Развитие у детей навыков общения со сверстниками и взрослыми

Если у детей вовремя не сформировать навыки общения со взрослыми и сверстниками, в жизни им придется очень непросто. Не умея правильно коммуницировать, малыши часто становятся изгоями: их либо игнорируют, либо боятся. В любом случае такие дети оказываются изолированными от коллектива, и с каждым годом выбраться из такой ситуации становится все сложнее и сложнее.

Без навыков общения детям не обойтись. А начинается все дома, в семье. «Доброе утро!», «Извини!», «Всего доброго!» — отсутствие таких слов в лексиконе малыша станет первой преградой даже для разговоров в песочнице. Вспоминается прочитанная когда-то статья о воспитании малышей в Индии. Первое и главное, что внушается детям с рождения: «Делай добро! Оно к тебе возвратится». Малышам постоянно напоминают: «Не обижай других», «Не ломай веточки», «Осторожно, не наступи на букашку». Такое родительское программирование: «Будь уважительным к миру». Скажете, что не раз уже это слышали и читали? Конечно! Вспомните Библию: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Евангелие от Матфея, гл. 7, ст. 12). Жаль, далеко не всегда мы действуем «по писаному».

Когда-то в дореволюционной России любой выпускник гимназии владел как минимум 80 навыками общения, это было нормой. Сегодня те, кто имеет в запасе 50 коммуникативных умений, считаются наиболее успешными профессионалами и быстро продвигаются по карьерным лестницам. Все эти умения перечислять не будем, кого интересует этот вопрос—добро пожаловать на специализированные тренинги по общению, таких сейчас много. А вот «коммуникативный багаж» навыков общения детей в этой статье рассмотрен подробно.

Обучение ребенка раннего возраста навыкам общения

При формировании у детей дошкольного возраста навыков общения в первую очередь необходимо научить малышей здороваться и прощаться, а также правильно обращаться к другим людям.

Приветствие. Умение отличать дружка, которого можно встретить словами «Привет!» или «Здорово!», от взрослого, которому следует сказать «Здравствуйте!», — одно из главных. Ведь любое общение начинается со слов приветствия. Например, актеры перед зеркалом упражняются со словом «Здравствуйте!» по многу раз, учатся произносить его с разными интонациями, в зависимости от человека, настроения и ситуации. При обучении ребенка навыкам общения не забудьте и другие формулировки: «Добрый день/ Утро/вечер!». Кроме того, есть и «бессловесные» способы приветствия: жест, улыбка, кивок, легкий поклон.

Прощание. «Пока», «Счастливо» и «Удачи» — для близких, для остальных формулировки другие: «До встречи», «До свидания», «Всего доброго». Кстати, «Спокойной ночи!» — тоже своеобразный вариант прощания.

Обращение. По правилам русского языка, «обращение — это слово или словосочетание, называющее то лицо, к которому обращена речь». При развитии навыков общения детей нужно научить, что, если хочешь спросить о чем-то, или позвать, или просто обратиться к человеку, необязательно дергать за рукав или ныть на одной ноте: «Пить… Пи-ить! Хочу пить!» К близким можно обратиться на «ты», к другим людям на «вы». И чтобы тебя выслушали, помогли, похвалили, есть специальные «формулы» — можно обратиться по имени. Если не знаешь имени, возможны варианты: «девочка/мальчик», «дядя/тетя». Обладая простейшими навыками общения, дети дошкольного возраста могут обратиться со словами: «Извините, можно спросить/сказать?» И если обратились к нему, не стоит отвечать «чё?», гораздо лучше прозвучит вопросительно-нейтральное «да? ».

Формирование у детей младшего дошкольного возраста навыков общения

Для развития навыков общения у детей раннего возраста важно научить малышей правильно просить, предлагать помощь, благодарить и просить прощения.

Просьба. Всем нам приходится иной раз просить о помощи, услуге или поддержке. Малыш тоже не исключение, у него иногда что-то не получается, и ему очень хочется, чтобы кто-нибудь помог. И если рядом нет близких, научите ребенка обращаться к другим взрослым, например, со словами: «Помогите, пожалуйста…», «Можно попросить…», «Будьте добры…», «Разрешите… (например, пройти)».

Предложение (или оказание) помощи/услуги. Бывают ситуации, когда малыша просят помочь, и, если он может это сделать, слова «хорошо», «сейчас», «пожалуйста» будут к месту. Да и сам ребенок может предложить помощь: «Тебе/вам помочь?», «Давай (те) помогу».

Благодарность/принятие благодарности. Со словами «спасибо» и «пожалуйста» обычно трудностей нет, этому всех малышей учат с колыбели.

Извинение/принятие извинения. Сразу скажем, «извиняюсь» — это значит «извиняю себя», так что для нашей ситуации это слово не подходит. «Прости (те), пожалуйста!». «Извини (те), пожалуйста!», а также «Прошу прощения!» — вот основные формулировки. При развитии навыков общения у детей со сверстниками и взрослыми не забывайте малышей обучать форме «обратной связи»: «Я тебя (вас) прощаю», «Ладно», «Хорошо».

Также немаловажно при формировании у детей навыков общения учить их отказывать и требовать.

Отказ. Даже не все взрослые умеют правильно отказывать, хотя чиновники и офисные работники в совершенстве владеют этим навыком: «К сожалению, я не могу вам помочь», «Боюсь, не в моей компетенции решить этот вопрос» и т.д. Малышам навык правильного отказа необходим! И высший пилотаж родительского воспитания, когда ребенок может невозмутимо сказать: «Нет, спасибо», «Извините, я не хочу», «Мне это не нравится». Иногда бывают ситуации, когда решительный отказ может спасти малыша от больших неприятностей («Пойдем со мной», «Иди ко мне, я тебе что-то дам», «Давай я тебя прокачу в машине»).

Требование. Да, именно требование! С решительным выражением лица, строгим голосом и даже с угрозой позвать на помощь. Фразы «Прекратите сейчас же!», «Немедленно отдайте!», «Перестаньте!» и «Я позову на помощь!» жизненно необходимы в ситуациях, когда ребенок чувствует себя в опасности.

Методы развития у маленького ребенка навыков общения

Важными методами развития у ребенка навыков общения является формирование умения слушать и говорить.

Умение слушать. Абсолютно необходимый навык для будущего успешного человека. Только не просто слушать, а слышать: следить за речью собеседника, не перебивать, стараться понять (и если не понял —переспросить). Лучшие методы для формирования этого навыка общения у детей дошкольного возраста — чтение книг малышу, разговоры с ним, походы в театр, прослушивание аудиозаписей, совместный просмотр мультфильмов и кинофильмов. И не стесняйтесь задавать малышу вопросы по прочитанному и услышанному, высказывать свое мнение.

Умение говорить. Имеется в виду не простое овладение речью, а навык развернутых высказываний. В жизни малыш обязательно будет взаимодействовать с другими людьми, и без умения четко излагать свои мысли ему не обойтись. Для развития навыков эффективного общения у детей лучшими «тренажерами» будут совместные упражнения в «словесном творчестве»: игры, придумывание историй и сказок.

Во время развития навыков общения у детей дошкольного возраста не забывайте, что ребенок растет в окружении взрослых. И от того, как общаются между собой мама и папа, бабушка и тетя, зависит, каких манер будет придерживаться подросший малыш. Не раз и не два, а десятки и сотни раз должен услышать ребенок «слова вежливости», и тогда они постепенно станут и его словами.

Статья прочитана 204 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.