Детские развивающие игры для дошкольников

Детские развивающие игры – это не только способ занять малыша, чтобы он не скучал, но и прекрасное подспорье для тренировки у дошколят ассоциативной памяти, логического мышления, внимательности и навыков связной речи. Если вы думаете, что такие игры для развития детей дома трудно осуществимы, так как требуют хотя бы минимальных педагогических навыков и наличия определенного инвентаря, вы глубоко ошибаетесь. Развивающие игры в домашних условиях доступны всем – от молодых родителей до более старшего поколения – бабушек и дедушек.

Узнайте, какие бывают развивающие игры, и как ими увлечь малыша.

Игры, для развития памяти, внимания и мышления у детей-дошкольников

Топаем и хлопаем

Вы произносите правильные и неправильные фразы. Если правильные — малыш хлопает, если неправильные — топает. Например: «Кошка летает», «Корова дает молоко», «Трава синяя», «Зимой идет снег», «Собака меньше божьей коровки» и т.д. Эта игра прекрасно подходит для развития у детей внимания.

Я знаю овощи!

Это тоже один из вариантов игры на развитие внимания +у дошкольников. Вместо овощей можно дать задание не пропустить «одежду», «животное», «виды транспорта», «мебель», «цветы», «посуду» — любые слова определенной группы, известные малышу. Вы произносите слова. Когда ребенок слышит «нужное», он подпрыгивает, или поднимает руки, или хлопает — о правилах можно договориться.

Примерные слова для развития памяти и внимания у детей в ходе игры:

Собака, помидор, лев, ложка, стол, капуста, самолет, ромашка, шкаф, морковь, кастрюля, роза, кошка, свекла, волк, чайник, кровать, автобус, диван, ландыш, заяц, картошка, стул и т.д.

Старая-старая сказка

У вашего малыша, наверное, есть любимая сказка, которую он знает практически наизусть, но часто просит снова рассказать или прочитать. Устраивайте иногда «проверку памяти и внимания»: рассказывая старую сказку, меняйте героев, или обстоятельства, или место действия, а малыш вас будет исправлять. Очень хорошо объясняет такую игру известный итальянский писатель Джанни Родари на примере сказки о Красной Шапочке.

Такие необычные игры отлично подходят для развития у малышей внимания, памяти и мышления: дети начинают прислушиваться и, прекрасно помня свой любимый вариант сказки, поправляют «забывчивую» маму или «рассеянного» папу.

Далее вы узнаете, в какие ещё развивающие игры можно играть с ребенком в домашних условиях.

Игры для развития связной речи у детей-дошкольников дома

Для развития у детей речи дома можно использовать следующие игры.

Послушай!

  • Предложите малышу: «Внимательно послушай, что происходит за дверью (за окном). Через минутку попробуй рассказать обо всех звуках». (Например: в ванной работает стиральная машина, за окном проехал трамвай, чирикают воробьи, папа включил чайник и т.д.)
  • «Давай поиграем! Я буду произносить звуки, а ты постараешься их точно так же повторить». Можете проговаривать любые слоги, например: «ма-ма-ма», «гу-гу-гу», «ко-ко-ко». Когда малыш повторит, произнесите те же «ма-ма-ма», только другим тоном и с другой скоростью. После того как ребенок поймет правила игры, играйте по очереди. Произносить можно слоги, слова, а в дальнейшем короткие предложения, поговорки, пословицы, чистоговорки. Старайтесь говорить разными «голосами» (высоким, низким, «писклявым» и т.д.) и по-всякому: быстро, медленно, тихо, громко. Это великолепная игра, помогающая малышу научиться слышать и проговаривать звуки правильно.
  • «Закрой глаза и попробуй угадать, какой предмет издает звук». Вы можете использовать как игрушки, так и обычные предметы: позвенеть в колокольчик, попищать игрушечным резиновым утенком, постучать ложкой об ложку, пошуршать газетой, открыть и закрыть дверцу шкафа, накрыть кастрюлю крышкой и т.д.
  • Дайте ребенку задание шепотом, с расстояния двух-трех метров: «Подними куклу», «Принеси паровозик», «Посади на диван мишку» и так далее.

Такая детская развивающая игра для дошкольников хорошо тренирует слуховое внимание, умение слышать не только речь, но и различные звуки.

Звуковая запоминалка

Эта развивающая игра для маленьких детей похожа на предыдущую, но есть некоторые особенности. Скажите: «Малыш, сейчас мы поиграем в интересную игру. Ты закроешь глаза, а я буду ходить по комнате, брать какие-то предметы и «звучать» ими. Когда я скажу: «Глазки открывай, звуки угадай!», ты расскажешь по порядку, что я делала и какие звуки ты запомнил». Если малыш затрудняется рассказать, он может показать по порядку все предметы, с помощью которых мама «звучала».

Для начала звуков не должно быть много, примерно 2 — 4. Например, вы постучите в дверь, нальете в стакан воду из бутылки, перелистаете страницы журнала. Задача малыша — правильно и по порядку назвать все звуки. Обязательно спросите: «Было ли тебе трудно? Как ты догадался, что я налила водичку?» Когда дети освоятся, для этой игры на развитие речи можно увеличить количество звуков и разнообразить их.

Что я загадала?

В развивающих играх для детей младшего дошкольного возраста можно использовать и окружающие предметы, и картинки в любой книге, и карточки — вариантов очень много. Например, попросите малыша внимательно посмотреть вокруг (или на картинку, на карточку) и назвать, что вы загадали, по описанию: «Этот предмет большой, коричневого цвета, деревянный». (Шкаф.) «Она круглая, глубокая, с цветочком на боку…» (Кастрюля.) Рассматриваете картинку: «У нее пушистый хвост, мягкая шубка, острые зубки…» Малыш может перебить и закричать: «Лиса!» А вы добавите: «Любит орешки и семечки, живет в дупле…» Такие игры обучают ребенка обращать внимание на различия в признаках предметов и живых существ. Ведь какие-то признаки могут быть одинаковые (пушистая шубка и у лисы, и у собаки, и у кошки, и у белки…), а есть явные отличия: ни лиса, ни кошка орехов не едят и в дупле не живут. Такие задания можно давать малышу в любом месте — хоть в квартире, хоть на улице, хоть в очереди в поликлинике. Возможен и «обратный» вариант: малыш
загадывает, называет признаки какого-то предмета, а вы отгадываете. В ходе этой игры происходит не только развитие речи дошкольников, но и активизируется мышление.

Кстати, педагоги советую делать самодельные карточки, они очень пригодятся не только для игр дома, но и для развивающих занятий с малышом. На всякий случай поясню: коробка с самодельными карточками послужит вам палочкой-выручалочкой, когда иссякает фантазия развлечь малыша. На кусочки плотной бумаги наклеивайте картинки из старых глянцевых журналов или из рекламных буклетов. Это могут быть изображения людей, животных, предметов, красивых или необычных пейзажей, зданий, игрушек, «неведомых существ» — чего угодно, и чем больше, тем лучше. Складывайте такие карточки в какую-нибудь коробку и время от времени пополняйте их запас, они вам не раз пригодятся.

Один — много

Малыш уже знает, что предмет может быть один или их бывает несколько. В этой игре для развития связной речи учите ребенка правильно называть множественное число предметов. Опять можно использовать мячик. Скажите: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду называть один предмет, а ты назовешь много таких предметов. Например, птица — птицы. Когда поймаешь мячик, сразу скажешь и вернешь мячик мне». Бросаете или катите, мяч крохе, а слова говорите такие, которые малышу знакомы, например: игрушка (игрушки), стул (стулья), диван (диваны), тарелка (тарелки), ложка (ложки), котенок (котята), петух (петухи), цыпленок (цыплята). Обращайте внимание на правильное произношение, ведь малыш может назвать вместо «цыплята» и «котята» — «цыпленки», «котенки», а вместо «стулья» — «стулы». Игра очень хорошо развивает речь.

На что это похоже?

Эта игра на развитие памяти, мышления и речи напоминает предыдущую, но основная ее цель — развивать воображение и речь малыша. Берете любые предметы, например, упавший с дерева каштан, яблоко, сухую веточку, ракушку, даже бублик или баранку — что угодно, и спрашиваете, на что они похожи. Чем разнообразнее ответы, тем интереснее.

Что я прячу в кулачке?

Эта игра для детей помогает развитию памяти и речи у детей, учит задавать вопросы. Спрячьте в сжатой ладони какой-нибудь маленький предмет: пластиковую крышечку от бутылки, значок, желудь, игрушку из киндер-сюрприза. Подойдут и небольшие кусочки сухих продуктов, например, орешек, колечко из сухого завтрака, мелкое печенье. Это ваш секрет, который малыш может разгадать и забрать себе. Скажите: «У меня что-то есть! Если ты спросишь, что это, я тебе могу ответить только «да» или «нет», а ты попробуй догадаться!» На первых порах подскажите малышу примерные вопросы: это тяжелое? Оно похоже на квадрат? Или на кружок? Это мягкое? Оно зеленое? Это вкусное? И так далее. Когда кроха догадается, бурно порадуйтесь, какой у вас умный и догадливый малыш, какие правильные вопросы он задавал, и торжественно вручите «секрет». Когда малыш поймет правила игры, поменяйтесь ролями, пусть ребенок что-то спрячет, а вы угадывайте. Играя дома в такие развивающие игры для детей, родители и сами увлекаются процессом, ведь т взрослые и
малыши обожают секретики и «угадайки»!

Ниже описано, какие ещё есть развивающие игры для маленьких детей.

В какие развивающие игры ребенок может играть дома с родителями?

Подбери пару

Чтобы поиграть в эту развивающую игру с детьми дошкольного возраста, понадобятся карточки с картинками. Можно взять их из детского лото, главное, чтобы картинки изображали какой-то один предмет или явление (корова, туча, дом, дерево и т.д.). Начинайте с небольшого количества картинок, в следующий раз его можно будет увеличить. Перед малышом разложите карточки и скажите: «Давай поиграем. Я буду называть слова, а ты выбирай карточку с таким рисунком». Произносите, к примеру, «корова», а малыш выбирает карточку с изображением коровы.

Другой вариант этой же домашней развивающей игры, когда ребенок ищет подходящую пару не на картинке, а вокруг себя. Вы называете слово, например, «стол», а малыш показывает стол, стоящий в комнате. Можете спросить, где еще в доме есть стол (кухонный, обеденный, письменный, журнальный).

И самый сложный вариант этой развивающее игры для дошкольников, когда вы показываете картинку: «Малыш, найди похожий предмет в нашей комнате. Что это?» Задача очень трудная, ведь на картинке изображение того же стола может сильно отличаться от вашего. И картинки для игры надо подобрать заранее, чтобы вдруг не попалась «корова» или «туча».

Подбери карточки

Для этой одно из лучших развивающих игр для детей вам понадобится по 3 — 5 картинок разных групп предметов или живых существ. Например, овощи (помидор, огурец, лук, капуста, морковь), одежда (платье, брюки, куртка, варежки, шапка), игрушки, дикие и домашние животные, посуда, мебель и т.д. — вы сами можете подобрать нужные, исходя из возраста малыша и его словарного запаса.

Ребенку предложите из всех карточек, разложенных в беспорядке, подобрать подходящие друг к другу. Для начала возьмите две группы картинок, например, посуду и животные, по три карточки в каждой группе. Со временем можно будет увеличивать и количество карточек, и количество групп, а для первой игры хватит этих. Обязательно расспрашивайте малыша: «Как назвать одним словом тарелку, сковороду и кастрюлю? Кого мы называем животными?» и т.д.

Примерные карточки для игры с детьми на развитие памяти и мышления:

  • Кровать, стул, шкаф (мебель)
  • Куртка, футболка, юбка (одежда)
  • Роза, василек, ромашка (цветы)
  • Дуб, береза, ель (деревья)
  • Голубь, сорока, утка (птицы)
  • Клубника, смородина, малина (ягоды)
  • Огурец, капуста, морковь (овощи)
  • Яблоко, слива, груша (фрукты)
  • Мальчик, женщина, дедушка (люди)

Соломинка

Для этой игры понадобится соломинка (трубочка для сока). Предложите малышу «дуть, как ветер». Можно устроить «бурю на море» — через соломинку дуть на воду (например, подгонять бумажную лодочку); сдувать мелкие обрывки бумаги со стола (а потом поиграть веником и совочком); делать «снегопад» (сдувать кусочки ваты или обрывки салфетки); играть в «одуванчик»; дуть на бумажные модели птиц или бабочек, подвешенных на нитке. Чтобы не закружилась голова, пусть малыш дует не более 10 секунд, а потом делайте паузы. Малышу необходимо развивать легкие, и такие игры очень полезны.

Здесь вы можете посмотреть фото лучших развивающих игр для детей:




Какие ещё есть самые лучшие развивающие игры для маленьких детей?

Убери лишнее и собери команду

В эту домашнюю развивающую игры с детьми можно играть и с предметами, и с игрушками. Чтобы познакомить малыша с игрой, возьмите две-три коробочки или непрозрачных пакета. В каждую коробочку положите комплект из трех предметов, например, в первую — кубик, мячик и детскую варежку, во вторую — пластиковую тарелку, одноразовый стаканчик и плюшевого мышонка, а в третью — чайную ложечку, детский носочек и свой шарф. Скажите, что предметы в коробочках «перепутались», надо помочь им — убрать из каждой коробки что-то лишнее. Обязательно обратите внимание малыша на то, что если убрать «лишний» предмет, оставшиеся можно будет назвать одним словом. В первой коробке останутся кубик и мячик (игрушки), во второй — тарелка и стаканчик (посуда), а в третьей — носочек и шарф (одежда). А как же быть с «лишними» предметами? Ой, оказывается, их можно добавить в коробочки! Куда надо положить варежку? А ложку и мышонка?

Самые лучшие развивающие игры для детей прекрасно тренируют сразу несколько навыков: и речь, и внимание, и умение распределять и обобщать предметы по признакам. Есть и другие варианты этой игры: вы кладете в коробки предметы определенного цвета, или формы, или тяжести, или величины. И, кстати, в этой игре вы с успехом можете использовать те три коробки, которые делали для игры «Что внутри коробки?». Помните, красная, желтая и зеленая с разными геометрическими фигурами?

Найди похожий предмет

Предложите малышу найти в комнате (или во дворе, в магазине) предметы, похожие на какую-нибудь геометрическую фигуру.

Примеры:

  • круг — тарелка, крышка от кастрюли, колесо, пуговица, мяч и т.д.;
  • треугольник — елка, пирамидка, крыша дома, лопатка для торта, морковь и т.д.;
  • прямоугольник — плоская коробка, кирпич, книга, портфель, ноутбук и т.д.;
  • овал — яйцо, огурец, кабачок, баклажан и т.д.

Особенно актуальны такие игры, когда вы с малышом закупаете товары в большом магазине и ребенок изнывает от скуки. Дайте задание назвать «все круглое» (или «все зеленое», или «все громадное») — и малыш будет занят, и вы быстрее справитесь с покупками, не отвлекаясь на капризы чада.

Какие развивающие игры нужны ребенку?

Что с ним можно делать? Что из этого можно сделать?

Такая игра поможет скоротать время в очереди, в длительной поездке, по дороге пешком в поликлинику, магазин, на почту. Оглядываетесь вокруг и спрашиваете малыша: «Что можно делать с песком? А с водичкой? А что можно сделать из теста? Из бумаги? Из железа? Из дерева?» Если малыш затрудняется с ответами, подсказывайте, объясняйте.

Кто что умеет?

Похожая игра, когда малыш отвечает на ваши вопросы: собачка умеет… (лаять, бегать, лежать, кусать…); воробей умеет… (клевать крошки, летать, прыгать по дорожке); петушок умеет… (кукарекать, искать зернышки, хлопать крыльями…); комарик умеет… (летать, кусать, пищать…) и т.д.

Кто где живет?

Для этой развивающей игры для детей в домашних условиях понадобится три «места» и несколько игрушек (или карточек, картинок), изображающих животных. «Местами» могут быть листы цветной бумаги или разноцветные бумажные салфетки, куски ткани. Или даже можете просто сказать, что ковер будет «морем», диван — «небом», а кресло — «землей». Теперь надо расселить наших друзей-зверят по местам их обитания. Где живет зайчик? На земле, значит, надо посадить его на кресло. А кит? В море, его отправим на ковер. Будьте внимательны: есть животные, которые могут жить и на суше, и в воде (лягушка, крокодил, бегемот и др.), а есть те, кто и летает, и плавает, и по земле ходит (утка, гусь, чайка и т.д.). Так что в игре сможете расширить представления малыша об окружающем мире.

Закончи фразу!

Эта одна из тех развивающих игр, какие нужны ребенку для тренировки понятийного мышления. Вы начинаете, а малыш должен закончить предложение. Можно играть в дороге или в очереди, а можно использовать мячик или мягкую игрушку, если играете в комнате. Говорите фразу и бросаете мяч, малыш ловит и отвечает, бросая мяч обратно вам. Варианты придумываете, их очень много. Например:

Варенье сладкое, а лимон… Днем светло, а ночью… Утром завтракаем, а вечером… Ты слушаешь ушами, а видишь… Маленькая корова — теленок, а маленькая собачка… Земляника — ягода, а помидор… У тебя две ноги, а у собачки… Шапку носим зимой, а панамку… Самолет летит, а лодочка… Доктор лечит, а строитель… и т.д.

Какие ещё бывают развивающие игры (с фото и видео)

Закончи слово

В такие игры удобно играть, когда предстоит длительная поездка или прогулка до магазина. Называете любой слог, малыш сам подбирает окончание слова. Например: «ко…» — котик, кошка, комната; «ли…» — листик, лифт; «во…» — волосы, волк, воздух и т.д. Таких игр можно придумать очень много самому, когда вы начинаете (слово, предложение, рассказ), а ребенок заканчивает. Обратите внимание на то, что слог должен быть ударным. Ведь малыш не знает правил написания, и, если вы скажете «ка…», он может в ответ произнести «каша», а может сказать «катенок». Самое интересное, что ребенок будет прав, ведь звучит слово именно так!

Что внутри?

В игре обучаем ребенка понятийному мышлению, спрашиваем, что «внутри». Например: что внутри шкафа? Что внутри песочницы? Что внутри холодильника? Что внутри машины? Что внутри аптеки? Что находится в кухне? А в спальне? И т.д.

Мы послушаем хлопки

Перед игрой договоритесь с ребенком о правилах. Например, если вы хлопнете в ладоши один раз, малыш должен четко, как солдатик, шагать по комнате. Если услышит два хлопка — остановиться и попрыгать. Хлопаете не по порядку, задача малыша — внимательно слушать, считать хлопки и выполнять «правила». Когда малыш станет старше, количество заданий (и количество хлопков) постепенно увеличивайте. Задания используйте разные, можно ведь и встать на одну ножку, и раскинуть руки в стороны, и наклониться вперед. А заодно проведете физкультминутку. Впрочем, о физкультминутках — особый разговор.

Что есть у предмета?

Играть можно не только в комнате, но и в любом месте, например, по дороге в магазин или в поездке — в машине, в общественном транспорте. Называете малышу любой предмет и спрашиваете, что есть у этой вещи. Например, что есть у дерева? (Ствол, ветки, листья, плоды…) А у самолета? (Крылья, салон, хвост, кабина…) А у машины? (Руль, колеса, дверцы, сиденья…) А у кошки? (Мордочка, усы, лапы, хвост…) На самом деле, эта игра бесконечная, предметов, животных, транспорта и любых других вещей вокруг достаточно. Можно играть по очереди, пусть малыш и вас озадачивает — это прекрасный способ обогатить словарный запас ребенка.

На видео «Развивающие игры для детей» показаны и другие варианты полезных и увлекательных занятий с малышами:

Статья прочитана 107 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.