Игры по методике М. Монтессори для развития навыков детей

Пропагандируя принцип «ненавязчивого обучения», Мария Монтессори разработала множество дидактических игр, направленных на развитие необходимой зрительной координации, умение работать с мелкими материалами и жидкостями. Начинать такие развивающие уроки можно уже с трехлетнего возраста, только не забывайте, что ребенок, работающий с мелкими деталями, постоянно должен находиться в зоне вашего внимания.

Как правило, любые развивающие игры Монтессори предусматривают развитие у ребенка следующих навыков: работать самостоятельно, концентрировать внимание, координировать движения, работать согласно порядку действий, уметь сортировать (выделять основные признаки, приоритеты и т. п.). Все эти игры, направленные на развитие навыков, позволяют сформировать и успешно развивать у малыша чувство самоуважения.

Игра для детей, направленная на развитие координации движений

Эта игра по пересыпанию фасоли («сухое переливание») подходит для детей 3-4 лет.

Необходимые материалы для игры по методике Монтессори: поднос со стоящими на нем двумя одинаковыми небольшими прозрачными пластмассовыми кувшинами, один из которых наполовину заполнен зернами фасоли среднего размера (размеры контейнеров должны соответствовать возрасту и физическому состоянию ребенка, чтобы он мог комфортно держать их в руке и спокойно манипулировать ими).

Цель игры: развитие координации движений, подготовка к переливанию жидкостей.

Предварительная подготовка:

  • ребенок должен уметь переносить поднос;
  • он имеет опыт игры с песком.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Контейнер с фасолью — слева от вас, его ручка повернута к вам. Пустой кувшин — справа от вас.
  • Положите пальцы вашей «рабочей» руки (т. е. той руки, которой вы в основном выполняете всю работу) на ручку кувшина с фасолью и сожмите пальцы.
  • Положите второй и третий пальцы второй руки под носик кувшина. Медленно поднимите кувшин.
  • Аккуратно загляните в пустой кувшин и поднесите руками второй кувшин так, чтобы он находился прямо над пустым кувшином.
  • Медленно наклоните кувшин с фасолью и пересыпайте фасоль в пустой кувшин, пока последняя фасолина не упадет в этот кувшин.
  • Поставьте кувшин на место так же, как он стоял до начала упражнения (т. е. он снова окажется слева от вас).
  • Подберите фасолины, которые случайно рассыпались по подносу, столу или полу, и положите их в кувшин с фасолью.
  • Медленно повторите весь процесс, пересыпая фасоль из правого кувшина в левый.
  • Снова проверьте, нет ли рассыпанной фасоли. Соберите ее в кувшин.
  • Ручки обоих кувшинов должны быть повернуты к вам.
  • Пригласите ребенка повторить упражнение.
  • После работы верните поднос на полку.

Во время этой игры с детьми по методике Монтессори обратите особое внимание на следующие моменты:

  • акккуратная фиксация ручки кувшина вашей рукой;
  • пересыпание равномерное, без рывков;
  • в кувшине, из которого мы пересыпаем фасоль, не остается ни одной фасолины;
  • пересыпаем фасоль из кувшина в кувшин как минимум дважды;
  • носик кувшина располагается четко над горловиной второго кувшина;
  • соблюдаем среднюю скорость пересыпания (не быстро, но и не медленно).

Обратите внимание ребенка:

  • наклон кувшина позволяет контролировать скорость пересыпания;
  • лучше всего пересыпать через носик (а не через любое другое место горловины).

Расширение словарного запаса: кувшин, горловина кувшина, носик кувшина, ручка кувшина, фасолина, пересыпание.

Наиболее интересные моменты игры на развитие координации движений:

  • перенос подноса;
  • звук пересыпаемой фасоли;
  • сама фасоль (цвет, форма, ощущение).

Контроль ошибок:

  • зрительный (рассыпавшаяся фасоль, количество фасоли в кувшине);
  • звуковой (звук падающей фасоли — на поднос, на стол, на пол).

Дальнейшее расширение игры по методике М. Монтессори:

  • использование различных контейнеров — того же размера, но непрозрачных (пластмассовых, деревянных, керамических, стеклянных);
  • использование различных наполнителей (горох, бобы, рис, гречка, манная крупа);
  • использование контейнеров другого размера и формы.

Развивающая игра по методике Монтессори для зрительно-моторной координации

Эта игра для развития зрительно-моторной координации по пересыпанию крупы, используя воронку, подходит для детей 4-5 лет.

Необходимые материалы для игры по системе Монтессори:

  • поднос;
  • маленькая кружка с ручкой;
  • прозрачный стакан меньшего диаметра, чем кружка;
  • воронка;
  • крупа (рисовая, гречневая и т. п. — диаметр зерен Должен обязательно быть меньше диаметра воронки).

Цель этой развивающей игры по методу Монтессори — научить детей пользоваться воронкой.

Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, «сухое переливание», игры с песком.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Кружка — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Кружка примерно на треть заполнена крупой. Воронка — в центре подноса. Стакан — справа от вас.
  • Внимательно посмотрите на горловину кружки. Медленно проведите по всей окружности горловины указательным и средним пальцами (начните около ручки; направление движения пальцев против часовой стрелки).
  • Внимательно посмотрите на горловину стакана — проведите пальцами по окружности горловины стакана (как описано выше), чтобы подчеркнуть разницу в диаметре.
  • Возьмите воронку «рабочей» рукой и поместите ее в стакан (она должна как бы висеть в стакане за счет разницы диаметров горловин).
  • Возьмите кружку «рабочей» рукой за ручку. Поднесите ее к воронке.
  • Очень медленно наклоните кружку, контролируя поток крупы, чтобы она не застревала в воронке.
  • Проверьте, вся ли крупа высыпалась из кружки. Поставьте кружку на место (слева от вас).
  • Проверьте, не застряла ли в воронке крупа. Если нужно, слегка приподнимите воронку и легонько встряхните ее (чтобы вытряхнуть застрявшую крупу).
  • Поставьте воронку на место (в центр подноса).
  • «Рабочей» рукой возьмите стакан, поднимите его и поднесите к горловине кружки. Держите его над центром кружки.
  • Аккуратно наклоните стакан и медленно пересыпьте крупу в кружку.
  • Поставьте стакан на место (справа от вас).
  • Очистите поднос от просыпавшейся крупы. Повторите все действия снова, если это необходимо для ребенка.
  • Пригласите ребенка повторить ваши действия.

После работы верните все предметы на полку.

Во время этой игры, направленной на развитие координации, обратите особое внимание:

  • на движение пальцами вдоль окружности горловины кружки и стакана;
  • на расположение воронки в стакане;
  • на аккуратное обращение с кружкой и стаканом;
  • на медленное аккуратное пересыпание крупы при наклоне кружки и стакана;
  • на контроль полного пересыпания крупы из кружки и через воронку;
  • на шелест пересыпающейся крупы.

В ходе игры по методике Марии Монтессори обратите внимание ребенка:

  • воронка нужна для пересыпания крупы из более широкого сосуда в более узкий;
  • скорость пересыпания изменяется при изменении угла наклона сосуда;
  • слишком большая скорость пересыпания может привести к закупориванию воронки и помешать дальнейшему движению крупинок.

Расширение словарного запаса: кружка, стакан, воронка, название используемой крупы.

Наиболее интересные для ребенка моменты дидактической игры по системе Монтессори:

  • воронка, кружка, стакан — разного диаметра;
  • звук при пересыпании крупы;
  • наблюдение за движением крупинок из кружки через воронку в стакан;
  • размещение воронки в стакане.

Контроль ошибок:

  • зрительный (рассыпавшаяся по подносу, по столу или полу крупа);
  • звуковой (прерывание шелеста пересыпаемой крупы при закупоривании воронки).

Дальнейшее расширение развивающей игры по методике Монтессори:

  • использование воронок и сосудов большего и меньшего диаметра (включая бутылки);
  • работа с различной крупой.

Игра по методу Монтессори, направленная на развитие навыков работы с водой

Эта игра на развитие координации движений учит правильно переливать жидкость из разных сосудов, она подходит для детей 4-5 лет.

Необходимые материалы:

  • поднос;
  • маленький кувшин, наполовину наполненный водой;
  • маленькая пластмассовая бутылка с завинчивающейся крышкой;
  • тряпочка для вытирания воды.

Цели деятельности: научить переливать воду из кувшина с носиком в сосуд без носика и наоборот.

Предварительная подготовка ребенка: перенос подноса, переливание воды, закручивание крышки.

Пошаговое представление деятельности:

  • Пригласите ребенка поработать с вами.
  • Аккуратно медленно перенесите поднос на стол.
  • Усядьтесь за стол без шума.
  • Усадите ребенка рядом (со стороны своей «нерабочей» руки).
  • Поднос должен стоять прямо перед вами. Кувшин с водой — слева от вас, ее ручка повернута к вам. Бутылка — справа от вас.
  • Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. Медленно открутите ее крышку «рабочей» рукой. Положите эту крышку на поднос за бутылкой.
  • Возьмите ручку кувшина «рабочей» рукой, указательный и средний пальцы второй руки расположите прямо под носиком кувшина.
  • Медленно поднимите кувшин и подержите его точно над центром горловины бутылки.
  • Наклоните кувшин и медленно переливайте воду в бутылку до последней капли.
  • Поставьте кувшин на место.
  • Возьмите тряпочку и аккуратно вытрите воду с носика кувшина и с подноса. Положите тряпочку на место.
  • Возьмите бутылку «рабочей» рукой, придержите ее горлышко двумя пальцами второй руки, аккуратно наклоните ее над центром горловины кувшина.
  • Полностью перелейте воду из бутылки в кувшин.
  • Поставьте бутылку на место.
  • Протрите тряпочкой бутылку, кувшин, поднос, чтобы убрать разбрызгавшуюся воду.
  • Возьмите бутылку «нерабочей» рукой. «Рабочей» рукой возьмите крышку от бутылки и закрутите ее.
  • Поставьте все предметы по местам, повернув ручку кувшина в вашу сторону.
  • Повторите последовательно все действия, если это необходимо.
  • Пригласите ребенка повторить ваши действия.
  • После работы верните поднос на его место на полке.

Во время игры с водой по системе Монтессори обратите особое внимание:

  • как аккуратно держать кувшин за ручку и поддерживать пальцами носик кувшина;
  • как медленно и равномерно переливать воду;
  • воду надо полностью вылить из сосуда;
  • переливают воду, располагая верхний сосуд четко над центром горловины нижнего сосуда;
  • как откручивают и закручивают крышку бутылки;
  • как вытирают воду с поверхностей сосудов, подноса и стола.

В процессе игры на развитие навыков переливания жидкостей обратите внимание ребенка:

  • скорость переливания воды изменяется при изменении угла наклона сосуда;
  • крышка бутылки откручивается против часовой стрелки а закручивается — по часовой.

Расширение словарного запаса — кувшин, стакан, ручка, струя воды, открутить, закрутить.

Наиболее интересные для ребенка моменты урока:

  • красивые предметы;
  • звук льющейся воды;
  • вид струи воды.

Контроль ошибок:

  • зрительный (кувшин заполнен водой меньше чем наполовину;
  • брызги воды на подносе, на столе);
  • звуковой (прерывание звука льющейся воды); тактильный (мокрая тряпочка после протирания поверхностей)

Дальнейшее расширение игры по методике Монтессори:

  • использование сосудов приблизительно одинакового размера, затем — разного размера и прозрачности, сделанных из разных материалов;
  • изменение цвета воды;
  • применение жидких составов разного веса и консистенции (растительное масло, варенье, сметана и пр.).
Статья прочитана 244 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.