Проблемы общения между детьми: причины конфликтов

Практически у любого дошкольника возникают проблемы общения со сверстниками в детском коллективе. И причины их порой настолько незначительны, что сложно докопаться до истины. Для малышей свойственно обращать внимание на «непохожесть» других детей, и любое отклонение от «номы» при отсутствии должного воспитания может стать причиной раздора. В этой статье представлены примеры конфликтов между детьми 3-6 лет, которые могут возникнуть в детском саду. Чаще всего причинами трудностей в общении детей дошкольного возраста являются неблагозвучные имя или фамилия, внешность, физические недостатки, проблемы с дикцией, одежда, неприятные привычки, излишняя застенчивость и отставание в интеллектуальном плане. Все эти и некоторые другие трудности в общении детей подробно описаны ниже.

Примеры конфликтов и ссор между детьми в детском саду

К наиболее типичным причинам конфликтов между детьми можно отнести следующие.

Неблагозвучная или вызывающая у детей «смешные» ассоциации фамилия. Очень часто с насмешек над фамилией начинаются обиды. Здесь необходима помощь взрослых, воспитателей, например. Здесь можно воспользоваться, и объяснить значение истории рода, семьи. Каждому человеку есть чем гордиться, возможно, в истории семьи были люди, прославившие свою фамилию. Поэтому следует вывод: нет смешных фамилий! Чтобы предотвратить подобную проблему общения между дошкольниками, расскажите малышу о славных предках, о трудолюбивых бабушках и дедушках, чтобы ребенок с гордостью мог называть свою фамилию. Тогда и остальные скоро перестанут обращать на нее внимание. Можно попросить воспитателя в группе первое время называть малыша только по имени, чтобы не акцентировать внимание на этом «поводе для издевательств».

Внешность малыша. Ни один ребенок не будет думать о своей внешности плохо, пока кто-то его не «просветит». Сколько обид возникает из-за слов «скелет» (худенький ребенок), «жирный» (страдающий полнотой), «гном» (малыш низкого роста), «жираф» (рост выше среднего) или других подобных! Ребенок может быть рыжеволосым или ушки у него торчат «лопушками», что тоже вызывает насмешки. Если нестандартная внешность, приводящая к трудностям общения детей со сверстниками, вызвана проблемами со здоровьем, конечно, решать ее лучше с помощью врачей или диетологов. Зная о лишнем весе малыша, не предлагайте ему «заедать обиды» конфетами — это хоть и вкусно, но в данном случае вредно. Ушки можно спрятать: просто правильно подобрать стрижку или вместо косички распускать волосы. Ну а «огненными» волосами можно просто гордиться: «Ни у кого таких нет, ты один (одна) с таким цветом волос!». Не допускайте раздувания подобных проблем в общении детей дошкольного возраста со сверстниками – постарайтесь, если это в ваших силах, помочь малышу.

Как разрешить конфликт из-за ношения очков между детьми

Бывает, что у малыша есть некоторые физические недостатки: плохое зрение (ребенок носит очки или у него развито косоглазие), хромота, заикание и т. д. Чтобы смягчить конфликты между детьми по этому поводу, потребуется объяснение взрослых, их настойчивое и мягкое убеждение: «Каждый человек — это отдельная личность, каждый — особенный. Нет на свете идеальных, зато все — разные. И это — твоя уникальность, твое отличие от других. Внешность далеко не самое главное в человеке, гораздо важнее, какой ты — добрый или злой, отзывчивый или равнодушный».

Как помочь малышу, который носит очки?Если у вас нет возможности определить ребенка в специализированный детский сад для детей с нарушениями зрения (там малыш будет в окружении ребят с такими же проблемами), прежде всего, поговорите с воспитателями. Именно от взрослых зависит, как малыша примут дети в группе. Если воспитатели или нянечки увидят, что малыша дразнят из-за очков, то чтобы разрешить конфликт между детьми как можно быстрее, они могут вслух вскользь заметить, мол, очки носят очень умные люди. Мнение авторитетного взрослого (а воспитатель для малышей в садике «самый главный») поможет скорректировать поведение обидчиков. Иногда достаточно беседы о здоровье. У чьей-то мамы болит голова, у бабушки — желудок, папа и дедушка тоже в очках ходят. Но над ними ни кто не смеется, ведь слабое зрение или головные боли не делают человека хуже других. Да и тому, кто обзывает малыша в очках, вряд ли понравится, если кто-то будет насмехаться над его родителями или родственниками из-за их проблем со здоровьем. Кроме того, легко ситуацию «повернуть с точностью до наоборот», превратить минус в плюс и сделать «очкарика» самым ярким человеком в группе — купить необычную (но удобную и красивую!) оправу для стекол. Вспомните, что многие герои книг и фильмов, например Человек-паук, Гарри Поттер, тоже носили очки. Это не помешало им стать сильными и смелыми, совершить много хороших поступков. И вряд ли они обращали внимание на обзывалки или дразнилки, потому что дел им хватало, они помогали людям и «спасали мир». Обязательно подчеркните привлекательность малыша в очках: «О, какой ты сразу стал модный, стильный! Очки подчеркивают выразительность твоего взгляда!» Или скажите девочке: «Ты сразу стала такой загадочной! Посмотри, как тебе идет эта оправа! И по цвету подходит к платью!» Расскажите, что очки могут быть не только интересным, но и модным аксессуаром, многие взрослые подбирают оправы к одежде, чтобы выглядеть солиднее, умнее. И даже знаменитые люди с хорошим зрением иногда специально покупают и носят очки, чтобы выглядеть ярче.

Проблемы взаимодействия и межличностного общения между детьми

К основным видам проблем в общении дошкольников также можно отнести «немодную» одежду и речевые проблемы.

Одежда. Это проблема, которую порождают сами взрослые. «Гонка» за модой среди мам и пап, их высказывания в кругу домашних по поводу «немодной» или дешевой одежды, обсуждение в семье внешних признаков «бедности и богатства» — все это вызывает у детей повышенное внимание к одежде сверстников. Уместно, конечно, вспомнить русскую пословицу: «Встречают по одежке, провожают по уму» — и объяснить своему ребенку, что «не одежда красит человека, а человек одежду». Но и не стоит забывать, что вы-то одеваетесь на работу не по моде 1990-х годов, а в современном стиле. У малышей тоже есть «своя» мода, и, выбирая сыну «практичные и немаркие штанишки с зайчиком», возможно, надо прислушаться к его призыву: «Мам, давай вот эти джинсы с пиратом возьмем!» То есть уже сейчас, в этот момент, сынишка сигнализирует вам, что «зайчик» может послужить причиной обидных насмешек и прозвищ. Чтобы избежать проблем общения детей в дошкольном возрасте по поводу одежды, не гонитесь за самым дорогим, но старайтесь одевать своего ребенка в соответствии с современными тенденциями.

Речевые проблемы. Это те проблемы, когда малыш несвязно говорит или не выговаривает какие-либо звуки. К счастью, такие недостатки исправляются с помощью логопедов. Поэтому не допустить конфликтов и ссор между детьми в ваших силах. А чтобы успокоить малыша и внушить ему уверенность в собственных силах, можете рассказать историю о мальчике, жившем в IV веке до нашей эры.

Родился наш герой в Афинах, в 384 году до нашей эры. Мальчику было 7 лет, когда его отец умер, оставив сыну богатое наследство и недобросовестных опекунов. Демосфен, так Вали героя нашей истории, подрос и достиг совершеннолетия, но опекуны отказались вернуть юноше наследство. Афины в то время были развитым демократическим государством, где подобные вопросы решались в суде. Что же делает Демосфен? Начинает изучать законы и учится говорить. Нет, он не был немым. Но голос у него был слабым, дикция никудышная. Будь у вас такая проблема, куда бы вы отправились? На тренинг ораторского мастерства. Вот и Демосфен пошел в школу красноречия, к известному афинскому адвокату Исею. В течение нескольких лет юноша составлял речи для выступления других, изучал законы и переписывал труды историков и философов древности. К слову, огромный исторический труд Фукидида будущий оратор знал практически наизусть — шутка ли, переписал его восемь раз от руки! Это помогло Демосфену развить стиль, обогатило язык, научило применять логику. Но письмо — письмом, а речь — речью.

Первые выступления Демосфена закончились полным крахом: над ним смеялись, никто его не слушал, и речь ему даже не удавалось закончить. А что вы хотите? Заикание, картавость, слабый голос; к тому же Демосфен все время подергивал плечом, и публика не оценила его «содержательной речи». На помощь пришел друг — известный афинский актер. Он попросил Демосфена прочесть отрывок из какой-нибудь трагедии Софокла. Когда юноша закончил чтение, актер прочел этот же отрывок, но как! Демосфен даже не мог поверить, что текст тот же самый, настолько отличалось его чтение от выразительного чтения актера. И тогда Демосфен обрил половину головы.

Так и слышится вопрос: «Зачем?» А затем, чтобы не было соблазна «выйти в люди», пока его ораторские способности не будут отточены до блеска, а волосы не отрастут! Как же Демосфен исправлял речевые недостатки? Вот некоторые его упражнения. Для укрепления легких и развития глубокого дыхания он по нескольку раз в день взбирался на крутую гору, читая на ходу стихи. Чтобы укрепить голосовые связки и выработать громкий звук, он декламировал отрывки из трагедий на берегу моря, стремясь заглушить шум прибоя. Картавость Демосфену помог исправить щенок — именно его рычание слушал и повторял будущий оратор. Горсть мелких камешков за щеками помогла достичь внятности: попробуйте четко и ясно разговаривать, когда рот забит мелкой галькой, и поймете, как Демосфен упражнялся «держать речь»! Зеркало и острый меч тоже надолго стали основными тренажерами. Пока Демосфен вырабатывал движения и мимику перед зеркалом, его дергающееся плечо находилось не под Дамокловым, но подвешенным мечом. Дернешься — укол! Еще раз — укол! Вот такой «контроль над телом».

Когда после своего уединенного «тренинга» Демосфен появился на ораторской трибуне, его никто не узнал. Звучная, громкая, внятная речь, красивые и выразительные жесты, тщательно обдуманное содержание и страстный пафос сделали Демосфена мастером Слова. А мы до сих пор человека, умеющего просто, убедительно и эмоционально говорить, называем «Демосфеном».

Проблемы общения детей дошкольного возраста со сверстниками

Причинами возникновения конфликтов между детьми могут стать излишняя застенчивость, неприятные привычки и излишняя родительская опека.

Излишняя застенчивость. Часто проблемы в общении у детей дошкольного возраста возникают из-за их застенчивости, обидчивость, неумении постоять за себя, неспособности дать сдачи. Вот это неумение ответить обидчикам и является причиной конфликтов между детьми — ведь так легко довести до слез и посмеяться над слабым! А еще интереснее, если малыш поддается на провокации, начинает плакать из-за шуток и дразнилок, бросается размахивать слабыми кулачками.

Неприятные привычки. Проблемы взаимодействия и общения часто возникают у детей, имеющих неприятные привычки: ковыряние в носу, обгрызание ногтей, неаккуратность в еде (чавкает и хлюпает), неряшливость, беспорядок в одежде (развязанные шнурки, расстегнутые штаны и рубашка), нечистоплотность (грязные лицо и руки, растрепанные волосы, неприятный запах тела и одежды). К сожалению, в эту же группу могут попасть и дети, страдающие недержанием мочи и кала, причем независимо от причин (волнение, болезнь, страх).

Излишняя опека. Такая родительская сверхзабота может вызвать проблемы с общением ребенка в детском саду. «Маменькин сынок» — это самое мягкое, что он может услышать в свой адрес. Неумение быстро переодеться, самостоятельно застегнуть пуговицы или завязать шнурки вызовет насмешки и дразнилки. В эту же группу причин отнесем и «любимчиков» — детей, к которым отношение воспитателей более лояльное. Остальным ребятам непонятно, чем они-то хуже. И начинаются «тихие» издевательства, «восстановление справедливости».

Причины возникновения трудностей в общении детей дошкольного возраста

Причины возникновения трудностей в общении у детей могут крыться в интеллектуальном отставании или особенностях поведения малышей.

Отставание в интеллектуальном плане. Если ребенок на занятиях, во время выполнения заданий отстает, это может вызывать насмешки у сверстников. Не будет «уважительной» такая причина: малыш болел, или он просто не уверен в себе и тихо говорит, или он слишком пассивен.

Характер и поведение малыша. Здесь пойдет речь про детей с определенным типом личности, которую американский психолог Э. Берн назвал «Побей меня!». Это скрытые провокаторы. Такой ребенок незаметно для окружающих, исподтишка старается вызвать на себя не просто раздражение, а прямую агрессию других детей. При этом ему доставляет удовольствие «прикидываться жертвой», он радуется, когда из-за него кого-то незаслуженно наказывают, а его жалеют, уделяют ему внимание.

Продолжать разговор на тему проблем общения между детьми можно очень долго, так как причин для обид и конфликтов на самом деле очень много. Достаточно еще вспомнить неумение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми, неискренность и лживость, привычку ябедничать и даже жесткое, нетактичное поведение родителей в отношении малыша, особенно если присутствуют другие дети.

Как проявляются проблемы общения у ребенка в детском саду

Но далеко не всегда в том или ином вилле конфликтов между детьми «виноват» сам ребенок. Случается, что в детском коллективе просто есть один-два зачинщика, которые обижают других детей лишь для собственного самоутверждения или забавы. Появился в группе спокойный малыш — почему бы не попробовать поиздеваться над ним? Получилось? Значит, он и будет «объектом». Следует заметить, что такие обидчики были, есть и будут в любом коллективе — хоть детском, хоть взрослом. Ну, вот просто есть люди, которых хлебом не корми — дай над кем-нибудь «подшутить».

Какими способами проявляется неприязнь детей к малышу? Условно психологи выделяют четыре вида.

  • Травля. Вот типичный пример конфликта между детьми в детском саду: ребенка обзывают, постоянно задевают и толкают, отнимают у него игрушки и вещи, запугивают и бьют — иначе говоря, «не дают проходу».
  • Активное неприятие. При любом обращении малыша — предложении поиграть, пообщаться — другие дети демонстративно не замечают его, не учитывают его мнение, всеми способами дают понять, что не хотят общаться « с изгоем ».
  • Пассивное неприятие. Оно возникает не во всех, а только в определенных случаях. Например, когда набирают команду для игры (ребенка отказываются принимать), или строятся «в пары» (никто не хочет вставать рядом с малышом), или отвергают его на занятиях при коллективной работе («Не буду с ним!»).
  • Игнорирование. Лично против малыша никто ничего не имеет, но и сам ребенок никому не интересен. Его попросту не замечают, не обращают на него внимания, не общаются с ним — складывается впечатление, что о нем никто не помнит.

При первых двух типах отношений (травле и активном неприятии) трудности в общении у детей дошкольного возраста становятся настолько травмирующими, что выходом иногда может быть лишь перевод малыша в другой детский сад (или школу). Но в любом случае у ребенка накапливается «груз обид» на ровесников, возникает чувство одиночества и глубокая зависть к другим детям. Малыш может замкнуться в себе, начать скрывать свои чувства и обманывать. А может, наоборот, стать хвастуном и ябедой, к тому же потихоньку начнет мстить своим обидчикам. Проблемы межличностного общения детей требуют немедленного разрешения, и без участия взрослых тут не обойтись.

Статья прочитана 388 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.