Сенситивные периоды дошкольника по М. Монтессори

Человек, даже весьма далекий от педагогики, наверняка не раз отмечал, что в определенные периоды дошкольник наиболее восприимчив к получению новых знаний и умений. Педагог Мария Монтессори (Италия), прославившаяся своей уникальной авторской методикой, выделяла в развитии ребенка шесть основных сенситивных периодов – фаз, когда он максимально открыт к познанию.

Помните, как, заинтересовавшись какой-то информацией, книгой, статьей, вы могли «с головой уйти» в чтение, а спустя много лет с легкостью воспроизводили прочитанный текст?

Любой ребенок в течение примерно первых шести лет жизни активно поглощает информацию из окружающей среды. Его восприятие ничем не ограничено — ему интересно абсолютно все: из чего сделан дом, почему дует ветер, как родители относятся друг к другу, что написано в книжке. Задача взрослого — максимально использовать сенситивные периоды развития, дать малышу полную информацию о нашем мире, чтобы заложить прочные основы будущей личности.

Опыт первых трех лет жизни ребенка особенно важен для его дальнейшего развития. Согласно методике М. Монтессори, это первая фаза периода «впитывающего ума», когда ребенок учится бессознательно.

Возраст от трех до шести лет – лучший сенситивный период для развития способностей, малыш в это время поглощает информацию осознанно, бесконечно задавая вопросы и настаивая на ответах (вторая фаза «впитывающего ума», по Монтессори). Если взрослый будет внимателен, то сможет понять, что «заложено» в нем, каковы его врожденные интересы. Родителям и педагогом необходимо это знать, чтобы максимально помочь развитию его способностей.

На этой странице вы сможете ознакомиться с общей характеристикой сенситивных периодов в развитии ребенка, предложенной Марией Монтессори.

Общее понятие о сенситивных периодах

Вы помните, как, взявшись однажды за изучение чего-то, вы вдруг почувствовали, что уже «слишком стары» для этого? Что груз прожитых лет мешает вам постигать новое?

Под понятием сенситивных периодов подразумеваются определенные чувствительные фазы, когда дошкольник очень легко постигает и накапливает какие-то определенные знания.

Сенситивные периоды наступают у разных детей в разном возрасте, но наступают непременно — и у всех.

Особенность каждого из сенситивных периодов заключается в том, что он имеет начало, момент наивысшего выражения чувствительности («пик») и завершение. Хотя некоторые фазы неизбежно накладываются друг на друга, их «пики» никогда не совпадают.

Любой сенситивный период можно легко наблюдать, особенно в высшей точке его развития.

Очень важно, чтобы взрослые могли распознать эти сенситивные периоды развития ребенка дошкольного возраста и вовремя помочь малышу постичь каждое умение в наилучший для этого момент.

Вы получили задание, сосредоточились — и результат не заставил себя ждать. Более того, вы получили истинное удовольствие от эффективности и быстроты выполнения работы.

Ребенок отличается сильной врожденной потребностью к концентрации внимания на одном предмете в определенный промежуток времени.

Эта способность ребенка позволяет ему полностью погрузиться в изучение чего-либо. Если его не прерывают, он может так работать в течение длительного периода.

Находясь в сенситивном периоде, дети дошкольного возраста постоянно повторяют какие-либо действия и бывают настолько поглощены своим занятием, что все прочее их совершенно не интересует.

Если обстановка, окружающая малыша, соответствует его сенситивному периоду, он обучается и развивается гораздо лучше, чем в любом другом случае. Но если ребенок находится в сенситивном периоде, а его слишком ограничивают и сдерживают его желание учиться, проблем не избежать.

Основные виды сенситивных периодов развития по Монтессори

К основным видам сенситивных периодов, выделенных Марией Монтессори, относятся:

  • чувствительность к порядку;
  • чувствительность к языку;
  • чувствительность к движению;
  • чувствительность к социальным аспектам жизни;
  • чувствительность к малым предметам;
  • стремление учиться с помощью органов чувств.

Чувствительность к порядку. Вам приятно находиться в аккуратно убранной комнате, где вы спокойно можете найти любую вещь? Ребенок очень чувствителен к порядку. Главная характеристика данного сенситивного периода – стремление поместить каждый предмет в своем мире на определенное место, только так он может быть уверен в себе, ему крайне важен и привычный режим дня. Малыша весьма волнует любое изменение в его жизни, касается оно распорядка дня или перестановки мебели в комнате. Он может даже расплакаться, когда что-то находится на необычном месте, хотя сам и не знает толком причины своих слез.

Чувствительность к языку. Помните, как в школе вы изучали иностранные языки? И если у вас не было ярко выраженных способностей к изучению языков, сколь трудным был ваш путь познания?

А вот ребенок с момента рождения слышит наши голоса, видит движения губ и языка и постоянно «впитывает» всю слуховую и зрительную информацию. К шести годам он овладевает любым произношением, имеет достаточный словарный запас, умеет строить предложения — причем количество используемых языков, как правило, не играет роли (например, в многоязычных семьях, что отнюдь не редкость в наше время).

Трудно переоценить значение его общения с взрослыми в это время: закладываются основы интеллектуального развития. Монтессори была убеждена: взрослым крайне важно беседовать с малышом, постоянно использовать новые слова и давать ребенку возможность самому применять их в повседневной жизни, обогащая свою речь.

Чувствительность к движению. Вы только что научились кататься на лыжах или коньках. С каким удовольствием вы вновь и вновь повторяли свои движения, наслаждаясь ими!

Ребенок учится, многократно повторяя свои действия. Основная причина этого явления — его врожденный интерес ко всему новому, в том числе к новым движениям. Но это для малыша единственная возможность освоить их в полной мере.

В этот период своей жизни он ходит ради самой ходьбы, воспринимает ее как наиболее увлекательное занятие, поэтому он постоянно в движении. Ребенок наслаждается новыми ощущениями, своей независимостью, возможностью воздействовать на окружающий мир и, значит, лучше осваивать его.

Вы помните, как ныли ваши мышцы после интенсивных физических упражнений?

Мышцы, как и весь организм вашего малыша, постоянно растут и изменяются. Поэтому пока существуют некоторые действия, которые ваш ребенок еще просто не в состоянии воспроизвести вследствие недостаточного развития костномышечной системы. Ему потребуется еще много лет роста и работы на пути к физическому совершенству.

Однако не стоит недооценивать потребность детей в ходьбе. Опыт показывает, что даже самые младшие из них способны проходить значительные расстояния, если делают это с удовольствием, согласно своему внутреннему ритму и желаниям. Нам остается лишь быть внимательнее — останавливаться, где им интересно, и продолжать движение, когда они готовы, — и прогулка обязательно нам очень понравится!

Чувствительность к социальным аспектам жизни. Вы чувствовали, что никто не понимает вас так, как вы сами понимаете себя? Малыш в основном осведомлен о своих собственных чувствах, желаниях, ощущениях. Особенность этого одного из основных сенситивных периодов заключается в том, что у ребенка в это время пока еще не развито правильное понимание других людей.

Умение понимать и принимать проблемы окружающих, быть внимательным приходит с возрастом. Это — привилегия взрослых. Новорожденный знает только себя. Потребуются многие годы общения и нашего внимания, чтобы малыш постиг науку быть членом коллектива.

Человек, которого вы любите всей душой, обидел вас. Что может быть больнее? Вы помните это даже спустя годы. Маленький ребенок крайне обидчив. Он воспринимает все происходящее очень непосредственно и сильно.

Согласно учению Монтессори, в этот сенситивный период чувства пока неподвластны ребенку: он еще не умеет, подобно взрослым, их контролировать и выражать. Обида может затаиться в его душе или выразиться в капризах, непослушании, демонстративном поведении.

Был ли в вашей жизни человек, которого вы обожали и на которого старались походить? Ребенок учится жить, имитируя поведение окружающих его взрослых.

В этот сенситивный период для дошкольника абсолютным образцом, своего рода «живым идолом» становятся его родители. Он повторяет их действия, копирует их отношение к жизни и хранит все в своей памяти. Он все это применит, когда начнет взрослеть.

Поэтому посмотрите на себя глазами вашего ребенка и сделайте правильные выводы.

Чувствительность к малым предметам. Вы замечали, как порой капля росы, ярко вспыхнувшая под лучом солнца, заставляет нас забыть обо всем и в восхищении склониться к ней, чтобы разглядеть ее во всем великолепии, полюбоваться?

Для малыша в возрасте до трех лет, который уже начал ходить и исследовать окружающее его пространство, чрезвычайно интересны именно всякие мелочи — камешки, насекомые, пуговицы, бусинки и др. Интерес к большому миру придет немного позже.

Стремление учиться с помощью органов чувств. Знакома ли вам разница ощущений: рассматривать чудесный цветок на картинке — и увидеть его воочию, вдохнуть его аромат, коснуться прохладных лепестков? Слушать рассказы специалистов о пении соловья — и самому наслаждаться причудливыми трелями в тишине майской ночи?

Наш неутомимый исследователь активно использует органы чувств. Ощущения малыша чрезвычайно остры. Запахи, звуки, цвета, прикосновения и вкус — все ново и волнующе для него. Он изучает окружающий мир при помощи физического контакта с составляющими его предметами.

Эти знания ему абсолютно необходимы, чтобы активно развиваться и наилучшим образом чувствовать себя в любой обстановке.

Имея представление об основных сенситивных периодах развития, помните, что эти возрастные границы не являются абсолютными и по-своему проявляются у каждого ребенка!

Статья прочитана 432 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.