...
x

Познавательные занятия с детьми на прогулке

Для гармоничного развития ребенка познавательные прогулки проводить не менее важно, чем занятия на природе. В ходе таких уроков в городских условиях малыши учатся поведению на улице, в магазине, поликлинике, получают представление о профессиях, транспорте, ПДД и инфраструктурных составляющих населенного пункта. Развивающие занятия с детьми на прогулке обычно разбиты на циклы – так удобнее обогащать багаж малышей тематическими знаниями о каждой сфере жизнедеятельности человека.

Познавательное развитие дошкольников: прогулки с обучением

Предложение для игры: проверьте, знает ли ребенок типы домов, дорог и транспортных средств? А как люди используют полезные ископаемые и электричество?

Пригласите ребенка на прогулку по городу с познавательной целью:

  • изучайте виды домов (одноэтажные, многоэтажные, с балконами и без них, с приусадебными участками и с детскими площадками, с деревьями и цветниками и пр.);
  • ищите новые виды дорог (для автомобилей, для пешеходов — шоссе, тротуары, тропинки); обращайте внимание на разные виды транспорта (автомобили легковые и грузовые, автобусы, троллейбусы, трамваи, велосипеды; использующие для движения электричество, или бензин, или…);
  • следите за состоянием окружающей среды (чистота или замусоренность, что можно назвать мусором; куда выбрасывают мусор и как его убирают).

Для познавательного развития дошкольников на прогулке:

  • заранее готовьте ребенка к экскурсии. Будьте уверены, что он отдохнул и хорошо себя чувствует, прежде чем вы отправитесь с ним в какое-то шумное место.
  • Во время прогулки постоянно следите за состоянием малыша, чтобы своевременно заметить первые признаки усталости и изменения его настроения.

В процессе занятий на прогулке с малышами:

  • наблюдайте за обычаями и традициями городской среды — как люди одеваются, как ведут себя в разной обстановке, как относятся друг к другу.
  • Запоминайте и зарисовывайте растения, животных и птиц города.
  • Если проходите мимо пустыря, можно провести наблюдения за загрязнением окружающей среды. Определите, чем и насколько загрязнена территория; обсудите, как можно убрать мусор и как избежать загрязнения.
  • Сделайте небольшой альбом с картинками и рисунками по теме прогулки.

Обучающие занятия на прогулке с детьми младшего возраста

Проверьте, умеет ли ребенок вести себя в магазине или на рынке? Знает ли он, для чего люди туда ходят? А как называются наши денежные единицы?

Для обучающего занятия с детьми на прогулке, готовясь к очередному посещению магазина или рынка, составьте вместе с ребенком список товаров, которые хотите приобрести. Постарайтесь учесть интересы всей семьи, включая и малыша. Можно поинтересоваться его мнением: что он считает нужным купить для каждого члена семьи и для всей семьи в целом.

Возьмите с собой ребенка, отправляясь в небольшой магазин или супермаркет, и попросите его помочь найти товары, которые хотите купить. Если ему уже пять или шесть лет, он может выбрать большинство необходимых покупок.

Вернувшись домой, попросите малыша помочь вам рассортировать покупки и разложить их по местам хранения (еще один шаг к овладению точными науками).

Он может проверять купленное по списку, пока вы выкладываете покупки.

Зрительный контроль — аккуратно сложенные в сумке или в тележке покупки.

Такая познавательная деятельность на прогулке требует постоянного контроля. Помните, что дети пришли не только за покупками, но и за новыми знаниями и впечатлениями!

Расширение деятельности:

  • Если ребенок проявляет интерес к такой прогулке с обучением, попытайтесь рассказать ему, сколько денег потратили на мясо, фрукты, овощи и другие необходимые продукты.
  • Если ребенок уже умеет считать, попробуйте включить в разговор простейшие примеры подсчета: у меня было пять рублей, на покупку мы потратили два. Сколько денег у нас осталось?

Познавательная активность: занятия на прогулке с малышами

Проверьте, знает ли ребенок, откуда берется пища и как она поступает в магазин?

Предложение для игры: помогите малышу сделать «линию времени» или «колесо времени», чтобы отметить этапы, которые проходит молоко (а также прочие молочные продукты — сливки, сметана, творог, сыр, кефир) между коровой и его завтраком.

Расскажите, сколько усилий было затрачено для этого разными людьми.

Помогите малышу найти картинки для наглядного представления всего процесса.

Во время занятий с детьми дошкольного возраста на прогулке обращайте особое внимание на расширение словарного запаса малышей.

Расширение деятельности:

  • Он может создать подобные «колеса времени» для другой любимой пищи, такой как фрукты или даже пирожные, главное, помогите ему найти нужную информацию.
  • Для познавательной активности на прогулке при очередном посещении рынка подскажите ребенку новые идеи.

Занятия с детьми среднего дошкольного возраста на прогулке

В ходе такой познавательно-исследовательской прогулка вы сможете проверить, знает ли ребенок, как и где, работают разные люди.

Предложение для игры: посещение детской поликлиники.

Расскажите малышу более подробно, что врачи и медицинские сестры делают на работе, а во время очередного визита в поликлинику покажите ему разные кабинеты и дайте возможность понаблюдать за посетителями и сотрудниками поликлиники.

Точно объяснить ребенку функции каждого из них вам поможет специальная детская литература. Тематические картинки можно найти в сети Интернет или воспользоваться старыми журналами.

В ходе занятий с детьми младшего возраста на прогулке учите их правильно вести себя в поликлинике и прочих подобных местах.

Расширение деятельности:

  • Воспользуйтесь информацией, предоставляемой рекламными щитами, местной газетой, радио или телевидением. Предложите ребенку посетить краеведческий музей, библиотеку или выставку.
  • Для расширения познавательно-исследовательской деятельности на прогулке организуйте коллективное посещение детьми местной фабрики или пожарной станции, чтобы понаблюдать за сложной техникой и действиями специалистов. Вернувшись домой, поговорите о мерах по предупреждению пожара в квартире (в доме, на даче) и расскажите ребенку, что делать, если пожар все-таки случится.

Игры и занятия с малышами на прогулке в парке

Проверьте, может ли ребенок вспомнить, каких животных, птиц, насекомых он видел на улицах города? А какие деревья, кустарники, цветы и травы окружают его в городе?

Предложение для игры: посещение парка — «природной зоны» в городской среде.

Чаще гуляйте там с ребенком, чтобы вызвать у малыша интерес к живой природе и воспитать любовь к ней.

Вернитесь к уже описанным предложениям для родителей, которые касаются занятий в лесу, на даче и т. п., и примените их в городском парке, учитывая особенности вашего города.

Если в парке располагается небольшой зверинец, можно начать игру, называя и считая разных животных. Помогите малышу выделить диких и домашних животных, обсудите их привычки, места естественного обитания, пищевые пристрастия. Дома подберите картинки и начните их классифицировать согласно видам животных (млекопитающие, пернатые, рыбы, рептилии, насекомые).

В ходе познавательной прогулки с детьми собирайте листья деревьев, которые растут в парке. Хорошо, если вы можете сразу сказать ребенку их названия. Но если у вас возникли затруднения, используйте книги о природе, энциклопедии, сети Интернет — умение искать информацию всегда пригодится вашему маленькому исследователю!

Дополнительные объекты для коллекционирования и последующего применения дома — желуди и цветы.

Позвольте ребенку участвовать в коллективных играх и занятиях на прогулке, которые предлагают малышам в парке организаторы. Они не только дадут дополнительный стимул для его физического развития, но и помогут ему найти новых друзей, расширить круг знакомых.

Обращаем особое внимание:

  • Будьте особенно внимательны к взаимоотношениям ребенка и его приятелей на игровых площадках!

Расширение деятельности:

  • Если в городе несколько парков, постарайтесь побывать в каждом из них и обсудите с малышом их сходство и различия.
  • Расширяйте познания сбором картинок с изображением не только животных, которых видели в парке, но и их ближайших родственников. Выберите наиболее интересного для вас зверька и сделайте о нем небольшую иллюстрированную книжку. На карте мира разместите изображения животных в привычных для них местах обитания (львы — в Африке, коала — в Австралии, пингвин — в Антарктиде и т. п.).
  • После развивающего занятия на прогулке поиграйте в «ботаническое лото Монтессори» и поищите новую интересную информацию о мире растений.

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах

Цикл развивающих занятий на прогулке обязательно включает уроки по обучению детей ПДД. Проверьте, умеет ли ребенок вести себя на дороге? Знает ли он правила дорожного движения?

Возьмем за основу наш альбом с картинками о разных видах транспорта (или начнем его готовить, если эту тему мы еще не обсуждали).

В ходе обучения детей безопасному поведению на дороге по дороге в парк обсудим поведение пешеходов при переходе через улицу и встретившиеся знаки дорожного движения. Обратим внимание на сигналы, которые подают машины при движении прямо по дороге и при поворотах.

Обратим внимание малыша, что надо остановиться на тротуаре, прежде чем перейти дорогу.

Предложим ему открыть два «секрета безопасного перехода» (если вы живете в городе). Если вы живете в сельской местности, «секрет безопасного перехода» пока будет один — назовем его главным.

Главный секрет безопасного перехода:

  • Сначала найдем подходящее место для перехода и покажем малышу, почему мы выбрали именно это место.
  • Остановимся на тротуаре, около бордюра.
  • Посмотрим вокруг на дорожное движение и прислушаемся.
  • Если приближается какая-то машина, дадим ей проехать. Снова осмотримся.
  • Если поблизости нет машин, переходим дорогу по прямой.
  • Переходя дорогу, все время наблюдаем за движением и прислушиваемся.

При обучении детей правилам поведения на дороге расскажите им о двух «секретах».

Секрет № 1. Наша помощница — зебра.

  • Найдем место для перехода, обозначенное пешеходной зеброй.
  • Остановимся на тротуаре, около бордюра.
  • Посмотрим вокруг на дорожное движение и прислушаемся.
  • Если приближается какая-то машина, лучше дадим ей проехать.
  • Если поблизости нет машин, переходим дорогу точно по зебре.

Секрет № 2. Наш помощник — светофор.

  • Найдем место для перехода, обозначенное светофором.
  • Объясним ребенку значение сигналов светофора и станем практиковаться как можно чаще!

Тренируясь в переходах по зебре и на зеленый сигнал светофора, все равно помним о личной осторожности и внимании к движению на дороге!

Будем повторять изучение этих «секретов» дома, в виде игры со всеми членами семьи.

В цикл занятий на прогулке входят уроки по обучению детей умению определять скорость движущегося транспорта и расстояние до него — для этого требуется не один год, но результат того стоит.

  1. Игра для развития глазомера.
  2. Ожидая приближение появившегося в поле зрения автобуса, попросим малыша предположить, до какого числа он сможет Досчитать к тому моменту, когда автобус подъедет к нам.
  3. Учим ребенка правильно оценивать расстояние по звуку. Стоя на остановке, попросим его закрыть глаза и сказать, но шуму автобуса или троллейбуса, как быстро он подъедет к остановке.
  4. Учимся безопасности на дороге.

Если нам надо в очередной раз пересечь улицу, попросим малыша подсказать, когда и где мы можем безопасно перейти дорогу.

Обращаем особое внимание:

  • Постоянно подчеркиваем, что дорожное движение опасно, так как машины движутся быстро.
  • Всегда переходим улицу в положенном месте: у светофора или на пешеходной зебре.
  • Отправляясь в дорогу, оставляем мяч дома (игры с мячом — не для улицы!).
  • Будем вдвойне бдительны, позволяя малышу вести по улице на поводке сильную собаку.

Расширение деятельности по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах:

  • Наиболее действенный способ научить ребенка правильно вести себя на улице — это всегда правильно переходить с ним дорогу, ведя его за руку (при этом малыш чувствует себя в полной безопасности).
  • Научим малыша быть предусмотрительным, не запугивая его — ведь на улице нам нужен ясный ум, чтобы правильно реагировать на нестандартную ситуацию.
  • Вам решать, когда вы позволите ребенку самостоятельно выходить за пределы двора. Однако это не рекомендуется для ребенка младше семи лет, так как он еще не может правильно оценить дорожную ситуацию и часто действует под влиянием эмоций или сиюминутных желаний.
  • В изучении правил дорожного движения помогут многочисленные детские игры и книги.
Статья прочитана 3 722 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.