Цель игры:

Помимо того что ваша прогулка по лесу или парку станет более интересной, вы поможете ребенку подробнее познакомиться с окружающим его миром и начнете развивать слуховую память.

Что нам нужно:

  • Сделаем запись звуков и затем обсудим ее дома.

Как играть:

  1. На прогулке вы вместе решаете, как вам себя вести: вообще не разговаривать и только слушать, чтобы позднее попытаться воспроизвести услышанное, или же периодически останавливаться, садиться и прислушиваться.
  2. Через некоторое время спросите ребенка, какие звуки он слышал и что это может быть за звук. Такая прогулка может быть очень поучительной и занятной как в лесу, так и на морском побережье.
  3. Позднее он может прослушать пленку и рассказать, что он помнит о прогулке.

Чтобы подготовить ребенка к детскому саду, выполняйте с ним предложенные выше задания, и тогда адаптация к новому месту пройдет быстро и безболезненно для малыша.

Статья прочитана 4 310 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.