Развитие самостоятельности детей и поддержка инициативы

К сожалению, вместо развития самостоятельности у детей с самого раннего возраста родители на корню пресекают даже малейшие проявления инициативы со стороны крохи. Первые «Я сам!» нередко воспринимаются родителями в штыки, так как они прекрасно знают, что сам он будет делать это очень долго, и, как правило, плохо. А тем временем поддержка инициативы и самостоятельности детей – это первое, что должны делать любящие мама и папа.

Самостоятельность… Редко чего так ждут и одновременно так боятся родители, как все возрастающей самостоятельности малыша. Ведь каждая новая веха на этом пути означает, что наш кроха растет, и мы все меньше и меньше можем его контролировать. Тем не менее, это формирование у ребенка самостоятельности, в который не стоит вмешиваться. Мы не должны мешать, но в наших с вами силах сделать что-то важное, необходимое, чтобы этому процессу помочь — помочь ребенку стать более самостоятельным по сравнению с тем, каким он был еще недавно.

В процессе того, как воспитать в ребенке самостоятельность, нужно следовать нескольким правилам, которые полезно знать всем родителям.

Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного и школьного возраста на личном примере

Важная часть развития самостоятельности у детей дошкольного возраста — это личный пример, который подают ребенку родители. Когда вы сами делаете то, что необходимо, когда не откладываете, не переносите часть работы по дому, которая доступна и может быть выполнена здесь и сейчас, когда не пытаетесь переложить на плечи ребенка или мужа действия, которые являются вашими прямыми обязанностями и которые вы можете и в состоянии выполнять. Это личный пример склонности к порядку как составляющей развития самостоятельности.

В процессе формирования самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста обратите внимание, как и когда у ребенка появляется стремление самому наводить порядок, а не только помогать вам? У каждого ребенка имеется врожденная склонность к порядку. Вы можете вспомнить это или прямо сейчас понаблюдать за своим малышом. До года у ребенка есть склонность складывать и снова высыпать различные предметы из любых емкостей — коробок, корзин, ведерок. Он может очень долго играть в эту игру. Чуть позже игрушкой номер один становятся матрешки и стаканчики-вкладыши, которые несут в себе некий предустановленный порядок. Спустя какое-то время вы можете заметить, что ребенок бурно протестует, если вы ставите игрушки не на их привычное место, кладете ложку не с той стороны от тарелки или пытаетесь внести какие-то другие, незначительные, на ваш взгляд, изменения в быт и игры крохи. Все это проявления врожденной склонности к порядку. Если мы не будем мешать этой потребности, а будем всячески ее поддерживать, она естественным образом перейдет в уже зрелую привычку, в стремление самому создавать и поддерживать порядок в своих вещах и игрушках.

А как развить самостоятельность у ребенка, если вы не замечаете за собой склонности к порядку? Вам нужно придумать другой творческий способ продемонстрировать это ребенку. Как минимум в процессе формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста вашей задачей будет показать малышу, что уборка — это отнюдь не что-то противное, неприятное, обидное.

Развитие самостоятельности детей дошкольного возраста: передача инициативы

Процесс развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем крох, привычка к самостоятельному наведению порядка всегда естественны. Но родители не всегда готовы этот процесс принимать таким, какой он есть. Мы пытаемся навязать ребенку свою инициативу, пытаемся влиять на процесс, форсировать его, или, напротив, не склонны давать ребенку действовать самостоятельно и тем самым тормозим процесс развития самостоятельности, затрудняем его.

Как приучить ребенка к самостоятельности и не мешать ему делать что-то самому? Здесь, пожалуй, можно дать единственную правильную рекомендацию — позвольте ребенку развивать свою самостоятельность так, как это предусмотрено природой.

Самый распространенный пример передачи инициативы –с едой. В год-полтора ребенок проявляет естественный интерес к самостоятельному приему пищи — пытается взять ложку, лезет в тарелку руками, если вы ему ее не даете, и т.д. Практически каждая мама может вспомнить этот момент, но, увы, очень многие этот сигнал игнорируют, а продолжают кормить ребенка самостоятельно. В особо запущенных случаях, когда малыш проявляет излишнюю настойчивость в попытках завладеть ложкой, его нейтрализуют с помощью мультиков или дают в руки какую-нибудь занятную игрушку. В результате вместо того, чтобы стать активным полноправным участником процесса кормления, ребенок только открывает рот. Из наблюдений и опыта известно, что если пропустить период естественного интереса ребенка к самостоятельному приему пищи, с большой долей вероятности кормить ребенка с ложечки маме придется до трех и более лет.

Безусловно, тут нет никакой драмы, и если вы не ждете очередного прибавления в семействе, не собираетесь выходить на работу, и не хотите спокойно есть свой обед во время общей трапезы, вы можете кормить ребенка хоть до самой школы. Но, как правило, к двум годам такие кормления начинают серьезно напрягать маму, которая не может есть сама или заниматься какими-то своими делами, когда кормит ребенка. А в это время сверстники малыша прекрасно орудуют ложкой. У них начинаются новые этапы формирование самостоятельности, дети раннего возраста к этому возрасту уже начинают пытаться есть вилкой.

Почему же не получается приучить к этому вашему ребенку? Потому что мама выбрала для себя более удобный вариант в тот момент, когда нужно было передать ребенку инициативу. Для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста важно не упустить этот момент. У ребенка был естественный и полагающийся ему по возрасту интерес, и задача внимательных родителей — его удовлетворить. Так и в других ситуациях, когда ребенок проявляет интерес к самостоятельному выполнению того или иного действия, мы можем и должны передавать ему инициативу, постепенно устраняясь из процесса и позволяя ему делать то, что делать ему уже под силу.

Как развить самостоятельность и приучить к ней ребенка

Если вы не знаете, как научить ребенка самостоятельности, прежде всего, не делайте за него то, что он может сделать сам. Даже если он плохо это сделает, даже если ему будет трудно, — если ребенок способен сделать что-то самостоятельно, мы должны дать ему такую возможность. Этот постулат развития самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста касается и гигиенических навыков, и навыков самообслуживания, и творческих занятий, и игр. Конечно, это касается и домашних дел. Если вы доверили малышу перемешать салат, то вы не должны ему помогать, если он это в состоянии сделать сам. Пусть качество перемешивания будет примерно на 30% от вашего, но он сделает это сам, и это будет реальный вклад в развитие его самостоятельности!

В то же время при формировании самостоятельности у детей младшего возраста вы не должны требовать от ребенка невозможного, то есть того, что ему не под силу по причине недостаточного развития моторных навыков, усидчивости и т.д. Ну не может ребенок почистить яйцо, не может разложить красиво и ровно сыр на бутерброды в 10 месяцев, просто потому, что он не может этого сделать! Но к 1,5-2-м годам после регулярных тренировок это уже будет ему доступно. Не может ребенок чисто, качественно почистить ботинки в 1,5 года и т.д. И мы не вправе от него этого ожидать, а тем более требовать. Но он может начать это делать. Развитие самостоятельности детей – процесс планомерный, и вам нужно хорошо представлять, что доступно для ребенка в том или ином возрасте.

Показатели уровня самостоятельности детей: чему мы учим ребенка

Реализуя важную задачу под названием «учим ребенка самостоятельности», нужно четко представлять, что дети должны уметь в том или ином возрасте. Уровень самостоятельности детей в зависимости от возрастных критериев различен.

Ознакомиться с показателями самостоятельности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста вы можете в следующей таблице:

Возраст

Возможные дела по дому

К 2-м годам

  1. относить свой использованный подгузник в мусорное ведро;
  2. относить и выбрасывать в ведро другой мелкий мусор;
  3. вытаскивать и складывать белье в стиральную машинку (не много);
  4. приносить по просьбе предметы из другой комнаты и относить их на место по словесной инструкции;
  5. класть на место книги и игрушки по завершении игры после напоминания;
  6. чистить мандарин, банан, вареное яйцо с незначительной помощью взрослого;
  7. аккуратно складывать свои вещи на стульчик;
  8. вытирать тряпочкой или губкой пролитую воду

К 3-м годам

  1. складывать игрушки на место;
  2. разбирать сумки из магазина (расставлять по местам консервы, коробки с крупами, убирать продукты в холодильник на низкие полочки);
  3. помогать сервировать стол (расставить тарелки, чашки, разложить столовые приборы);
  4. раскладывать на хлеб нарезанный сыр, ветчину;
  5. срывать зелень для салата с грядки, нарывать зелень для салата руками;
  6. после еды убирать свою посуду со стола в мойку;
  7. складывать посуду
  8. посудомоечную машину;
  9. протирать свою обувь специальной губкой

К 4-м годам

  1. подметать или пылесосить полы;
  2. вытирать пыль с мебели;
  3. поливать цветы после напоминания или с использованием наглядных материалов (календарь, график);
  4. менять воду в поилке и кормить домашних животных;
  5. развешивать на сушилке мелкое белье — трусики, носки, детские футболки;
  6. в магазине брать с полок и складывать в корзину продукты в упаковке;
  7. застилать свою кровать с небольшой помощью взрослых;
  8. насыпать в тарелку хлопья для завтрака;
  9. намазывать мягкое масло, паштет, плавленый сыр на бутерброд столовым ножом или обратной стороной ложки;
  10. взбивать смесь для омлета, жидкое тесто ложкой или венчиком;
  11. перемешивать салат;
  12. чистить руками вареные овощи (картофель, морковка);
  13. собирать ягоды с кустов

К 5-ти годам

  1. наливать в кружку компот из кувшина, сок или молоко из пакета;
  2. мыть овощи и фрукты;
  3. без помощи и подсказок взрослых сервировать стол;
  4. без помощи взрослых застилать постель;
  5. сортировать белье для стирки;
  6. выносить мусор с помощью взрослых;
  7. ухаживать за домашними животными и растениями без регулярных напоминаний взрослых

К 6-ти годам

  1. чистить сырые овощи;
  2. самостоятельно готовить простые блюда (омлет, вареные яйца, горячие бутерброды и т.п.);
  3. развешивать на сушилку белье — полотенца, детские брюки, рубашки;
  4. подметать двор;
  5. выгуливать собаку;
  6. поливать огород;
  7. запускать стиральную машинку

К 7-ми годам

  1. заваривать чай, кашу быстрого приготовления;
  2. собирать свой школьный ранец;
  3. поддерживать порядок на своем рабочем столе;
  4. гладить полотенца, футболки

К 9-ти годам

  1. мыть полы;
  2. чистить сантехнику и плиту (без применения химических веществ);
  3. пришивать пуговицы;
  4. красить стены, забор

К 10-ти годам

  1. ходить в магазин за мелкими покупками (по списку);
  2. самостоятельно менять постельное белье

Формирование самостоятельности у детей младшего и старшего дошкольного возраста: не торопить!

Для развития самостоятельности у детей, младшего и среднего дошкольного возраста рекомендация «не торопить» перекликается с необходимостью постепенной передачи инициативы. В тот момент, когда вы ребенку отдаете инициативу самостоятельного выполнения какого-либо дела, очень важно отстраниться и постоянно напоминать себе, что это может занять достаточно много времени. Надевает ли малыш колготки, вытирает ли пыль или вы его попросили помочь выгрузить белье из стиральной машинки — безусловно, вы бы сделали все это в разы быстрее, и наверняка кроха что-нибудь забудет в этой машинке или отвлечется от своей миссии и начнет заниматься чем-то посторонним, придумает какую-нибудь игру. Но если вы будете стоять и подгонять ребенка: «Давай быстрее! Ну что ты возишься! Ты не можешь побыстрее одеваться? Мы сейчас опоздаем!..», то подобные комментарии отобьют охоту к самостоятельным действиям у ребенка, и в следующий раз вам будет сложнее привлечь его к этому или к какому-нибудь другому делу. Ребенок интерпретирует подобные понукания так: в прошлый раз я помогал маме, мама была недовольна, ей не понравилось. Я не справился, я плохой и т. д.

Не менее пагубно влияет на развитие самостоятельности родительский смех, даже если мы смеемся по-хорошему, по-доброму, как нам кажется. Или позволяем себе комментарии типа: «Ну вот, ты все опять разлил. Я же говорила, что ты не донесешь, я так и знала, что ты уронишь». Такие комментарии тормозят развитие самостоятельности, понижая самооценку ребенка. Контролировать эти высказывания довольно сложно, особенно если вы нередко практикуете такой способ общения с взрослыми. Если это так, то и в общении с ребенком у вас будут постоянно вылетать такие фразы и наносить вред развитию его личности и становлению самостоятельности.

Развитие самостоятельности у детей раннего возраста: не переделывать!

При воспитании самостоятельности у детей младшего школьного возраста и дошкольников ни в коем случае нельзя доделывать и переделывать то, что делает ваш ребенок, в его присутствии.

Если на словах вы восхищаетесь, какой он замечательный помощник, как он хорошо пропылесосил, но тут же за ним начинаете переделывать, не надо думать, что ребенок не поймет, что происходит. Может быть, не с первого раза, но ребенок снова построит ту же логическую цепочку — я помогал, маме не понравилось, ей пришлось переделывать, мама из-за меня устала, я плохой и так далее.

Или другой вариант — мама переделала, у мамы получается лучше, чем у меня, пусть мама делает это сама. Можно по-разному обыгрывать необходимость что-то доделать за ребенком, подключая свое творческое мышление, но переделывать с комментариями («ладно, теперь давай я нормально пропылесошу») — это означает поставить жирный крест на всех ваших предыдущих попытках развить самостоятельность ребенка. Таким образом, мы заявляем, что ребенок делает все плохо, не так, как нужно.

Воспитание самостоятельности у детей раннего возраста: хвалить!

Также во время воспитания самостоятельности у детей раннего возраста не нужно скупиться на похвалу. Известно, что для нормального роста и развития ребенку необходимо получать 8 объятий в день от близких людей (мамы, папы). Мы думаем, что и хвалить ребенка нужно тоже не менее 8 раз в день — и для развития самостоятельности, и для развития личности в целом.

Попробуйте вспомнить прямо сейчас, сколько раз сегодня вы хвалили вашего ребенка. И если похвалы было недостаточно, подумайте, за что еще вы могли бы его похвалить прямо сегодня. Если малыш не спит и день еще не закончен — обязательно сделайте это! Понятно, что не всегда получится найти 8 причин похвалить ребенка именно за самостоятельность или порядок в комнате. Если сейчас проблема воспитания самостоятельности и приучения к порядку стоит особенно остро, старайтесь все-таки находить возможности для похвалы, касающейся этой темы. Ну а недостающую похвалу вполне уместно «добирать» из любых других областей жизни ребенка. Не шумел, пока спит младшая сестричка; нарисовал красивую машинку; поинтересовался, как дела у бабушки; поделился игрушкой с товарищем в песочнице — будьте внимательны к вашему малышу, и вы всегда найдете, за что его похвалить!

Попробуйте хвалить ребенка каждый день не менее 8 раз и посмотрите, как это отразится на его самостоятельности, да и на ваших отношениях вообще.

Как воспитать в ребенке самостоятельность правильной похвалой

Похвала при формировании самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста и совсем маленьких крох должна быть правильной. Наверное, многие из вас слышали о том, что похвала бывает разной: позитивной, полезной и, наоборот, бесполезной и даже опасной. Какая похвала является правильной, то есть помогающей сформировать хорошую положительную самооценку у ребенка, а также показать ему, какое поведение вы считаете правильным и ожидаете от него? Правильная похвала — это похвала за конкретные действия, за конкретный результат. Когда мы хвалим не ребенка вообще: молодец, умница, хороший мальчик или девочка, — а отмечаем конкретные его действия, конкретные качества, которые он проявил в определенной ситуации, конкретные усилия, которые он приложил для достижения результата (даже если желаемый результат и не был, достигнут в полном объеме).

Например, можно сказать: «Ты сегодня отлично пропылесосил этот ковер, мне осталось пропылесосить только в спальне. Ты мне очень здорово помог!» То есть вы указываете конкретные вещи и хорошо, если вы подчеркиваете социальную составляющую той деятельности, которую он сделал. То есть недостаточно сказать: «Здорово, что ты вытер эту лужу», лучше дополнить: «Здорово, что ты вытер эту лужу. У нас теперь дома чисто и опрятно. Приятно зайти в комнату». Так вы можете подчеркнуть, что сделанное ребенком — это не просто рядовое действие, а то, что будет полезно, будет оценено и пойдет на пользу всем, кто живет с ним рядом.

Формирование самостоятельности ребенка в семье: помогать!

При воспитании самостоятельности у детей младшего возраста нужно обязательно помогать ребенку, когда он еще не может самостоятельно выполнить какое-либо действие.

Важно не упустить момент, когда стоит постепенно передавать инициативу ребенку, минимизируя свое участие и заменяя его помощью внешних средств. Наклейки на контейнерах и ящиках для вещей и игрушек — это внешнее средство, которое помогает вам избежать лишних подсказок и напоминаний, а ребенку — правильно разложить все вещи по местам.

Известно, что если ребенку постоянно напоминать о необходимости полить цветы, накормить кошку, убрать игрушки и т.д., это очень раздражает, причем причиной раздражения является не беспорядок в комнате (как нам бы этого хотелось), а тот, кто выдает все эти напоминания и наставления, то есть вы. Но если все те же самые напоминания и списки дел оформить в виде наглядного списка или картинок, вам не приходится говорить и вы уже не воспринимаетесь ребенком как источник критики и надоедливых распоряжений.

Как научить и привить ребенку привычку к самостоятельности

Как привить ребенку самостоятельность и превратить действия, которые малыш выполняет вместе с вами или самостоятельно с вашими напоминаниями, в привычку? Здесь нет никакой хитрости, так как мы все, так или иначе, занимались формированием привычки у себя и у ребенка. Сам процесс воспитания самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста и у взрослого имеет одинаковую схему.

Запишите ответы ребенка, распределив их по трем колонкам:

  • то, что он считает обязательным делать всегда (например, снимать уличную обувь, убирать игрушки с пола);
  • то, что было бы здорово делать (раскладывать игрушки по местам после игры, пылесосить ковер, убирать одежду в шкаф);
  • то, что совсем неважно для него (расставлять книги в определенном порядке).

Составленный таким образом «кодекс порядка» при формировании самостоятельности ребенка в семье поможет вам избежать или свести к минимуму проблемы и ссоры по поводу беспорядка в комнате.

Статья прочитана 3 952 раз(a).

Войдите, чтобы написать комментарий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: