Развивающие игры и занятия с детьми на природе

Ознакомление детей с природой родного края способствует не только формированию любознательности, но и любви к родине. Кроме того, в процессе таких занятий малыш учится бережно относиться к окружающему миру, получает азы экологической грамотности. Уроки и развивающие игры на природе обязательно должны являться частью учебного процесса, ведь при смене обстановки дети намного активнее впитывают новые знания.

Проверьте, на каком этапе изучения мира природы наш ребенок. Исходя из этого, вы сможете выбрать способ, чтобы ненавязчиво помочь малышу узнать как можно больше нового и обеспечить его активное развитие.

Основным методом ознакомления с природой детей дошкольного возраста является игра, и на этой странице вы узнаете, как проводить с дошкольниками такие развивающие занятия.

Методика ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края

Методику для ознакомления детей с природой следует использовать поэтапно.

I этап — делает ли малыш первые открытия, полностью погрузившись в наблюдения? (Обычно этот период совпадает по времени с чувствительностью к мелким предметам.)

Предложения для родителей: постарайтесь обратить внимание ребенка на явления природы: например, на смену времен года. При ознакомлении дошкольников с явлениями природы не забудьте рассказать о различных видах атмосферных осадков. Объясните, какие домашние животные живут рядом с человеком и почему; какие предметы, и с какой целью люди используют в повседневной жизни.

II этап — осознал ли ребенок свою ответственность за домашних питомцев (будь то растения или животные)? Может ли он заботиться о них?

Предложения для родителей: пусть ребенок примет посильное участие в работе, для этого давайте ему поручения — например, ежедневно кормить кошку или поливать комнатные растения. Кстати, Монтессори особенно любила и ценила кошек как весьма независимых животных и рекомендовала держать кошку в каждом доме.

III этап — понимает ли ребенок процессы, происходящие в природе, и их последствий (например, чередование периодов суток (утро, день, вечер, ночь) или смену времен года)? Может ли он уверенно предсказать наступление какого-то события и терпеливо ждать его (например, утром заранее прогнозировать наступление вечера)?

Предложения для родителей: если ребенок знает, что обычно весной из-под снега выглянет трава, а весенние цветы на яблонях сменятся осенью сочными яблоками, используйте свободное время для того, чтобы дополнить мир малыша новой информацией (например, что весной пробуждаются и животные, которые зиму проводят в спячке). При знакомстве ребенка с природой научите его правильно оценивать, почему животные ведут себя именно так, а не иначе, и делать соответствующие предположения о развитии событий в будущем, например, кого они увидят в лесу летом.

IV этап — насколько ребенок стал самостоятельным? Это выражается и в объеме знаний, которые он усвоил и продолжает активно набирать, и в том, как малыш относится к домашним питомцам и к своим прочим домашним обязанностям.

Предложения для родителей: настало время объяснить ребенку взаимозависимость всех живых существ в природе и наличие «пищевой цепочки». При ознакомлении детей с природой не забудьте рассказать о необходимости воды и воздуха для существования живых организмов.

V этап — понял ли ребенок, что он тоже может созидать что-то новое и изменять окружающую среду в зависимости от своих потребностей и нужд живущих с ним людей.

Предложения для родителей: проводя занятия по правилам поведения на природе, объясните ребенку важность охраны окружающей среды. Покажите наглядно, как легко ее повредить и как трудно восстанавливать.

Используя такую методику ознакомления с природой детей дошкольного возраста, не забывайте воспитывать бережное отношение к окружающей среде, чтобы обеспечить гармоничное существование последующих поколений. Кстати, от этого выиграет и общее развитие ребенка — понимая взаимосвязь всех живых существ в земной природе, малыш постепенно научится воспринимать взаимосвязь процессов во Вселенной.

Итак, как знакомить детей с природой путем развивающих игр?

Занятие с дошкольниками «Безопасность и правила поведения на природе»

Проверьте, знакомы ли ребенку основы безопасности при прогулках на природе? Умеет ли плавать? Выполняет ли он наши требования при играх на свежем воздухе?

Предложение для занятия по безопасности на природе: обеспечить контролируемый вход на территорию участка и выход с нее, калитка должна сама захлопываться и постоянно быть закрыта на замок, если рядом опасная дорога.

Любые опасные предметы и механизмы, включая удобрения и опрыскиватели, храним в специальных местах (сарае, гараже и т. д.).

Надежно закроем ямы на земле.

Доступ к бассейну или пруду должен четко контролироваться семейными правилами, которые ребенок обязан строго выполнять. Не поленимся лишний раз понаблюдать за передвижениями ребенка по участку, чтобы быть уверенными в его сознательном отношении к водной опасности!

Как можно раньше научим малыша плавать!

Используя методы ознакомления детей с природой, обращаем особое внимание на следующее:

  • Ребенок должен четко знать, какие предметы абсолютно запрещены для него!
  • Для ребенка нет доступа на крышу дома или сарая с территории участка.

Расширение деятельности:

  • Разместим площадку для игр малыша так, чтобы в любой момент можно было видеть его из окна дома. Обеспечим достаточный выбор игровой деятельности: постараемся установить на площадке качели, лесенку (типа шведской стенки), насыпать песок и оборудовать место для игр с водой. Обязательно сразу научим ребенка самостоятельно пользоваться всем, что мы установили на площадке.
  • Покажем малышу, как правильно собирать ягоды, овощи, фрукты и тщательно мыть их перед едой. Проверим, как он освоил это умение.

Экологический урок-экскурсия на природу

Проверьте, умеет ли ребенок спокойно наблюдать за природой? Может ли он описать свои ощущения и наблюдения?

Предложение для экологического урока на природе: позвольте малышу спокойно понаблюдать за природой, особенно если у нас есть дачный участок или сад перед домом. Постарайтесь проводить время вместе с ним, внимательно слушая звуки природы и наблюдая за птицами и насекомыми, за животными и людьми.

Даже в самом маленьком саду есть возможности для проведения урока-экскурсии, на природе можно развивать все пять органов чувств — запах цветов и плодов, окраска цветов и крыльев бабочек, звуки ветра и насекомых, вкус сьедобных ягод с разных кустов, ощущение гладкого листка и шершавой коры.

Обращаете особое внимание:

  • Абсолютная безопасность для ребенка!
  • Заранее внимательно проверим нашу территорию на наличие ядовитых растений.

Расширение деятельности:

  • Не поленимся заглянуть под камни и в лужи (или в пруд), чтобы обнаружить в них новых представителей растительного и животного мира и обсудить с ребенком, что они делают, как дышат, едят и т. д.
  • Обратим внимание на строение растений и насекомых, поговорим о значении лапок и крыльев, стебля и листьев и т. п.
  • Соберем небольшую коллекцию цветов, семян и листьев, рассортируем их в зависимости от их внешнего вида, сравним их форму и размер. Расскажем ребенку о значении деревьев и трав в жизни человека и животных.
  • Мир над нашей головой, облака и тучи, их формы и движение, узоры листьев деревьев на фоне неба, также интересны для наблюдения и обсуждения.

Знакомство дошкольников с окружающей природой

Проверьте, умеет ли ребенок замереть на месте и услышать максимальное количество звуков вокруг него?

Предложение для знакомства дошкольников с природой: поиграйте «тихую» игру Монтессори и поговорите о разных звуках, которые услышите.

Надо просто закрыть глаза и тихонько постоять вместе с ребенком. Где бы мы ни находились, вокруг будет множество звуков.

Если мы в лесу или в саду, мы услышим пение птиц и шуршание листьев на ветру, звуки порхающих птиц и потрескивание веток кустов и деревьев. Если мы в доме — шум работающих электроприборов, звуки проезжающих машин или проходящих людей.

Мы можем записать эти звуки и позже попросить ребенка вспомнить, что они означают.

Во время занятий с детьми по ознакомлению с окружающей природой обращайте особое внимание на умение слушать. Его надо тренировать, ведь этот навык очень поможет ребенку научиться концентрировать внимание.

Расширение деятельности:

  • Прогулка вечером, перед сном, поможет нам привлечь внимание ребенка к виду луны в различных фазах, к отдельным звездам и созвездиям, краскам закатного неба и к ночным звукам.

Урок на тему «Как обращаться с домашними животными»

Проверьте, может ли ребенок самостоятельно заботиться о домашнем любимце?

Предложение для игры по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой: конечно, замечательно, если в доме есть самостоятельное животное, которое не нуждается в клетке, — это может быть кошка или собака или кто-то ещё. Мария Монтессори всегда подчеркивала значение свободы в развитии детей. Однако в роли домашнего питомца может выступить и растение, и птица.

Основная задача — решить, насколько этот вид деятельности подходит именно для нашего ребенка, так как, к сожалению, аллергия (т. е. индивидуальная непереносимость шерсти животных, запахов растений и пр.) встречается все чаще и чаще.

Обращаем особое внимание:

  • Вы должны быть уверены, что ребенок знает, как правильно обращаться с животным или растением.

Расширение деятельности:

  • Если содержание дома еще одного члена семьи (животного, птицы или растения) невозможно, кормушка для птиц может стать подходящим решением. Нужен деревянный шест и квадратное основание размером около 30×30 см (желательно также деревянное). Укрепим конструкцию за окном или на дереве и будем регулярно насыпать корм — различные зерна, хлебные крошки, семена подсолнечника. Предложим малышу понаблюдать и описать, как и какую пищу берут разные птицы.
  • Наверняка в вашем саду некоторые птицы совьют гнезда. Когда птицы улетят на юг и гнезда опустеют, вы можете внимательно рассмотреть их и узнать, из чего они сделаны (прутья, мох, листья, грязь, трава, перья), и предложить ребенку зарисовать их.
  • Используя зоологическое лото, можно изучать части тела птиц и животных, узнавать об их разновидностях. Ребенок более старшего возраста может записать все новые сведения.

Развитие детей в процессе ознакомления с природой

Проверьте, знает ли ребенок, где и как растут растения?

Предложение для игры: создание миниатюрного садика (от 4 лет и старше).

Даже если у вас нет сада, ребенок может получить опыт выращивания растений. Так, бобы, редис, морковь, горох охотно растут в пластмассовых или керамических горшочках, и дома можно создать целый миниатюрный сад.

Для развития детей в процессе ознакомления с природой купите большой металлический или пластмассовый поднос (есть в большинстве магазинов типа «Сад и огород») и разделите его, например, на четыре секции. В одной будет расти трава, в другой — луковичные, в третьей — миниатюрные горные Растения и т. д. Поощряйте ребенка заботиться о насаждениях, поливать их и содержать в освещенном месте. Также можно засадить и ящики для цветов на подоконниках.

При ознакомлении детей с природой в такой игре заранее научите их правильно обращаться с водой и посадочным материалом.

Расширение деятельности:

  • Начертите вместе с ребенком специальный график, на котором малыш будет отмечать, что он делал и в какое время, в какой день недели (например, он поливает растения через день в 10 часов утра, рыхлит землю два раза в неделю по понедельникам и четвергам и т. п.). Это поможет развитию его чувства времени.

Интересные игры для детей по ознакомлению с природой

Предложение для игры: изучение растений (от 4 лет и старше).

Помогите ребенку провести эксперимент по проращиванию семян в доме, сажая семена горчицы на влажную хлопчатобумажную ткань или семена бобов в банку с промокательной бумагой и камешками. Затем он сможет увидеть корни, растущие вниз, и ростки, пробивающиеся вверх.

Ребенок пяти лет и старше может измерять их длину каждый день и записывать ее на миллиметровой бумаге.

По мере роста растения делайте зарисовки или фотографируйте разные части растения (стебель, лепестки, корешки, листья, тычинки и т. д.) и объясняйте ребенку их предназначение.

В итоге проведите игру по их узнаванию.

Проверьте, умеет ли ребенок ухаживать за растениями в саду?

Предложение для полезных и интересных игр на природе: привлеките детей к стрижке травы, прополке сорняков, посадке и поливу цветов, кустарников и овощей.

Контроль результатов деятельности — зрительный:

  • состояние растений (увядшие или упругие);
  • состояние территории (наличие или отсутствие зарослей сорняков, аккуратные или кривые грядки и пр.).

Обращаем особое внимание:

  • Обеспечим ребенка специальной одеждой и инструментами соответствующего размера.
  • Ребенок должен иметь опыт работы с детскими ножницами и с водой.

Расширение деятельности:

  • Постепенно в ходе ознакомления с миром природы учите дошкольников самостоятельно заботиться о состоянии своих рабочих инструментов и одежды (мыть и чистить их после работы, хранить в специально отведенном месте, заранее готовить их для работы).

Как знакомить детей с природой: игра «Огород»

Предложение для игры: «Огород для малыша» (от 4 лет и старше).

Для проведения дидактической игры по ознакомлению детей с природой выберите участок, где растут овощи, является самым любимым у маленького ребенка. Он может наблюдать, как что-то вырастает из семян и становится овощем, который можно самому приготовить и съесть.

Выберите надежно защищенную от ветра часть сада, где достаточно солнца. Сначала покажите ребенку медленно и аккуратно как подготовить почву. Постарайтесь найти садовый инвентарь, с которым легко справятся маленькие ручки.

Дайте ему потрогать землю, чтобы почувствовать ее строение и влажность. Объясните, что не страшно, если руки запачкаются, — их можно вымыть после окончания работы.

Обсудите с ним времена года, а также что, когда и где можно посадить.

Затем выберите один или несколько подходящих овощей, которые можно вырастить из семян, — брюссельскую, цветную и другие виды капусты, бобы, морковь, лук-порей, зеленый лук и др. Покажите, как их посадить.

Внимательно прочитайте инструкции на пакете с семенами, проследите, чтобы они были высажены правильно, с достаточными промежутками между ними и в нужное время года.

Поощряйте малыша регулярно заботиться о «садике», чтобы овощи выросли.

Обращаем особое внимание:

  • Размеры детского огорода должны соответствовать возможностям малыша!

Расширение деятельности:

  • Если вы располагаете достаточно большим участком земли, а ребенок проявляет повышенный интерес к этой деятельности, предложите малышу также посадить небольшой «травяной огород».

Ознакомление детей-дошкольников с явлениями природы и знакомство с временами года

Проверьте, знает ли ребенок названия разных погодных явлений? Может ли указать их отличительные признаки?

Для ознакомления детей с явлениями природы на большом листе бумаги начертите таблицу для размещения всех дней данного месяца (пять горизонтальных рядов и семь вертикальных колонок — по числу дней недели). В каждой ячейке напишем названия дней недели и даты.

Попросите ребенка нарисовать небольшие схематичные рисунки, изображающие дождь, ветер, облака и солнце.

В ходе знакомства детей с явлениями природы ежедневно наблюдайте за погодой и приклеивайте соответствующую картинку в нужную ячейку. Если нужно — помогите ребенку нарисовать дополнительные картинки (например, град, снег и т. п.).

Расширение деятельности:

  • Собирайте приметы, касающиеся изменений погоды. Например: «Солнце садится в тучу — к дождю», «Красный закат — к ветру», «Ласточки низко летают — к дождю». Помогаем ребенку проверить, совпадают ли эти приметы с действительностью.
  • При ознакомлении дошкольников с живой природой сравнивайте прогноз погоды по телевидению или по данным в сети Интернет с тем, что происходит за окном.
  • Сберегайте таблицы для каждого прошедшего месяца и через некоторое время сможете дополнить наши наблюдения за временами года.

Предложение для игры: Измерение температуры (от 4 лет и старше).

Что нам нужно:

  • Миллиметровая бумага для записей.
  • Термометр для измерения температуры воздуха.
  • Пусть ребенок повесит термометр в затененном уголке сада, примерно на расстоянии 1 метра от земли, а затем ежедневно записывает температуру утром, днем и вечером в одно и то же время.
  • Используйте записи, чтобы обсудить температуру в совокупности с другими погодными условиями. Развивайте познания ребенка в отношении природных изменений, происходящих в разные времена года.
  • С некоторыми детьми можно продолжать подобную практику в течение длительного времени, например, года и более.

Проверьте, знает ли ребенок названия времен года и последовательность их наступления? Может ли указать их отличительные признаки?

Предложение для игры: подготовим план нашего сада или дачи — лучше, если каждый отдельный участок будет изображен на отдельном листе бумаги (цветник, сад, огород, газон и т. д.). Желательно заранее подготовить каждый план в четырех экземплярах (для весны, лета, осени и зимы).

Вспомним, что растет на каждом из этих участков. Для игры по ознакомлению дошкольников с природой подготовьте нужные картинки (их можно вырезать из журналов и пакетов для семян или ребенок сам нарисует их и подпишет).

Весной будем наблюдать за появлением первой растительности и прикреплять на нужном плане соответствующие картинки (цветы, травы, листья).

Летом, осенью и зимой будем делать то же самое, обращая внимание на изменения отдельных кустов, цветов, деревьев.

Когда у нас наберутся рисунки о целом годе, обсудим их, сравнивая времена года.

Обращаем особое внимание:

  • Обратите внимание на расширение словарного запаса ребенка — новых названий будет много! Поощряйте его как можно чаще использовать их в разговоре.

Расширение деятельности:

  • Вспомним, какие животные, птицы и насекомые встречаются на наших участках, и покажем их на планах в соответствии с временами года.
  • Предложим детям более старшего возраста написать рассказ о временах года.

Занятие для ознакомления с природой детей старшего дошкольного возраста

Предложение для игры: «Измерение дождя» (количества выпавших осадков) — от 5 лет и старше

Что нам нужно:

  • Миллиметровая бумага для записей и несколько пустых пластмассовых бутылочек.
  • Разметьте наружную сторону бутылочек в сантиметрах, используя водоотталкивающую пленку или специальный карандаш (чернила).
  • Отрежьте верхнюю часть бутылочек, переверните их вверх срезом и опустите в оставшиеся цилиндры.
  • Пусть ребенок разместит эти импровизированные измерительные цилиндры в разных местах сада. Попросите его каждый день в одно и то же время измерять, как много выпало осадков (или не выпало совсем), и записывать это на миллиметровой бумаге.

Ежедневно после записи количества осадков измерительные цилиндры надо опустошить (вылить из них скопившуюся влагу).

При ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста постарайтесь обеспечить выполнение этого задания в течение длительного промежутка времени, чтобы потом начертить график выпадения осадков в вашем саду в течение месяца, сезона, полугодия, года.

Ознакомление дошкольников с миром природы в игре

Присмотритесь: проявляет ли ребенок уважение к посторонним людям? Может ли он контролировать собственные поступки?

Предложение для игры: если нам посчастливится провести некоторое время в деревне, заранее научим ребенка уважать местные деревенские обычаи. Будем вместе беречь дикую природу — источники воды (ручьи и реки), растения и животных.

Повсюду соблюдаем чистоту: мусор после пикника сжигаем или закапываем. Ходим через поля и обработанные участки только по тропинкам, аккуратно обращаемся с изгородями и заборами, встретившимися на пути.

Обращаем особое внимание:

  • Везде соблюдаем правила противопожарной безопасности. Остерегаемся собак!

Расширение деятельности:

  • При ознакомлении дошкольников с природой родного края, ознакомившись с новой местностью, предложите ребенку начертить ее план, нарисовать жителей, характерную растительность и животных и т. п.
  • Пусть малыш придумает рассказ о своей жизни в деревне.

Игра для ознакомления дошкольников с природой родного края

Проверьте, знает ли ребенок названия разных лесных деревьев, кустарников, трав? Знакомы ли ему лесные жители — животные, насекомые, птицы?

Предложение для игры:

Во время прогулки по лесу покажите ребенку, как растут деревья — формируют отдельные рощи, растут поодиночке. Помогите ему увидеть «лесные этажи»: мхи, цветы, папоротники, кустарники.

Обратите его внимание на листву или иголки на деревьях и под деревьями. Расскажите о различных видах деревьев.

При занятиях с детьми на природе соберите разные виды листьев, цветов, мхов, коры деревьев для небольшого гербария.

Покажите, как определить возраст дерева, считая годовые кольца на спиленных стволах.

Попросите ребенка запоминать внешность птиц, которых вы встретите в лесу. Дома вы сможете вместе поискать, как они называются, чем питаются, какие строят гнезда, остаются зимовать или улетают в теплые края.

Возможно, ребенок сможет впоследствии описать вам и увиденных насекомых, о которых вы также поможете ему узнать много нового.

Вряд ли нам удастся увидеть много лесных жителей, но результаты их жизнедеятельности могут встретиться на нашем пути — клочки меха, перья, следы, гнезда, муравейники. Будем обращать на них внимание и попытаемся догадаться, кому они могут принадлежать.

При ознакомлении дошкольников с природой взрослые должны быть постоянно рядом, не выпуская ребенка из виду!

  • Не стоит пытаться охватить все темы за одну прогулку. Определите для себя заранее, на что вы будете обращать внимание в этот раз, а чем займетесь во время следующего посещения леса.

Расширение деятельности:

  • После урока на природе предложите малышу записать названия лесных деревьев, цветов и животных (или зарисовать их), дополнительную информацию о которых можно найти в книгах или в сети Интернет.
  • Дома можно продолжить сортировать и сушить собранный в лесу материал, из которого позднее сделать гербарий.
  • Пусть малыш сравнит растительный и животный мир на Даче (или в саду) и в лесу.

Занятие по ознакомлению дошкольников с живой природой

Проверьте, знает ли ребенок, кого и что он может встретить на берегу реки, моря или в их глубинах? Как называются жители прудов, ручьев, озер?

Предложение для игры для детей на природе:

  • Поездка на рыбалку может стать столь же познавательной, как и прогулка в лесу. Однако ребенок должен быть готов к подобной экскурсии, которая потребует от него не только умения наблюдать, но и навыка очень тихо себя вести.
  • Для домашнего аквариума можно с помощью сачка набрать образцы водных растений, а также поймать водяных улиток и головастиков для дальнейшего изучения их жизненных циклов. Через некоторое время после проведения наблюдений отпустите маленьких пленников на волю.
  • Если есть возможность, соберите на берегу водоема интересные образцы гальки, ракушек, морских водорослей, зарисуйте встретившихся морских или речных обитателей, чтобы позднее узнать их точные названия и привычки.
  • На поверхности воды можно увидеть плавающие предметы, а на берегу — предметы, которые тонут в воде. Обратите на них внимание малыша и напомните ему ваши домашние опыты с плавающими и тонущими предметами. Пусть он постарается вспомнить, из каких материалов должны быть сделаны предметы, которые всплывают при погружении в воду.

Скорее всего, здесь будут и лодки, и пловцы — отличная тема для разговора о плавучести с ребенком старшего дошкольного возраста.

При занятиях с дошкольниками на природе будьте уверены, что они знают и выполняют правила поведения у воды.

Расширение деятельности:

  • Ребенок может создавать альбом своих путешествий, в который будет вклеивать картинки с изображениями увиденных животных и птиц, а может быть, и рыб. Кстати, тут могут быть и фотографии, и его рисунки, и его рассказы.
  • Собранные камешки и раковины пригодятся для выполнения коллажей и для разнообразной сортировки (по цвету, размеру, весу, шероховатости поверхности и т. п.) как подготовка к познанию математики.
Статья прочитана 290 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.