Условия успешного воспитания и обучения детей

Для успешного развития ребенка необходимо создать оптимальные условия обучения и воспитания, которые способствуют не только максимальному овладению новыми знаниями, но и становлению личности. Важно учитывать индивидуальность ребенка, регулярно поощрять его успехи, способствовать развитию самостоятельности, постараться минимально ограничивать свободу.

Одно из главных педагогических условий обучения – создание такой среды, в которой ребенок сможет выяснить, кто он такой и насколько он уникален. Каждый из нас чем-то отличается от других — ростом, цветом волос, глаз, походкой, интересами, знаниями.

Наш малыш взрослеет, и ему важно почувствовать свою неповторимость. Ему очень хочется, чтобы и окружающие, особенно родители, признали его индивидуальность.

По мнению Монтессори, каждый ребенок стремится к самовыражению и творит свою индивидуальность, активно участвуя в жизни. Следует помнить, что у каждого из нас — свое собственное место в жизни, поэтому нет заведомо «плохих» или «хороших» особенностей телосложения или темперамента.

Оптимальные условия обучения и воспитания дошкольников

Ребенку нужна помощь взрослых для достижения успеха в жизни. Любой успех нашего малыша формирует у него ощущение личной значимости и одновременно обеспечивает его дальнейшее всестороннее развитие.

Монтессори утверждала, что у трехлетнего ребенка уже заложены основы индивидуальности. Если вы внимательно наблюдаете за малышом, думаю, вы также готовы подтвердить этот вывод.

В ваших силах создать условия развивающего обучения, при которых ребенок может добиться максимальных успехов и испытать как можно меньше неудач.

Малыш нуждается в частых похвалах и поощрениях, но каких? Чистосердечная похвала и поощрение взрослых помогают ребенку расти уверенным в себе. Развиваясь в таких условия обучения и воспитания, дошкольник будет ощущать собственную значимость, станет проявлять заинтересованность в новых достижениях.

Малышу не нужны наши чрезмерные похвалы или фальшивый энтузиазм — это действительно наносит ему вред. Но несколько искренних теплых слов с высокой оценкой его усилий крайне важны для него. Особенно это ощущается в возрасте от трех до шести лет, когда ребенок уже вступил в «осознающую» фазу «впитывающего ума», но его индивидуальность по-прежнему весьма чувствительна к внешним воздействиям. Обратите на это внимание — ведь создав оптимальные педагогические условия воспитания и обучения, малыш придет к согласию с самим собой и с окружающим миром, почувствует себя счастливым.

Ребенку необходима правильно организованная окружающая среда. Кроме того, важным условием, обеспечивающим эффективность обучения, является строго определенный порядок повседневной жизни.

Для новорожденного наш мир — это жуткая смесь неизвестных предметов. По мере своего развития он исследует этот мир, пытаясь постичь его законы, и узнает о нем много нового.

Необходимым условием воспитания и обучения является правильно организованная окружающая среда, нужна атмосфера, в которой можно спокойно жить и расти. Родители, обеспечивающие ребенку такой порядок, помогают его естественному развитию, так что он, в конце концов, научится успешно преодолевать трудности на своем жизненном пути.

Благоприятные условия, способствующие успешному обучению

Ребенок должен жить в условиях так называемой развивающей среды. У малышей — неограниченная любознательность. Им нужна «стимулирующая среда», которую они могут исследовать и формировать таким образом базовые знания.

Такие условия воспитания и обучения детей дошкольного возраста создаются, в основном, родителями. Вы можете дома дать детям необходимый материал для исследования или взять их с собой на экскурсию в различные интересные для них места.

Ребенку крайне важно учиться самостоятельно. Вы поможете создать условия эффективного обучения и развития, если:

  • позволите ему заниматься тем, к чему он больше всего проявляет интерес;
  • будете поощрять его доводить все дела до конца;
  • дадите ему возможность самому найти свои ошибки.

Конечно, нам, взрослым, в игре малыша все заранее ясно, и мы легко видим его ошибки, но это его ошибки! Пожалуйста, наберитесь терпения и удержитесь от вмешательства: исправив свою ошибку самостоятельно, ребенок сделает шаг к гармонично развитой Личности! Давайте поможем ему, создав «встроенный контроль ошибок».

Наше собственное отношение к познавательной деятельности очень чутко воспринимается малышом. Постоянное положительное отношение родителей к попыткам ребенка научиться чему-либо становится мощным стимулом в развитии уже его положительного отношения к учебе.

Условие эффективного развития способностей в процессе обучения

Немаловажным условием эффективности обучения и воспитания является свобода действий, побуждающая к самостоятельности. Ребенка должны окружать предметы, которые он может свободно держать в руках и заниматься с ними без вмешательства взрослых.

Очень часто такими предметами становятся кухонная утварь и прочие предметы домашнего быта, которыми мы пользуемся ежедневно.

Как всегда, основная задача взрослых по созданию условий развития способностей в процессе обучения — предложить ребенку увлекательную (с его точки зрения) деятельность, которая будет ему по плечу, но не нанесет никакого вреда ни маленькому исследователю, ни дорогому нашему сердцу сервизу. Поэтому запас привлекательной внешне и легкой в обращении пластмассовой или металлической посуды — одно из возможных решений этой «кухонной задачи».

Ребенку требуется свобода передвижения в процессе познания мира. Ему необходимо исследовать пространство, как в доме, так и на улице — там, где он может достаточно свободно передвигаться.

Авторитарное подавление взрослыми естественного стремления ребенка учиться, исследуя свое окружение, — прямая дорога к школьным проблемам.

У родителей есть право предлагать, но не навязывать свою волю ребенку.

В безопасно организованной среде вы сможете создать условия развития способностей малыша при обучении, если:

  • поймете, насколько важно наличие у ребенка заинтересованности и как сильно интерес к учебе влияет на успехи малыша;
  • дадите возможность активно учиться, исследуя окружающий мир с помощью органов чувств;
  • постараетесь распознать наступление сенситивных периодов в жизни малыша и будем спокойно реагировать на его бесконечное повторение одних и тех же действий — он учится!

Ребенку нужно много времени для изучения окружающего мира и выполнения каких-либо действий. Чувство времени ребенка отличается от чувства времени взрослых, поэтому не стоит его торопить.

Если ему позволяют спокойно знакомиться с окружающим миром, он наиболее успешно делает это в темпе, свойственном только ему. Малышу также требуется гораздо больше времени, чем нам, для самообслуживания, игры и т. д.

Постарайтесь понять, соответствует ли домашняя работа, которую вы поручаете ребенку, его возрасту и способностям, ведь дети быстро теряют интерес и к чересчур сложному, и к слишком легкому.

Лучше всего ребенок сможет сосредоточиться, если он искренне заинтересован. А умение концентрировать внимание — это уже характеристика успешной самостоятельной личности!

Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения и воспитания детей

Создавая педагогические условия для развивающего обучения, не забывайте, что ребенку необходимо общение. Малышу мало лишь присутствия посторонних. Ему надо каким-то образом взаимодействовать с ними.

Он очень хочет, чтобы не только мы, родители, но и другие взрослые люди и дети уважали его как личность, включали в свою жизнь. Только так он может научиться общаться с различными людьми и чувствовать себя при этом комфортно.

Важные условия для успешного обучения – любовь, теплота и чувство безопасности. Маленькие дети во многом зависят от взрослых, но для них наиболее важно, что о них заботятся.

Моменты физической близости: улыбка, поцелуй, объятия, подчеркивающие нашу любовь к ребенку, — все это крайне необходимо для его развития. Эти знаки внимания всегда должны быть естественны и ненавязчивы.

Ребенку необходимо понимание. Хотя вы не всегда соглашаетесь с ним, малыш должен быть уверен, что его понимают. Тратя время на то, чтобы выслушать ребенка, понять и, возможно изменить что-либо в ответ на его чувства и представления, мы помогаем ему развить чувство самоуважения. Одновременно растут его любовь и уважение к нам.

При организации условий эффективного обучения относитесь к ребенку с уважением. Маленький ребенок с его ярко выраженным чувством собственного достоинства и чувствительностью к несправедливости нуждается в уважительном отношении к нему как к Личности.

Ему надо, чтобы взрослые выслушали и поняли его с его точки зрения. Ему надо видеть, что его собственные чувства и представления важны и заслуживают внимания. Ему необходимо чувствовать, что он — уважаемый член своей семьи. Это не означает, что ему надо настоять на своем. Ребенок в. действительности не хочет править, он лишь хочет поделиться с родителями собственными мыслями, почувствовать их внимание.

Излишняя опека, как и вседозволенность, мешают ребенку в жизни. Умение выразить свое желание и согласовать его с желаниями других людей — сложная задача, но только так наше общение может стать приятным и полезным.

Организуя педагогические условия для обучения, помните, что детям дошкольного возраста необходимы разумные правила и ограничения, которые вводятся в его жизнь обоснованно и последовательно!

Малыш пока относительно неопытен, и ему нужно с максимальной выгодой использовать наши знания. Ему также надо научиться бесконфликтно, жить вместе с другими людьми.

В этом ему помогут разумные, обоснованные правила и ограничения, которые ребенок может легко воспринять и впоследствии свободно пользоваться ими. Родители должны предварительно договориться обо всем между собой, затем познакомить с этими правилами ребенка и твердо, но непринужденно требовать их выполнения в дальнейшем. В этом случае малыш чувствует себя уверенно как в играх, так и при общении с другими людьми.

А вот ребенок, которого постоянно наказывают, обычно настолько запуган и боится снова что-то сделать неверно, что в результате обязательно запутается и снова ошибется.

При создании условий для успешности процесса обучения не забывайте, что малыш нуждается в четко сформулированных правилах поведения — как при общении с родителями и прочими родственниками, так и за пределами семьи.

Давайте будем их устанавливать исходя из общих интересов. Подход остается прежним: дружеский тон и диалог с ребенком. Если ощущаете его внутреннее сопротивление при внешнем послушании — лучше сразу насторожитесь и выясните причину. В противном случае такая «пассивная покорность» приведет (в зависимости от темперамента малыша) к формированию либо подавленного поведения ребенка, либо он станет агрессивным и неуправляемым.

Эти правила помогут вам создать условия, способствующие успешному обучению, формированию и развитию индивидуальности малыша:

  • давайте четко определим границы «можно» и «нельзя»;
  • будем уважать личность ребенка;
  • перестанем навязывать малышу нашу волю.

Условия успешности процесса обучения

Создавая условия, способствующие эффективности процесса обучения, не забывайте, что ребенок не страшится, в наоборот, испытывает потребность в учебе. Естественное стремление расти, расширять кругозор — вот что движет любым ребенком в жизни.

Постоянное развитие — закон живой природы. Для нашего малыша окружающий мир — захватывающая дух тайна, а значит, его надо исследовать и познавать. Все новое, что он открывает для себя и изучает, помогает ему на пути к взрослой жизни.

Если мы хотим помочь ребенку в этот момент — организуйте такие условия обучения дошкольников, чтобы позволить ему проделать максимальное количество опытов, соответствующих его возрасту. И сами примте в этих опытах-играх самое непосредственное участие, обеспечивая взаимодействие, поощрение и необходимый присмотр на случай возникновения каких-либо затруднений.

А вот наши бесконечные, часто необоснованные запреты — верный путь к «школьной катастрофе». Стоит ли сейчас создавать условия для последующего отвращения к учебе вообще и к школе в частности?

Вы замечали, как вас раздражает постороннее вмешательство при выполнении работы? А если вас еще и торопят?!

Каждый ребенок учится со своей скоростью и в свое время — одинаковых детей нет. Он не может планировать свое будущее, как это делаем мы. Он живет только настоящим. Организуя условия для обучения, не забывайте, что у детей дошкольного возраста ритм жизни гораздо медленнее — ведь у них нет присущего взрослым чувства времени.

У него свой взгляд на события, и зачастую то, что волнует нас, малышу безразлично. Поэтому захватывающие (с нашей точки зрения) игры для ребенка могут быть абсолютно неинтересными. Так что будьте готовы к такому повороту событий и умейте спокойно отреагировать на отказ малыша: лучше на время «забудьте» о своем предложении и вернитесь к нему спустя некоторое время.

Но если ребенок заинтересован, используйте момент и помогите ему, сделав его первые шаги в новой деятельности максимально простыми: пусть он почувствует — у него обязательно все получится! Например, четырехлетний ребенок вполне может рассортировать тарелки по размеру, если мы готовимся к приему гостей, или разложить столовые приборы на столе.

Стоит еще раз напомнить о потребности детей повторять все действия по нескольку раз и постоянно обсуждать все происходящее — так они совершенствуют свои движения и речь.

Благоприятные условия обучения детей

Условием хорошего обучения является обучение в процессе деятельности, ведь ребенок учится, прежде всего, в процессе выполнения заданий.

Если взрослые постигают определенные премудрости профессии, читая, наблюдая или следуя устным инструкциям, наш малыш может научиться чему-либо, только выполняя все самостоятельно. Он развивает свое тело и разум, активно пользуясь ими.

Поэтому наша основная задача — обеспечить безопасное «поле деятельности». Оставьте при себе свои постоянные нравоучения и дайте возможность ребенку сделать все самому в доброжелательной обстановке.

Вы помните чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы? Маленький ребенок тоже предпочитает работать, а не играть.

Если у него есть выбор, он обязательно выберет «настоящую» работу, например, в саду, уборку квартиры или же приготовление пищи. Дети очень любят работать и стремятся выполнять имеющие практический смысл задания вместе с взрослыми. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать нам в уходе за собой, за своей комнатой, игрушками и т. д.

Одно из условий успешности развития – обучение в игре. С точки зрения детей, игра — это приятная, имеющая определенный смысл и добровольно, без всякого принуждения выбранная деятельность.

Нужно использовать именно этот термин деятельность — для обозначения того, чем постоянно занят наш малыш, чтобы не ужасаться («Когда же он отдыхать-то будет!») и не умиляться («Ах ты наш труженик!»). Ведь мы с вами говорим о нашей обычной жизни, в которой хотим видеть ребенка самостоятельным, гармонично развитым членом общества.

Кстати, для Монтессори слова «игра» и «работа» были синонимами: ведь игра является работой для малыша уже просто потому, что, играя, он учится.

Вы выполняли увлекательную работу и по ее завершении вместо радости вдруг испытали чувство сожаления: ведь вам было так интересно именно работать!

Ребенок в основном заинтересован в самом процессе работы, и его не очень-то интересует ее итог.

Хотя конечный результат может понравиться ребенку и дать ему ощущение успеха и завершенности работы, истинное удовлетворение он находит в выполнении задания. Заботы взрослых о будущих достижениях совсем не занимают малыша. Он полностью погружен в настоящее — в то, что он делает сейчас.

Монтессори была абсолютно убеждена в ценности деятельности для детей, поэтому неустанно разрабатывала обучающие материалы и методики работы с ними.

Важные условия хорошего обучения ребенка

Одним из важных факторов, способствующих обучению, является обеспечение условий самостоятельной работы. К примеры, вы работаете, а кто-то постоянно указывает вам, что надо делать. Вы чувствуете внутреннее сопротивление, не так ли?

Быть самостоятельным — это жгучее желание будоражит нашего малыша с самого рождения. Да, он нуждается в нас, ждет нашей помощи, но он очень хочет научиться делать все независимо от нас.

Создав благоприятные условия для обучения , вы научите малыша действовать. В этом — залог его уверенности в себе, которая будет ему в жизни всегда необходима.

Мария Монтессори была уверена, что вовлечение ребенка в домашний труд — это жизненно важная часть роли родителей: именно в обычных, повседневных делах кроется разгадка первых шагов ребенка к будущей самостоятельной личности.

Удовольствие ребенка от выполнения элементарных действий буквально написано на его лице, а ведь он одновременно развивает координацию движений, умение длительно концентрировать внимание, обогащает словарный запас — словом, активно идет вперед.

Поэтому давайте потратим пару минут, чтобы удачно «встроить» ребенка в нашу домашнюю жизнь и заодно помочь ему укрепить самоуважение и почувствовать себя настоящим членом семьи.

Помните, как родители когда-то постоянно предостерегали вас от игры с огнем, но понимание опасности пришло лишь тогда, когда ваш палец коснулся горящей ветки?

Монтессори настаивала: дети с самого раннего возраста должны сами обучаться безопасности, но при тщательном контроле со стороны взрослых! Используя ее идеи, мы можем помочь ребенку развить самодисциплину, чтобы в будущем миновать возможные неприятности. Немного терпения — и ваш малыш будет с уважением относиться к таким непростым предметам, так вилка, нож, утюг и т. д.

У ребенка тоже очень развито чувство собственного достоинства. У него еще нет присущего взрослым ощущения «перспективы». Он не может просто отмахнуться от обиды или попробовать в ней разобраться. С точки зрения малыша, любое ущемление его чувства собственного достоинства — это «отвержение» его как личности. Как если бы кто-то прямо сказал, что он совершенно бесполезен, не нужен или что он вообще неудачник.

Чтобы условия эффективности обучения детей не подвергались сомнению, внимательно наблюдайте за малышом и делайте выводы. Ведь в мире нет двух одинаковых детей!

Статья прочитана 2 200 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.