x

Кризис подросткового возраста: суть, причины и проявления

Пережив кризисы 1, 3 и 7-летнего возрастов, родители сталкиваются с ещё одной проблемой – пожалуй, самой сложной в психологическом и физиологическом плане. Речь идее о пубертатном кризисе подросткового возраста: он начинается по достижении тинейджером 12 лет и продолжается почти до совершеннолетия. Факторов, влияющих на протекание кризиса подросткового возраста, великое множество, всё предусмотреть и оградить ребенка от многих «ненужных» контактов в современном обществе удастся едва ли. Да и многие психологи, давая родителям рекомендации по преодолению кризиса подросткового возраста, не советую форсировать события, пытаясь пережить этот период как можно безболезненнее. Ошибаясь, «набивая шишки», наступая на «чужие грабли», тинейджер приобретает бесценный жизненный опыт. Но все же справляться с основными проблемами подросткового возраста лучше сообща, при слаженном взаимодействии родителей и педагогов.

Основа психологического кризиса подросткового возраста

Если сказать о современных подростках, что они умные, деловые, коммуникабельные, целеустремленные, знающие, много понимающие и многое умеющие, это будет правда. Если же сказать, что самолюбивые, капризные, легко ранимые, непослушные, трудноуправляемые, склонные к необдуманным поступкам и вечно конфликтующие с взрослыми, то и это будет правда. Потому что они очень разные, постоянно меняющиеся, каждый день раскрывающиеся новыми гранями своих непохожих и только лишь формирующихся характеров. Как понимать и правильно трактовать поведение и поступки своего взрослеющего ребенка? Как справиться с кризисом подросткового возраста и постараться сделать так, чтобы в современном ритме жизни с ее требованиями и законами, среди массы соблазнов и опасных увлечений тинейджер смог правильно ориентироваться и выбирать свой путь? Как вести молодого, только начинающего свою самостоятельную жизнь человека в завтрашний день?

Период с 12 до 17 лет принято называть подростковым, неким абстрактным, неосязаемым, неуловимым понятием, характеризующим определенный, закономерный период в жизни человека, когда детство осталось в прошлом, а взросление еще не наступило. Именно в этом периоде совершаются самые необдуманные поступки и принимаются самые невероятные решения, происходят самые запоминающиеся события. В основе кризиса подросткового возраста лежит множество факторов. Осуществляются окончательный выбор будущей профессии, формирование принципов и идеалов, необходимых для дальнейшей жизни. Наконец, случается самое прекрасное в жизни любого человека событие — первая любовь, которая запоминается навсегда, оставляет неизгладимое впечатление и впоследствии во многом определяет дальнейшую судьбу человека.

Одна из важнейших особенностей кризиса подросткового возраста — развитие самосознания, открытие собственного «Я».

Для взрослеющего человека как для формирующейся личности очень важно осознание себя, своих идеалов и приоритетов в окружающем его обществе, желание понять свою значимость, определить свое место в жизни. Кризис периода подросткового возраста объясняется и возрастающим интересом тинейджера к себе, активизирующимися процессами полового созревания и связанными с ним психофизиологическими изменениями. Наиболее важными в данной ситуации являются не столько физиологические изменения, сколько телесные метаморфозы, которые становятся для подростка предметом повышенного интереса.

Психология: симптомы и причины кризиса подросткового возраста

Наряду с физическими, важны и психологические изменения. Психология кризиса подросткового возраста во многом объясняется значительным расширением в этот период круга интересов и проблем. Приобретают огромное значение ранее не интересовавшие предметы, у обыденных вещей появляется особый, глубинный смысл.

Это легко проследить на простом примере, когда один и тот же фрагмент художественного текста трактуется детьми разных возрастных групп по-разному. Например, младшие дети, прежде всего, выделяют в тексте действующее начало, характеризуют события формально и воспринимают вещи в буквальном их значении. Но когда начинаю проявляться симптомы кризиса подросткового возраста, тот же самый текст тинейджеры рассматривают уже с других позиций. Они обращают внимание на скрытый конфликт персонажей, ведущее значение приобретает сфера чувств, эмоций, душевных переживаний. Возможно, такой подход объясняется собственными переживаниями, которые в период взросления ребенка являются для него ведущими в жизни.

Наряду с переменой взглядов, привычек и пристрастий, в психологии одной из причин кризиса подросткового возраста принято считать изменение сферы общения и интересов.

Общение на данном этапе перестает быть формальным обменом информацией или способом получения сведений, оно приобретает новое значение. В процессе своего общения со сверстниками ребенок раскрывает свой внутренний мир, он получает возможность реализовать часть своих замыслов, догадок, предположений. В период психологического кризиса подросткового возраста расширяется и круг общения, он выходит за пределы домашних стен, приобретает характер общественных отношений. Именно поэтому в юности у человека возникает так много новых знакомств. Общение за пределами определенной социальной группы, общение с разными по убеждениям и взглядам людьми дает человеку возможность в полной мере раскрыть себя и обогатиться новыми знаниями, а также разобраться в себе. Школа перестает быть обособленной частичкой, она становится частью широкого мира отношений.

Психологические причины проблем кризиса личности в подростковом возрасте

Одной из причин кризиса подросткового возраста также является страстное желание ребенка понять истинный смысл своего предназначения. Подросток хочет разобраться в том, кто он такой, на что способен, каковы его перспективы на будущее и как сложится его дальнейшая судьба.

Для определения своих возможностей и способностей и существует понятие «самооценка». Оценить свои возможности можно двумя основными способами. Первый вариант проверки заключается в сравнении уже достигнутых результатов с эталоном, сложившимся еще до начала реализации замысла. Однако таким способом не всегда можно объективно оценить себя, поскольку небогатый жизненный опыт не позволяет произвести экспериментальную проверку в отношении многих, еще не пережитых им самим событий.

Проблемы личности подросткового возраста часто проявляются в совершении различного рода нелепостей, необдуманных действий, напрасном риске и даже хулиганстве. Это происходит не из-за желания досадить взрослым, не из-за стремления выделиться в круге общения или произвести впечатление (хотя и это не исключено), а в силу отсутствия достаточных способов самовыражения. Другой способ оценить себя заключается в сравнении собственного мнения о себе с мнением окружающих. Бывают случаи, когда эти мнения сильно разнятся. В случае обнаружения подростком слишком выраженных различий начинается длительный и мучительный процесс анализа собственного «Я», который в большинстве случаев благоприятно сказывается на самом ребенке. Взрослеют все, но данный процесс у всех протекает по-разному.

Одно из проявлений кризиса подросткового возраста – частое желание побыть в одиночестве. Процесс осознания себя, своего личного начала, и понимание происходящих перемен требуют уединения. Лишь уединение от внешнего мира, ограждение от постороннего шума и суеты дают возможность человеку услышать свой собственный внутренний голос и обрести гармонию и единение с собой. Поэтому проблемами подросткового возраста становятся проявления таких черт характера, как замкнутость, молчаливость, стремление к уединению и тишине, а также склонность к бродяжничеству и уходам из дома.

Что ещё характерно для кризиса подросткового возраста и примеры проблем

Для кризиса подросткового возраста характерно обретение своего уникального, неповторимого «Я» с его многогранным внутренним миром. Это лишь отдалит вас от ребенка, а вы должны быть союзниками и вместе достойно пережить данный критический этап. Подростковое «Я» всегда соотносится с неким коллективным «Мы», которое объединяет подростков по интересам, возрасту, принадлежности к определенной социальной группе. Формирование общего, массового «Мы» продиктовано, прежде всего, желанием создать нечто свое, отличное от взрослых, присущее только определенной социальной группе — группе подростков.

Ещё один пример проблем подросткового возраста – копирование привычек, жестов, поведенческих реакций взрослых. Это обусловлено желанием тинейджеров продемонстрировать перед другими свою значимость и уникальность. Если сказать проще, это просто желание самоутвердиться, выразиться. Ведь многие молодые люди и девушки курят, принимают алкоголь и нецензурно выражаются не потому, что этого хотят, а потому, что так принято среди их сверстников. И не просто принято, а даже в ряде случаев модно.

В период развития кризиса подросткового возраста тинейджер уверен, что в глазах окружающих он выглядит взрослым, кажется самостоятельным, но забывает о том, что таковым на самом деле не является. Хотя в отношении одежды и внешнего вида подростки, напротив, стараются разительно отличаться от взрослых. Это, пожалуй, основная причина различных фантастических стрижек, окрашивания волос в самые немыслимые цвета, ношения рваных джинсов, длинных металлических цепей, свисающих ниже колен, и других атрибутов современного стиля, который представляет собой обобщение и смешение разных стилей и направлений. Данная концепция стиля и поведения в период кризиса подросткового возраста позволяет «своим» узнавать друг друга, отличать от «чужих» членов их маленького мира. Стремление подростков к формированию собственных мини-обществ объясняется особенностями их психоэмоционального развития.

Причиной проблем в подростковом возрасте могут быть завышенная, гипертрофированная самооценка, сознание собственной гениальности, неповторимости и непохожести на других. Казалось бы, наличие такого самомнения предполагает другую поведенческую стратегию — выделиться из общей массы и продемонстрировать всем свои преимущества. На практике же все обстоит несколько иначе.

Факторы, влияющие на протекание кризиса подросткового возраста

Обязательным этапом кризис личности в подростковом возрасте является период сомнений, период неуверенности в себе и собственных силах, причем этот фактор парадоксально сочетается с убежденностью в собственной гениальности. Именно неуверенность в себе и страх быть непонятым, оказаться за пределами некоего микросоциума заставляют многих подростков подавлять собственные интересы и желания и подчиняться правилам созданного другими «мира». По мере преодоления кризиса подросткового возраста, развития самосознания, приходит и новое понимание проблемных вопросов. Собственный внутренний мир и внутреннее содержание личности становятся в глазах человека шире, богаче, значительнее, поэтому образ усредненного сверстника перестает быть непоколебимым ранее идеалом. Приходит истинное осознание своего «Я», поэтому необходимость прятаться за собирательным образом просто отпадает. Как правило, понимание данного обстоятельства приходит ко всем тинейджерам, но у некоторых процесс может и затянуться. В это время необходима помощь старшего поколения, которое должно деликатно корригировать поведение почти уже взрослого человека.

Немаловажным при возрастном кризисе подросткового возраста является и самоопределение — процесс скорее практический, чем теоретический. Сущность его главным образом заключается в желании подростка найти себя в жизни, найти свое место и понять свою социальную значимость. Это в большинстве случаев сводится к выбору профессии или поиску определенного рода занятий. Поиск своего места под солнцем и реализация потенциальных возможностей — процесс трудоемкий и сугубо индивидуальный. Какие-либо вмешательства со стороны близких, родственников совершенно излишни. Не забывайте, что данный выбор делается на всю жизнь, и каким он будет, зависит только от самого человека.

Помня об этой немаловажной характеристике кризиса подросткового возраста, самым верным в данной ситуации станет ненавязчиво рекомендованное решение, а не грубое давление. Помните, что в этот период своей жизни подростки эмоционально лабильны и бурно реагируют на критику и разного рода вмешательства в личную жизнь. Поэтому не провоцируйте их на необдуманные, принятые поспешно решения.

Не стоит забывать, что взрослеющие молодые люди отличаются особым критическим подходом к своей одежде, внешности, привычкам и личности в целом. Как показывают многочисленные исследования и эксперименты, адекватно и правильно себя оценивают подростки с разного рода талантами: музыкальными, художественными, литературными и т. д. Но согласитесь, что среди современной молодежи чаще встречаются обыкновенные ребята, интересы которых в ряде случаев далеки от эстетики.

Характеристика кризиса подросткового и юношеского возраста

Кризис подросткового и юношеского возраста часто проявляется в заниженной или завышенной самооценке тинейджера.

Заниженная самооценка встречается среди людей 12-17 лет чаще. Проблема несоответствия собственной внешности придуманному идеалу в этом возрасте глобальна. В этом случае кризис подросткового возраста характеризуется всевозможными ухищрениями, к которым прибегает тинейджер, чтобы хоть чуточку приблизиться к идеальному образу: голодание, диеты, изнуряющие тренировки до седьмого пота в тренажерных залах, макияж… И все равно остается что-то, что отдаляет подростка от совершенства. Если только посмотреть на «идеального человека», сразу станет все ясно. Кто становится кумиром современного поколения? Фантастические герои триллеров, безжалостные суперагенты или модные красавицы, покорившие все подиумы мира. Если вдуматься, то ни один из них или даже похожий персонаж не может считаться героем.

Ведь суть кризиса подросткового возраста состоит не в степени выраженности мышц, а во внутреннем содержании, в том, что он несет в себе, какую цель преследует, совершая то или иное деяние. Важно объяснить подростку, что истинная ценность и значимость человека заключаются в его внутреннем содержании, а не во внешней эпатажности, тем более что современное общество постепенно приходит к такой модели отношений. Никто не отрицает значения внешних данных, поэтому всячески помогайте подростку справляться с косметическими проблемами, подскажите методы борьбы с недостатками, пытайтесь всячески поддержать в нем чувство собственного достоинства. Только не превращайте заботу о собственной внешности в культ или основное занятие. Адекватная оценка сложится после преодоления критического периода взросления.

Другая ситуация возникает, когда у ребенка в процессе развития складывается необоснованно завышенная самооценка. В данной ситуации преобладает убежденность в собственной уникальности и неповторимости, характерно полное противопоставление себя окружающим. Такие ребята убеждены, что все самое лучшее и уникальное сосредоточено в их персоне. Часто причиной формирования у подростка такой позиции является неправильное поведение самих родителей. Это ситуации, когда все происходящие события вращаются вокруг любимого чада. Завышенное самомнение — результат бесконечного поощрения и льстивой похвалы родителей. Никто не спорит, что для каждого родителя его ребенок — самый умный, талантливый, уникальный, гениальный. Но помня о причинаях и проявлениях кризиса подросткового возраста, очень важно не перехвалить, чтобы не спровоцировать развитие необоснованно завышенной самооценки, которая сможет лишь навредить в будущем.

Чем характеризуется пубертатный кризис подросткового возраста

Еще одной особенностью кризиса подросткового периода является повышенная утомляемость. Причина ее кроется в непрерывно протекающих в головном мозге процессах по переработке получаемой информации, ее интенсивному синтезу, осмыслению. Наш мозг постоянно воспринимает различного рода информацию, производит сложные операции по ее обработке, анализу, синтезу, формированию конечного результата. Определенные повторяющиеся процессы откладываются в определенных структурах мозга и по мере необходимости извлекаются в нужный момент. Так организована функциональная активность мозга у взрослого человека. Да и не стоит забывать, что психоэмоциональная сфера у взрослого значительно меньше подвержена колебаниям, переменам.

Психика молодого человека еще окончательно не сформирована, поэтому различные обыденные, как нам кажется, вещи вызывают со стороны подростка более выраженную реакцию. Проблемы подросткового периода легко объяснить с позиций физиологии. В переходном (пубертатном) периоде происходит один из важнейших процессов — половое созревание, одним из компонентов которого является изменение гормонального фона (активация ранее дремавших структур головного мозга). Для данного периода характерными являются так называемые гормональные бури. Именно гормональными выбросами объясняются резкие перепады настроения и эмоциональные всплески, немотивированные эпизоды агрессии и непослушания. Поэтому, помня об основных проблемах подросткового периода, не спешите наказывать ребенка за «переговоры» и бранить его за непослушание. Умный и знающий родитель просто сделает вид, что никакого конфликта и не было вовсе, не заострит внимание. С возрастом данные всплески купируются, и все возвращается на круги своя.

С какими первыми проблемами сталкиваются современные дети в подростковом возрасте

Какие ещё проблемы в подростковом возрасте проявляются ярче всего? Гормональный фон обусловливает и формирование в мозговых центрах, так называемых доминант, т. е. очагов наибольшего возбуждения. Не надо быть специалистом или иметь специальное медицинское образование, чтобы понять, что любому нашему поступку или порыву к действию предшествует возбуждение. Именно благодаря ему совершаются все действия. Оно является стимулом, толчком к началу действия. В подростковый период в головном мозге человека возникает сразу несколько подобных очагов, каждый из которых хочет стать приоритетным. Именно данный факт объясняет такую довольно современную проблему подросткового возраста, как стремление молодых людей заниматься несколькими делами одновременно, начинать сразу несколько дел, способствует развитию такого обширного спектра переживаний.

Но способности нашего организма не безграничны. Как и всякий долго функционирующий аппарат, наш мозг нуждается в отдыхе. Поэтому в период взросления как никогда требуется полноценный отдых. Это легко объясняет ту самую подростковую усталость и апатию, когда вроде бы ничего колоссального не сделал, а устал неимоверно. Поэтому не стоит спешить с выводами и думать, что ребенок просто ленится что-либо делать.

Учитывая первые проблемы подросткового возраста, не забывайте, что тинейджеру во многих отношениях труднее, чем вам. Перед ним стоит самая важная и трудная задача — найти собственное «Я», понять свое истинное предназначение и определить свое место в мире.

Ещё одна проблема, с какой тинейджеры сталкиваются в подростковом возрасте, — это высокая чувствительность к различным раздражителям, особенно невзначай брошенным словам, особенно если эти слова сказаны родителями — людьми, которые длительное время были авторитетом, объектом обожания и уважения. Всегда учитывайте, что сказанное необдуманное вами слово надолго запомнится и даже обидит вашего ребенка.

Рекомендации родителям по преодолению кризиса подросткового возраста: как помочь ребенку

Многие родители несправедливо обвиняют детей в отсутствии помощи, упрекают их в бездействии и бесполезном проведении своего времени, аргументируя это отсутствием проблем и забот. Это не совсем верный подход к проблеме занятости и досуга. Нежелание ребенка выполнять какие-либо действия или работу по дому продиктовано совсем иными причинами.

Это желание разобраться в собственной личной жизни, так как эта проблема детей подросткового возраста на данный момент является главной, а потом уже желание заниматься общественными делами. То, что не является причиной беспокойства для взрослого человека, становится непреодолимым препятствием для подростка.

Как же помочь ребенку подросткового возраста, чтобы избежать проблем в будущем? Для этого следует с самого раннего детства оценивать возможности ребенка объективно. Стоит ли хвалить ребенка? Однозначного ответа не даст никто: сколько людей, столько и мнений. Но бесспорно то, что всегда нужно поощрять ребенка за истинную победу (не важно, морального или физического плана). Старайтесь говорить ему правду и оценивать его объективно. Не бойтесь обидеть любимое чадо, справедливая критика всегда полезна, она лучше любой, даже самой сладкой лести. Но не переборщите с нотациями, не развивайте у ребенка комплекс собственной неполноценности и ничтожности. Помните: правильно построенное общение поможет ребенку легче и менее болезненно пережить период перехода к взрослой жизни.

Важно внимательное наблюдение в подростковом возрасте, так как именно в этот период человек испытывает основные эмоциональные нагрузки своей жизни.

Многие родители могут заметить явное бездействие и апатию со стороны подростка, причины которых банальны: болезни, плохое самочувствие и, наконец, просто усталость. В данной ситуации важно правильно дифференцировать причину нежелания что-либо делать. Зная о данных психологических проблемах подросткового возраста , родители должны правильно реагировать на подобные вещи. Не стоит читать нотаций и упрекать.

Как благополучно пережить подростковый возраст и справиться с проблемами?

Не стоит обвинять ребенка в своеобразном видении мира и другом взгляде на обыденные вещи. По мере своего взросления человек сам осознает происходящее. И помните, что любое давление на ребенка лишь отдалит его от вас и вызовет обратную реакцию, по принципу «наоборот». Не насаждайте собственное мнение. Подросток должен сам прийти к решению вопроса.

Как же благополучно пережить подростковый возраст и остаться ребенку другом? Давайте ему больше свободы и прежде всего свободу выбора. Современный молодой человек значительно отличается от прошлого поколения молодежи. Он гораздо грамотнее, смелее, умнее и мобильнее. Представляйте подростку больше альтернатив.

Современная молодежь не так плоха, как принято считать. Человек все равно придет к правильному решению, надо лишь умело направить его и подсказать более короткий путь к нему.

Учитывая все рассмотренные выше особенности развития подростка и нюансы формирования его личности, постарайтесь построить воспитательный процесс таким образом, чтобы помочь своему ребенку в выборе жизненного пути.

Говорят, что счастье — это когда тебя понимают. Но счастье без взаимности невозможно. Поэтому нужно прививать нашим детям принципы заботы и уважения к старшему поколению, тем, кому они обязаны своим появлением на свет. Ведь именно вы сделали из них тех, кем они являются, сильных, умных, красивых. Но и взрослые не должны забывать, что они со своей стороны обязаны приложить максимальные усилия, чтобы понять своих детей. И лишь при наличии взаимопонимания можно пережить непростой период в жизни подростка — переходный возраст, самый прекрасный и волнующий.

Статья прочитана 28 462 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.