...
x

Детский церебральный паралич: диагностика, лечение, реабилитация

Только своевременно выявленный детский церебральный паралич и незамедлительно начатое лечение дают ребенку шанс на хотя бы частичное выздоровление и социальную адаптацию. Для определения детского церебрального паралича у грудничков существует ряд тестов, некоторые из них родители могут провести самостоятельно. Ну а при подтверждении диагноза стоит запастись мужеством и терпением: лечение будет длительным, требующим полной самоотдачи со стороны взрослых.

Детский церебральный паралич: классификация болезни

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это одна из самых тяжелых форм двигательных церебральных (мозговых) нарушений у детей, возникающая от разных причин (их насчитывают до 400, а значит, настоящая причина не известна) во время беременности и в родах. ДЦП — это, в первую очередь, нарушенный мышечный тонус и неправильная координация движений, и это инвалидность. К сожалению, заболевание это становится все более распространенным. Встречается у детей от 3 месяцев и до 3 лет (не леченые дети с этой патологией дольше 3 лет живут очень редко). Однако если та или иная форма детского церебрального паралича (ДЦП) выявлена своевременно, и лечение начато без промедления, то у ребенка появляется возможность социальной адаптации в будущем (иметь работу и семью). Хорошая новость состоит в том, что данное заболевание не прогрессирует, а по мере роста ребенка симптомы болезни могут уменьшаться.

В какой форме протекает детский церебральный паралич, должен определить врач-невропатолог.

При классификации детского церебрального паралича в течении болезни по данным разных специалистов различают от 3 до 4 периодов:


острый период, или ранняя стадия (7-14 дней, до 2-3 месяцев), когда заболевание проявляется в виде синдромов:

  • синдрома нарушения мозгового кровообращения — имеют место стон, судороги, резкое возбуждение ребенка с пронзительным криком, нарушения дыхания;
  • синдрома повышения внутричерепного давления (гидроцефально-гипертензионного) — родничок напряжен или выбухает, размеры головки быстро увеличиваются, могут быть судороги;
  • судорожного синдрома — судороги бывают по нескольку раз в день;
  • синдрома угнетения безусловных (врожденных) рефлексов — хватательного, автоматической походки и др. Формируются неправильные установки туловища и конечностей;
  • диэнцефального синдрома — отмечаются малая прибавка в массе, задержка роста, нарушение сна, температуры;

восстановительный период:

  • ранний восстановительный период (начальная хронически-резидуальная стадия) — начинается вслед за стиханием острых проявлений кровоизлияния в мозг. По мнению разных авторов, этот период продолжается от 2 до 5 месяцев. Именно в это время врач может определить форму ДЦП. Чаще она бывает смешанной и включает различные двигательные нарушения;
  • поздний восстановительный период — длится до 1-2 лет;

период остаточных явлений, или конечная резидуальная стадия, — начинается с 2 лет и продолжается весь период детства и юношества. Дети 4-7 лет с сохранным интеллектом посещают логопедические группы детских садов (двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи). Занятия по ЛФК с методистом проводятся через день, все остальные дни ребенок занимается с родителями. Двухлетний ребенок с ДЦП может находиться в движении до 2,5 ч в день, в 3-7 лет — до 6 ч.

На фото детского церебрального паралича показано, как протекает заболевание на разных периодах:

Определение детского церебрального паралича: симптомы у новорожденных младенцев

Задача родителей и детского врача — как можно раньше выявить симптомы детского церебрального паралича у новорожденных, для этого существуют специальные тесты. Учитывая, что в период новорожденности у ребенка в норме тонус мышц повышен, определять изменения мышечного тонуса можно по косвенным признакам только с конца первого месяца: при повышенном тонусе ребенок из положения на животе не делает попыток поднять голову и установить ее по средней линии.

Для проверки мышечного тонуса и симметрии тела ребенка с 2 месяцев: положите его на ровную и плотную поверхность на живот и приподнимите правой рукой обе ножки примерно на 15-20°. Крепко удерживая вытянутые ножки, левой рукой поглаживайте спинку от копчика до шеи вдоль позвоночника с легким нажимом (чтобы малыш слегка прогнулся). Если ваша левая рука не чувствует сопротивления, а линия движения вдоль позвоночника ровная (прямая), то мышечный тонус ребенка нормальный. При нарушении мышечного тонуса и асимметрии тела ваша рука на своем пути резко изменит направление; тело ребенка в этот момент прогнется в сторону (а не вниз); при этом вы отчетливо почувствуете напряжение мышц под рукой; ножки малыша будут согнуты в коленных и тазобедренных суставах.

В этом же возрасте у ребенка можно заметить такие признаки детского церебрального паралича, как запрокидывание головки, напряжение в области затылка. При поддержке под мышки он опирается не на полную стопу, а на кончики пальцев («на цыпочки»).

У здоровых детей врожденные рефлексы начинают исчезать с 3 месяцев. Если хватательный, поисковый рефлексы, рефлекс автоматической походки после 4 месяцев не исчезают, а даже усиливаются, то высока вероятность наличия повышенного мышечного тонуса. В положении на животе такой ребенок сгибает руки, ноги и приподнимает таз.

Новорожденный ребенок в норме совершает ритмичные автоматические движения. Если же малыш лежит без движений, ручки сжаты в кулачки, приведены к туловищу, большой палец зажат внутрь, а ножки перекрещены, это очень похоже на спастический парез верхних и нижних конечностей.

Если же движения совершаются, но при этом ребенок вялый, «распластанный», ладошка разогнута, кисть свисает, а ножки находятся в позе «лягушки», то можно заподозрить вялый парез конечностей.

Как еще можно заподозрить неладное? Если на протяжении 1-3 месяцев у малыша преобладают отрицательные эмоции (частый плач), отсутствует «гуление», то следует обратить на это внимание педиатра.

Тестирование детей на выявление ДЦП

Тестирование детей с ДЦП должен делать только врач, но об основных принципах таких тестов полезно знать и родителям.

Тесты для детей на выявление ДЦП в положении на спине:

  • врач располагает свою руку под головой ребенка и делает попытку ее согнуть. В норме голова сгибается легко, а при ДЦП голова давит на руку;
  • врач берет малыша за кисти и тянет на себя. В норме ребенок сгибает голову и пытается сесть.

Как видно на фото, у детей с ДЦП голова отбрасывается назад:

  • руки ребенка поднимают вверх параллельно голове (отводят в стороны, перекрещивают). При ДЦП малыш сопротивляется этим движениям;
  • врач разгибает ножки ребенка, захватывает их под коленями и сгибает по направлению к животу. При болезни детский церебральный паралич определяется сопротивление этому движению.

Тесты в положении на животе:

  • врач захватывает кисть ребенка и пытается расположить руки по обе стороны головы (выводит руки из-под грудной клетки). При ДЦП ощущается сопротивление.
  • Для диагностики детского церебрального паралича врач кладет руку под подбородок малыша и пытается поднять ему голову. У детей, больных детским церебральным параличом, подбородок давит на руку врача. В норме к 5 месяцам малыш самостоятельно поднимает голову в положении на животе, опираясь при этом на руки.

Тесты для детей на выявление признаков детского церебрального паралича (ДЦП)

Позвоночник взрослого человека напоминает пружину, имеющую несколько изгибов (лордозов) — шейный и поясничный. Именно они и позволяют сохранять вертикальное положение тела. Новорожденный этих изгибов не имеет, т. е. его позвоночник практически прямой. Шейный изгиб (лордоз) появляется в 2,5 месяца, что и позволяет ребенку удерживать голову в вертикальном положении. При спастической форме детского церебрального паралича у младенцев шея как бы вставлена в плечи («короткая шея»), и при этом формирование шейного лордоза опаздывает.

При ДЦП (повышенный тонус мышц спины) новорожденный может держать голову из положения на животе раньше, чем в 2 месяца. Чтобы понять это, нужно положить ребенка на спинку и попытаться поднять его за руки (проба 2) — голова будет свисать.

Поясничный лордоз должен быть сформирован в 6 месяцев, после этого малыш и начинает сидеть самостоятельно. Если поясничный изгиб недостаточный, то туловище имеет наклон вперед, что нарушает равновесие (опору на ноги). Избыточный поясничный изгиб (гиперлордоз) приводит к тугоподвижности (контрактуре) тазобедренных суставов (одного или обоих), из-за чего походка сильно меняется: появляются колебательные движения при ходьбе (из стороны в сторону или вперед-назад).


Тесты для определения правильного поясничного лордоза

1. Исходное положение — лежа на спине. Подтянуть колено ребенка к груди. Если другая нога в это время поднимается так, что ее невозможно прижать вниз, это свидетельство того, что мышцы-сгибатели бедра укорочены.

2. Исходное положение — лежа на животе. Привести пятку ребенка к ягодице. При укорочении прямой мышцы бедра это сделать не удается.

Лечение детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП)

При постановке диагноза детский церебральный паралич лечение проводится комплексное, направленное на обучение движению, восстановление нарушенных функций, что достигается неутомимым (подвижническим!) трудом родителей. По статистике, значительное улучшение отмечается у 25% больных, а некоторое смягчение дефектов — у 50%. Ещё 25% детей не имеют никакой положительной динамики.

Сложность лечения детского церебрального паралича у младенцев состоит в том, что лекарственные препараты могут ускорять процесс «созревания» нервных волокон, нормализовать мышечный тонус, но никак не влияют на мышечные и суставные контрактуры, не позволяющие приобретать ребенку опыт нормальных поз и движений. Ежедневная лечебная физкультура и массаж способны помочь малышу развиваться нормально. В любом случае примирение с инвалидностью не является решением этой проблемы. Начало занятий лечебной физкультурой в любом возрасте дает положительные изменения: улучшается эмоциональное состояние ребенка, уменьшаются (или исчезают) мышечные контрактуры.

В начальной стадии ДЦП лечение детей положением (укладкой) проводят после расслабляющего массажа и расслабляющих упражнений.

Для того чтобы придать телу физиологически правильное (симметричное) положение, используют специальные валики с песком, шинки с мягкой внутренней прокладкой. В таких укладках ребенок может находиться в течение 2 часов, затем следует отдых 1-2 часа, и шинки накладывают снова.

В старшем возрасте используют положение с максимальным сближением точек прикрепления мышц.

Поза лежа на спине: под голову подложить валик (подушку), чтобы голова была практически опущена на грудь. Руки согнуть в локтях или скрестить на груди. Следует согнуть тазобедренные и коленные суставы (под колени подложить валик), угол сгибания подбирается индивидуально. Стопы поставить на опору, бедра свободно развести.

Зарядка для детей, больных детским церебральным параличом

Во время реабилитации детского церебрального паралича главными целями ЛФК являются:

  • нормализация мышечного тонуса, чтобы ребенок мог совершать произвольные движения;
  • обучение двигательным навыкам в соответствии с возрастом; закрепление чувства позы, тренировка вестибулярного аппарата. При этом следует помнить, что любое интенсивное (неосторожное) воздействие может привести к повышению мышечного тонуса (боль повышает тонус мышц). Начинать ЛФК следует сразу, как только стихнут симптомы повышенного внутричерепного давления и прекратятся судороги.

Занятия с детьми с ДЦП для нормализации повышенного мышечного тонуса.

Упражнение 1. Предназначено для выявления и устранения асимметрии туловища, повышенного тонуса мышц спины, затылка (формирует шейный изгиб и выявляет нарушения в тазобедренных суставах).

Такая зарядка для детей с ДЦП выполняется не ранее 2-месячного возраста (во время формирования шейного лордоза). Если есть указания на травму в шейном отделе позвоночника, то упражнение выполняется только после процедуры лечебного массажа.

Исходное положение — лежа на спине. Инструктор приводит ребенка в сгибательное положение («поза эмбриона»): руки скрещивают на груди, согнутые в коленях ножки приводят к животу и сгибают голову к груди. Колени малыша должны быть согнуты и максимально приближены к голове по срединной линии тела (при дисплазии тазобедренных суставов и симптоме «короткой шеи» это сделать не удается, и ребенок выполняет легкий вариант упражнения). Несколько секунд удерживают малыша в этом положении, производя покачивающие движения.

Поза в положении сгибания является естественной для здорового ребенка и не вызывает трудностей при ее выполнении. Если у ребенка имеется повышенный тонус (ригидность) мышц спины и затылка, то он будет плакать. Ни в коем случае не следует сгибать ребенка с применением большой силы!

При дисплазии тазобедренного сустава малыш «выскользнет» из рук инструктора, стараясь освободиться и сделать наклон в другом направлении.

Это упражнение для детей с ДЦП помогает уже через 14 дней 5-8-месячным детям с повышенным тонусом мышц шеи и спины, не умеющим держать голову, переворачиваться и садиться.

Упражнение 2. Предназначено для определения и устранения повышенного тонуса мышц бедер, формирования поясничного изгиба позвоночника. Оно показано детям, которые при выполнении автоматической походки опираются не на всю ступню, а на пальчики. Выполняется не ранее, чем в 6-месячном возрасте (в начале формирования поясничного лордоза), после консультации врача-ортопеда. Упражнение способствует внутреннему вращению бедра, а потому, прежде чем его выполнять, нужно убедиться, что у ребенка нет (если есть — устранить) дисплазии или подвывиха тазобедренного сустава.

Исходное положение для этого упражнения из комплекса ЛФК для детей с ДЦП — ребенок сидит между пяток на согнутых в коленях ногах, ступни находятся на ширине плеч, развернуты вверх. Инструктор наклоняет малыша назад так, чтобы голова, плечи, спина касались поверхности стола. Правая рука инструктора тянет вниз голову и плечи, а левая — фиксирует колени. Ребенок с нормальным мышечным тонусом легко и с удовольствием остается в этой позе.

При напряженных мышцах бедер ребенок постарается освободиться из положения, причиняющего неприятные ощущения, как можно скорее, и резко выпрямит ноги. В таком случае следует сделать разогревающий массаж нижних конечностей и повторить упражнение, стараясь преодолевать сопротивление мышц. Как только малыш без сопротивления начнет выполнять это упражнения ЛФК для детей с ДЦП, он сможет вставать на всю ступню (нормализуется тонус мышц бедер), а потом и садиться самостоятельно (упражнение формирует поясничный лордоз).

Как заниматься с детьми, больными ДЦП

Заниматься с детьми с ДЦП нужно ежедневно, только так можно достичь прогресса.

Комплекс упражнений ЛФК для детей с ДЦП, помогающий развивать двигательные навыки.

Упражнение 1. Исходное положение — сидя на пятках. Встать перед ребенком, положить его руки себе на плечи и, фиксируя его в области таза, стимулировать вставание на колени.

Упражнение 2. Исходное положение — стоя на коленях. Поддерживая ребенка под мышки, передвигать его из стороны в сторону, чтобы он научился самостоятельно переносить массу тела на одну ногу, другую ногу отрывал от опоры и разводил руки.

Упражнение 3. Исходное положение ребенка — сидя на корточках. Встать сзади малыша, надавливая на колени. Продвигать туловище ребенка вперед, разгибая его колени.

Упражнение 4. Исходное положение ребенка — сидя на стуле. Встать лицом к ребенку, своими ногами фиксировать его ноги к полу, взять за руки. Во время выполнения этого физического упражнения для детей с ДЦП нужно потягивать ребенка за руки вперед и вверх, побуждая самостоятельно встать.

Упражнение 5. Исходное положение ребенка — стоя, одна нога впереди другой. Попеременно толкать малыша то в область спины, то в область груди так, чтобы научить его сохранять равновесие.

Упражнение 6. Исходное положение — стоя. Занимаясь гимнастикой для детей с ДЦП, нужно взять малыша за руку, тянуть и толкать в разных направлениях, побуждая сделать шаг.

Упражнение 7. Исходное положение — лежа на спине. Надавливать стопами на твердую опору (упражнение улучшает опороспособность).

Суставная гимнастика для детей с ДЦП и видео физических упражнений

Суставная гимнастика для детей с ДЦП – важный этап физической реабилитации.

Комплекс ЛФК детям с ДЦП для развития суставов.

Упражнение 1. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Одну ногу ребенка удерживать в положении разгибания, другую постепенно сгибать в тазобедренном и коленном суставах. Бедро, по возможности, привести к животу, после чего медленно произвести его отведение.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на боку. Медленно отводить бедро при согнутом колене.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на животе на краю стола так, чтобы ноги свешивались вниз. Постепенно разгибать конечности.

Упражнение 4. Исходное положение — лежа на спине. Согнуть колено, затем максимально разогнуть его.

Упражнение 5. Исходное положение ребенка — лежа на животе, под грудь подложен валик. Приподнять малыша за вытянутые руки, легкими рывками производя пружинящие разгибательные движения верхней части туловища.

Упражнение 6. Исходное положение ребенка — лежа на спине. Сгибать руку ребенка так, чтобы его лицо было повернуто в сторону сгибаемой руки. После этого провести сгибание руки при положении головы в противоположную сторону.

Посмотрите видео гимнастики для детей с ДЦП, направленной на тренировку суставов:

Физическая реабилитация детей с ДЦП: занятия ЛФК

В ЛФК для детей с ДЦП также входят упражнения для мышц живота и упражнения на растяжку.

Реабилитация детей с детским церебральным параличом: упражнения для мышц живота.

Упражнение 1. Исходное положение — ребенок сидит на коленях у матери. Прижать спинку ребенка к своей груди и провести наклон вместе с ним (для того, чтобы малыш чувствовал себя уверенно). Фиксировать ножки и таз малыша, чтобы подъем он осуществил самостоятельно. Если подъем вызывает затруднения, то мать должна помочь ему подняться.

Упражнение 2. Исходное положение ребенка — лежа на спине, руки прижаты к туловищу. При помощи махового движения ноги он должен сделать попытку повернуться со спины на живот и обратно без помощи рук.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на спине. Делать вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

Физическая реабилитация детей с ДЦП: упражнения на растяжку.

Упражнение 1. Исходное положение — сидя на полу. Ноги вытянуть вперед так, чтобы тело располагалось под прямым углом. Вытянуть руки перед собой (параллельно опоре), сделать вдох. На выдохе согнуть тело вперед так, чтобы ладони коснулись пальцев ног. Наклонять туловище малыша все больше и больше до тех пор, пока лоб не коснется ног. Упражнение устраняет тугоподвижность мышц спины, делая позвоночник гибким, улучшая кровообращение и функцию спинномозговых нервов.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на животе, руки вдоль туловища. Опираясь на ладони, медленно поднимать грудную клетку вверх (тело от талии до ступней должно соприкасаться с опорой). Голова при этом запрокинута назад, ноги и ступни вместе. Дыхание медленное и глубокое. На протяжении всего позвоночника повышается тонус мышц, связок, улучшается функция нервных стволов и кровеносных сосудов.

Упражнение 3. Исходное положение — лежа на спине, ноги вместе. Поднять прямые ноги ребенка над головой, колени не сгибать, руки лежат на полу. Постараться коснуться кончиками пальцев пола над головой. Медленно вернуться в исходное положение. Упражнение полезно не только для позвоночника, спинного мозга, всех спинномозговых нервов, но также и для мышц рук и ног.

Упражнение 4. Исходное положение — сидя на полу. Согнуть правую ногу так, чтобы пяткой коснуться противоположного бедра. Левую стопу расположить на полу с правой стороны правого колена, перевести правую руку вокруг левого колена и удерживать ею стопу левой ноги. Левую руку завести за спину к правой стороне талии как можно дальше, повернуть голову влево и наклонить так, чтобы подбородком коснуться левого плеча, при этом правое колено не должно отрываться от пола. Упражнение корректирует дефекты спины на всем ее протяжении. Малыши могут выполнять упражнение с помощью взрослых, которые помогают удерживать им принятую позу.

Адаптивная лечебная физкультура для детей с ДЦП

Немаловажное место при занятиях ЛФК для детей с ДЦП отводится упражнениям для верхних и нижних конечностей, туловища и шеи.

Упражнения для расслабления мышц верхних конечностей.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, голова расположена строго по средней линии, рука и нога на одной стороне фиксированы мешочками с песком. Свободная рука согнута в локте, предплечье фиксирует инструктор (мать). Инструктор (мать) удерживает руку ребенка до ослабления повышенного тонуса (гипертонуса) мышц, после чего производит потряхивание кисти ребенка в чередовании с пассивными движениями в лучезапястном суставе (сгибание, разгибание, отведение, приведение, вращение).

При помощи точечного массажа, проводимого параллельно, можно стимулировать активные сгибания и разгибания кисти.

В заключение упражнения производятся потряхивание и укладка предплечья и кисти в среднее положение с фиксацией шинками или валиками с песком.

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на животе, голова в срединном положении, руки отведены в стороны, предплечья спущены с кушетки, под туловище подложена подушка, ноги и таз зафиксированы. Инструктор (мать) удерживает плечо ребенка до исчезновения (ослабления) непроизвольных движений, затем раскачивает и потряхивает предплечье, проводит пассивные сгибания и разгибания в локтевом суставе. Стимулирует массажными приемами активные движения в локтевом суставе ребенка, снова раскачивает предплечье и в заключение фиксирует руку в срединном положении.

Упражнения лечебной физкультуры детям с ДЦП для нижних конечностей.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, голова в срединном положении, руки фиксированы, ноги согнуть так, чтобы они касались живота. Инструктор (мать), удерживая голени в верхней трети передней поверхности, производит отведения в тазобедренных суставах. Затем, фиксируя одну ногу, проводит круговые движения с разгибанием ноги (для каждой ноги).

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на животе. Инструктор (мать) одной рукой фиксирует таз ребенка, другой — поддерживает ногу за нижнюю треть бедра. Таз фиксируется с помощью мешочков с песком. Инструктор (мать) одной рукой поддерживает ногу за нижнюю треть бедра, другой рукой проводит стимулирующий массаж для сокращения большой ягодичной мышцы. По окончании упражнения нога ребенка должна «упасть» на мягкую опору.

Во время адаптивной физкультуры для детей с ДЦП на следующем этапе инструктор производит пассивные разгибания в тазобедренном суставе, после чего ребенок удерживает ногу самостоятельно на определенный счет. Затем осуществляется свободное падение ноги на мягкую опору.

Упражнения для мышц туловища и шеи.

Упражнение 1. Исходное положение — лежа на спине, голова в срединном положении. Инструктор (мать), придерживая туловище ребенка с двух сторон, проводит легкое покачивание тела с бока на бок, обращая внимание на то, чтобы ребенок не оказывал сопротивления.

Затем инструктор (мать), удерживая голову ребенка, свободно покачивает ее, чередуя покачивания с поворотами головы (без сопротивления).

Упражнение 2. Исходное положение — лежа на правом (левом) боку, правая (левая) рука находится под головой, левая (правая) — вдоль туловища. Инструктор (мать) мягко толкает ребенка, чтобы он упал на спину или живот. Малыш должен удерживать исходное положение при толчках, расслабляя мышцы и падая только по сигналу инструктора.

Упражнение 3. Исходное положение — сидя в кресле, руки на подлокотниках, голова опущена на грудь. Инструктор (мать) проводит пассивные наклоны, повороты головы, сгибание-разгибание (без сопротивления со стороны ребенка). Ребенок должен фиксировать голову при проведении пассивных движений, затем активно расслаблять мышцы так, чтобы голова «падала» на грудь.

Дыхательная гимнастика для детей с ДЦП

Дыхательная гимнастика для детей с ДЦП также входит в комплекс реабилитационных упражнений.

Упражнения для коррекции дыхания.

Исходное положение при выполнении любого упражнения — лежа на спине, с постепенным переходом к положению сидя и стоя.

Упражнение 1. Ребенку надо показать, как делать глубокий вдох и глубокий выдох через нос и рот, после чего предложить ему выдохнуть на тонкую бумагу (перышко, флажок), свою ладонь. Во время дыхательной физкультуры для детей с ДЦП можно надувать игрушки и пускать мыльные пузыри.

Упражнение 2. Для улучшения дыхательных функций надо научить ребенка на выдохе произносить звуки с разной громкостью, свистеть в свисток, играть на губной гармошке, петь.

Упражнение 3. Проводить вдох на счет «раз, два, три», при этом поднимая руки вверх, и выдох на счет «четыре, пять, шесть», опуская руки вниз. Делать выдох в воду, опуская голову в ванну с водой.

Развивающие занятия для детей с ДЦП: игры и упражнения

Во время развивающих занятий для детей с ДЦП необходимо выполнять мимические упражнения. Проблема распознавания (идентификации) чувств является актуальной не только для детей с ДЦП. Иначе говоря, это совсем даже и не «детская» проблема — не всякий взрослый может ответить на вопрос: «Что вы сейчас чувствуете?» Не говоря уж о том, что умение отреагировать на те или иные отрицательные эмоции в безопасной для себя и окружающих форме является залогом не только душевного спокойствия, но и физического здоровья.

Научить ребенка проводить имитацию различных эмоциональных состояний с тем, чтобы различать их впоследствии в обыденной жизни, и при помощи мимических мышц осуществлять разрядку этих эмоций — задача психогимнастики.

Игры и мимические упражнения для детей с ДЦП, направленные на тренировку эмоций.

Интерес, внимание: показать ребенку, как принюхивается собака, как подслушивает лисичка, как командир изучает карту. Попросить его повторить этюды.

Удивление: сделать круглые глаза.

Радость, удовольствие: попросить ребенка показать, как ведет себя котенок, когда его гладят; попросить улыбнуться; представить, что прилетел Карлсон (пришел Дед Мороз) и принес вкусные конфеты (игрушки).

Страдание: показать ребенку, как болит живот; как плачет грудной ребенок; как бывает холодно на морозе.

Отвращение: попросить ребенка представить себе, что он пьет соленую газированную воду.

Гнев: попросить ребенка показать, как сердится бабушка (мама, папа, дедушка).

Страх: попросить ребенка представить, как лисенок потерял свой дом.

Вина и стыд: попросить ребенка вспомнить, как он потерял любимую мамину (бабушкину, дедушкину, папину) вещь; попросить прощения.

Выполнив данные упражнения для малышей с детским церебральным параличом, нужно попросить ребенка несколько раз повторить этюды.

Статья прочитана 53 028 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.